Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образец записи результатов функциональной пробы




Обследование осанки

Порядок осмотра:

1. Осмотр в фас, руки вдоль туловища – определяется форма ног (нормальная, О- и Х-образная), положение головы, шеи, симметрия плеч, равенство треугольников талии, деформация грудной клетки, симметрия таза.

2 Осмотр сбоку (поза сохраняется.) – определяется форма грудной клетки, живота, выступание лопаток, форма спины.

3. Осмотр со спины (поза сохраняется) – определяется симметрия углов лопаток, равенство треугольников талии, форма позвоночника, форма ног (нормальная, О- или Х-образная), ось пяток (вальгусная или нет).

4. В конце обследования ребенку предлагается сделать несколько шагов для выявления нарушений в походке.

Таблица

Тестовая карта для выявления нарушений осанки

 

1. Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью Да. Нет
2. Голова, шея отклонены от средней линии, плечи, лопатки, таз установлены несимметрично Да. Нет
3. Выраженная деформация грудной клетки – грудь «сапожника», впалая, «куриная» Да. Нет
4. Выраженное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза Да. Нет
5. Сильное отставание лопаток («крыловидные» лопатки) Да. Нет
6. Сильное выступание живота (более 2 см от линии грудной клетки) Да. Нет
7. Нарушение осей нижних конечностей (0-образные или Х-образные) Да. Нет
8. Неравенство треугольников талии Да. Нет
9. Вальгусное положение пяток или пятки (ось пятки отклонена наружу) во время стояния Да. Нет
10. Явные отклонения в походке: прихрамывающая, «утиная» и др. Да. Нет

Треугольник талии – просвет треугольной формы между внутренней поверхностью рук и туловищем, с вершиной треугольника на уровне талии. В норме треугольники должны быть одинаковыми по форме и равными по величине.

С помощью данного теста оценка осанки детей дошкольного возраста проводится по следующим градациям:

1. Нормальная осанка – отрицательные ответы на все вопросы.

2. Незначительные нарушения осанки – положительные ответы на один или несколько вопросов (номера 3, 5, 6, 7 включительно). Дети, обладающие этими отклонениями, подлежат наблюдению врача дошкольного учреждения.

3. Выраженные нарушения осанки – положительные ответы на вопросы 1, 2,4,8,9,10 (один или несколько). Дети, отнесенные к данной группе, подлежат обязательному направлению на консультацию к ортопеду.

Тест для выявления истинного сколиоза (искривление позвоночника). У детей иногда диагностируется истинный сколиоз. При этом он должен сопровождаться торсией – поворотом позвоночника относительно собственной вертикальной оси, когда остистые отростки позвоночника отклоняются в ту или иную сторону от срединной плоскости, образуя выпуклость, видимую при наклоне туловища.

Основным приемом для выявления истинного структурного сколиоза считается осмотр со сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперед. Ребенок медленно наклоняет туловище, при этом руки свободно свисают вниз, ноги выпрямлены. Наличие сколиоза определяется асимметричным реберным выбуханием в грудном отделе и мышечным валиком в поясничном отделе. Для более точной оценки осмотр проводится в двух положениях: спереди и сзади. При осмотре сзади, наклоняя туловище ребенка от себя, можно обнаружить торсию грудно-поясничного и поясничного отделов.

Тест для выявления плоскостопия

Наиболее часто встречающейся патологией опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста является деформация свода стопы – ее уплощение. Речь идет о продольном плоскостопии, так как поперечное плоскостопие в детском возрасте встречается сравнительно редко. При нерезко выраженных формах деформации свода стопы (плоскостопие I степени) субъективные жалобы, как правило, отсутствуют. Но в то же время именно эти данные дают возможность для своевременного назначения ортопедических мероприятий. Ведущую роль в этом должны играть массовые профилактические осмотры, в процессе которых решается вопрос о направлении ребенка к ортопеду. Обычный осмотр состояния свода стопы не может быть признан достаточно объективным для диагностики продольного плоскостопия. Необходимо обследовать стопы, применяя плантографию (получение отпечатков стоп с помощью плантографа) По медицинским данным, плоская стопа у детей до 5-летнего возраста может рассматриваться как результат нормального развития костно-мышечного свода стопы.

Для массовых обследований дошкольников наиболее удобна оценка плантограммы по методу В.А. Яралова-Яралянца. Плантограф представляет собой деревянную рамку (высотой 2 см и размером 40x40 см), на которую натянуто полотно (или мешковина) и поверх него полиэтиленовая пленка. Полотно снизу смачивается штемпельной краской. На пол под окрашенную сторону плантографа кладется чистый лист бумаги. Обследуемый становится обеими ногами или каждой поочередно на середину рамки, обтянутой полиэтиленовой пленкой. Обследуемый должен стоять на двух ногах с равномерной нагрузкой. Окрашенная ткань прогибается, соприкасаясь в местах давления с бумагой, доставляет на ней отпечатки стоп – плантограмму.

Оценка плантограммы делается на основании анализа положения двух линий, проведенных на отпечатке. Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком; вторая, проведенная из той же точки, проходит к середине основания большого пальца. Если контур отпечатка стопы в серединной части не перекрывает эти линии – стопа нормальная; если первая линия внутри отпечатка уплощена и обе линии расположены внутри контура – стопа плоская. Дети с уплощенной и плоской стопой должны быть направлены на консультацию к ортопеду.

Тестовое обследование и оценку плантограммы проводит медицинская сестра дошкольного учреждения. Плантограммы должны храниться в «Медицинской карте ребенка (форма № 026/У) или в «Истории развития ребенка» (форма № 112/У).


ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Обязательные тесты

Тесты по определению максимальной силы

Динамометрия ручная. Измерение силы правой и левой кисти производится детским или взрослым ручным динамометром в положении стоя с выпрямленной и поднятой в сторону рукой. Динамометр берется в руку стрелкой к ладони, кисть не должна касаться тела. Не разрешается делать резких движений, сходить с места, сгибать и опускать руку. Выполняются 2-4 попытки сначала левой, затем правой рукой. Регистрируется лучший результат обеих кистей. Перед проведением теста необходимо калибровать динамометр.

Тесты на определение силовой выносливости

Поднимание ног в положении лежа на спине. Ребенок лежит на спине, положив руки за голову. По команде он поднимает прямые и сомкнутые ноги до вертикального положения и затем снова опускает их до пола. Плечи фиксируются другим ребенком. Определяется число правильно выполненных подниманий ног за 30 с.

Тесты по определению скоростно-силовых качеств

Прыжок в длину с места. Обследование проводится на площадке в теплое время года, а в помещении в холодное время года. Прыжок выполняется в заполненную песком яму для прыжков или на взрыхленный грунт (площадью 1 х 2 м), в физкультурном зале используется резиновая дорожка. Ребенок прыгает, отталкиваясь двумя ногами, с интенсивным взмахом руками, от размеченной линии на максимальное для него расстояние и приземляется на обе, ноги. В месте приземления нельзя опираться сзади руками. Измеряется расстояние между линией отталкивания и отпечатком ног (по пяткам) при приземлении (в см). Засчитывается лучшая из трех попыток.

Бросок набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы из исходного положения стоя. Испытание проводится на ровной площадке длиной не менее 10 м. Ребенок встает у контрольной линии разметки и бросает мяч из-за головы двумя руками вперед из исходного положения стоя, одна нога впереди, другая сзади или ноги врозь. В момент броска ступни должны сохранять контакт с землей. Допускается движение вперед вслед за произведенным броском. Засчитывается лучший результат из трех попыток.

Тесты для определения координации движений и ловкости

Ловля мяча. Взрослый с расстояния 1 м бросает мяч об пол в сторону ребенка. Тот ловит подпрыгивающий мяч ладонями рук. Тест засчитывается, если ребенок выполняет две попытки из трех.

Поскоки:

— ребенок балансирует на одной ноге 5 с и 10 с (для детей 3-4 лет);

— прыгает на одной ноге на месте (для детей в 4 года);

— прыгает на одной ноге, продвигаясь вперед не менее метра (для детей, начиная с 5 лет).

Прыжки через скакалку. Ребенок свободно держит скакалку за оба конца. Ее нужно держать ненатянутой. Ребенок должен прыгать вперед через скакалку, одновременно вращая ее и не касаясь ее ступнями. Во время прыжков нужно приземляться на обе ступни, нельзя терять равновесие. Прыжки засчитываются только при этих условиях. Засчитывается число правильно выполненных прыжков. Делаются три попытки. Тест предназначен для детей, начиная с 5 лет.


Дополнительные тесты

Тесты по определению силовой выносливости

Вис на согнутых руках. Тест применяется для детей, начиная с 3 лет. Ребенок встает на ящик или пол перед перекладиной так, чтобы подбородок находился на высоте железной палки, и любым способом хватается двумя руками за перекладину. По сигналу он отрывает ноги от ящика и принимает положение виса на согнутых руках, причем подбородок держит над перекладиной; Засчитывается время нахождения в висе от стартового сигнала до опускания подбородка ниже перекладины (в секундах).

Тесты по определению быстроты

Бег 10 м с хода. Беговая: дорожка длиной не менее 30 м, шириной 2-3 м, с плотно утрамбованным покрытием. Тест проводят два взрослых. Ребенок начинает разгоняться так, чтобы набрать максимальную скорость к линии старта. Один взрослый стоит на линии старта. В момент, когда ребенок поравнялся с линией старта, взрослый делает резкую отмашку флажком. По этому сигналу второй взрослый, стоящий на линии финиша, включает секундомер, и в момент, когда ребенок пересечёт линию финиша, секундомер выключается.

Бег 30 м со старта. На участке, спортивной площадке выбирается прямая, плотно утрамбованная Дорожка шириной 2-3 м, длиной не менее 40 м. Тест можно проводить на стадионе. На дорожке отмечаются линия старта и линия финиша. Расположение линии старта и финиша должно быть таково, чтобы солнце не светило в глаза бегущему ребенку. Тестирование проводят два взрослых, один флажком на линии старта, второй с секундомером – на линии финиша.

По команде «Внимание!» двое детей подходят к линии старта и принимают стартовую позу стоя, так называемый «высокий старт». По команде «Марш!» дается отмашка флажком; В это время взрослый, стоящий на линии финиша, включает секундомер. Дети начинают бег по дистанции. Во время бега не следует торопить ребенка, корректировать его бег, подсказывать элементы техники. Отмашка флажком должна четко даваться сбоку от стартующих детей. Во время пересечения финишной линии секундомер выключается и фиксируется время окончания бега.

Тесты по определению выносливости

Бег на дистанции 90,120,150, 300 м (в зависимости от возраста детей). Проводится двумя взрослыми на размеченной площадке. На дистанциях отмечаются линии старта и финиша. По команде «Внимание!» дети подходят к стартовой линии. По команде «Марш!» дается отмашка флажком и включается секундомер. При пересечении финишной линии секундомер выключается. Выполняется одна попытка. Для детей 5 лет – дистанция 90 м, 6 лет – 120 м, 7 лет – 150 м. Бег на дистанцию 300 м проводится Для детей 5-7 лет и детей более старшего возраста.

Оценка функционального состояния

Общепринятой и легко воспроизводимой является проба Мартинэ-Кушелевского – 20 приседаний за 30с. Эта проба широко применяется во врачебно-физкультурной практике у взрослых и детей. Дети 3 и 4 лет (менее подготовленные) могут выполнять 10 приседаний с помощью взрослого за 15 с.

Оценка результатов пробы проводится:

— по степени изменения частоты сердечных сокращений, дыхания и показателей артериального давления тотчас же после выполнения приседаний, т.е. после нагрузки;

— по времени возвращения показателей к исходным величинам.

В норме после функциональной пробы отмечается учащение частоты сердечных сокращении на 25-50% по отношению к исходной величине дыхания – на 4-6 дыханий в минуту, повышение систолического давления на 5-15 мм ртутного столба, диастолическое не изменяется или снижается на 5-10 мм ртутного столба.

Возвращение всех показателей к исходным величинам наблюдается в течение первых 2-3 мин. Общее самочувствие ребенка остается хорошим.

Отклонением от нормальной реакции Следует считать учащение частоты сердечных сокращений более чем на 50%, значительное учащение дыхания (видимая на глаз одышка), значительное увеличение систолического давления – более 15 мм ртутного столба, увеличение диастолического более чем на 1б мм ртутного столба. Время возвращения всехпоказателей к исходным величинам более 3 мин.

Методика проведения функциональной пробы

Проба с переменой положения тела (для детей раннего возраста). Ребенок лежит на кушетке в спокойном состоянии 2-3 мин, после чего у него определяют частоту сердечных сокращений (по 10-секундным интервалам), измеряют артериальное давление. Затем ребенку предлагают встать и производят те же измерения в вертикальном положении.

2. Проба Мартинэ-Кушелевскрго (10-20 приседаний за 15-30 с). Детей предварительно обучают данному движению, чтобы они приседали ритмично, глубоко, с прямой спиной. Дети 3-4 лет могут держаться за руку взрослого, который регулирует глубину и ритм приседаний.

Пробу проводят следующим образом: ребенок садится на стульчик у детского стола, ему надевают манжетку для измерения артериального давления, спустя 1-1,5 мин (когда исчезают рефлекс и возбуждение, вызванное наложением манжеты) каждые 10 с определяют частоту сердечных сокращений до получения 2-3 близких показателей, выбирают из них средний и записывают в графу «до нагрузки». Одновременно определяют характер пульса (ровный, аритмия и т. д.). Далее измеряют артериальное давление. Эти данные тоже записывают (см. табл.5)как исходные до нагрузки. Затем, не снимая манжеты (резиновую трубку отсоединяют от аппарата и закрепляют за манжету), ребенку предлагают сделать приседания под четкий счет взрослого.

После окончания дозированной нагрузки ребенку предлагают сесть и в течение первых 10 с определяют частоту сердечных сокращений, затем быстро измеряют артериальное давление и продолжают подсчет частоты сердечных сокращений по 10-секундным интервалам, до возвращения ее к Исходной величине. Затем повторно измеряют артериальное давление. Визуально следят за частотой и характером изменения дыхания.

Таблица

Образец записи результатов функциональной пробы

Время, с Частота сердечных сокращений   Примечание
  до нагрузки после нагрузки    
    1 мин 2 мин З мин 4 мин Наличие одышки, потливости, гиперемии (покраснение) лица, жалобы ребенка
           
    -      
    -      
    -      
  - - -    
  -   -    
Артериальное давление, мм рт. ст. 105/70 120/75 \ - 105/70 105/70

Для определения возрастной динамики функционального состояния и физической работоспособности, влияния на организм детей различных средств и методов физического воспитания может быть рекомендован тест RWC170, при котором величина работоспособности выражается объемом работы при заданном ритме сердечных сокращений 170 уд/мин. Детям дошкольного возраста оценка физической работоспособности может быть проведена с помощью пробы «степ-тест» (подъем на ступеньку). Для детей, занимающихся спортом, этот метод обязателен, так как он позволяет дать качественную оценку работы системы кровообращения при физической нагрузке.

Используется дозированная физическая нагрузка: подъем на ступеньку в течение 2 мин с частотой 30 подъемов в одну минуту. Высота ступеньки подбирается для каждого ребенка индивидуально в зависимости от длины его ноги (табл. 6).

Таблица 6

 

Длина ноги, см                  
Высота ступеньки, см                  

Движения при пробе имеют двухтактный характер и проводятся под счет взрослого. Восхождение на ступеньку делается следующим образом:

1) ребёнок ставит одну ногу всей ступней на ступеньку;

2) поднимает вторую ногу и приставляет к первой – в этот момент он стоит обеими ногами на ступеньке;

3) опускает одну ногу на пол;

4) приставляет к ней другую.

При движении можно оказывать помощь ребенку, слегка придерживая его за руку, с целью поддержания ритма движения и необходимой частоты.

Определение физической работоспособности (RWC170) проводится расчетным методом с учетом частоты сердечных сокращений (ЧСС) по формуле (Л.А. Абросимова, Б.В. Карасик):

 


ВАРИАНТЫ ДОКУМЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...