Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Теория о традиции. 3. "азиатский" образец




2. ТЕОРИЯ О ТРАДИЦИИ

 

 

В среде обнищавших - традиций нет, есть только действие и

противодействие, то есть существуют только реакции. Маятник прыгает то туда,

то сюда. Кажется, всем руководит оппозиция; своим существованием она обязана

пресыщению. Классика и романтизм, импрессионизм и экспрессионизм - это

реакции.

Но если речь идет о действительном, революционном продолжении дела, то

традиция необходима. Находящиеся на марше классы и направления должны

попытаться привести в порядок свою  историю. Им нечего ждать от

дифференциаций, им угрожает то мнимое богатство нюансов, которое могут себе

позволить господствующие классы и направления, когда уже не обладают ничем

другим.

Когда мы, например, из многих тенденций драматической литературы

последнего столетия (1830-1930) выбираем тенденцию к эпическому изображению,

мы делаем это в поисках традиции. Действительно, перенеся на сцену большие

буржуазные (французские и русские) романы (правда, как обычно, без выводов в

области формы), натурализм привил драме некоторые эпические элементы, и

притом против своей воли. Упреки, обращенные как раз против этого

(" недраматично", " несценично", " нет напряжения" и т. д. ), быстро привели к

тому, что натурализм отказался от своих собственных тенденций и предал их.

(Их не было жаль, хотя мы обязаны им пьесой " Ткачи", которая по своей теме

заслуживает все же особого внимания. ) Как раз эти упреки нам следовало бы

постараться получить и действительно заслужить.

Форма нового коллективистского театра может быть только эпической.

Все это не означает, что тут имеются образцы для подражания. А эта

фраза в свою очередь не значит, будто мы отклоняем их по какой-либо другой

причине, чем их малая ценность, потому, например, что мы стыдимся каких-либо

образцов. Напротив, мы должны заботиться и об образцах. Только их трудно

отыскать, а в нашем временном и пространственном окружении их наверняка не

найти.

Надо уяснить себе, что презренный страх этой эпохи показаться

неоригинальной связан с ее жалким понятием о собственности. Как раз

оригинальности нюансов высокоразвитого капитализма не станет оспаривать ни

один человек, как-никак благодарный за то, что " обычно" человечество все же

другое. Да и " нюансы" эти, кажется, пишут лишь для того, чтобы избежать

плагиата. И чем больше похожи друг на друга те, кто не справился с

механистической тенденцией своего времени, ничего ей не противопоставив и не

предоставив, тем больше они стараются отличиться друг от друга.

Действительно, у всех у них без исключения нет образцов, среди их предков

нет даже человека. Мы, не задающиеся целью фиксировать трогательные черты

одиночки, выдавленные непонятным механизмом, мы,  запечатлевающие тип,

противостоящий этому механизму и действующий одновременно с ним, не

заинтересованы в собственной оригинальности. И в части фор. мы нам прежде

всего нужны образцы.

Для обоснования этого сошлемся на " азиатский" образец.

 

3. " АЗИАТСКИЙ" ОБРАЗЕЦ

 

 

Находясь в незримой борьбе с образом мышления нашего читателя, мы

вынуждены постоянно разрушать те представления, которые вызываем у него

определенными словами и понятиями. Полный перечень всего того, о чем не

может быть речи в связи с " азиатским образцом театра", выдал бы наше

безнадежно изолированное положение: пишущему ныне почти невозможно

удовлетворительно контролировать ассоциации читателя. Очень трудно уже

разрушить тот помпезный и экзотический фасад, который обычно возникает перед

" духовным" взором не только _среднего_ читателя при слове " азиатский". При

этом понятие " экзотический" в эпоху неограниченного империализма уже

преодолено: наши купцы давно уже воспринимают японские торговые дома не

такими, как наши авторы книг о путешествиях и режиссеры, то есть в виде

таинственных закоулков со створчатыми дверями и гонгом. Итак, да будет

известно, что и для нас " экзотика" этой " среды" не более привлекательна, чем

для наших экспортных фирм. И - во избежание еще одного из многих возможных

недоразумений - здесь речь идет не о том, что можно почерпнуть из целого

ряда дешевых книг, не об " Азии, в которой нужно прожить тридцать лет, чтобы

понять, что ничего понять невозможно". Имеется в виду ни в коем случае не

" эта великая Азия", которая " столь велика и недостижима и так бесконечно

выше нас", что мы должны отказаться от нее, как от святости Франциска

Ассизского; видите, мы не хотим, чтобы нам что-нибудь ложно приписывали. Вы

увидите, если мы сами припишем азиатскому театру что-нибудь ложно, то нам

это будет куда безразличнее. И хотя нам ничего не известно об этом театре,

кроме нескольких фотографий постановок японских драм, нескольких сообщений,

скажем, о том, что эти пьесы рассчитаны драматургами на двенадцать часов,

что перед сценой ревности поднимаются желтые, а перед сценой внезапного

гнева зеленые флаги, кроме " фельетонного" описания токийского зрительного

зала, в котором пьют чай и курят, все же мы должны подчеркнуть, что это

очень важный образец.

 

 

Фрагменты

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...