Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные принципы изучения индивидуальных особенностей.




Изучение личности ребенка через его деятельность —один из 'важнейших принципов, которому должен следовать учитель. Многие особенности личности вскрываются непосредственно на уроке, другие—в работе дома.

Уже в том, как учащиеся выполняют домашние задания, вы­являются их индивидуальные особенности Вот, например, как готовят уроки две ученицы:

Вера К. быстро приготовила учебник, тетрадь Занимается сосредото­ченно, с увлечением Вопросов сестренки из другой комнаты не слышит или делает вид, что не слышит. Работала, не сходя с места, до тех пор, пока не приготовила всего урока. Закончив занятие, аккуратно сложила книгу, тетрадь и сказа та сестренке «Теперь пойдем погуляем-».

Евгения Г, взяв учебник, тут же обратилась к брату: «Может быть, ты мне расскажешь'» Получив отказ, начала читагь, но часто прерывала чтение словачи- «Ну ладно, это просто» Минут через 20 сказала: «Теперь можно сделать перерыв».

^st"»^. „ „

Другой принцип -(^изучение положения школьника в кол­лективе." Индивидуальные {Особенности ученика можно выяснить через выявление отношения коллектива к ученику и учени­ка к коллективу. При этом определяется, как относится ученик к коллективу класса в целом (его успехам и неудачам) ^.чув­ствует ли ответственность за класс, за порученное дело; с кем дружит, каковы мотивы создания тех малых коллективов, чле­ном которых он является; как относится коллектив к данному ученику.

Н.е мерее важным принципом является^уз^чение личности, в '{тзвцтии^К. Д. Ушинский требовал от учителя знания и с то­рии" характера ученика. Часто «разгадка» личности ребенка содержится в условиях семейного воспитания. При этом необ­ходимо выяснить: '

1. Общие данные о домашних условиях (состав семьи, за-нятия~родителей, наличие условий для занятий ученика дома, краткие биографические сведения об ученике, перенесенные бо­лезни, переезды семьи, переход из школы в школу и т. д).

2. Кто принимает наиболее активное участие в его воспи­тании? В чем состоит воспитание в семье? Есть ли система в воспитании, авторитетны ли для ребенка те люди, которые его воспитывают,'существуют ли единые требования, правильно ли

применяются поощрения и наказания? В какой мере ребенок предоставлен самому себе? Отношение к, ребенку в семье.

3. Отношение ребенка к1 родителям "(проявление уважения, ^заботы "и" т. д.). Отношение к старшим и младшим братьям и сестрам. Отношение 'к другим членам семьи, соседям.

4. Участие ребенка в домашнем труде. Есть ли у него опре­деленные трудовые обязанности, какие именно? Как он их вы-^полняет? Напоминают ли ему о них? Отношение ребенка к ве­щам.

5. Ребенок садится за уроки: самостоятельно или по требо-JBaiiiiio взрослых? Справляегся сам или нуждается в помощи? Сколько затрачивает времени^ Работает сосредоточенно или отвлекается? Контролируют ли его родители при подготовке уроков: следят за тем, чтобы ученик регулярно в определенное время готовил уроки, чтобы не откладывал приготовление на ночное время и т. д.?

6 Как ребенок проводит свободное от \чебных занятии время? Занимается ли спортом, посещает технические кружки, музеи, театры, кнно^ Есть ли у него какое-либо увлечение (тех­ника, шахматы, футбол и т. д)? Когда и при каких условиях рпо возникло? Любит ли ребенок"читать и что главным обра- зом читает? Бывают у ребенка дома школьные товарищи, ходит ли_'он~к ним, чем они заняты при встрече? С кем дружит уче­ников чем выражается его дружба?

7. Как проявляется отношение ребенка к школе? Любит ли он школу, в чем это проявляется? Как реагирует ученик на полу­ченные отметки, как относится к учителю, отдельным предме­там, как оцениваёт"своих товарищей?

Психолого-педагогическая характеристика и индивидуаль­ный подход. Только в результате тщательного изучения особен-HocTd'i развития и воспитания дома учитель может составить ' психолого-педагогическую характеристику. Познакомимся с примерной характеристикой, в которой не только отмечены ин­дивидуальные особенности ученика, но "ц сделана попытка вскрыть причины этих особенностей.

Лепя В., ученик III класса Мальчик высокогр роста, стронныи Движе­ния резкие. На уроке сидит очень беспокойно, постоянно оглядывается по сторонам. Разговаривает с соседом по парте, выкрикивает с места На пе­ремене бегает и дерется с другими ребятами. Обычно первый лезет в дра­ку, но сам же часто плачет. Однако необидчив, быстро забывает ссору и может вновь играть с тем, кто его обидел. Все это говорит о некоторых чертах сангвинического темперамента.

Учится посредственно. Полученные двойки ' не вызывают длительно;! печали. Уроки учит небрежно, перескакивая с одного предмета на др^гои. Торопится быстрее покончить с приготовлением уроков, чтобы бежать на улицу Очень рассеянный, пропускает буквы в словах, вместо однои цифры пишет др)г\ю и т. д Ни к "какому предмету интереса не проявччст. Отве­чает торопливо, сбивчиво Речь громкая, довольно выразительная При за­учивании стремится понять материал Дома задает много вопросов, но нет чувства ответственности. Уроки начинает выполнять только под нажимом


старших Еслп его не заставить, то может целый день бегать по уляце н нс выучить уроков Тетради н учебники содержатся в большом беспорядке, запачканы чернилами- Такая же неаккуратность проявляется и в одежде.

Ярко выраженных интересов вне школы нет. Один интерес быстро сме­няется другим. Любит ходить в кино, картин просмотрел очень много.

Общителен, но близких друзей в классе нет. Когда заболел, то к нему даже никто не зашел из товарищей по классу. В коллективе авторитетом не пользуется. Нередко попадает под влияние более инициативных учащих­ся. Стойких привязанндстей у мальчика нет.

К младшим братьям равнод; шен, иногда и груб с ними. Часто раз­дражается, нервничает, грубит и плачет, если двухлетний братишка возьмет что-то из его вешек Не чувствуется большой привязанности к родителям, бабушке.

Дела не доводт до конца, один играть не умеет. Не выдержан. Это проявляется как в школе, так н дома Любит похвастать несуществующими) спецами, своеи смелостью, хотя на самом деле трус.

Причины индивидуальных особенностей Лени объясняются некоторыми условиями воспитания мальчика в семье. Такие положи гечьныр качества, как сообразительность, осмысленность в понимании материала, объясняются тем, что в доме много книг, мальчику их рано начали читать. Это способствовало его умственному развитию.

Ряд отрицательных особенностей (отсутствие глубоких ин­тересов, небрежность при выполнении работы, невыдержан­ность, неаккуратность, равнодушие к окружающим людям, неумение доводить дело до конца, неорганизованность) объяс­няются многими причинами. До шести лет мальчик был в се­мье единственным ребенком. Материальные условия семьи хо-рошпе. С раннего детства у него было много игрушек, они ему быстро надоедали, и ребенок постоянно требовал новых. Тре­бования удовлетворялись. Скоро мальчик потерял интерес к игрушкам; мастерить что-либо его не приучили, а если он и собирался что-либо сделать, за него все выполняли взрослые или, наоборот, отмахивались. Он не привык ничего доводить до конца.

Мальчика рано начали водить в кино на самые разнообраз­ные картины, иногда и не соответствующие возрасту. Доступ-кость всякого рода развлечений не способствовала формирова­нию интересов. Отсюда та рассеянность, которая проявляется в учебной деятельности.

Детский сад Леня не посещал, а в семье не было никакого режима. Вставал и ложился он в любое время. Это привело к неорганизованности, беспорядочности.

Никаких трудовых обязанностей мальчик в семье не имел. Иногда он даже пытался в чем-то помочь бабушке, но ему ничего не разрешали делать. Не приучали самостоятельно оде­ваться и раздеваться, собирать игрушки, следить за своей одеждой, игрушками, книгами и т. д. У него появилась небреж­ность в обращении с вещами, неаккуратность, отсутствие само­стоятельности, он не привык уважать труд других.

У взрослых нет единых требований: один из членов семьи запрещает то, что разрешает другой. Это приводит к отрица­тельным реакциям со стороны мальчика на различные требо­вания взрослых. Наблюдаются иногда негативизм и упрямство.

Таким образом, основные отрицательные качества Лени объясняются отсутствием требовательности к мальчику, соот­ветствующего режима.

Основные задачи индивидуальной воспитательно!"! рабо-ты заключаются в том, чтобы, во-первых, держать постоянную связь с семьей, рекомендовать ввести строги» режим н постояи' ные трудовые обязанности для мальчика в семье, ограничить посещения кино; во-вторых, включить Леню в работу пионер­ской организации, давая ему на первых порах несложные, яо интересные поручения; в-третьнх, способствовать установлению.дружбы с более сильным, организованным учащимся, учиты­вая внушаемость и подражательность мальчика; в-четвсртых, повысить требования к нему, не пропускать ни одного случая нарушения дисциплины и невыдержанности; в-пятых, контроли­ровать приготовление домашних заданий, всякое улучшение поощрять.

Осуществление индивидуального подхода невозможно без педагогического такта по отношению к учащимся, т. е. способ­ности находить правильный, умелый подход к ученику.

Вопросы и задания

1. В чем эаключается индивидуальный подход?

2. Приведите примеры индивидуального подхода к учащимся с учетом их типа высшей нервной деятельности и темперамента.

3. Приведите примеры индивидуального подхода к учащем} ся в про­цессе обучения с учетом особенностей eiо умственного развития.

4. Раскройте психологические особенности неуспевающих, недисципли­нированных детей, каков индивидуальный подход к ним.

5. Каковы принципы изучения учащихся?

6 Приведите примеры проявления или отсутствия педагогического такта в отношении к учащемуся.

Литература

Дубровина И. В. Об индивидуальных особенностях школьников. М., 1975, («Педагогика н психология», № 6), с. 3—63.

Егорова Т. В. Особенности памяти и -мышления младшпх школьников, отстающих в развитии. М., 1973. гл. 11, с. 32—45, гл. IV, с. 78—104.

Калмыкова 3. И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психо­лога. М, 1982, («Педагогика и психология», № 3), с. 45—96.

Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М, 1971, с. 131—162.

Маркова А. К. Формирование мотивация учения в школьном возрасте. М., 1983, с. 88—94.

Богоявленский Д. Н; Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959, гл. V.

Психологические проблемы неуспеваемости школьников/Под ред. Н. А. Менчинской. М, 1971, гл II, с 31—81. гл. VI, с. 137—157.

Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисципли­нированным ученикам. М, 1958, гл. II, с. 29—90, гл. III, 91—213.

Психология индивидуальных рачличий. Тексты/Под ред. Ю> Б. Гнппен-рейтер, В. Я. Романова. М., 1982, с. 32—38, 74—77.


Глава IX. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА

§ <. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА

Исследования советских психологов показывают, что если существенные изменения в психическом развитии младшего школьника связаны прежде всего с учебной деятельностью, то в психическом развитии подростка основная роль принад­лежит устанавливающейся системе социальных взаимоот­ношений с окружающими.

Известно, что одна из существенных особенностей подрост­кового периода — бурное физическое и половое развитие, кото­рое осознается и переживается подростками. Но у разных под­ростков эти изменения протекают по-разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитывают влияние измене­нии, происходящих в организме подростка, на его психику и поведение. Так, под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость нервной системы подростка. Поэтому в этом возрасте нередко наблюда­ется повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т. п. Но этого может и не быть, если взрослые проявляют чуткость и предупредительность.

Физическое и половое развитие порождает интерес подрост­ка к другому полу и одновременно усиливает внимание к своей внешности. Но подростки ни социально, ни психологически еще. не готовы правильно решать эти проблемы (что создает для них большие трудности). И поведение подростка определяется тем, как взрослые помогают ему разрешать возникающие внут­ренние противоречия. Правда, в ряде.случаев взрослые имеют мало возможностей для помощи подростку. Так, в подростковом возрасте особо возрастает ценность дружбы и друга, ценность коллектива сверстников. Естественно, что «обеспечить» своего ребенка другом родители просто Не в состоянии. Это может и должен сделать только он сам.

Для каждого возраста и для каждого ребенка типична своя система взаимоотношений с социальной средой, что и опреде­ляет направление его психического развития.

Своеобразие социальной ситуации развития подростка со­стоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. В чем же это проявляется?

По сравнению с младшим школьником подросток должен устанавливать отношения не с одним, а со многими учителя­ми, учитывать особенности их личности и требований (порой противоречивых). «Все это,—отмечает Л. И. Божович,—опре­деляет совсем иную позицию учащихся по отношению к учите­лям и воспитателям, как бы эмансипирует подростков от непо­средственного влияния взрослых, делая их значительно более самостоятельными»'.

Но самое главное изменение в социальной ситуации разви­тия подростка, подчеркивает Л. И. Божович, состоит в той ро­ли, которую выполняет в этот период коллектив учащихся, пионерская и комсомольская организация.

Вступая в пионеры, а потом в комсомол, учащиеся включа­ются в различные виды общественно полезной деятельности, что значительно расширяет сферу социального общения подро­стка, возможности усвоения социальных ценностей, формирова­ния нравственных качеств личности. Именно в коллективе фор­мируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков, как чувство долга, коллективизма, товарищества.

Хотя учение остается для него главным видом деятельно­сти, по основные новообразования в психике подростка связаны с общественно полезной деятельностью. Это обуслов­ливается тем, что общественно полезная деятельность в наи­большей степени удовлетворяет доминирующим потребно­стям возраста— потребности в общении со сверстниками н. потребности в с амоут ее ржде н и и.

Удовлетворяя эти потребности, лодростки удваивают мо­раль общества, вырабатывают взгляды по тем или иным во­просам, правила поведения. 'Именно с общественно полезной деятельностью связаны резервы воспитания подрос+ka как гражданина. Но свои функции эта деятельность выполняет только при определенных условиях.

При организации общественно полезной деятельности очень важно, чтобы подростки не ограничивались целями, задачами и интересами своей малой (контактной, дружеской) группы, так как такое ограничение порождает групповой эгоизм, тогда как задача воспитания заключается в формировании коллективиз­ма. Главное, чтобы он видел смысл этих дел и достиг успеха в этой деятельности. Иногда наблюдается страстный порыв в начале деятельности и быстрое охлаждение в ходе ее выполне­ния. Нередко причиной быстрого охлаждения к делу является отсутствие заинтересованности других (детей и взрослых) в деятельности подростка или его невладение способами деятель­ности. Вот почему при организации общественных дел необхо­димо показывать их значение и вооружать подростков соответ­ствующими способами деятельности.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, с. 294.

221


Подростков привлекает не только содержание, но и форма внеклассной работы. Их привлекают героика, романтика, им нравятся походы, путешествия, исследовательская деятельность. Для подростков вообще свойственно стремление к «дали». Так, красные следопыты готовы пройти и проехать большие рас­стояния, чтобы получить нужные сведения, увидеть и сфотогра­фировать комсомольский билет героя Отечественной войны и т. п.

Организуя учебно-воспитательную работу с подростками, необходимо учитывать, что на их поведение и деятельность су­щественное влияние оказывает мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентируются прежде всего на это мнение.

Учитель для подростков не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъ­являют высокие требования к деятельности, поведению и лич­ности учителя. Они постоянно оценивают учителя и свое отно­шение к нему строят на основе оценочных суждений. Очень важ­но, чтобы мнение товарищей, коллектива, мнение самого под­ростка совпадало или было сходно с мнением воспитателей и родителей. Только в этом случае можно разрешить возникаю­щие противоречия и тем самым создать благоприятные усло­вия для нормального развития подростка.

Постоянное взаимодействие подростка с товарищами порож­дает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взгляда­ми и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.

Потребностью в самоутверждении можно объяснить и мно­гие факты нарушения норм и правил поведения так называе­мыми трудными подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство — это самая большая трагедия для подростка. Вот почему подросток бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учи­тель в присутствии товарищей. Такое замечание он рассматри­вает как унижение своей личности (аналогичные явления на­блюдаются и в реакциях подростков на замечания товарищей и родителей). На этой основе нередко возникают конфликты между подростком и учителем, и подросток становится «труд­ным». Только тактичное обращение с подростком, только обес­печение его эмоционального благополучия именно в школьном коллективе создают психологически благоприятную почву для эффективного влияния на подростка.

Подросток активно ищет верных друзей, но не всегда их находит. В этом тоже—трудность возраста. Задача воспита­ телей заключается не только в том, чтобы знать, в какие объС-

- динения входит подросток, какое место он занимает в разных

-группах, что является психологической основой объединений подростков, но и в том, чтобы целенаправленно управлять фор­мированием групп подростков, помогать каждому из них занять

'достойное место среди других и прежде всего среди товарищей "- по классу.

-" Как показывают психологические исследования (М. А. Але-маскин), 92% «трудных» подростков входили в число изолиро­ванных школьников. Это говорит о том, что у таких подростков

- нет прочной связи с одноклассниками, а их взаимоотношения неблагополучны. В свою очередь, изолированные <трудные» не только общаются между собой, но и образуют в школе малую группу со своими лидерами и общими интересами. Наличие та­ких групп внутри класса создает значительные трудности как для самих подростков, так и для воспитательной работы с ними'.

Существенное значение для развития подростка имеет то

^ место, которое он занимает в семье. Если родители и старшие члены семьи учитывают возросшие возможности подростка,

- относятся к нему с уважением и доверием, помогают ему пре­одолевать трудности в учении и общественно полезной деятель-.: ности, помогают устанавливать взаимоотношения с товарища-

"1 ми, сохраняют контакт с ним, отвечая на его многочисленные вопросы, то тем самым они создают благоприятные условия для развития подростка^ как достойного гражданина социалистиче­ского общества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...