Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Добавления к "малому органону"




 

 

Дело не только в том, что искусство обучает, доставляя в то же время

наслаждение. Противоречие между учением и наслаждением нужно четко уяснить

себе, ибо оно чрезвычайно важно в наш век, когда знания приобретаются для

того, чтобы перепродавать их по максимально высокой цене, и когда даже

высокая цена позволяет тем, кто ее платит, эксплуатировать других людей.

Лишь тогда, когда творческие способности каждого получат полный простор,

учение сможет превратиться в наслаждение и наслаждение - в учение.

 

Если мы теперь отказываемся от термина " эпический театр", то это не

значит, что мы отказываемся от тех возможностей осознанного наслаждения,

которые он по-прежнему предоставляет. Просто этот термин слишком узко и

расплывчато выражает специфику этого театра; ему нужны более точные

определения и более сложные задачи. Кроме того, пользуясь этим термином,

обычно совершенно упускали из виду специфику драматизированного зрелища как

такового, а зачастую с непростительной наивностью просто молча исходили из

нее, как из чего-то само собой разумеющегося, например в таком духе: " Само

собой, и в эпическом театре речь идет о событиях, происходящих

непосредственно на глазах у зрителя и обладающих всеми или многими

признаками " сиюминутности"! (Точно таким же образом мы подчас неосторожно и

наивно исходим при всех вообще нововведениях из того, что театр в любом

случае остается театром, - а не превращается, например, в демонстрацию

научных опытов! )

 

Термин " театр века науки" также недостаточно емок. В " Малом органоне"

для театра", пожалуй, достаточно подробно говорится о том, что надо понимать

под веком науки, но название это в обычном своем значении загрязнено

беспрестанным употреблением.

 

Удовольствие, получаемое от старых пьес, тем больше, чем чаще мы имеем

возможность наслаждаться новыми, более близкими нам по духу развлечениями.

Поэтому необходимо прививать вкус к истории, - который нам нужен и для новых

пьес, - доводя его до настоящей страсти {Наши театры, ставя старинные пьесы,

обычно стараются замазать различия, перекинуть мостики, приглушить специфику

эпохи. Но где же тогда удовольствие от проникновения в глубь веков, от

удаленности, необычности? А ведь это удовольствие одновременно и радость

узнавания близкого и знакомого! }.

 

В периоды бурных социальных сдвигов, животворных и смертоносных

одновременно, закат гибнущих классов совпадает с зарей грядущих. Это те

самые сумерки, когда сова Минервы пускается в свой полет.

 

Театр века науки в состоянии превратить диалектику в наслаждение.

Неожиданные повороты логически - плавно или скачкообразно - развивающегося

действия, изменчивость всех обстоятельств, остроумная противоречивость и так

далее - все это приносит наслаждение, источник которого - жизненность людей

и процессов, а потому наслаждение это стимулирует и жизнеспособность и

жизнерадостность.

Все виды искусств служат величайшему из искусств - искусству жить на

земле.

 

Нашему поколению полезно прислушаться к призыву избегать при

сценическом воплощении вживания в образы пьесы, как бы безапелляционно он ни

звучал. С какой бы убежденностью ни следовало оно этому совету, оно вряд ли

смогло бы выполнить его до конца, а так мы кратчайшим путем приходим к

поистине зияющему противоречию между переживанием и изображением, вживанием

в образ и исполнением роли, оправданием и осуждением, что и требуется. А тем

самым к ведущей роли критического начала.

 

Противоречие между игрой (исполнением роли) и переживанием (вживанием в

образ) неискушенные в специфике театрального искусства воспринимают как

выбор актером непременно одного из этих двух путей (или: " Малый органон"

требует-де лишь изображать, старая же школа - лишь переживать). В

действительности же речь идет, конечно, о двух взаимно противоположных, но

отнюдь не исключающих друг друга процессах, объединяемых в единое целое

работой актера над ролью (актерская игра - не просто механическая смесь того

и другого). Из борьбы и полярности этих противоположных подходов, как бы из

самых их глубин, возникает собственно сценическое, актерское воздействие

пьесы на публику. В возникших недоразумениях до некоторой степени повинна

манера изложения " Малого органона". Она часто вводит в заблуждение из-за

того, что главная сторона противоречия {См.: Мао Цзэ-дун, Избранные

произведения, т. II, М., Изд-во иностранной литературы, стр. 450. }

подчеркивается, пожалуй, чересчур нетерпимо и категорично.

 

И все же искусство обращено ко всем, оно и к тиграм выходит с песней на

устах. И нередко тигры начинают подпевать! Новые идеи, притягательные своей

очевидной плодотворностью, независимо от того, кому достанутся их плоды,

нередко просачиваются из подымающихся классов " наверх" и проникают в умы,

которые вообще-то ради сохранения своих привилегий должны были бы им

воспротивиться. Ибо принадлежность к какому-то классу вовсе не гарантирует

невосприимчивости к идеям, бесполезным для этого класса. Как представители

угнетенных классов могут подпасть под влияние идей своих угнетателей, точно

так же и представители угнетающего класса подпадают под влияние идей

угнетенных. Бывают периоды, когда классы борются за руководящую роль в

человеческом обществе, и стремление быть в первых рядах и двигаться вперед

овладевает всеми, кроме самых отсталых. Версальский двор рукоплескал Фигаро

не только за его язвительное остроумие.

 

_Сюжет_ представляет собой не просто какую-то цепь событий социальной

жизни, копирующую их реальную последовательность, а определенный замыслом

автора ряд процессов, в которых выражаются его мысли о человеческом

обществе. Таким образом, персонажи художественного произведения - не просто

двойники живых людей, а образы, очерченные в соответствии с идейным замыслом

автора.

Знание людей, почерпнутое актером из жизни или из книг, зачастую

вступает в противоречие с событиями и образами, созданными замыслом

драматурга, и это противоречие необходимо выявлять и доносить до зрителя при

исполнении роли. Актеры должны черпать одновременно из кладезя жизни и из

литературного источника, ибо в их работе, как и в труде драматурга,

действительность должна быть представлена щедро и остро, чтобы четко

выявилось то общее или то индивидуальное, что свойственно той или иной

пьесе.

 

Изучение роли должно в то же время охватывать и изучение сюжета, или,

вернее, должно начинаться с изучения сюжета. (Что происходит с героем? Как

он воспринимает происходящее? Как он поступает? С какими взглядами ему

приходится сталкиваться? И так далее. )

Для этого актеру придется мобилизовать все свое знание жизни и людей, и

вопросы, которыми он при этом задается, должны быть вопросами диалектика.

(Некоторыми вопросами задаются только диалектики. )

Например: актер должен играть Фауста. Любовь Фауста и Гретхен приводит

к трагедии. Возникает вопрос: произошло бы это, если бы Фауст женился на

Гретхен? Обычно этим вопросом не задаются. Он кажется чересчур банальным,

пошлым, мещанским. Фауст - олицетворение гения, высокого духа, стремящегося

познать бесконечное; как тут вообще можно спрашивать, почему он на ней не

женится? Но простые люди задают этот вопрос. Уже одно это должно заставить

актера задуматься над ним. А поразмыслив, он поймет, что это очень нужный,

очень полезный вопрос.

Конечно, сначала нужно разобраться в том, в какой обстановке

развиваются их любовные отношения, как они соотносятся с сюжетом в целом,

каково их значение для основной идеи произведения. Отказавшись от " высоких",

абстрактных, " чисто духовных" поисков смысла жизни, Фауст предается " чисто

чувственным" земным наслаждениям. При этом его отношения с Гретхен

приобретают трагическую окраску, иными словами, между ним и Гретхен

возникает конфликт, их любовь кончается разрывом, наслаждение оборачивается

страданием. Конфликт приводит к гибели Гретхен - тяжелый удар для Фауста.

Однако правильно показать этот конфликт можно, только поставив его в связь с

другим, куда более значительным конфликтом, проходящим красной нитью через

обе части трагедии. Фауст спасается от мучительного противоречия между

" чисто духовными" поползновениями и не удовлетворенными, да и не могущими

быть удовлетворенными " чисто чувственными" желаниями, - спасается при помощи

дьявола. В " чисто чувственной" сфере (любовная история) Фауст попадает в

коллизию с окружающей действительностью, олицетворенной в Гретхен, и губит

ее, чтобы спастись самому. Разрешение основного противоречия содержится лишь

в самом конце трагедии и проясняет значение и место более мелких

противоречий. Фаусту приходится отказаться от своей чисто потребительской,

паразитической концепции. В плодотворном труде на благо всего человечества

объединяются духовное и чувственное начала, и в созидании жизни заключается

ее смысл.

Возвращаясь к нашей любовной истории, мы видим, что женитьба на

Гретхен, несмотря на всю тривиальность подобной развязки, несовместимость ее

с гениальной личностью Фауста и линией его жизни, была бы относительно

лучшим, более разумным выходом из положения, ибо оказалась бы обычным для

того времени союзом, в котором возлюбленную ожидала бы не гибель, а духовное

развитие. Правда, при этом Фауст вряд ли остался бы самим собой, а, как

сразу становится ясно, измельчал. бы как личность, и т. д. и т. п.

Актер, смело ставящий вслед за простыми людьми этот вопрос, сможет

представить трагическую любовь к Гретхен как четко очерченную фазу развития

Фауста, в то время как в противном случае он лишь поможет  показать, - как

это обычно и происходит, - что тот, кто хочет вознестись над людьми,

неизменно приносит им одни страдания, что вечный трагизм жизни заключается в

расплате за чувственные и духовные наслаждения, короче, воплотит насквозь

мещанскую и антигуманную мораль: " лес рубят - щепки летят".

 

Режиссеры буржуазного театра всегда стремятся к замазыванию

противоречий, к иллюзии гармонии, к идеализации. Человеческие отношения

изображаются как единственно возможные; действующие лица - как

индивидуальности в буквальном смысле слова, то есть неделимые от природы:

" отлитые из одного куска", они верны своему " я" в любых обстоятельствах и по

сути дела существуют вообще вне обстоятельств. А если они иногда и

показываются в развитии, то развитие это всегда бывает лишь постепенным,

отнюдь не скачкообразным, и ограничено вполне определенными рамками, за

которые ни в коем случае не выходит.

Все это не соответствует действительности, а следовательно, должно быть

отброшено реалистическим театром.

 

Подлинное, глубокое, активное применение эффекта очуждения

предполагает, что общество рассматривает себя как исторически обусловленную

и допускающую дальнейшее развитие формацию. Подлинное очуждение носит боевой

характер.

 

Что сцены сначала просто играют одну за другой, не слишком увязывая их

с последующими и даже с общим замыслом пьесы, основываясь лишь на своем

знании жизни, имеет большое значение для воплощения жизненно достоверного

сюжета. Тогда-то он и развивается в борьбе противоречий, каждая сцена в

отдельности сохраняет свое собственное звучание, все они вместе составляют и

исчерпывают богатство идейного содержания пьесы, а их совокупность, сюжет,

развивается с жизненной достоверностью, зигзагами и скачками, причем удается

избежать той пошлой идеализации, когда каждая реплика вытекает из

предыдущей, и подчинения отдельных звеньев пьесы, совершенно лишенных таким

образом самостоятельного значения и играющих чисто служебную роль, все

улаживающей концовке.

 

Приведем цитату из Ленина: " Условие познания всех процессов мира в их

" _самодвижении_", в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть

познание их, как единства  противоположностей" {В. И. Ленин, Философские

тетради, изд. 4, т. XXXVIII, стр. 358. }.

Независимо от того, как отвечают на вопрос, должен ли театр быть в

первую очередь средством познания действительности, факт остается фактом:

театр должен отображать действительность, и это отображение должно быть

правдивым. Если утверждение Ленина соответствует истине, то такое

отображение невозможно без знания диалектики - и без обучения диалектике

зрителя.

Могут возразить: как быть с искусством, действие которого основывается

на искаженном, фрагментарном, невежественном отображении мира? Как быть с

искусством дикарей, умалишенных и детей?

Вероятно, можно обладать такими обширными знаниями и способностью

удерживать их в памяти, чтобы даже из такого отображения извлекать

рациональное зерно, но нам кажется, что слишком уж субъективное отображение

действительности оказывало бы антиобщественное воздействие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...