Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опровержение аргументов. Выявление недостатков в рассуждениях и доказательствах.

ПРОВЕДЕНИЕ ДЕБАТОВ

Дебаты – вид структурированной дискуссии, интеллектуальная игра в которой стороны аргументированно отстаивают противоположные позиции в обсуждении одной темы (проблемы). Существуют определенные правила ведения дебатов, которые, прежде всего, помогают обучаться культуре конструктивного общения. Кроме того, дебаты содействуют развитию логического мышления, способствуют формированию уверенности и убедительности в отстаивании своей позиции, помогают приобрести навыки командной работы.

Дебаты требуют значительного времени для подготовки, в случае серьезной темы («Наркотики необходимо легализировать», «Реклама вредна», «Насилие в образовании оправдано» и т.п.) и может проводиться без длительной предварительной работы в случае обсуждения шуточных тем («Ночью нужно спать», «Девушки созданы для поцелуев», «Колобок не должен был идти по дороге»).

В дебатах участвуют две команды оппонентов: утвеждающие (поддерживают тему) и отрицающие (опровергают тему). Предлагаемый ниже регламент предполагает наличие в каждой команде по три игрока. Каждый игрок выполняют свою функцию, но действуют они как во время подготовки, так и в процессе самих дебатов командно.

Хорошо, если на дебаты приглашаются зрители, поскольку задача дебатеров – прежде всего, убедить жюри и зрителей в правильности своей позиции (не зависимо от их реальной позиции по обсуждаемому вопросу вне игры). Все речи выступающих направлены на присутствующих (обращение к оппонентам, визуальный контакт с ними во время выступлений не допускается).

Регламент дебатов

 

Примечания -
После каждого выступления и раунда вопросов команда может взять тайм–аут (1-2 мин.) для обсуждения последующего выступления. Всего 6 минут за игру.
У - спикеры утверждения, О - спикеры линии отрицания. Хронометрист (таимкипер) – следит за соблюдением регламента, по договоренности предупреждая голосом или карточками спикеров о течении времени.

В игре оцениваются

- Содержание
работа с определениями,
работа с критерием,
работа с аргументами (отношение аргументов к теме, их разнообразие и глубина)
наличие фактических ошибок,
работа с вопросами
Максимальное количество баллов спикеру - 10, за допущенные ошибки снимается по баллу в каждом из видов.

- Структура:
соответствие роли спикера,
структура выступления,
логика построения речи,
соблюдение регламента
Максимальное количество баллов – 10, ошибки в каждой из номинаций наказываются снятием до двух баллов, регламент оценивается в1 балл.

- Способ:
культура речи,
культура общения,
корректность
Максимальное количество баллов – 10, за ошибки может сниматься от 1 до 3-х баллов, в зависимости от количества ошибок.

Таблица результатов дебатов

Примечание
В процессе оценивания жюри ведет протокол. Это поможет при объявлении команды-победителя и рейтинга игроков быть аргументированным. При этом жюри важной функцией жюри является поддержание доброжелательной атмосфере к которой они призывают как дебатеров, так и зрителей.

Типичные ошибки по критерию «Содержание»:
Повторное утверждение предмета спора вместо его доказательства.
Утверждение мнения, нет фактических доказательств.
Неясное или неправильное определение понятий
Отклонение от темы — это происходит по причине плохой подготовки или сильного давления со стороны оппозиции. Если темы двух первых выступающих не совпадают друг с другом, то последнему докладчику будет довольно сложно изложить окончательную линию команды.
Несоответствия — никакие аргументы не должны быть использованы, если они не относятся к делу.
Ложные аналогии — часто они являются «за уши притянутыми» и поэтому опасными (например, выборы парламента против выборов учителя учениками). Мелочи всегда не соответствуют делу и являются потерей времени. Атаки на личность, а не на ее аргументы.
Путаница слов и понятий.
Излишнее цитирование — выступающие должны высказывать свою точку зрения и пользоваться мыслями других лишь для поддержки своих измышлений кратко и по содержанию.
Неправильная интерпретация лингвистических единиц — в определении темы должны быть даны дефиниции всех терминов с тем, чтобы избежать путаницы в значениях многозначных слов.
Неправильная дедукция — историческая ошибка: т. е. история не обязательно себя повторяет, поэтому аргументация полностью построенная на этом может быть и ложной

Типичные ошибки по критерию «Структура»:
Нелогичные предсказания.
Ложные заключения.
Неправильное распределение ролей — т.е. выступление не соответствует роли спикера.
Неуместное или нелогичное развитие аргументации.
Хронологические ошибки — проведение частей дебатов в не логической последовательности.
Несоблюдение регламента (превышение или неиспользование времени выступления)

Типичные ошибки по критерию «Способ»:
Небрежное поведение.
Несоответствующая мимика
Излишняя агрессивность.
Речевые ошибки.
Излишнее использование сленга.
Монотонная речь.
Плохая артикуляция.
Плохая дикция.

Сюжет доказательств выстраивается по следующему алгоритму:

• приветствие слушателей;
• представление команды и самого себя;
• вступление (обоснование актуальности темы);
• определение понятий темы;
• выдвижение критерия;
• аргументация;
• заключение;
• благодарность за внимание.

Выработка критерия
Критерий - это структурный элемент сюжета доказательств, который служит для упрощения логических связей между аргументами и тезисом темы, он как бы задает направление раунда дебатов. Критерий можно понимать двояко: как признак, характеризующий обсуждаемую тему, и как цель или ценность. Критериями могут быть: права человека, ценность человеческой жизни, безопасность общества и т.д.

Как создать аргумент
Аргумент - это основание или довод, приводимый для доказательства тезиса.
Аргумент отвечает на вопрос: "Чем надо доказывать тезис?"
Логическая цепочка (структура аргумента) может быть представлена следующим образом: тезис (основная мысль, идея) -раскрытие, объяснение данной идеи - доказательство (обоснование и рассуждение) на основе фактов: определений, цитат, аксиом, законов науки, мнений авторитетных личностей, примеров из окружающей жизни, статистических данных, которые в дебатах носят название - поддержки аргументов.

Первое правило - ваши аргументы должны базироваться на свидетельствах (ссылки на источники).

Второе правило - вы также должны показать связь между вашими свидетельствами и утверждением (тезисом). Оппоненты будут всегда требовать демонстрации этой связи. Подобная связь носит название "рассуждение". Если вам не удастся представить цепочку рассуждений, то доказательство не срабатывает.

Возможные уровни опровержения для всех спикеров обеих команд:

Опровержение критерия.

На этом уровне опровержения подвергают сомнению само основание позиции оппонента и эффективность его стратегии, а также критерий, касающийся общей позиции оппонента в отношении темы. Вы можете согласиться с критерием, предложенным оппонентом, и вести опровержение на втором и третьем уровнях.

В ходе раунда дебатов подумайте: Согласны ли с позицией оппонентов? (ответ - нет, иначе можно идти домой). Тогда суммируйте ее и скажите, как вы будете доказывать ее несостоятельность. Согласны ли вы с определениями оппонентов? Если - нет, то скажите: "Мы принимаем определения оппонентов, но хотели бы их дополнить... потому что...". Согласны ли вы с критерием? Если нет, то скажите, например: "Наши оппоненты выдвигают в качестве критерия качество жизни. Это неприемлемо в силу ряда причин...". Если -да, то скажите, например: "Я принимаю этот критерий как конечную цель, но не согласен с предложенным способом ее достижения".

Опровержение аргументов. Выявление недостатков в рассуждениях и доказательствах.

В ходе раунда дебатов подумайте: Обосновывают ли аргументы тему, иначе, соответствуют ли они выдвинутому критерию? Подкреплены ли аргументы доказательствами? Цитаты и статистика еще не означают обоснование утверждения. Внимательно прислушайтесь, доказывают ли приведенные факты то, что они хотят доказать. Подумайте, правильный ли вывод вы делаете? Убедитесь в наличии причинно-следственной связи.

Комментарии и рекомендации:

Перед тем как вы дадите определение терминам, вам нужно понять, какие термины нуждаются в определении. Не каждое слово в теме требует словарного определения для того, чтобы его поняли. Некоторые термины и слова будут приняты обеими командами и без необходимости их определения. Вы должны будете сконцентрировать внимание на определении тех терминов, которые могут вызвать некоторые разногласия.

Утверждающая сторона выступает первой и поэтому имеет возможность ввести свое определение.

Речь нужно решительно начать и решительно закончить. Поэтому заключение нужно так же тщательно планировать, как и другие разделы речи. Оно должно подытожить речь или еще раз внести в нее пояснения; расширить интерес слушателя, подкрепить смысл и значение сказанного, создать соответствующее настроение в конце речи. Это можно сделать следующими способами: 1) повторение, 2) иллюстрация, 3)обязывающее или впечатляющее утверждение и 4) юмористическое замечание. Повторяемые пункты могут быть перечислены: во-первых...во-вторых...в-третьих... Для иллюстративной концовки могут быть использованы стихи, афоризмы, цитаты.

Существует несколько видов заключений, которых следует избегать. Одни заключения состоят из остроумной шутки, не имеющей отношения к существу речи. Другие содержат извинения оратора и часто сопровождают неудачные и плохо продуманные речи. Третий вид неудачных заключений оставляет впечатление, что речь недоделана, оборвана. Они просто не завершают ее и, скорее всего, обусловлены тем, что спикер не уложился в отведенное ему время. В той же мере следует избегать затасканных по форме и содержанию фраз. И, наконец, нельзя рекомендовать заключения, которые навевают на аудиторию настроение безнадежности и беспросветности в связи с нарисованными в речи мрачными картинами.

Во время выступления разрешается пользоваться карточками, на которых записаны цитаты, аргументы, статистические данные и т.п. информация. Кроме того, члены команды могут передавать карточки своему игроку во время его выступления.

Дебаты, в рамках изучения ЕС можно проводить на разные темы и по разным сферам. Одним из возможных вариантов является тема «Европейскому союзу конституция не нужна». Для подготовки участников к данным дебатам можно использовать следующие информационные материалы:

1. Зачем Евросоюзу конституция?
2. Евроконституция light
3. Принят проект Конституции ЕС
4. Базовый договор ЕС
5. Межправительственная конференция по выработке текста нового базового договора ЕС стартует в Брюсселе
6. Внутренние вопросы Европейского Союза
7. В Брюсселе принята "мини-конституция" ЕС
8. Таблоид The Sun поклялся бороться с европейским договором
9. Большинство европейцев поддерживают Конституцию ЕС
10. Ратификация Европейской Конституции: процедуры, даты, результат
11. Европейская Конституция между эйфорией и скепсисом
12. Конституция ЕС/ Материал из Википедии

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...