Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о психике. Особенности психического отражения.




Этимологически слово “психика” (греч. - душа) имеет двойственное значение. Од­но значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика - это сущность, где многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической об­работке, т.е. психическое отражение - это активное отражение мира в связи с ка­кой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира. Так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует. Зависит от субъективных особенностей. Психика - это субъективный образобъективного мира. Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психи­ческие свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физио­логических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыг­рывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий ме­жду ними.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика - это системноекачество мозга, реализуемое через многоуровневые, функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир,природу, ее отражение - полноценнуюдеятельность мозга взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям челове­ческой культуры, человеческих способностей.

 

    Основные этапы психиче­ского отражения Основные этапы развития поведения живот­ных  
Ill Отражение межпредметных связей Интеллектуальное поведение - сложные формы поведения, отражающие межпред­метные связи  
II Предметное восприятие Навыки- формы поведения, приобретае­мые в индивидуальном опыте животных  
  Элементарная чувстви­тельность Инстинкты - врожденные формы реагирова­ния на определенные условия среды  

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

1) оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;

2) сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

3)психическое отражение углубляется и совершенствуется;

4)обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

5) преломляется через индивидуальность человека;

6) носит опережающий характер.

Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире

На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на от­дельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.). На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

Ill стадия интеллекта характеризуется: способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное спо­собно обходить препятствия, “изобретать” новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего ре­шения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологиче­ской потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Психика человека - качественно более высокий уровень, чем психика живот­ных (Homo sapiens - человек разумный). Сознание, разум человека развива­лись в процессе трудовой деятельности (совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека). И хотя ви­довые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в тече­ние 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудо­вой деятельности. Материальная, духовная культура человечества - это объ­ективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, переводит природные задатки и функции в высшие психическиефункции - специфически человеческие формы памяти, мышле­ния, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление) благо­даря применению вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в про­цессе исторического развития. Единство высших психических функций обра­зует сознание человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...