Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

13. Неоконсерватизм.




 

Неэффективность в новых условиях модели эк роста, которая сложилась в развитых кап странах после 2МВ. Применение антикризисных мер по рецептам неокейнсианства, включ рост государственных расходов, сниж налогов и удешевление кредита усиливало инфляцию. Что делать?

       Неоклассическая политэкономия предложила новые монетаристские концепции, предписав лечение кризисной ситуации посредством ослабления гос регулирования, сокращ соц расходов, огранич денеж массы в обращении и более энергич использ рыночного механизма. Приставка " нео" говорит о том, что исп-ся классические идеи, но в обновленном виде. Ведущую роль в складывании неоконсерват. экономич. политики сыграли идеологи свободного рынка – М. Фридман, Ф. Фон Хайек, сторонники " теории предложения" (А. Лэффер). Важнейшее отличие от неокейнсианства – иная напр-ть гос расходов, а именно:

- концепции эконом либерализма и монетаризма делали ставку на уменьшение гос расходов, идущих на цели конъюнктурного регулирования и на социальную политику.

- Иная пол-ка в сфере налогооблаж: снижение налогов на коорпорации и высокодоходные группы населения с целью стимулировать накопления, чтобы расширить возможность для увеличения капиталовложений и роста пр-ва в усл его удорожания.

- кейнс-во стимулировало потребности спроса как предпосылки раз-тия пр-ва; неоконсерватизм - держ курс на стимулирование факторов, обеспечивающих рост предложения товаров. «Не спрос определяет предложение, а предложение спрос».

- в обл кредитно-денеж пол-ки неоконсерватизм опирался на монетаристские рецепты жесткой политики контроля над денежным обращением – ограничение инфляции.

- Иное соотношение гос регул и рыночного мех-ма. Приоритет – конкуренции и рынку. Вмеш-во гос-ва – минимально. «Гос-во» для рынка. Исходили из постулата о внутренней стабильности кап-ма, о саморегуляции сис-мы. Поэтому в гос рег-нии упор на косвенные методы воздействия: регулир денеж массы, ставки банковского процента, приватиз гос соб-ти, поощрен частнопредпреним инициативы,

- либерализ междунар торговли. Созд единой, «глобальной мировой эк-ки».

       В разных странах рассматриваемая политика определяется то как «неолиберализм», то как «неоконсерватизм», то как «правый консерватизм». По сути имелось в виду возвращение к классическим идеям экономического либерализма эпохи раннего капитализма - почему и называют " экономическим неолиберализмом".

С соц-полит точки зрения - курс скорее именовать «неоконсерватизмом», т к инициаторами были правые и\или консерваторы. В 70-80-е гг. в ряде стран - США, Ибрит, ФРГ - к власти пришли " правые":

Тэтчер - в Вбрит

Рейган - в сША

Г. Коль - в ФРГ (" программа экономии" прав-ва Ламбсдорфа) = во всех этих странах наблюдается ограничение вмешательства гос-ва в экономические процессы, преимущественное исп-ние косвенных рычагов управления эк-кой, в социальном плане - " контрнаступление" на труд и людей труда, завоевания профсоюзов. Во внешней политике - возрождение " холодной войны" (Рейган = " СССР - это империя зла", 1982). Ужесточение курса НАТО на гонку вооружений. Консерваторы к началу 80- пришли к власти также в малых странах Европы - Нор, Дании, Бельгии, Голландии. В некоторые странах - напр, Франции - неоконсерватизм способ-л возрождению крайне правых груп-ровок (Ле Пен во Франции, республиканцы в ФРГ), неоконсерватизм в этом плане сопровождал взлет нац-ма, осуждение либеральностей в имиграционной политике.

 

Для США эту политику вообще правильнее назвать «правый консерватизм» - ибо выдвигался правым крылом респ-цев. И в ЛатАмерике тоже инициировали эту политику правые, консервативные силы и террористические военные режимы. К концу 20 века такую политику стали проводить не только правы партии, но умеренные и даже либеральные (по всей Европе).

       Поначалу же в политике неоконсерватизм как термин был прочно связан с именем М. Тэтчер (после выборов в палату общин в 1979). Also Р. Рейган в рез победе на выборах 1980. «тэтчеризм и рейганомика» - новый правоконсервативный путь в пол-ке гос рег-ния в странах Запада. Но еще раньше подобный путь в 70-Лат Америка по настоянию междунар фин орг-ций.

       Политика прав-в ряда стран ЗЕ, США и Канады в первой половине 80-х характеризовалась проведением однотипных мер:

- снижение налогов на прибыли компаний и лиц с выс. Доходами

- повышение косвенных налогов

- уменьшение взносов предп-лей в фонды соцстрахования

- свертывание программ социальной помощи

- распродажа государственной соб-сти

Приватизация в Вбрит и Герм имела свое политическое обоснование. Кабинеты М. Тэтчер и Г. Коля проводили распродажу гос имущества под лозунгами «демократизации капитала, распыления соб-ти, созд демократии соб-ков». Они резко критиковали сущ-щую в их странах громоздкую, забюрократизир. систему социального вспомоществования, подчеркивали значение личной инициативы и хозяйствования.

Неоконсерватизм не имел своей целью полностью уничтожить госрегулирование, она была именно иным, более консерваитивным вариантом госуд. Регулирования. Новая экономическая стратегия - неоконсерватизм - должна была служить задаче рационализации пр-ва на базе внедрения новейш технологии и перестройки отраслевой структуры.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...