Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Открытое сердце. Любовь и сострадание




Открытое сердце

Буддисты верят в то, что чужая доброта становится очевиднее, когда мы принимаем во внимание множество прожитых жизней. В каждой из наших жизней другие были к нам добры. Мы не всегда были вместе с теми людьми, с которыми близки сейчас. В прошлых жизнях мы вступали во всевозможные отношения с каждым живым существом. В прошлом мы многократно были для каждого родителями и детьми, пусть даже мы сейчас этого не помним.

Поначалу это может показаться странным, но, учтя безначальность жизни, мы можем понять, что всех знали раньше. В этих прошлых жизнях, когда другие были нашими родителями, они обычно были к нам добры. Даже не будучи нашими родителями, они нам помогали.

Когда мы глубоко об этом задумаемся, то почувствуем по отношению к другим глубочайшую признательность и благодарность. После этого, при мыслях о других, они предстанут перед нами невыразимо добрыми. Мы искренне захотим воздать им за доброту. От всего сердца мы пожелаем им счастья. Это — любовь.

Открытое сердце, полное любви, дарует нам радость. Но как нам понять, когда мы эгоистичны? Нам страшно, тяжко и неудобно. Помогает ли эгоизм? Наша самоозабоченность претендует на заботу о нас, говоря: " Если я сам не позабочусь о себе, то кто? В этом мире я прежде всего должен заботиться о своем собственном благополучии. "

В действительности такое отношение разрушает нас. Если мы изучим свой опыт, то заметим, что всякий раз, когда мы вступаем в конфликт с другими, в этом замешан эгоизм. Всякий раз, когда мы действуем разрушительно, создавая причины собственных будущих страданий, за нами стоит эгоистический ум. Всегда, когда мы ленивы, требовательны или неблагодарны, мы находимся под влиянием эгоизма. Почему страны воюют? Откуда семейные ссоры? Почему некоторых влекут наркотики и алкоголь, власть и богатство? Ответ всегда приводит к эгоизму, к большей заботе о себе, чем о других. Очень эффективная техника ослабить возникающий эгоизм — представить себя в окружении множества людей. Это напоминает нам, что мы делим мир с другими. Затем вместо того, чтобы отождествляться с самими собой, мы отождествляемся с другими и смотрим на себя прежнего. Как мы выглядим в глазах других? Так ли мы важны, как думали раньше?

На самом деле есть множество других и только один " я". В таком случае разве справедливо заботиться лишь о собственном благополучии? Правильно ли считать свое счастье более важным, чем чужое? Подобное размышление помогает нам увидеть ситуацию под правильным углом зрения.

Это не означает, что мы плохие люди, поскольку иногда бываем эгоистичны. Самоозабоченность — это одно из облаков, покрывающих ясное небо нашего ума. Мы не должны ошибочно отождествлять себя с эгоизмом, поскольку так мы еще более усугубляем ситуацию. Скорее мы решаем противодействовать эгоизму, поскольку он вредит нам и другим.

С другой стороны, забота о других приносит великое благо. Они будут счастливы, и мы тоже. Кроме того, заботясь о других, мы будем действовать созидательно. Это, помимо прочего, приносит нам счастье в будущих жизнях. Наши взаимоотношения, как и среда обитания, будут более гармоничными. Благодаря большей заботе о других, чем о себе, наш ум обретет достоинство, и мы продвинемся по пути к пробуждению. Великий индийский мудрец Шантидева сказал:

Всякая радость в этом мире

Проистекает от желания счастья другим,

А всякое страдание в этом мире

Проистекает от желания собственного счастья.

Что за нужда говорить больше?

Неразумный трудится ради собственного блага,

Будды трудятся на благо других.

Просто взгляни на разницу между ними!

 

Любовь и сострадание

Любить — значит желать другим счастья, а сострадать — желать им избавиться от страданий. Любовь и сострадание могут стать беспристрастными и распространиться на всех, если устранить привязанность к друзьям, ненависть к врагам и безразличие к незнакомцам. Любовь — это не дефицитный товар, который распределяется избирательно. Когда мы осознаем доброту других и уважаем их желание быть счастливыми и избегать проблем, наша любовь может стать безграничной.

Кое-кто может спросить: " А не будет ли это несколько непрактично? Должен ли я отказаться от своей семьи? Или, может, я должен всех любить одинаково и иметь много жен или мужей? Должен ли я, из своей любви к ним, пускать воров к себе в дом и показывать им, где лежат деньги? "

Любовь должна сочетаться с мудростью. Она не должна быть тупой. Мы можем питать к своей семье любовь, а не привязанность. Мы можем одинаково любить все живое, но при этом жить со своей семьей.

Любовь и половое чувство — не одно и то же. Наше равное расположение к каждому не обязано выражаться сексуально. Точно так же поощрение преступлений, таких как воровство, — это не любовь. Однако мы можем использовать свои ресурсы для помощи другим в получении хорошего образования или работы, чтобы им не приходилось прибегать к воровству.

Любовь — это внутреннее отношение заботы обо всех. Однако в каждой ситуации мы должны действовать подобающим образом, чтобы принести наибольшую пользу максимальному количеству людей. Если мы должны остановить кого-то, кто вредит другим, то можем сделать это не из гнева или мести, но из заботы о виновнике, так же как и о других участниках ситуации. Умственно и эмоционально наши реакции на всех существ будут равными. Однако словами и телом мы можем действовать в соответствии с каждой ситуацией.

В добавление к любви мы можем развить сострадание, желая другим избавиться от своих страданий и от причин, которые к ним привели. Такое сострадание в равной мере простирается на каждого, вне зависимости от того, кто он и что делает.

Сострадание отличается от жалости. Жалость — это гордое, снисходительное отношение: " Я такой хороший, раз помогаю этим бедным неудачникам, чья жизнь разваливается на куски. " Сострадательный, с другой стороны, считает других равными себе, поскольку все в равной мере хотят счастья и не желают проблем. С уважением и скромностью, не стремясь к признанию своих действий, мы будем помогать, чем можем. Мы будем помогать другим с такой же легкостью и отсутствием ожиданий, как при помощи себе самим.

С любовью и состраданием мы продолжим развивать великую решимость принять на себя ответственность за счастье других. Без этой великой решимости, даже при наличии любви и сострадания, у нас не будет достаточного побуждения к действию. Подобно тому, кто видит утопающего и думает: " О, как ужасно! Этого человека нужно спасти", — у нас может никогда не возникнуть мысль броситься на помощь. Но, полностью развив великую решимость, мы автоматически будем делать для других все, что можем, без колебаний, принуждения или неудобства. Великая решимость претворяет в действия чувства любви и сострадания.

Как же нам наиболее эффективно действовать на благо других? Хотя мы можем желать помогать другим, в настоящее время наши способности ограничены. Наше сострадание неполно, нам недостает мудрости, арсенал искусных методов беден. Кто же обладает этими качествами, нужными для принесения другим максимального блага?

Глядя вокруг, мы видим, что мирским существам недостает этих качеств. Святые существа — архаты и бодхисаттвы — развили их в большой степени, но не полностью. Только будды полностью устранили все омрачения из своего мыслепотока и полностью развили все качества. Глядя на это, нам также захочется стать буддами на благо всех существ. Это и есть самоотверженная устремленность — третье из первичных постижений пути.

Когда эта самоотверженная устремленность сама собой присутствует в нас днем и ночью, мы называемся бодхисаттвами. Следующим шагом будет овладение шестью совершенствами: щедростью, нравственностью, терпением, усердием, сосредоточенностью и мудростью. Таков путь к полному пробуждению будды. Далее будут рассмотрены два важнейших фактора достижения пробуждения: мудрость и созерцание.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...