Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потребность как экономическая категория. Закон возрастающих потребностей.




Потребность – состояние неудовлетворённости, которое субъект стремится преодолеть и желание покупателей приобрести товары и услуги, которые им полезны.

Потребности бесконечны и распределяются на 5 основных групп.

Система потребностей включает следующие виды:

1) первичные (материальные);

2) вторичные (духовные, высшие);

3) индивидуальные (совместно удовлетворяемые);

4) физических лиц, предприятий, государства, народов;

5) абсолютные, соответствующие последним достижениям науки и техники;

6) действительные, соответствующие достигнутому уровню производства;

7) фактически удовлетворяемые;

8) разумные, по научно обоснованным нормам потребления.

Таким образом, потребности, в конечном счете, удовлетворяются с помощью экономических благ.

 

Закон возвышения потребностей гласит: По мере развития общества круг потребностей субъектов расширяется, их структура качественно изменяется в сторону увеличения доли интеллектуальных и социальных потребностей.

Учёный экономист А. Маклоу построил пирамиду потребностей и обосновал закон потребностей в виде пирамиды, которая включает 5 групп.

 

 
 
 
 
 

 

1. Физиологические потребности, т.е. средства и условия существования субъектов, получаемые естественным и экономическим путём;

2. Потребность безопасности и стабильности, т.е. гарантия найма, страхования, защита и финансовая независимость;

3. Социальные потребности – это принадлежность, к какой либо социальной группе, потребность дополнительных медицинских, юридических услуг и прочее;

4. Карьерный рост;

5. Потребность власти, формирование творческой личности, удовлетворение амбиций, самовыражение.

Раздел 4. МАКРОЭКОНОМИКА Тема 4.1: Общее понятие о макроэкономике. Основные макроэкономические показатели.

Макроэкономическая теория была разработана в 30е годы ХХ века выдающимся экономистом английской школы Дж. М. Кейнсом.

Он выделил 4 основных вида рынка и определил роль государства.

1) Рынок товаров, услуг, благ, ресурсов, где создаются связи между производителями и потребителями благ. Производители – фирмы, а потребители – домохозяйство, фирмы, государство.

2) Рынок труда.

3) Рынок денег.

4) Рынок ценных бумаг.

5) Финансовый рынок.

 

Схема взаимодействия и экономической связи субъектов и объектов макрорынка.

государство
домашнее хозяйство
фирмы
рынок ресурсов
рынок потребительский товаров и услуг
ресурсы
труд, земля, капитал, предпр-ие способности
товары и услуги
товары и услуги
издержки
зарплата, рента, прибыль
потребительские расходы
выручка от продаж

Роль государства: Юридические и физические лица платят государству налоги и получают от него трансфертные платежи (стипендии, пенсии, дотации, субсидии), при этом государство осуществляет на всех рынках крупные закупки потребительского и производственного характера. Все операции на макрорынке подлежат макроучёту и отражаются на особых счетах, которые называются системой национальных счетов (СНС). СНС даёт возможность оценить динамику экономических процессов в стране по экономическим секторам – группе, совокупности предприятий, которым характерен один и тот же вид основной деятельности.

 

Счета для секторов подразделяются:

1) Текущие счета: счета производства, образования, доходов, распределение и перераспределение доходов и прочее.

2) Счета накопления: финансовые счета, прибыли и убытков, операций с капиталом.

3) Балансы активов и пассивов на начало и конец периода.

Новая версия СНС включает новые следующие показатели:

  1. Валовой национальный продукт (ВНП). ВНП равен ВВП плюс сальдо расчётов с зарубежными странами.
  2. Валовой внутренний продукт (ВВП) включает производство внутристраны, т. е. продукцию отечественных предпринимателей и продукцию иностранных ввезённых в страну.

 

Схема взаимосвязи ВНП и ВВП.

производство иностранных предприятий внутри страны (импорт)
продукция отечественного предприятия за рубежом (экспорт)
производство внутри страны
ВВП
ВНП
продукция от отечественного предприятия

3. Чистый национальный продукт (ЧНП) показывает величину, которая производство реально прибавило к благосостоянию общества. ЧНП = ВВП - Ао

4. Национальный доход – это вновь созданная стоимость, характеризующая прибавку производства к благосостоянию общества за данный год.

НД = ЧНП – К - косвенные налоги и государственные субсидии.

Косвенные налоги – НДС, таможенные пошлины, акции, товарные марки.

Личный доход

ЛД = НД + Т трансфертные платежи

Методы расчёта ВНП.

1) По доходам, когда ВНП определяют как сумму всех доходов, созданных в обществе при его производстве, т.е. доходов которые получены поставщиками экономических ресурсов (з/п, рента, %, прибыль)

2) По расходам, когда для определения ВНП суммируют все расходы общества на конечное потребление (личные, потребительские расходы населения, государственные закупки товаров и услуг, расходы предпринимателей на новые основные фонды).

3) По производству и добавочной стоимости, когда ВНП определяют путём суммирования стоимости продукции, производимой всеми предприятиями страны, исключая повторный счёт.

Добавленная стоимость представляет собой стоимость той части продукта, которая произведена конкретной фирмой.

Пример: От производства товаров до стадии потребления, товар проходит несколько этапов процесса производства и реализации продукции. Каждое предприятие кроме 1огопокупает у предыдущего так называемый промежуточный продукт и добавляет к нему свою часть продукта. Таким образом, возникает добавленная стоимость, которая равна стоимости всей реализованной фирмой продукции минус стоимость потреблённых товаров и услуг.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...