Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

П.Д. Юркевич о психологических аспектах обучения

 

Во второй половине ХIХ века идея разработки теории общего образования приобрела популярность, однако, в трактовке его сущности, путей и способов реализации многое оставалось не ясным, что рождало ожесточенные споры, в частности, между сторонниками формального и материального, классического и реального образовательных систем.

Ограниченность противоборствующих направлений представители психологического подхода видели в отсутствии у них точных представлений о ходе психического развития ребенка, в рассмотрении лишь его внешней стороны без раскрытия сущности. Формалисты и материалисты вели споры относительно уже существовавших учебных дисциплин и их общеобразовательного потенциала вместо того, чтобы определить, на чем должно основываться общее образование, по каким законам оно должно осуществляться. Представители формальной теории образования считали главной и единственной целью обучения развитие умственных способностей; сообщение же необходимого запаса знаний рассматривалось как дело второстепенное. Сторонники материальной теории образования впадали в другую крайность, не уделяя должного внимания развитию способностей и полагая, что оно само собой произойдет в результате накопления знаний.

Психологическое обоснование педагогики требовало определения сущности общего образования, учета закономерностей психического развития человека как условия эффективности функционирования процесса обучения. Сторонники этого направления теории обучения пришли к выводу, что общее образование должно обеспечивать воспитание умственных способностей и восприимчивость к различного рода знаниям. Именно на этой основе они считали возможным обеспечить овладение специальными знаниями и развитие многосторонности и самостоятельности ума.

Н.Х. Вессель отмечал, что в учении, так же как и в воспитательном процессе, существует две стороны – субъективная, формальная (развитие способностей) и объективная, материальная (усвоение определенного рода знаний), которые неразрывно связаны между собой.

К.Д. Ушинский, определяя задачи общего образования, считал необходимым руководствоваться закономерностями функционирования познавательных способностей, указывал, что память и мышление в своем развитии опираются друг на друга. Соответственно, и обучение в равной мере должно строиться на обеих этих интеллектуальных силах.

Ставя во главу угла формирование высоко нравственной личности, Н.И. Пирогов придавал важнейшее значение развитию всех духовных сил. Вместе с тем, он указывал, что «развитие, если оно не подкреплено положительным знанием, переходит в фразу, в мыльный пузырь, который гроша не стоит: оно образует людей поверхностных и заносчиво-самоуверенных, людей шатких, не имеющих ни одного собственной работой добытого мнения, фразеров, мечтателей, дурных исполнителей».

Памфил Данилович Юркевич в своих малоизвестных в настоящее время работах «Чтения о воспитании» и «Курс общей педагогики с приложениями» также рассмотрел важные вопросы психологии обучения.

Юркевич ориентировал школу на активизацию умственного потенциала школьника, использование методов, помогающих учащимся работать самостоятельно, находить собственные решения учебных и жизненных задач, применять знания в практической деятельности. «Кто сообщает ученику сведения готовые, отдаленные или даже последние результаты наук, тот положительно вредит совершенству умственного развития своего воспитанника». Согласно его мнению, к умственному труду ученика побуждают воля, удовольствие и естественная любознательность. Учитель должен поощрять стремление детей к поиску новых способов решения проблемы. Удовольствие является «попутным ветром» в обучении, основной же двигатель учения – воля. В процессе получения новых знаний всесторонне развивается личность ребенка, его идеалы, нравственные качества, уверенность в себе, способность к сопереживанию и взаимодействию с товарищем. Именно в развитии логического мышления и основных мыслительных операций с опорой на эстетическое и нравственное воспитание и развитие личности видел Юркевич основные задачи школьного образования.

В соответствии с практикой сословного образования в России Юркевич развел задачи и содержание образования детей правящего сословия и народных масс. С его точки зрения, «дети сословий правительственных, ученых, чиновников, богатых, образованных граждан имеют будущую цель своих занятий внутри круга мыслей (развитие познавательных способностей – С.З.), дети же несравненно многочисленного рабочего класса или народа имеют будущую цель своих занятий внутри круга вещей (развитие телесных сил и воли, способностей переносить неприятные ощущения)». Обучение детей высших слоев должно иметь богатое содержание и быть достаточно продолжительным по времени. Юркевич отмечал, что «Детский мир» К.Д. Ушинского как нельзя более подходит для первоначального обучения детей высших сословий, но совершенно не пригоден для народной школы, где обучение продолжается недолго. Содержание обучения детей из низших слоев должно состоять из стереотипных коротких фактов, хорошо знакомых и понятных, связанных с жизнью и трудом народа. Позиция Юркевича не была демократической; он дифференцировал круг сведений, которые должны получать в процессе обучения дети разных сословий, отмечая при этом, что приобретение знаний важно, как для высших, так и для низших слоев общества.

Юркевич критиковал теорию формального образования, так как на ее основе образование осуществляется односторонне, человек стремится использовать ту способность, которая наиболее развита у него по сравнению с другими. При этом он не считал нужным полностью отказаться от этой теории, считая умственное развитие ребенка важной составляющей школьного обучения. В связи с этим Юркевич скорректировал формальный подход к образованию, уточнив, что в процессе обучения формируется не только мышление, но и другие познавательные процессы. Кроме того, учителя должны сообщать детям определенные знания, но знания качественные, полноценные, которые не забивают голову ребенка ненужными сведениями – «учить немногому, но много».

Результат такого обучения Юркевич видел в развитии «умственного такта» – способности управлять ходом мыслей, в умении познавать истину интуитивно. Он подчеркивал необходимость фиксирования эталонов умственной деятельности, в соответствии с которыми ученик может организовывать свою мыслительную деятельность. Положительным эффектом образования, согласно Юркевичу, является достижение ясного, основательного мышления, умственной активности, способности ребенка к творческому переносу.

«Ясность мышления» характеризуется совокупностью признаков:

1. Сформированностью у ребенка чувствительность к словесным характеристикам явления или предмета (т. е. слово должно вызывать в его сознании образ того предмета, который обозначается этим словом).

2. Умением ученика образовывать целостный образ предмета из отдельных его свойств, что говорит о развитой способности к аналитико-синтетической деятельности.

3. Способностью ребенка определять сущность предмета, исходя из характеристики его противоположных признаков.

4. Умением рассматривать предмет или явление с различных точек зрения.

В понятие «основательность мышления» Юркевич вкладывал прочное усвоение элементарных знаний как составляющих системы сложных знаний и их сообщение не в готовом виде, поскольку в этом случае усваиваются не мысли, а факты, не переработанные сознанием.

«Активность мышления» определялась им как намеренное припоминание, связанное с усилием и напряжением памяти, внимание к существенным признакам вещи, а не к их субъективным образцам, интерес к сути вещей и деятельность целеполагания.

Юркевич констатировал, что задача школьного обучения заключается не только в усвоении учащимися знаний, но и в формировании у них навыков и умений. Его подход к решению проблемы соотношения навыка и умения в обучении был диалектическим, созвучным их трактовке в современной психологической науке. Он считал, что сначала в результате упражнений, повторений образуется полноценный навык, а затем на его основе формируется умение. Навык от умения отличается большим автоматизмом, но меньшим контролем сознания. К общеучебным умениям Юркевич относил умения правильно говорить, читать, писать, считать, чертить и петь.

Большое внимание в трудах Юркевича, как и многих других психологов середины XIX века, уделялось определению путей обучения детей, тому, какие умственные способности развивать в первую очередь. Исходя из единства задач формальной и материальной сторон образования, теоретики психологии обучения подчеркивали, что результатом обучения должно быть не простое накопление фактов из той или иной области знания, а создание системы знаний, способствующей развитию логического мышления, по выражению Юркевича, «светлого отчетливого ума». Поскольку мышление функционирует по законам логики, именно она должна быть положена в основу методов обучения.

Ученые того периода обращали внимание на значение ранних этапов психического развития для всего дальнейшего формирования личности. В связи с этим чрезвычайно большое внимание они уделяли проблемам первоначального обучения, подчеркивали его сложность, важность и трудность.

Юркевич обозначил три этапа обучения и их последовательность в зависимости от возраста детей – обучение наглядное, аналитическое, синтетическое.

Особое место в общей системе образования он отводил наглядному этапу, рассматривая его и как начальный, этап школьного обучения, и как метод, помогающий освоить достаточное количество фактов и выстроить из них систему на аналитическом и синтетическом этапах обучения. Определив цель наглядного обучения как накопление фактов, наблюдение над явлениями природы и свойствами предметов, он обращал внимание на необходимость непосредственного эмоционального восприятия ребенком любого материала, призывал учителей не торопиться с переводом детей на последующие более сложные этапы. Чувственное познание – необходимый начальный этап познания, предшествующий логическому. На более сложных, поздних по времени этапах обучения логическое и чувственное познание так же должны быть связаны.

В процессе анализа первоначального этапа обучения Юркевич опирался на особенности детской психики. В частности, он указывал, что ей свойственна чрезвычайная нежность, неустойчивость. Ребенка можно научить многому в силу разносторонности его интересов. В детском возрасте особенно ярко проявляется связь познавательной сферы с эмоциональной и волевой; у ребенка мысли очень легко и быстро переходят в чувства, а чувства – в желания и действия. Эту особенность детской психики, по мнению Юркевича, надо использовать для равномерного развития личности и всех познавательных способностей. Отличительной чертой ребенка является также наглядно-действенный характер его отношения к миру. Чувственное познание является для него главным источником знаний об окружающей действительности. «Чаще дитя, гуляя, зевая и дурачась, – отмечал Юркевич, – разгадывает искусство и приобретает навык понимать скорее, нежели за книгою». Отсюда следует, что весь предлагаемый ребенку для усвоения материал должен опираться на его чувственный опыт. Ни учитель, ни книга не смогут добиться подлинного понимания, пока ученик сам не начнет знакомиться с реальными предметами.

Достижение целей обучения на всех этапах зависит от его форм и способов, которые построены Юркевичем также на психологических основаниях. По его мнению, чем ниже степень развития, тем больше должна преобладать субъективная сторона и тем больше необходимо руководствоваться возможностями ребенка; чем она выше, тем большее значение приобретает объективная сторона обучения – содержание и характер преподаваемых предметов.

Юркевич определил также ряд частных задач наглядного этапа в обучении:

1. Развитие наблюдательности.

2. Формирование способности ученика через непосредственные представления.

3. Осуществление связи словесного и наглядного обучения.

4. Дополнение ограниченности книжного обучения реальными образами внешнего мира.

5. Формирование умения преобразовывать полученные впечатления в осознанные представления.

6. Развитие личностных качеств ребенка.

Поставленные Юркевичем задачи предвосхитили сформулированные позднее Л.В. Занковым общие цели развития ребенка в процессе обучения.

В работах Юркевича содержится описание принципов обучения, формулировка которых созвучна с современными принципами развивающего обучения. Он обосновал важность самостоятельного получения знаний учащимися для развития их ума и формирования личности. В его работах подчеркивается значение педагогического мастерства, умения найти соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям учеников методы обучения. Не остался вне поля зрения Юркевича и вопрос о необходимости связи школьного обучения с жизнью.

 

Многие проблемы психологии обучения, представленные в трудах

П.Д. Юркевича, получили развитие с современной психологии (В.В. Давыдов; Л.В. Занков; Д.Б. Эльконин). Идеи Юркевича созвучны многим положениям современных теоретиков психолого-педагогической науки, хотя ссылки на его работы, как правило, отсутствуют. Отдаленный от нас столетием, Юркевич фактически сформулировал ряд важных принципов современного школьного обучения. Наряду с К.Д. Ушинским, его с полным правом можно считать родоначальником современных концепций развивающего обучения. Остается только сожалеть, что труды Юркевича оказались не оцененными по достоинству, как в его время, так и в современной психологической науке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...