Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие познавательной активности и самостоятельности дошкольника.




Годовикова: (исследование – камерный м-д: ребенка приводили в комнату, где были игрушки, книжки и «загадочная коробочка»), уровни познов активности:

1.бесцельное перебирание ребенком игрушки (книжки и коробку не замечал) (до 3 лет). Не строил проблемных сит-й, отсутствие абстрактного мышления.

2.Построение сюжета игры, в сюжет включены игрушки, книжка, коробку использует функцио-о. (4 года) Способность к построению последующей деятельности.

3.Реб сразу замечает странный предмет (5,6 лет) ищет пути открытия коробки. Выделение проблемной ситуации.

Показателем позноват-й активности явл-я постановка вопросов, выделение и решение пробл ситуации.

Вопросы – отражение пробл ситуации.

Возраст почемучек – 4г, но сейчас он исчезает тк присутствуют преждевременные ответы или в семье мало техники, родители не общ-я между собой и с ребенком.

Меняется кол-во и кач-во вопросов: почему, для чего, отчего. Реб интересует устройство мира.

Причины исчезновения познават интереса: вопросы игнорируются, или они не успевают сформир-ся, тк инф передается сама

В пробл ситуации девочки чаще обращ-ся к маме, тк дев более социальны, у них хуже простроено мыш-е.

 

26. Психические процессы дошкольника. Реб. м. абстрагироваться от наглядного – важ этап когнит. разв-ия. Об этом свид-ют???, кот. задает реб. (что будет потом, что было, что, если). В сенсорном разв-ии происходит: обогащение опыта, упорядочивание. Усвоение сенсорных эталонов путём систематич. обучения приводит к бурному развитию воспритяия, улучшение показателей внимания. Привлек. вним-е яркие предметы (до 5 лет). Интересуется предметами в функциональном отношении – задаёт вопрос о предназначении предметов. Проверка предметов на прочность. Реб. включает все больше предметов в поле своего взаимод-ия. Расшир-ся и тактильный опыт (парал-но со зрит). +реб. учиться лепить, рисовать, вырезать. Расшир-ся и аудиальный опыт. Реб. учат петь, появ-ся музык игрушки, он различает музык звуки. Реб. осваивает нов. навыки (проприоцептивный опыт). Нов. движ-ия =>нов. ощ-ия. Формир-е сенсорных эталонов (Запорожец) – выработанные в пр-се культурно-исторического развития, опред. образом систематиз-ные и упорядоч-ныеобразцы св-в предмета. *цвета спектра, ноты, геометрич формы. Внимание: расширение объема, ­устойчивости, рост производительности (сам регулирует вним-е). Память: 1.образная - ­объем, ­подвижность образов (*рассказть о спектакле и нарисовать), эл-ты образ памяти более связаны, упорядочены, реб. м. создать сюжет. 2.моторная - ­кол-во навыков, науч-ся застегиваться, расчесываться, стелить постель, усваеивает учеб. навыки. 3.словесно-логическая – появ-ся спос-сть к логич. построению сюжета и его воспроизв-ию. Мех-мы воображения: 1восприятие некого предмета и затем наделение воспринятого св-вами воображения; 2созд-ся образ, а восприятие ищет куда бы его поместить. Сказки – глав. роль детской лит-ры. Первыми были мамины и бабушкины рассказы. Особенности сказок:

- ограничен круг пресонажей (т.к. небольшой объём вним-я)

- герои облад. типич. ярковыраженными чертами (т.к. у реб. нет диалектич. мыш-ия), люди могут проявлять амбивалентные св-ва

- прямая мораль (хор. вознаграждается, плохое карется)

- сюжет динамичен (связ. с устойчивостью вним-я)

Мышление: реб. м. ставить проблем си.т и разрешать их, актив исследоват деят-сть.

 

27. Развитие эмоциональной сферы дошкольника. Дети каж-ся бесчув-ми д/род-лей. Реб. с большим трудом способен к сопереживанию. Оказ-ся чёрствыми, неблагодарными, объясняют недостаточным опытом. Не способен к рефлексии чужих чувств. Реб. эгоцентричен. Если он гладит по голове – это подражание. В люб. явл-ии реб. находит увлекат-ное, необычное, интересное. Нет понятия смерти. У реб. слишком много впечатлений, даже от нерадостного события. Жестокое обращение с жив-ми – это не жестокость, а естеств любознат-сть. Причины: слишком большое бесправие реб., реб. интересно, что произойдет. Это сенситивный период д/эмпатии, профилактики жестокости. Надо объяснять, что жив. больно, какие Мб послед-ия. Д. формир-ся альтруизм. Происходит и эстетическое разв-ие. Бине: 2фото, реб. легко выбирает, где красиво, где нет. Блонский: предметом эстетич восприятия явл-ся 1 предмет, а не ансамбль, композиция. Причем это неживий предмет. Красота – разноцветно, ярко. Он пишет о реалистич ф-ции цвета и о декоратичной. Красиво, что ярко, пестро. В музыке тоже присут-ет эстетика. Дети тяжело переживают непонимание. Люкей гов. о декоративной ф-ии цвета. Дошкольник использует цветы в качестве дполнения к игре.

 

 

28. Формы общения дошкольников со взрослыми. Изменяется стр-ра, особ-сти общ-ия детей. Большую цен-сть представляет взр., кот. что-то умеет, знает. Это начало практич. отнош-я к жизни. Важна эмоц. поддержка. Меняется форма взаимоотнош-я род-лей и детей. Появ-ся зачатки дружбы (неустойчивая, требования не такие как позже). Дошкольники не бывают одни, но их группы скорее кооперации, у них нет планирования и распределения ролей. Обычно не прочная по составу (кооперация), р-ия «коллектива» оч. непостоянна. «Коллектив» ведёт себя устойчивао или настойчиво только, если отношение одного из них такое. Богуславская исслед-ла взаимоот-я взр и детей. Реб. предлагали поиграть в конструктор. 3вида контактов – по содержанию: 1.деловые (реб. инициирует в пр-се деят-сти, касаются деят-сти– как мы посторим эту улицу?будет ли держаться ёлочка?). 2.познавательные (непосред не связаны с деят-стью – когда сильный дождь,куда вода девается7что делает милиционер, когда на улице….происходит?). 3.личностные (касс-ся рефлексии): А.высказ-я о чув-вах в деят-сти, впечатления,собственные переживания в пр-се игры. Б.мини-сообщения реб. о его переживаниях, не кас-ся деят-сти (о жизни 37%, о род-лях и близких 24%, о сверстниках 20%). У реб. есть пот-сть в контактах. Ф-ция – построение соц. стр-ры. Реб. диф-ет контакты. Новообразования: появление 1-ой самооценки. Предмет обсуждения: лживость и вороство (условно). Ложь – люб. искажение инфо (осознанное искажение чел.) Селли: формы детской лживости (они все неосознанно)

- дети прячут нравящуюся вещь («нету»)

-наговаривание на др. людей

-самообман

-иллюзии

-ложь из-за страха наказания

-редкие случаи преднамеренной лжи (мотивация: месть, ревность – наговаривают на братьев, сестёр). Причины: невозможность контролир. св. желания, потребность манипулир. деньгами, несформированность понятий, недостаток любви.

 

 

Сущность кризиса 7 лет.

наступает, как правило, раньше 7лет. сомнения, есть ли он? Менее выражен. Разн понимания кризиса схожи в: трудно протекает, возникает на основе новообразований и готовит почву д/новообраз-й. Божович: полностью вписывается в обыч схему кризиса. Кризис возникает из-за неудовольствия свое позиции в обществе (связано со шкоой) У ребенка появ-ся пот-ть в соц роли, выполн-е соц ф-ции. Школа – удовольствие. Ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник => кризис. Явления кризиса исчезают, если: ребенок идет в школу раньше, в садике обучают, сами род-ли обучают. Выготский: Суть кризиса – открытие ребенком своего внутренного мира. Кризис – столкновение тенденций. причина – появ-е у ребенка спос-ти к обобщению (предкризис новообр), спос-ть к обобщению переживаний. До кризиса обрат связь от окр мира казалась св-вом самого мира. Потом ребенок понимает, что это его св-во, он - носитель некот св-в. это и есть обобщ-е переживаний. Он носитель личн качеств. Ребенок понял, что облад-ет сис-мой отнош-й, а др люди относя-ся к этому по-другому. Те др – тоже носители личн кач-в. сложности: нельзя заявлять прямо освоих желаниях, тк у др Мб другое мнение. А как себя вести, ребенок не знает. Эта конц-я не вписывается в обычную схему кризиса, нет столкновения внеш и внутр. Никто не мешает ребенку развиваться. Поливанова: симптомы: пауза (к реб обращ-ся, а он молчит), спор (р-я на просьбу – почему я?), непослушание (невыполнение требований), хитрость (нарушение требований в скрытой форме), взрослое пов-е (демонстративно копирует поведение взр) – самое продукт новообр-е 7лет, упрямство, требовательность. Нижегородцева: до 75% детей кризис переживают. Сапогова: у дошк, кот пережили кризис, учеба идет лучше, ↓проблем с адаптацией.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...