Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что есть я сейчас – резидентные структуры субъективного пространства




 

Давайте задумаемся о природе нашего субъекта. Человеческая личность – это сложная структура, сознание которой контактирует с внешним по отношению к организму миром при помощи органов чувств и имеет контакт с внутренними ресурсами в виде механизмов памяти, ассоциативного и логического аппарата, а также аппаратом, облекающим потребности тела в сигналы эмоциональной природы. Но вот все ли из этого чудесного набора активно одновременно?

Окружающий мир воспроизводится нашими органами чувств не целиком и не постоянно. В данный момент мы, к примеру, видим телевизор и не видим его электронной начинки. Для того чтобы посмотреть на нее, нам нужно снять заднюю панель и заглянуть туда. Даже отображаемая органами чувств часть мира не всегда становится доступной сознанию – к примеру, мы, сосредоточившись на речи собеседника, упускаем из сознательного анализа речь посторонних людей, хотя под гипнозом можем ее вспомнить.

Но разве наши внутренние структуры активны постоянно? К примеру, если нас спросить, как звали Эйнштейна, то этой информации в нашем сознании в готовом виде не окажется и нам придется на мгновение сосредоточиться, пока память не вернет результат. Если она нам вернет не нужное «Альберт», а ненужное «Адольф», то нам нечего будет возразить и мы будем вынуждены временно принять наше воспоминание за чистую монету. То есть память как раз служит для того, чтобы поставлять в сознание то, чего там только что не было. Нетрудно показать, что и процесс логического мышления также требует работы неосознаваемых блоков психики (эта категория явлений формирует для сознания так называемое виртуальное пространство, которое мы будем исследовать в следующем томе, поскольку в рамках данной темы это излишне): к примеру, когда мы оцениваем, какой предмет больше, а какой – меньше, какой важнее, а какой – нет, мы также опираемся не на высшую математику, а на ощущения, поставляемые сознанию неосознаваемой частью психики.

Что приводит всю эту механику в движение? Разумеется, сигналы эмоциональной природы, определяющие характер нашей реакции на внешние раздражители. Мы можем испугаться какого‑то объекта, а можем, наоборот, расценить его как любопытный. Скажем, тигр в зоопарке заставляет нас испытывать любопытство, но если мы увидим, что решетка не заперта, тот же тигр заставит нас испытывать страх. Если сигналов эмоциональной природы не поступит, то мы не будем знать, как реагировать, – так, человек под наркотическим препаратом опийного ряда, вероятно, будет этим самым тигром сожран вследствие отсутствия чувства страха и соответствующего поведения. Эмоции требуют реакции, они служат для нашей психики источником энергии.

Между окружающим миром и миром неосознаваемой части психики находится наше сознание. В любую данную секунду оно не есть ни потенциально возможные сигналы неосознаваемой части психики, ни потенциально возможные сигналы внешнего мира. И в то же самое время наша реакция, наше поведение зависят от текущего содержимого нашей психики.

Проиллюстрировать это можно вот таким примером: если мы ощущаем влечение к особе противоположного пола, то словами мы можем характеризовать его тысячей разных способов, мы можем даже себе в этом не признаваться, можем противиться этому влечению и злиться, но оно все равно оказывает влияние на наше поведение. Это очень важное свойство нашей психики – мы пользуемся словами, чтобы определять феномены, возникающие в ней, но все же до конца это сделать невозможно, потому что текущее содержимое психики состоит из комплексных проекций.

Например, даже в первое мгновение реакции вошедших в грязную комнату с разбросанными драгоценностями горничной и вора будут совершенно различными. У вора в сознании присутствует нечто, чего у горничной нет, и наоборот. И это что‑то управляет селекцией информации, поведением и мышлением человека в каждую данную секунду, используя энергию эмоциональных сигналов, комбинируя внешние образы, внутренние данные и двигательные сигналы. Это что‑то – текущее содержание сознания. Из чего оно состоит?

Разумеется, не из кирпичей. Оно состоит из образов разных каналов, проективных ощущений, переживаемых в данный момент эмоций, регистрируемых в данный момент ощущений, в том числе триггерных и поставляемых нашим телом (ЭТ с его центральными потоками). Все это – субъективные феномены, общим для которых является то, что они могут быть зарегистрированы сознанием в ощущении. Соответственно, по этому признаку все их можно отнести к одному классу – классу ощущений.

Эти ощущения, разумеется, разделены пространственно – к примеру, мы можем одновременно ощущать щекотку в ноге и покалывание в руке, видеть свет от лампы и одновременно свет от телевизора, чувствовать проективно ощущаемое давление собеседника, ощущать голод и грусть от недавней неудачи. Причем щекотка не накладывается на собеседника, грусть – на лампу, свет от лампы – на свет от телевизора, покалывание – на ногу, а голод – на руку. В каждый конкретный момент времени текущее содержание сознания субъективно состоит из пространственно организованных ощущений проективной и буквальной природы, то есть равно субъективному пространству (в некоторых трудах используется термин «мезопсихика»). В понятиях психоэнергетики, энергоинформационики, оно состоит из поля и энергии.

 

Субъективное пространство – это пространственно организованные ощущения, фактические (эмоции и ощущения, поставляемые рецепторами), буквально воспроизведенные (чистое воспоминание) и проективные (достраивающие любые образы с учетом неосознаваемых данных), составляющие содержимое психики в любой данный момент времени.

Соответственно, именно субъективное пространство управляет взаимодействием всех механизмов нашей личности в данный конкретный момент. И наши реакции можно разделить на несколько категорий в зависимости от способа взаимодействия с текущим содержанием субъективного пространства. Вот это мы и рассмотрим.

 

Что я делаю, пока я думаю, что нужно делать? Что я думаю, пока делаю то, что нужно делать?

 

Глава 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...