Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и классификация форм ГУ.




Форма управления – это внешнее выражение и содержание управления, пределы конкретных управленческих действий, совершаемых органами ГВ и МСУ. Форма управления м иметь юр содержание – т.е. устанавливаться в НПА[3]. В других случаях форма управления не устанавливается нормативно и ее нельзя считать правовой формой управления.

Правовая форма управления – это внешне выраженное и юридически оформленное действие органа ГВ или д/л, осуществляемое в пределах его компетенции и вызывающее определенные правовые последствия. В процессе деятельности органы ГВ и д/л в каждом конкретном случае избирают специальную форму управления. При этом выбор должен подчиняться определенным правилам: она д соответствовать компетенции органа, правовым методам управленческой деятельности, характеру разрешаемых вопросов и т.д.

Признаки правовой формы:

1) установление в НА;

2) наличие государственно-властной природы;

3) подзаконность управленческих действий;

4) главное в содержании – исполнительно-распорядительная деятельность.

Если форма управленческих действий не определена в НА и не влечет правовых последствий, она относится к не правовым формам правления.

В настоящее время складывается следующая система форм управления:

1) издание НПА;

2) издание индивидуальных правовых актов (ИПА);

3) заключение публично-правовых договоров;

4) совершение юр значимых действий;

5) осуществление организационных действий;

6) выполнение материально-технических действий.

Первые 4 – правовые, 2 последние – не правовые.

Правовые формы управления по содержанию м б:

1) правоустановительные;

2) правоприменительные;

3) регулятивные;

4) правоохранительные.

Не правовые формы традиционно включают:

1) организационные действия, разработка методических рекомендаций и указаний;

2) материально-технические действия, призванные обеспечить эффективность государственно-служебной деятельности и связанные с ведением делопроизводства, регистрацией и оформлением.

В зависимости от направленности действий м б:

1) внутренние;

2) внешние.

Функции ГУ.

Посредством функций достигаются цели управления, т.к. именно выполнение функций, различных по содержанию, но взаимосвязанных составляет сущность управления социальной системой.

По содержанию функции управления м б:

1) общие;

2) специальные;

3) обеспечительные.

К общим функциям управления относят:


1) учет;

2) анализ;

3) прогнозирование;

4) планирование;

5) организация;

6) регулирование;

7) контроль.


Специальные функции управления зависят от органа, выполняющего эти функции. Можно выделить:

1) обеспечение личной и общественной безопасности;

2) обеспечение обороноспособности страны;

3) охрана гос границы;

4) осуществление социально-экономической политики, внешней политики и международных отношений.

Обеспечительные функции:

1) кадровая;

2) материально-техническая;

3) финансовая;

4) делопроизводственная.

Методы ГУ и их классификация.

Метод управления представляет собой правовое средство, которое используется для достижения целей, решения задач, осуществления функций управленческой деятельности.

Признаки метода управления:

1) существование метода обусловлено деятельностью органа ИВ;

2) цель использования методов – обеспечение ГУ;

3) наличие особого правоотношения между субъектом и объектом управления;

4) установление в нормативном акте порядка применения метода;

5) метод является средством осуществления полномочий;

6) методы используются в определенных формах;

7) методы применяются во временных рамках.

В настоящее время среди методов ГУ используют убеждение и принуждение.

К убеждению как методу воздействия прибегают в процессе принятия разъяснительных, воспитательных и поощрительных мер воздействия. В случае, если поведение объекта управления не соответствует требованию НПА, то субъект управления вправе применять принудительные методы.

Методы управления м б:

1) прямые (административные);

2) регулирующие (экономические).

Прямые методы характеризуются односторонностью государственно-властного воздействия. Лицо, осуществляющее управление принимает властные, влекущие юр последствия акты управления, которые обязательны для исполнения. При использовании прямых методов субъект управления лишен возможности осуществлять управление по своему усмотрению и вынужден действовать в рамках установленных административных процедур.

Прямые методы в зависимости от формы выражения м б:

1) правовые;

2) организационные.

По административно-правовым признакам:

1) нормативные;

2) индивидуальные.

По степени воздействия на объект управления:

1) императивные;

2) уполномочивающие;

3) поощрительно-рекомендательные.

При методах регулирующего управления субъект управления создает благоприятные условия для достижения целей и задач управления путем воздействия на индивидуальные интересы объекта управления. Особенности регулирующего метода:

1) достижение желаемого результата путем воздействия на сознание и волю управляемых лиц;

2) обеспечение правовой защиты в рамках административного и судебного обжалования;

3) издание НПА, уполномочивающих на совершение определенных действий;

4) возможность выбора поведения лицами;

5) нормативное установление механизма стимулирования.

Поощрение в ГУ.

Стимулы — это средства, побуждающие деятельность людей, активизирующие их возможности. С помощью стимулов публичная власть осуществляет целенаправленное воздействие на интересы граждан, формирует их заинтересованность в совершении определенных поступков. Стимулирование, побуждение к действию производится путем воздействия на потребности и интересы людей, а следовательно, на их волю и поведение. Стимулирование предполагает использование «кнута и пряника», различных поощрительных и принудительных мер, материальных и моральных факторов. Его важнейший, наиболее эффективный вид — поощрение.

Поощрение — способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полезных с точки зрения поощряющего дел. Поощрительное воздействие возбуждает интерес к совершению определенных дел, получению материального, морального или иного одобрения. В настоящее время существует большое число юридических норм, регулирующих вопросы поощрения.

Действующими правовыми актами закрепляются виды поощрения; основания их применения; полномочия субъектов власти поощрять; порядок поощрения (поощрительное производство).

Как метод деятельности исполнительной власти поощрение характеризуется следующими особенностями:

1) фактическим основанием для него является заслуга, деяние, положительно оцениваемые субъектом власти;

2) связано с оценкой уже совершенных деяний;

3) персонифицировано, применяется в отношении отдельных индивидуальных или коллективных субъектов;

4) состоит в моральном одобрении, наделении правами, льготами, материальными ценностями и иными благами;

5) косвенно, через интересы, эмоции, сознание воздействует на волю поощряемого, стимулируя, побуждая его.

Основные принципы поощрительной деятельности: обоснованность, оперативность, гласность, разнообразие — вытекают из общих принципов функционирования публичной исполнительной власти. Их соблюдение обеспечивает эффективность этой разновидности властвования.

Виды правовых поощрений устанавливаются законами, указами президентов, актами органов исполнительной власти, администрации государственных и негосударственных организаций.

Как метод осуществления управленческих действий поощрение представляет систему способов стимулирующего воздействия. Стимулирование хороших дел органично связано с позитивной административной деятельностью. Разнообразие славных дел очень велико, а значит, и средства их поощрения должны быть многочисленны и разнообразны.

Все средства позитивного стимулирования по способу их воздействия на поощряемых можно поделить на:

1) моральные;

2) материальные;

3) смешанные;

4) статутные.

Самые распространенные материальные поощрения — премии и ценный подарок. Существует огромное разнообразие премий. А ценным подарком может быть почти любой предмет, имеющий ценность.

Меры поощрения могут быть одновременно и моральными, и материальными. Такой смешанный характер воздействия имеет, например, досрочное присвоение очередного звания или присвоение звания на одну ступень выше, чем предусмотрено по занимаемой должности. Помимо морального такая мера имеет и материальный эффект — увеличение размера получаемого оклада.

Говоря о смешанном характере воздействия, нужно учитывать, что кроме чисто морального и материального поощрения в связи с этим приобретаются еще и дополнительные права, льготы и др.

При строгом подходе статутные средства поощрения можно считать смешанными. Но их основная особенность в том, что они изменяют правовой статус гражданина на всю оставшуюся жизнь. Их применение превращает его в заслуженного артиста (строителя, агронома, учителя, тренера, геолога и т. д.), почетного гражданина города, лауреата Государственной премии.

Применяются статутные меры в основном к гражданам. Но когда они используются в отношении организаций, статус последних тоже изменяется. Например, если театр стал академическим.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...