Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. От зависти к радости: Как избавиться от душевной боли




7. От зависти к радости: Как избавиться от душевной боли

Когда мы завистливы, мы не можем вынести счастье, богатство, репутацию, таланты и добрые качества других. Мы желаем разрушить их счастье и добрые качества и объявить их своими. Мы можем маскировать свою зависть или объяснять ее, но, когда мы срываем эти покровы, мы совершенно ясно видим, как она уродлива.

Зависть может подпортить взаимоотношения. Мы завидуем другому человеку, поскольку с ним тот или та, кого мы любим. Зависть возникает в случае с работой, когда кто-то получает должность, которую хотим мы. Когда другой лучше нас играет в футбол или на гитаре, моднее одевается или поступил в лучший институт, мы начинаем завидовать. Зависть вовлечена во многие межнациональные споры о границах и в противостояние политических партий в рамках одного народа.

Иногда наша зависть так сильна, что мы даже не можем спать ночью или сосредоточиться на работе. Зависть толкает нас говорить или делать то, что разрушает чужое благополучие и счастье. Она делает нас подленькими и нечестными.

Зависть основана на нашем ложном понимании ситуации. Самоозабоченный до крайности, завистливый думает: " Мое счастье важнее, чем чье-то еще. Я не могу стерпеть, чтобы у кого-то было счастье, которого хочу я".

Средство против этого — взглянуть на ситуацию с более открытым разумом, принимая во внимание не только свои, но и чужие счастье, выгоду и утраты. На наш ум может оказать глубокое впечатление памятование о том, что и другие желают счастья: они рады приобретениям и хорошим возможностям, они любят компанию хороших людей и ценят похвалу.

Когда кому-то другому достается что-то хорошее, то почему бы не порадоваться? Мы часто говорим: как было бы замечательно, если бы другие были счастливы. Теперь же один человек счастлив, и мы совсем даже не приложили к этому руку! Нет смысла становиться несчастными из-за зависти.

Мы не обязаны всегда быть лучшими или обладать лучшим. Маленький ребенок плачет, возражает и пытается испортить веселье своему товарищу по играм, когда не получает того, что дают ему. Как взрослым, ответственным за то, чтобы показывать детям хороший пример, и как гражданам, ответственным за общественное согласие, нам лучше будет позволить себе быть счастливыми и радоваться чужой удаче. Так будем счастливы и мы, и другие.

Например, коллега получает повышение по службе, которого, как нам кажется, заслуживали мы. Если мы смотрим на это только со своей точки зрения, мы завидуем и несчастны. Зависть не делает счастливыми ни нас, ни других. Она совершенно не помогает, так как не лишает коллегу повышения и не предоставляет это повышение нам. Помня же о том, что этот человек счастлив своим повышением и хотел бы, чтобы и другие разделили его радость, мы порадуемся его удаче. Тогда мы оба будем счастливы.

Легче исправить свою нереалистичную установку на зависть, когда она касается чего-то небольшого: например, кто-то получает подарок, а мы нет. Труднее радоваться счастью других, когда оно означает потери с нашей стороны.

Возьмем, к примеру, взаимоотношения мужчины и женщины, когда один из партнеров не верен. Если мы ревнуем, а затем кричим, проклинаем и даже бьем другого, мы не облегчим боль от ревности, равно как и не сможем убедить партнера, что ему лучше остаться с нами. Позволяя костру ревности продолжать гореть, мы теряем покой, становимся несчастными и мстительными. Вдобавок мы легко можем сказать или сделать что-то такое, что отвратит от нас другого, тем самым делая воссоединение невозможным.

Даже если мы не прощаем другому его неподобающее поведение, но сможем остаться спокойными, то испытаем меньше боли. Кроме того, мы сможем сохранить между собой открытое общение. В результате нам обоим будет легче, когда позже мы встретимся и поговорим. Двери останутся открыты на случай, если другой захочет извиниться.

Вкратце, избавление от зависти и ревности устраняет наши собственные внутренние муки. Умение радоваться успеху и добрым качествам других приносит счастье и им, и нам.

 

8. Держи вора: Как распознать беспокоящие эмоции

Чтобы распознать беспокоящие эмоции, когда они окольными путями проникают в наш ум, нужны внимательность и бдительное самонаблюдение. Как только мы решили действовать, говорить и думать с пользой, внимательность предохранит нас от отвлечения. Бдительное самонаблюдение позволяет нам осознать, что мы делаем, говорим и думаем, и, замечая беспокоящую эмоцию, извещает нас об опасности. Тибетская буддийская традиция кадампа советует:

Сидишь одиноко — следи за умом,

На людях — следи за словами.

Поскольку у нас напряженная жизнь, мы зачастую не осознаем, что происходит внутри нас. Мы озабочены тем, чтобы идти туда и сюда, делать это и планировать то. К тому же мы не слишком хорошо себя знаем, так как наше внимание всегда направлено вовне. Чтобы это исправить, важно, чтобы у вас каждый день было " время покоя", время расслабиться и побыть одному. Мы можем почитать какие-нибудь полезные книги или просто посидеть и подумать. Неплохо бы делать обзор того, что случилось за день: что и почему мы сделали, что сказали и сделали другие и как мы на это отреагировали, какие свои мысли и чувства мы выразили, а какие нет.

Это время покоя дает нам возможность " переварить" то, что мы пережили, осознать свои мысли и чувства. Мы можем заметить, что посочувствовали чьим-то трудностям; мы можем обнаружить, что не расстроились в ситуации, которая обычно могла бы нас растревожить. Мы увидим продвижение в том, как мы взращиваем благие состояния ума, порадуемся этому и поздравим себя — конечно же, не возгордившись при этом!

С другой стороны, мы можем заметить неприятные чувства и спросить себя: " Был ли я в гневе? Завидовал ли я? Был ли привязан? Горделив? Узколоб? " Будучи честны с самими собой, мы сможем признать случаи, когда наше отношение было нереалистичным или вредным. Нет нужды судить себя за то, что эти чувства у нас есть. Они просто есть. Мы — обычные существа, и естественно, что иногда у нас возникают разрушительные эмоции. Нет оснований чувствовать за них вину, но и игнорировать их мы не должны.

Чтобы развеять эти неприятные чувства, мы можем воспользоваться советами, изложенными в предыдущих главах. К примеру, мы можем заметить, что наше понимание ситуации было ограниченным и ввело нас в гнев. Если мы хорошенько разберемся, то сможем выявить ложность своих представлений. Затем мы попытаемся увидеть ситуацию с более реалистичной и доброй точки зрения. Таким образом мы избавимся от неприятного чувства. Далее мы можем решить, что впредь будем внимательнее, чтобы не совершать физических и словесных действий под воздействием таких беспокоящих эмоций.

Через некоторое время мы заметим, что какая-то из беспокоящих эмоций возникает в нас чаще, чем другие. К ней мы должны быть особенно внимательны в своей повседневной жизни. Каждый день в свое время покоя мы можем постепенно взращивать в себе более открытое и сострадательное видение. Таким образом наши полезные взгляды станут привычнее, и ситуации будут представляться нам по-иному. Потом, когда в течение дня будут происходить схожие события, у нас будет больше шансов распознать ложные проекции, прежде чем они начнут нами командовать.

Постепенно освобождаясь от ложных идей и преобразуя свое мировоззрение, мы намного больше будем радоваться жизни и будем полезнее для других. Так наша жизнь сможет приобрести большой смысл.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...