Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2: производство и экономика.




Раздел 1. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ.

Тема 1.1: Предмет, структура, методология и функции экономической теории.

Слово экономика происходит от двух слов «ойнос» -дом, хозяйство и «комос» - закон, ведение, однако, в современном языке слово экономика имеет множество значений.

1) Экономика -это совокупность общественных отношений, связанных с производством и со всей деятельностью людей.

2) Экономика -это производственная система или определённого региона (район, город, страна).

3) Экономика -это научная и учебная дисциплина, изучающая какую-либо определённую область хозяйственной жизни общества.

 

экономические науки экономическая теория

 

конкретные экономические науки

 


отраслевые функциональные на стыке с другими

(экономика машино - (бух. учет, статистика, (эконом. статистика,

строительной, лёгкой менеджмент, финансы география, история,

промышленности и др.) и др.) эконом. учения и др.)

 

Функции экономической теории:

1. Эмпирическая, т.е. это научная деятельность по экономическим исследованиям, основывается на практическом опыте. Учёные экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, на базе которой делаются выводы, строятся различные экономические законы и вырабатываются стратегии.

2. Теоретическая. После обобщения и систематизации эмпирических данных выявляют закономерности и принципы экономики и представляют полученные значения в виде тех или иных понятий, терминов, определений, а также теорий, концепций и доктрин.

3. Образовательная.

4. Практическая (прикладная).

 

Методы экономического исследования:

1) наблюдение и сбор фактов;

2) эксперимент;

3) моделирование;

4) научных абстракций;

5) анализа и синтеза;

6) системный комплексный подход;

7) индукции и дедукции;

8) исторический и логический;

9) графический.

Метод научных абстракций - это особый мыслительный приём, позволяющий формулировать те или иные отвлечённые понятия - так называемые абстракции или категории (цена, деньги, рынок, товар).

Анализ – изучение объекта по частям (анализ себестоимости, зарплаты).

Синтез – изучение в целом (определение показателя себестоимости продукции как сумы всех затрат).

Микроэкономика – изучает отдельные экономические единицы (отрасль, цена, фирма и т.д.).

Макроэкономика – изучает экономику страны в целом.

Графический метод отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая наглядность теоретического материала.

 

 

Тема 1.2: История развития экономической теории.

Этапы развития экономической теории.


I меркантилизм (15-17 века)

II классическая полит. экон. (16-19 века)

III марксистская пролетарская (19-20 века)

IV экономик-с (20-21 века)


I этап –главные идеи:

1) Главным богатством общества являются деньги, сокровища, золото.

2) Источником этого богатства служит сфера обращения (внешняя торговля, денежный оборот).

3) Государство должно активно вмешиваться в экономику, помогая обогащению общества.

Стратегия раннего меркантилизма.

Богатство в стране создаётся с помощью административных мер:

  1. запрет вывоза денег за рубеж;
  2. ограничение ввоза товаров (ради экономики денег);
  3. наращивание добычи полезных ископаемых – поэтому эта эпоха называлась эпохой монетаризма.

Стратегия позднего меркантилизма.

Создание богатства в стране, создаётся с помощью торговли и экономических методов:

  1. поощрение внешней торговли;
  2. колониальная политика;
  3. судоходство;
  4. развитие производства экспортных товаров;
  5. поддержание активного торгового, а не денежного баланса (т.е. экспорт должен быть больше чем импорт).

Авторы: Томас Манн и Антуан Де Монкретьен.

 

 

II этап – главные идеи:

1) Богатство страны составляют не деньги, а необходимые для жизни людей «простые продукты».

2) Продукты даёт только материальное производство.

3) Производство должно быть эффективным только при экономической свободе.

Идеи физиократов:

  1. Источник богатства общества с/х производство.
  2. Промышленность – это бесплодная сфера, лишь перерабатывая продукты природы и земледелия.

Идеи классической рыночной школы:

1.Источник богатства общества – любое производство.

2. Наилучшее условие для эффективного производства – свободная и конкурентная рыночная экономика без вмешательства в неё государства.

Адам Смит и Дэвид Риккардо – главные идеологи.

Авторы: Анн Тюрго, Пьер Буагильбер, Франсуа Кене.

 

III этап – главные идеи:

1) Капиталистическое производство не состоятельно.

2) Пролетариат должен взять власть в свои руки, чтобы уничтожить капитализм с его порочной частной собственностью, эксплуатациями и кризисами.

3) Построение социализма с государственной собственностью.

Авторы: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, В. И. Ленин.

 

IV этап – главные идеи:

1) Курс на деидеологизацию (полный отказ от идей).

2) Курс на исследование чистой экономики.

3) Уход от классовых политических оценок и от фронтации.

Идеи неоклассицизма:

1. Частнопредпринимательская рыночная система, способна к саморегулированию.

2. Государство лишь создаёт благоприятные условия условий для её функционирования.

Автор: Джеймс Маршал.

Идеи кейнсианства:

  1. Рынок не способен обеспечить социально – экономическую стабильность общества.
  2. Государство должно активно регулировать экономику и социальную сферу.

Автор: Джон Кейнс.

 

Раздел 2: ПРОИЗВОДСТВО И ЭКОНОМИКА.

Тема 2.1: Производство – процесс создания материальных благ.

Основные этапы производства:

1) Производство – это исходная, ключевая фаза экономического оборота без которого не возможно существование всех остальных стадий, в которых происходит создание материальных благ: продукции, товаров, работ и услуг.

2) Обмен – стадия движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому, т. е. обмен производственных благ между экономическими субъектами.

3) Распределение – это стадия определения доли того количества, в котором каждый субъект принимает участие в производственном продукте.

4) Потребление – стадия использования результатов производства для удовлетворения существующих потребностей.

Производство предполагает функционирование в каждом обществе определённых производственных сил, которые включают в себя следующие элементы и факторы. На всех этапах развития общества главными факторами являются:

1) Рабочая сила, личный человеческий фактор (труд).

2) Средства производства (средства труда и предметы труда) вещественный, материальный фактор.

Другие факторы производства: организация производства, инвестиции, инновации, экологический фактор, технология, информация, наука, энергия, инфраструктура.

Все факторы производства объединяются в абстракции:

1. Земля – все природные ресурсы, которые участвуют в производстве. Плата за землю – рента.

2. Труд – процесс расходования рабочей силы, т. е. физической, интеллектуальной, нервной энергии в процессе производства. Плата за труд – заработная плата.

3. Капитал – это созданные трудом средства производства, а также используемые при производстве средства и предметы труда (соответственно купленные и реализованные).

Плата за капитал – процент.

4. Предпринимательские способности. Предприниматель берёт на себя инициативу соединения экономических ресурсов в единый процесс, определяет новое направление в производстве и совершении производственных товаров, рискует своим временем и деньгами, репутацией, здоровьем. Плата – прибыль.

 

Человеческий фактор производства.

Рабочая сила – это способность человека к труду, а также совокупность его физических и умственных сил применяемых в производстве.

Труд – целенаправленная деятельность людей, которая направлена на создание материальных и духовных благ.

Труд определяется показателем производительности труда, который в свою очередь рассчитывается количественными показателями:

1) выработка (прямой показатель) определяется количеством продукции приходящейся на единицу времени, на одного среднесписочного работника.

B=Q/t*ч

Q – количество продукции (шт.)

t – период

ч – человек

2) трудоёмкость (обратный показатель) показывает какое количество труда затрачено на выработку единицы продукции.

T=t/Q

выработка должна возрастать, а трудоёмкость снижаться.

Основные факторы, определяющие уровень производительности труда:

1) уровень образованности, квалификации, профессионализма;

2) степень заинтересованности работника в результате труда;

3) степень интенсивности труда, т. е. напряжённость, энергичность и скорость трудовых движений.

4) природные условия.

Повышение производительности труда предполагает развитие работника нового типа.

Работник нового типа, его основные черты:

1) высоко и всесторонне образованный;

2) профессионально компетентный и деловой;

3) самостоятельный и творчески мыслящий;

4) активно и ответственно действующий.

Тема 2.2: Производственные возможности общества.

Вмененные издержки.

Все экономические ресурсы (природные, материально-технические, трудовые, финансовые) обладают одним свойством – ограниченным количеством, т. е. ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Вследствие ограниченности ресурсов объём производства также ограничен. Экономическая теория изучает закон ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Что определяет альтернативность их использования.

 

 

 

Когда стоит проблема выбора, то возникают три главных вопроса экономики:

1) Что производить? - это принятие решения о том, какие именно блага, какого качества и в каком количестве должны быть произведены. Определяется голосованием по средствам денег покупателя.

2) Как производить? – это принятие решения о том с помощью, каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага. Определяется конкуренцией между товаропроизводителями и конкурентоспособностью товаров (низкие издержки и цена, высокое качество с применением ресурсосберегающей технологии).

3) Для кого производить? – это проблема, решающая кому распределяется и кто потребители. Разрешается соотношением спроса и предложения. Спрос указывает, куда направлять ресурсы, а производитель решает куда выгоднее вкладывать ресурсы для обеспечения максимального дохода и прибыли.

Управляя экономикой, приходится выбирать пути использования ресурсов, которые обеспечат удовлетворение наиболее предпочтительных потребностей, т. е. какие товары и услуги следует производить, а от каких придётся отказаться.

 

Производственные возможности общества – это максимальное количество товаров и услуг, которое может быть одновременно произведено за определённый период времени, при данных ресурсах и технологии.

Возможности производства книг и станков (средств производства и предметов потребления).

 

вид продукта альтернатива
А Б В Г Д
станки тыс. шт.          
книги тыс. шт.          

 

Задание: на основании данных таблицы построить график, кривая линия которого, отразит границы производственных возможностей (ГПВ).

Может ли данное общество при данных ресурсах производить: а) 5 единиц книг и 2 единицы станков, б) 2 ед. книг и 5 ед. станков, в) 3 ед. книг и 3 ед. станков, г) 5 ед. книг и 6 ед. станков.

 

станки

В
Д
Г
Б
А
книги

 

Вывод: любая комбинация продуктов вне линии ГПВ невозможна, а любая комбинация внутри ГПВ возможна, при этом ресурсы используются не полно и не эффективно. Только точки А, Б, В, Г показывают эффективное использование ресурсов.

 

Вменённые издержки - это то, от чего общество отказывается, когда выбирает из двух наиболее желанных альтернатив.

 

Условный пример:

Вы идёте в магазин, но у вас ограниченный доход, который заставляет выбирать из двух альтернатив, например платье и костюм. Если вы выбираете платье, то вменёнными издержками будет являться костюм, от которого приходиться отказываться.

Вывод: таким образом, вменённые издержки – это цена выбора или упущенная выгода при смене производственных альтернатив. При переходе от альтернативы А к альтернативе В общество получает дополнительную одну единицу книг, но при этом лишается одной единицы станков. Потерянная единица станков в данном случае – вменённые издержки производства одной единицы книг.

В экономике действует закон вменённых издержек, который означает, что по мере увеличения выпуска любого продукта вменённые издержки производства каждой новой его единицы растут.

Вменённые издержки производства книг и станков при смене производственных альтернатив.

 

производственные альтернативы вменённые издержки продукции каждой дополнительной единицы
обозна- чение книги (млн. экз.) станки (млн. экз.) книг станков
А     число единиц станков, теряемых при выпуске дополнительных единиц книг число единиц книг, теряемых при выпуске дополнительных единиц станков
Б    
В     при переходе: от А к Б; от Б к В; от В к Г; от Г к Д при переходе: от Б к А; от В к Б; от Г к В; от Д к Г
Г    
Д    

 

 


Вывод: главной причиной действия закона возрастания вменённых издержек является далеко не полное взаимозаменяемость факторов производства для изготовления различных продуктов (разные средства производства, технологии специальности рабочих и д. р.)

При смене производственных альтернатив обществу приходится переключать на развитие новой отрасли, не приспособленные для неё ресурсы из других хозяйственных сфер. Поэтому стоимость этих ресурсов возрастает на каждую дополнительную единицу продукции.

В примере нарастающее расширение книгоиздания (от А к Д) потребует переквалификации изготовителей станков, книгоиздателей. Ресурсоёмкость дополнительных книг возрастает, а число снятых с производства станков в расчёте на каждую дополнительную книгу увеличивается.

Если бы ресурсы были бы полностью взаимозаменяемы, вменённые издержки оставались бы постоянными, а линия ГПВ была бы прямой.

 

книги
станки
Равномерное количество выпускаемой продукции

книги
станки
Увеличение выпуска книг

книги
станки
Увеличение выпуска станков

Расчёт графиков производственной возможности при взаимозаменяемых ресурсах, расширений книгоиздательства и станкостроения.

Рассчитать и построить графики производственных возможностей общества в условиях увеличения ресурсов и технического прогресса.

База книгоиздания возрастала в 2 раза, а станкостроение на 40%.

 

книги
станки

В связи с экономическим ростом возникает крайне важный для будущего каждой страны момент, т.к. от сегодняшнего выбора той или иной альтернативы производство во многом зависит завтрашние производственные возможности общества.

Разделим товары на две условные группы:

I Товары будущего: средства производства, инноваций и научно-технические исследования, образование, обучение кадров, профилактическая медицина.

II Товары для настоящего: продукты питания, одежда, обувь и др. потребности населения.

Построить графики товаров для настоящего и будущего; А – при разумном использовании ресурсов; В – при использовании ресурсов нерационально.

товары для настоящего
товары для будущего
разумно

товары для настоящего
товары для будущего
неразумно

 

Тема 2.3: Экономические системы, их основные типы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...