Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Воспитание и школа народов Древнего Востока и античного общества




Методический материал к разделу: «История педагогики»

Содержание

Тема 1. Возникновение и развитие педагогики, ее место в системе гуманитарных и естественных наук 3-4
Тест по теме  
Тема 2. Воспитание и школа народов Древнего Востока и античного общества 6-9
Вопросы и задания для самоконтроля  
Тест по теме  
Тема 3. Воспитание и образование в эпоху Средневековья (V - XVI вв.) 11-16
Вопросы и задания для самоконтроля  
Тест по теме 17-18
Тема 4. Образование и педагогическая мысль в Европе до XХ века 19-43
Вопросы и задания для самоконтроля  
Тест по теме 44-45
Тема 5. Воспитание и обучение в России до XIX века 46-61
Вопросы и задания для самоконтроля  
Тест по теме 63-64
Тема 6. Школа и педагогическая мысль в России в XIX веке 65-76
Вопросы и задания для самоконтроля  
Тест по теме 77-78
Тема 7. Педагогическая мысль в России в начале ХХ века 79-103
Вопросы и задания для самоконтроля  
Тест по теме 104-105
Тема 8. Школа и педагогика в XX веке 106-128
Вопросы и задания для самоконтроля  
Тест по теме 129-130
Тема 9. Образование в конце XX века. Ведущие тенденции развития мирового образовательного процесса во второй половине XX века 131-154
Вопросы и задания для самоконтроля  
Тест по теме 156-158
Литература  
Итоговый тест 159-165

Тема 1. Возникновение и развитие педагогики, ее место в системе гуманитарных и естественных наук.

 

Педагогика и ее история как отрасли научного знания о человеке начали формироваться только в XIX в. в общем кон­тексте развития науки. Уже с самого начала стало принятым расширенное понимание предмета педагогики: не только рассмотрение воззрений на сущность, задачи, содержание и методы воспитания («философия воспитания»), но и самой практики воспитания, образования и обучения. Предметом истории педагогики является историческое развитие взглядов на воспитание, а потом и собственно педагогики как науки; эволюция практики вос­питания в различных формах: семейное воспитание, специ­ально организованная воспитательно-образовательная рабо­та различного рода учебных заведений; деятельность разно­образных общественных организаций, имеющая своей целью содействие умственному, нравственному, физическому и эс­тетическому развитию молодежи.

В конце XIX — начале XX в. и на Западе, и в России истори­ки педагогики, ранее ограничивавшиеся в основном описани­ем прошлого, начали предпринимать попытки объяснения при­чин изменений в развитии взглядов на воспитание и его прак­тику. Это было связано как с развитием собственно педагогики, так и с обострением социальных конфликтов в обществе.

При любом подходе к истории педагогики можно утверждать, что ее основные функции остаются неизменными: это осмысление причин возникновения воспитания как социального явления и закономерностей его развития; рас­крытие разносторонних связей цели, конкретных задач орга­низации и содержания воспитания и образования с особен­ностями отдельных исторических периодов.

История педагогики тесно связана с историей многих дру­гих наук о человеке, особенно таких, как философия, пси­хология, физиология. Учет этого обстоятельства помогает правильному пониманию эволюции и трансформации педа­гогических идей и разнообразных форм организации воспи­тания, образования и обучения.

В нашей стране по сложившейся традиции уже с XIX в. было принято рассматривать отдельно друг от друга историю педагогики на Западе и в России. С одной стороны, это по­нятно, поскольку развитие культуры, в том числе и педаго­гической, тесно связано со спецификой развития отдельных стран и народов, с другой — это приводило к рассмотрению развития культуры России в отрыве от культурного развития народов Европы, хотя здесь на самом деле существует изве­стная общность эволюции общеевропейской цивилизации, по крайней мере с момента христианизации Руси.

После 1918 г. периодизация истории педагогики в новой России приводила к одному результату: жесткому привязыванию оценок явлений и фактов развития педагоги­ки и школы к заданным идеологическим установкам, что с собственно научным подходом нельзя считать совместимым.

Нужно особо подчеркнуть, что вторая половина XX века, по существу, сливается с современностью. Историческое рассмот­рение прошлого требует отстраненности во времени, и по­этому оценка развития школы и педагогики второй полови­ны XX века пусть будет задачей исследователей уже в XXI веке.

Воспитание как особый вид человеческой деятельности появилось в пер­вобытном обществе около 40 тыс. лет назад. Его целями были подготовка ребенка к удовлетворению практических потребностей и овладение им навыками охоты, ловли рыбы, изготовления оружия и т.п. При этом про­исходило усвоение ребенком определенного взгляда на мир, а также ов­ладение необходимыми навыками общения. Так человек приспосабливал­ся к окружающей его материальной и общественной жизни путем подражания и собственной активности. По мере того как развивался че­ловек и общество в целом, постепенно изменялось и воспитание.

Из необходимости сохранения и передачи знаний, практического их использования появился специальный социальный институт — школа. Она возникает за несколько тысячелетий до нашей эры в странах Древ­него Востока благодаря изобретению различных видов письменности - шумерского, китайского, египетского письма. Пятое тысячелетие до н.э. считается началом истории школы.

 

Тест по теме

1. Выберите правильный ответ.

Педагогика и ее история как отрасли научного знания о человеке начали формироваться только …

А) в XIX веке;

Б) в XVIII веке;

В) начало XX века.

2. Выберите правильный ответ.

В какой исторической эпохе воспитание появилось как особый вид человеческой деятельности?

А) в Средневековье;

Б) в пер­вобытном обществе;

В) в эпоху Возрождения.

3. Выберите правильный ответ.

Чем для истории педагогики является историческое развитие взглядов на воспитание?

А) объектом;

Б) предметом;

В) целью.

4. Выберите правильный ответ.

Какое тысячелетие считается началом истории школы?

А) первое тысячелетие до н.э.;

Б) третье тысячелетие до н.э.;

В) пятое тысячелетие до н.э.

5. Выберите правильный ответ.

В какой части света возникли первые школы?

А) на Востоке;

Б) на Западе;

В) на Севере.

Тема 2. Воспитание и школа народов Древнего Востока и античного общества

В Сирии, Ассирии, Палестине, Египте, Китае и Индии в городах, при об­щинах, храмах стали создаваться школы. В Древней Индии возникли лес­ные школы, где вокруг гуру (учителя) собиралась группа учеников. В Древ­нем Китае школы вначале возникали в жилищах для престарелых, бравшихся за обучение молодежи.

Как правило, в школах обучались дети из свободных и состоятельных семей. Но возникла потребность и в грамоте для юношества незнатного происхождения — для ведения канцелярской работы; для них также со­здавались школы (например, школы писцов в Древнем Египте).

В Древнем мире появились попытки теоретического обоснования вос­питания и обучения. Среди первых педагогов, соединивших опыт обуче­ния и воспитания и теоретически осмысливших его, был знаменитый ки­тайский мудрец Конфуций (551—479 до н.э.), слава о котором облетела весь мир, хотя он даже не оставил никаких письменных поучений. Он считается первым Учителем Китая, и память о нем сохранилась до наших дней.

Конфуций первым в истории возвысил человека, он был учителем че­ловечности». До Конфуция признавались только боги, цари, герои; он же провозгласил: человек — творец культуры, создающий Прекрасное, Возвышенное и Должное, поэтому он не уступает богам. Очеловечивает человека способ­ность осмыслить свою жизнь. Прежде чем поучать других, позаботься о собственном совершенствовании — это глав­ный завет Конфуция.

В книге «Беседы и суждения» учениками Конфуция записаны его вы­сказывания; в них содержатся и философское осмысление жизни, и сове­ты педагога. Конфуций под обучением понимал духовный рост любой лич­ности.

Обучение имеет целью развить духовную чуткость ученика; подлинно образованный человек может сделать мир свободным. Самообладание, скромность, усердие, здравый смысл способны привести любого к верши­нам мудрости. Великие свершения начинаются с малых дел. Мудрый учи­тель Кун понимал: чтобы воспитать человека, нужно помочь ему развиваться свободно. И он первым стал учить примером собственной жизни, он учил учиться, совершенствуя свою природу. Он первым в истории человечества провозгласил целью обучения развитие природных задатков человека.

Первые в истории педагогические обобщения Конфуция, основанные на соединении с практикой, содержат афоризмы об учении: о необходи­мости учить всех, об упорстве и трудолюбии ученика в овладении книгами и др.

Оценивая в целом цивилизации Древнего Востока, отметим, что раз­витие их осуществлялось и благодаря школе, учению. Возникшие из на­блюдений людей за природой знания о ее закономерностях, практическая нужда в этих знаниях вели к обобщениям, способствовали развитию ма­тематики, астрономии, ирригации и других научных основ. Появление школы, выросшее из практических потребностей, способствовало в свою очередь дальнейшему развитию наук и культуры. От Древнего мира чело­вечество восприняло идеи о необходимости образования, о целях воспи­тания и типах обучения.

Древняя Греция в VII—IV вв. до н.э. состояла из небольших городов-госу­дарств — полисов, с культурой которых связано развитие воспитания, школы, педагогической мысли. Здесь развивалась философия, включавшая в себя различные отрасли знания, имелась обширная литература, сложи­лись воспитательные системы, получила развитие педагогическая мысль. Наиболее влиятельными государствами были Лакония с главным городом Спартой и Аттика во главе с Афинами. В них определились различные педагогические системы: спартанская и афинская.

Спартанское воспитание сложилось как под влиянием природно-климатических условий, так и во взаимосвязи с исторической судьбой го­сударства, находящегося в состоянии постоянных войн, обладавшего ог­ромным количеством рабов.

Спарта (VII—III вв. до н.э.) в силу своего местоположения находилась в политической изоляции от других греческих государств. Спарта отлича­лась огромным военным потенциалом и стабильностью по­литической системы.

Целью спартанского воспитания была подготовка сильного, выносли­вого, мужественного воина, члена военной общины.

До 7 лет дети воспитывались в семье, но государство контролировало родителей. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, не боящи­мися темноты, не знающими своеволия и плача.

С 7 до 30 лет (7—15; 15—20; 20—30) человек постоянно находился в системе государственной опеки. Мальчиков собирали в агеллы, где они находились до 18 лет; это государственная система воспитания. Как писал Плутарх, мальчики вместе жили и ели, приучались стойко перено­сить лишения, одерживать победы над противником.

Физическая закалка, умение переносить голод, жажду, боль приобре­тались благодаря соответствующим условиям жизни: мальчик получал плащ, который защищал его от холода и зноя, спал на циновке, сделанной им самим, сам добывал себе пищу. Ребятишек коротко стригли и приуча­ли ходить босиком. Большое место в подготовке будущего воина уделялось военно-гимнастическим упражнениям: метанию диска и копья, борьбе, приемам рукопашного боя, бегу.

В 14 лет каждый спартанец проходил через агон — публичную порку, в которой воспитанники соревновались в терпении и выносливости. Такое состязание повторялось и позже.

Физическое воспитание дополнялось пением и танцами, носившими воинственный характер и пробуждавшими мужество. Особой заботой воспитания было приучение к немногословию, четкости и чистоте речи, соединявшейся с едкими остротами. Грамоте и чтению учили в мини­мальном объеме.

С 18 лет юноши становились членами военной общины, получали право ношения оружия, несли военную службу, принимали участие в об­лавах и расправах над подозрительными илотами и рабами.

В течение следующих лет не прекращались военная подготовка и фи­зическая тренировка, укреплялись нравственные и мировоззренческие ус­тановки.

Воспитание девушек преследовало цель подготовки здоровых и непри­хотливых женщин, способных воспроизвести потомство. Они были также суровы и целеустремленны, как и мужчины. Девочки состязались в беге, в борьбе, метании диска и копья так же, как и мальчики. Нагими девушки принимали участие в торжественных шествиях, плясали и пели при исполнении разных обрядов вместе с юно­шами.

Афинское воспитание преследовало иные цели: «Более всего мы стре­мимся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильны телом, ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство...» (Лукиан).

До 7 лет все свободнорожденные дети воспитывались в семье; с ними были мать, нянька, раб-дядька.

После 7 лет девочки оставались в семье, а мальчики начинали посе­щать платные школы (одновременно или последовательно):

- мусические (8—16 лет) — дававшие литературное и музыкальное об­разование и некоторые научные знания;

- палестры (13—14 лет) — школы пятиборья: бег, прыжки, борьба, пла­вание, метание диска. Большое внимание уделялось искусству танца, в ко­тором пытались передать гамму человеческих переживаний. Ученики уча­ствовали в народных играх и зрелищах. Здесь известные граждане вели с детьми беседы на нравственные темы;

- гимнасии (16—18 лет) — их было три: Академия, Ликей и Киносарг. Обучались в них наиболее состоятельные юноши, они совершенствова­лись в гимнастике, здесь шла и умственная тренировка. Сюда приходили и взрослые мужчины, чтобы послушать популярного философа, поделить­ся новостями, понаблюдать за состязаниями молодежи — так осущест­влялось свободное общение взрослых и подростков;

- эфебии (18—20 лет) — двухгодичные военные государственные орга­низации, где учили юношей военному делу.

В сложившихся социальных условиях афинской жизни можно было добиться успеха, только овладев искусством слова, позволяющим удер­жать внимание толпы. Обучением этому искусству занимались софис­ты — странствующие учителя, среди которых были писатели, государст­венные деятели.

Софисты произносили перед учениками образцовые речи и потом за­ставляли учеников, подражая им, произносить свои; нередки были диспу­ты. Так же как и в школах, софисты брали за свои занятия плату, аудиторией могла стать любая улица или площадь. Такие занятия были своего рода первой формой высшего образования. Вершиной подобной формы обучения стал метод Сократа (469—399 до н.э.). Сократ вел почти ни­щенский образ жизни, но не брал платы со своих учеников. От него вошли в педагогическую теорию и практику знаменитые диспуты и сократов­ский метод обучения в школе: нахождение истины в диалоге на строгом логическом основании. («Повивальное искусство рождения истины», как образно определял свой метод Сократ.)

Наряду со школой воспитание в Афинах осуществлялось широкой системой внешкольного образования, которое оказывало большое влия­ние на каждого. Это и афинский театр, и всенародные игры — олимпиа­ды, и изобразительное искусство, и архитектура — целая система культур­ных воздействий.

В древнегреческой науке находятся истоки многих педагогических идей. В учениях философов Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля оп­ределены цели воспитания, выявлены его закономерности, принципы, на которых строятся воспитание и образование. Многие из педагогических идей получили свое дальнейшее развитие в науке в последующие века.

Педагогический опыт Древней Греции бесценен для человечества. Здесь широко использовались средства физического воспитания и закал­ки; доказана возможность гармоничного развития; выявлена связь содер­жания воспитания, его средств с возрастом ребенка. Гармоничное разви­тие детей через воспитание остается до сих пор одной из самых гуманных и благородных идей в педагогике.

В науку о воспитании и образовании молодежи вошли из античности, например, такие понятия: «педагог», «гимназия», «лицей», «школа».

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Проанализируйте антропологические основания и социокультурные условия развития ближневосточной педагогики в древности.

2. Каковы причины возникновения древнейших в истории человечества школ?

3. В чем заключаются историческое своеобразие педагогических традиций Дальневосточной цивилизации?

4. Каковы педагогические взгляды Конфуция?

5. Какой из античных идеалов, по вашему мнению, в большей степени мог бы способствовать решению задач обновления отечественной школы сегодня?

6. Какие педагогические идеи зародились в Древнем мире и были развиты впоследствии?

 

Тест по теме

1. Выберите правильный ответ.

В каких странах возник такой социальный институт как школа?

А) в странах Западной Европы;

Б) в странах Древнего Востока;

В) в Древней Руси.

2. Выберите правильный ответ.

Кто среди педагогов-философов Древнего Востока первым в истории возвысил человека?

А) Конфуций;

Б) Платон;

В) Сократ.

3. Выберите правильный ответ.

Какое воспитание в Античном мире преследовало целью подготовку мужественного воина, члена военной общины?

А) Афинское воспитание;

Б) Рыцарское воспитание;

В) Спартанское воспитание.

4. Выберите правильный ответ.

Спартанское воспитание характеризуется:

А) семейным воспитанием;

Б) государственной системой воспитания;

В) в зависимости от сословия.

5. Выберите правильные ответы.

Характерными чертами афинского воспитания являются:

А) до 7 лет дети воспитывались в семье матерью, нянями;

Б) до 7 лет дети воспитывались в семье под государственным контролем;

В) после 7 лет девочки остаются в семье, а мальчики начинают посещать платные школы;

Г) подготовка служителей культа.

6. Соотнесите названия афинских школ с их воспитательным и образовательным назначением:

А) Мусические школа 1. в них обучались наиболее состоятельные юноши, где совершенствовались в гимнастике, шла умственная подготовка;
Б) Палестры 2. двухгодичные военные государственные организации, где учили юношей военному делу;
В) Гимнасии 3. давали литературное и музыкальное образование и некоторые научные знания;
Г) Эфебии 4. школы пятиборья: бег, прыжки, борьба, плавание, метание диска.

7. Выберите правильный ответ.

Обучением какому искусству занимались софисты?

А) искусству танца;

Б) пению;

В) искусству слова.

8. Выберите правильный ответ.

Кто среди философов являлся софистом?

А) Сократ;

Б) Аристотель;

В) Демокрит.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...