Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод беседы( из кн.: Айламазьян A.M. Метод беседы в психологии. — М., 1999).




 

Беседа - один из опросных методов исследования личности в психологии. Психологи различных школ и направлений широко использовали ее в своих исследованиях. Среди них Ж. Пиаже и представители его школы, гуманистические психологи, основоположники и последователи «глубинной» психологии.

Историческое прошлое беседы следует искать в диалогах Сократ и софистов, где формы беседы были связаны с различными позициями, которые предписывалось занимать участникам, и целями, которые беседа могла преследовать. Главной целью софистического диалога является беседа как таковая; задача спрашивающего — заставить отвечающего противоречить самому себе, а задача отвечающего — любой ценой избежать тгой ловушки. Главная цель в беседе Сократа — поиск и нахождение истины, сущности вещей. Задача отвечающего состояла в том, чтобы, отталкиваясь от интуитивного представления о каком-либо качестве, добродетели, дать его словесное определение как понятия. Задача спрашивающего заключалась в том, чтобы навести собеседника па путь раскрытия тех понятий, которыми владеет определяющий, но настолько смутно, что не в состоянии дать им точное определение.

Создание научной психологии в середине 19 века началось с разработки методов исследования, на основе которых можно было бы построить научную теорию: эксперимент, сравнительный метод, а также методы опроса, к числу которых относиться анкета и беседа (интервьюирование). Источником этих методов была параллельно развивающаяся социология и практика массовых опросов населения. В это время очень широко в психологическом исследовании стала применяться анкета. Ф. Гальтон одним из первых применил ее для изучения умственных способностей и условий развития ученых; несколько позже А. Биле разработал анкету для исследования интеллекта детей; С. Холл активно пользовался анкетным методом в рамках генетической психологии. В настоящее время метод беседы получил признание и широкое распространение благодаря Карлу Роджерсу, предложившему «клиентоцентрированный» подход в терапии. В рамках этого подхода наиболее полно рассматриваются условия успешной терапевтической беседы.

Беседа - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Беседа как метод психологического исследования может применяться самостоятельно, а может использоваться как дополнительный метод в структуре эксперимента на первом этапе (сбор первичной информации об испытуемом, инструктаж, мотивация и т.д.), и на последнем этапе — в форме постэксперименталыюго интервью, либо дополнять результаты наблюдения. Применение этого метода имеет возрастные ограничения. Связаны они с особенностями возраста детей: до определенного возраста ребенок не всегда может дать словесный отчет о своих переживаниях, чувствах, объяснить свои предпочтения и действия. Способность к внеситуативно-личностному общению со взрослым проявляется у ребенка лишь к середине дошкольного возраста; в ходе беседы испытуемый может сознательно или неосознанно искажать истинную информацию, в связи с чем возрастает значение невербальных средств общения, интерпретация которых предъявляет дополнительные требования к квалификации исследователя, его мастерству и профессиональной зрелости.

Объектом беседы является человек; предметом могут стать самые различные психические явления, отношения и стороны жизни человека. В зависимости от конкретных целей в качестве предмета беседы могут выступать:

• индивидуально-психологические свойства личности (особенности познавательной сферы; способностей; характера);

• особенности мотивационной сферы (потребности, интересы, склонности);

• система социальных отношений личности;

• самосознание (Я-концепция, самооценка, самоотношение);

• смысловая сфера личности (ценности, смыслы, экзистенциальные проблемы) и т.д.

Общая направленность беседы зависит от целей и задач конкретного исследования. Беседа может выступать в роли диагностического инструмента, основная функция которого — получение как можно более богатой, полной, верной по содержанию информации. Беседу можно рассматривать и как психотерапевтический инструмент. В этом случае данный метод является средством вербализации, осмысления, осознания, трансформации индивидуального опыта, ее основная функция — помочь клиенту в процессах самоизменения и личностного роста.

Типы беседы.

Одним из основных критериев отнесения беседы к определенному типу являются особенности предварительно подготовленного плана (программы и стратегии) и характер стандартизации беседы, т.е. тактика. Под программой и стратегией подразумевают составленный психологом в соответствии с целями и задачами беседы набор смысловых тем и последовательность движения между ними. Чем выше степень стандартизации беседы, тем более строг, определен и неизменяем набор и форма вопросов психолога в ней, т. е. тем более жесткой и ограниченной является его тактика. Стандартизация беседы означает также и то обстоятельство, что инициатива в ней перемещается на сторону психолога, задающего вопросы.

Полностью контролируемая беседа предполагает жесткую программу, стратегию и тактику, а практически свободная беседа -отсутствие заранее сформулированной программы и наличие инициативной позиции в беседе у того, с кем она проводится. Некоторые исследователи в рамках метода беседы выделяют типическую беседу. Термин «клиническая беседа» закрепился за способом исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания. Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном помещении. Нередко она включается в контекст психологической консультации или психологического тренинга.

Особое место клинической беседе в своей работе отводила Б.В. Зейгарник. Клиническую беседу можно рассматривать в широком смысле слова, потому что «это не беседа врача, это беседа экспериментатора-психолога с психически больным, с соматически больным, с человеком, заболевшим и находящимся в стационаре или приходящим в диспансер». «Беседа не проводится вообще. Беседа проводится всегда на основании многих индикаторов, условий, параметров, которые вы получили от врача, с которым вы беседовали, из истории болезни. Но это не означает, что беседа должна касаться самих симптомов болезни, самой болезни... Беседа должна проводиться в зависимости от тех проблем, которые стоят перед практическим патопсихологом. Характер наших вопросов, нашей беседы, должны зависеть от того, как больной относится ко всей ситуации беседы. Вошел ли он угрюмый или веселый, или с открытой душой. Необходимо учесть и отношение к данному экспериментатору (возраст, профессиональная зрелость и компетентность психолога). «Клиническая беседа не может быть схематична, нельзя построить схему этой беседы. Можно построить схему негативно: вы не должны спрашивать больного о симптомах, вы не должны повторять вопросы врача, вы не должны спрашивать, как он оценивает свое лечение. Есть некоторые вещи, которых не надо касаться. Л положительные инварианты беседы вытекают из того, с чем больной пришел и, главное, для какой задачи он пришел; и еще: для того, чтобы выяснить, кто перед вами сидит, вы должны выяснить особенности его личности до болезни... Нельзя подхо­дить к беседе с абстрактными мерками. Надо подумать, кто перед вами сидит, с чем он сидит, для чего... Беседа экспериментатора с больным не ограничивается только беседой в собственном смысле слова, она продолжается и дальше в ходе эксперимента... Психолог похож на психоаналитика без трактовки идей... Вы сами должны подготовиться к своей беседе, к своему поведению во время эксперимента... Беседа во время эксперимента — это всегда деятельностное общение, причем обязательно вербальное, с использованием мимики, жеста... Коротко подытожим, - - нет схемы в беседе с больным. Есть схема проведения эксперимента» (изj выступления Б. В. Зейгарник на факультете психологии Московского государственного университета М.В. Ломоносова в 1986 году)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...