Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровень 2. Маленький ребёнок.




Главное в системе ценностей взрослого человека с личностью Маленького Ребёнка — это стремление быть похожим на других. Эта склонность выражается в стремлении одеваться так же, как все, вести себя стандартным, общепринятым образом, работать по престижным, социально одобряемым профессиям, питаться и развлекаться, как все, быть благопристойными членами своего сообщества. Знакомые условия жизни и похожие на них люди вокруг дают взрослым Маленьким Детям ощущение безопасности. В незнакомой обстановке чувствуют себя неуверенно и стремятся преобразить новые условия в привычный для себя вид.

Такие люди испытывают слепую приверженность установившимся традициям и предубеждение против тех, кто в чём-то существенно отличается: одевается не так, питается «неправильно», то есть не так, как все, имеет другие вкусы и предпочтения, ведёт совершенно другой (да ещё и более продуктивный) образ жизни, мыслит смело и независимо, и т.п. Инаковость других вызывает у взрослых Маленьких Детей страх и стремление «переделать» отличающихся, «перекроив» их под свою мерку. С другой стороны, поведение таких людей во многом ориентировано на одобрение своей социальной среды, и поэтому, когда взрослые Маленькие Дети оказываются вне привычного социального окружения, то есть как бы вне общественного контроля, они нередко забывают о своих правилах и нормах поведения, поступая совершенно непредсказуемым, зачастую безнравственным образом. Уместно вспомнить лозунг: «Партия — ум, честь и совесть нашей эпохи» — характернейший тезис взрослых Маленьких Детей; но спрашивается, а что, если в данное время эта самая партия не наблюдает за гражданином? Его совесть тогда тоже отсутствует, вместе с общественным надзором? У взрослых Маленьких Детей это обычно именно так и получается.

Систему ценностей взрослые Маленькие Дети заимствуют у тех, кто является для них авторитетами. Критерии же выбора для себя авторитетов такие люди также заимствуют в своей социальной среде, не стремясь анализировать и размышлять. Они воспринимают буквально и с истовым рвением правила и наставления, исходящие от авторитетов, но сами тут же пытаются проверять их на прочность. Характерной особенностью взрослых Маленьких Детей является раздельное мышление, при котором заповедь «возлюби ближнего своего» мирно уживается с обещанием «я тебя в порошок сотру», «не убий» — с увлечением охотой или любовью к мясной пище, а проповедь законности и правопорядка — с практикой коррупции и нелегальных махинаций (типичный случай чиновника-бюрократа). Для Маленького Ребёнка также совершенно очевидным представляется, что за мир нужно бороться, а добро и справедливость насаждать насильственным путём, нередко — огнём и мечом, как христианство на Руси. Фактически, любое из этих противоречий является результатом незрелой попытки разрешить конфликт между побуждениями низшей природы человека и велениями высшей: например, человеком владеет жажда агрессии и насилия, и в то же время он знает, что это нехорошо. То есть данный человек хочет последовать очередному импульсу своей эгоистической натуры, и в то же время его эго желает выглядеть эстетично в глазах окружающих. Решение проблемы на этом уровне развития получается простое: человек поступает по велению низших побуждений, но при этом прикрывает свои действия высокими рассуждениями о нравственности и духовности. Если в каком-либо обществе или организации на данном этапе развития преобладают люди второго уровня зрелости, то ложь, фальшь и лицемерие там становятся нормой жизни и взаимоотношений, а двойной стандарт поведения — игрой, в которую играют все, что признаётся негласной традицией и как бы не замечается.

Мышление у взрослых Маленьких Детей часто стереотипное и зависимое, негибкое, ортодоксальное и традиционное. Это может проявляться, как косность малообразованного обывателя, пересказывающего в качестве своего мнения общепринятые стереотипы и заблуждения, а может встречаться, к примеру, у какого-нибудь учёного, маскирующего свою ограниченность ума под нагромождением заумных терминов и привязанного к догмам, господствующим среди его коллег. Логика таких людей обычно представляет собой не что иное, как эмоциональные привязанности или чувства, маскируемые под мысли и суждения. Но сами они искренне считают себя весьма интеллектуально развитыми людьми, и стереотипность своего мышления категорически не замечают. Более того, взрослые Маленькие Дети очень ревностно следят за тем, чтобы все вокруг мыслили, по возможности, одинаково. Формально они могут быть сторонниками независимости мышления, но на практике всегда подавляют любые отклонения от своих собственных взглядов и мыслительных установок (прапорщик в Академии наук: «Вот вы все тут такие умные — так отчего же тогда строем не ходите?!»).

Взрослые Маленькие Дети обычно испытывают замешательство, сталкиваясь с необходимостью всерьёз осмыслить мотивы своих поступков и основания своих убеждений: «Я всего лишь выполнял приказ, расстреливая демонстрантов» или «Что плохого в рабстве? Ведь так было всегда. Так зачем что-то менять?». Низкий уровень гуманности у них — от сильного эгоцентризма натуры, когда человек не имеет ни желания, ни способности всерьёз прочувствовать состояние другого человека и потому предпочитает мыслить, оперируя не реальными данными, а собственными стереотипами, проекциями, ярлыками и т.п.

Консервативность таких людей приводит их к боязни любых новшеств, любых перемен и реформ. Для них характерны как тоска по «добрым старым временам», так и агрессивное стремление подавить инакомыслие и прогрессивные тенденции силовым путём, начиная от попыток группового давления и заканчивая изоляцией или даже физическим уничтожением тех, кто не желает покоряться воле большинства. Общий их подход: инакомыслящего следует или уничтожить, или обратить в свою веру.

Взрослые Маленькие Дети очень не любят принимать на себя ответственность за свою жизнь. В религии они ценят возможность переложить всю ответственность за свою жизнь на Бога, в медицине — возможность переложить ответственность за своё здоровье на врачей, в подчинении авторитетам — возможность переложить на них ответственность за свои поступки и за формирование своего мировоззрения. Такие люди воспринимают мир как потенциально враждебный, полный различных каверз и пакостей. Окружающие люди, в представлении Маленьких Детей, постоянно пытаются их обмануть; животные, не помещённые в клетки или на привязь, кажется, все только и мечтают напасть; мало того, мир полон различных невидимых (и этим очень удобных) вредоносных бактерий, вызывающих болезни, и т.п. В целом, Природа воспринимается такими людьми, как слепая безжалостная стихия, с которой люди должны бороться за своё выживание. Для того, чтобы защитить себя от всех этих напастей, взрослые Маленькие Дети стараются избегать дикой природы и свободных проявлений человеческой натуры, тщательно следить за чистотой и порядком, иметь дело только с людьми знакомыми и проверенными — то есть, в общем случае, стремятся взять реальность под свой контроль. Нередко такие люди ограждают себя от ярких, сильных чувств — чтобы подстраховаться от возможности боли и разочарований; навязывают привычный для них порядок — чтобы создать себе иллюзию контроля над ситуацией; тщательно соблюдают религиозные обряды — чтобы заручиться поддержкой Бога, которого они представляют себе, естественно, по своему образу и подобию — как сурового, но справедливого Начальника, чьи законы надо тщательно соблюдать, и у которого радости жизни нужно покупать в обмен на горе и страдания.

Такие люди проживают жизнь, следуя возрастным стереотипам. В юности, когда, по идее, положено радоваться жизни, они так и делают. Потом они играют во взрослых, делая очень серьёзный и солидный вид, нередко набирая для солидности же избыточный вес, двигаются степенно и важно (М. Норбеков: «как будто обделались и давно об этом забыли»), так же серьёзно и солидно (пусть и зачастую глупо и примитивно) рассуждают, повторяя от своего имени чужие авторитетные суждения. А потом, когда им уже за сорок, Маленькие Дети начинают играть в старость, со всеми характерными её атрибутами, начиная от слабеющего здоровья и имиджа пожилого человека, и заканчивая мироощущением, полным предчувствия приближающейся смерти. Их жизненный опыт чаще всего — это их индивидуальная коллекция типовых жизненных ошибок и заблуждений, которую они в старости склонны навязывать детям и внукам, как образец для подражания: «Я много пожил на свете, я многое повидал, и я лучше знаю жизнь!».

Смерти такие люди очень боятся, и потому в молодости делают вид, будто они не умрут никогда (эго-защиты: отрицание или примитивная изоляция). Потом, сталкиваясь с потерей близких людей, переживают это тяжело и со страхом в душе, но стоически: очередная неудача в контролировании мира вокруг. Именно взрослые Маленькие Дети кричат умирающему близкому человеку: «Не умирай!» (хотя ему и без того тяжело в такие минуты!), и не могут примириться с его уходом навсегда, — как не могут примириться с уходом своего спутника жизни в другую семью. Наконец, в старости Маленькие Дети страдают от своей беспомощности и незащищённости, не понимая, что всё это — результат их выбора, их привязанности к ролям стариков. Они боятся смерти, потому что чувствуют, что и не жили толком — так, существовали в привычном полуавтоматическом режиме, коллекционируя отдельные яркие события и фотографии, «чтобы потом было, что вспомнить». Они не знают, что такое жизнь, и потому не могут понять и принять естественность своей смерти. Смерть пугает их ещё и потому, что впервые за всю жизнь заставляет принять ответственность за происходящее, вырывает из мира иллюзий в реальность.

В отношениях с людьми взрослые Маленькие Дети предпочитают устоявшиеся, стереотипные формы взаимоотношений, принятые в обществе. Отношения должны развиваться и выглядеть, «как у людей», при этом внутренним наполнением отношений часто пренебрегают ради соблюдения внешней формы. Например, сильная влюблённость очень опасна и пугающа, поскольку не поддаётся контролю и заставляет нарушать привычный уклад жизни. В семейной жизни Маленький Ребёнок считает своим долгом добросовестное выполнение своих классических супружеских обязанностей и ожидает того же от партнёра по браку. Мужчина, например, должен обеспечивать семью деньгами и выполнять ремонтные работы по дому, женщина должна стирать/убирать/готовить, а также покупать продукты, рожать и воспитывать детей и создавать дома уют. Секс рассматривается как выполнение супружеского долга, в основном из физиологических соображений и для продолжения рода. Взаимные ожидания таких супругов, как видим, предельно ясны и конкретны, и если каждый выполняет свои функции и при этом не отличается сварливым характером, это у Маленьких Детей называется счастливой семьёй.

Особый страх у взрослых Маленьких Детей вызывает одиночество. Перспектива встречи со своим истинным «я», со своими проблемами, таких людей очень пугает. Ради избавления от одиночества и скуки они готовы общаться с кем угодно, разделять чьи угодно ценности и устремления, растворяться в любой толпе, отказываясь от своей индивидуальности ради социального конформизма.

В общении взрослые Маленькие Дети предпочитают не смотреть в глаза собеседнику. Часто взгляд такого человека направлен куда-то мимо, словно он беседует не с вами, а со шкафом, стоящим у вас за спиной. Другой популярный вариант избегания прямого взгляда — взгляд в бумаги, перебираемые в процессе разговора.

На работе такие люди могут выполнять стандартизированные трудовые операции, не требующие творчества и нестандартности подхода. При адекватном вознаграждении с одной стороны, и неизбежном суровом наказании — с другой, такие работники способны к добросовестному и продуктивному труду, без нарушения производственной дисциплины. Правила и инструкции, изложенные чётко и понятно, в сочетании с тщательным контролем, могут гарантировать успешное выполнение поставленных задач. Маленькие Дети предпочитают авторитарный стиль управления, но в контексте патерналистской организационной культуры. Руководители второго уровня зрелости любят различные символы и ритуалы, подчёркивающие их превосходство в статусе.

Работа в жизни таких людей выполняет важную функцию заполнения жизни каким-нибудь осмысленным занятием, ценимым и оплачиваемым другими людьми. Поэтому работники этого уровня зрелости на работе не только работают — они там живут, проводя время, общаясь и развлекаясь, и выполняя по ходу дела свои трудовые обязанности. Поэтому важно, чтобы руководство чётко регламентировало их обязанности, нормировало их трудовую деятельность и контролировало результаты.

Характерны способы психологической разгрузки, наиболее часто практикуемые взрослыми Маленькими Детьми. Самые популярные — это курение и употребление алкогольных напитков, нередко — крепких и в значительных количествах. В молодом возрасте практикуется также балдёж на дискотеках (среди скопления себе подобных), где человек под избыточно громкую ритмичную музыку взвинчивает себе психику и сбрасывает избыточное возбуждение, избыток энергии, достигая такой своеобразной балансировки. Ритм и алкоголь легко вводят этих людей в состояние транса, благодаря чему они отключаются от обычных проблем и даже ощущают некоторую эйфорию (блаженны те, кто не обременён мышлением!). Но это же трансовое состояние повышает внушаемость людей и вызывает привыкание, своего рода фиксацию на таких способах времяпровождения. Более продуктивные способы отдыха Маленьким Детям чаще всего не доступны.

В современном обществе взрослые со вторым уровнем зрелости личности составляют статистическое большинство, основную массу населения. Собственно, основные принципы устройства современного общества, цели и направление его развития почти полностью соответствуют мировоззрению и ценностям Маленького Ребёнка.

 

 

Уровень 3. Подросток.

Взрослые люди, остановившиеся в своём личностном развитии на уровне Подростка, всю жизнь посвящают СТРЕМЛЕНИЮ БОРОТЬСЯ И ПОБЕЖДАТЬ. Они твёрдо уверены, что в каждой игре должен быть проигравший, и не хотят оказаться на его месте. Они делят весь мир на победителей и побеждённых, сильных и слабых, богатых и бедных. Их система ценностей подразумевает, что для достижения победы хороши любые средства. По их меркам, аморальным является не мошенничество, а поражение, которого нужно во что бы то ни стало избежать. Окружающих людей взрослые Подростки воспринимают как ресурс в своей бурной деятельности, как сырьё, пушечное мясо. Это они любят говорить, что история пишется победителями, что победителей не судят.

Взрослые Подростки обладают, как правило, развитым интеллектом и высокой коммуникативной компетентностью. Они умеют мыслить стратегически, они просчитывают партию на много ходов вперёд. Взрослые Подростки имеют высокие навыки в области манипулирования окружающими их людьми. Могут быть очень красноречивыми и убедительными в дискуссии, умело играют на эмоциях и чувствах других людей. Сами же взрослые Подростки нередко производят впечатление людей бессердечных, начисто лишённых способности к состраданию; кажется, будто все ценности в жизни выражаются для них в денежном эквиваленте или в категориях личной выгоды.

В общении взрослые Подростки склонны к спорам, причём по любому вопросу у них есть только два мнения — своё и неправильное. В споре они пытаются навязать свою точку зрения собственной непоколебимой напористостью, подавлением и запугиванием оппонентов, подтасовкой фактов, подкупом — всеми доступными способами. Хотя могут принять точку зрения оппонента, если увидят, что это может принести значительную выгоду — материальную или какую-либо иную. Взрослые Подростки любят окружать себя группой (сворой?) подпевал-подхалимов, во всём поддерживающих своего лидера и по его знаку гавкающих на тех, кто лидеру не угоден.

Внимание взрослых Подростков сконцентрировано на достижении успеха, на победах, славе, богатстве, общественном положении и власти. Они сами посвящают свою жизнь завоеванию всего этого, и весьма ценят и почитают аналогичные достижения других людей. Правда, Подростки не уважают других: «Дрова я не уважаю, а рублю!» — но неудачников и аутсайдеров жизненной гонки за успехом они к тому же откровенно и демонстративно презирают.

Подростки способны долго удерживать цель в памяти воли: они необычайно целеустремлённы и фанатично трудолюбивы в достижении цели. При этом нередко достижению цели подчиняется всё в жизни такого человека: он отказывается от многих удовольствий и радостей жизни, от дружбы и любви, нередко очень воздержан в сексе — по причине нехватки времени. Но взрослые Подростки достижению своих целей готовы подчинить не только все свои интересы, но и интересы всех своих родных и близких, независимо от желания последних. Если же человек отказывается быть в команде Подростка, он автоматически оказывается предателем. Мир Подростка — это жестокий мир войны, он живёт всю жизнь, как на фронте, каждый день полон сражений. Подростки вообще обладают повышенной агрессивностью, и при каждом удобном случае выпускают демонов своей души на свободу. Разумеется, вряд ли кто-то из взрослых Подростков, ведущих, к примеру, войну с соседним государством, считает себя кровожадным злодеем. Каждый случай агрессии у них обычно получает весомое и убедительное психозащитное обоснование (рационализация, морализация), как борьба за торжество Добра и Справедливости, во имя счастья человечества. По-видимому, для таких людей всё лучшее в этом мире олицетворяют они сами.

Однако важно понимать, что способность Подростков к борьбе — это своего рода силовой потенциал социума. В случае, если нужно защитить интересы дела, отразить нападение внешних агрессоров, то именно Подростки составляют боевой авангард, поскольку от стада инертных Детей обычно пользы в таких ситуациях немного, а Юноши слишком увлечены своими гуманистическими идеалами, чтобы быть по-настоящему эффективными в борьбе. Поэтому при оценке любых параметров личности важно мыслить системно, учитывая, что всё в мире имеет как минимум две стороны.

Взрослые Подростки очень любознательны и обладают высокой обучаемостью. Если Маленький Ребёнок, сталкиваясь с новой незнакомой информацией, скорее всего, постарается её проигнорировать, то Подросток в аналогичной ситуации, наоборот, охотно ознакомится с новинкой: ведь это может оказаться для него конкурентным преимуществом! Взрослые Подростки могут проявлять высокую гибкость в смене своих жизненных привычек и социокультурных стереотипов, если этого требуют интересы дела. Они также способны успешно изучать чужие культурные традиции и религии — при наличии соответствующей мотивации взрослые Подростки могут хоть горы свернуть, была бы только отдача.

Взрослые Подростки предпочитают материальные, осязаемые ценности. Как говорят американцы, «в жизни побеждает тот, кто умирает с наибольшим количеством игрушек». Внутренняя жизнь для Подростка не имеет значения — важно лишь внешнее её проявление. В отношениях с людьми у Подростков практикуется чисто утилитарный подход: «Или ты работаешь на мой успех, или ты мне не нужен». Один представитель этого уровня зрелости о другом, таком же по масштабу политическом деятеле, не пожелавшем быть винтиком в его социальной машине и отошедшем от него, высказался кратко и чётко: «Отработано». Главный мотив для вступления в брак — выгодность и престижность. В формировании отношений Подросток постоянно претендует (нередко — весьма грубо и бесцеремонно) на первенство и доминирование: здесь сказывается его изначальная и пожизненная установка на победу в противоположность поражению.

В вопросах сексуальной близости ведущим для Подростка (как мужского, так и женского пола) является мотив завоевания, соблазнения, самоутверждения путём коллекционирования покорённых сердец (или половых контактов). Логика действий у них проста: если мужчина соблазняет понравившуюся ему женщину, он в своём представлении борется за дорогой приз, и чем сложнее была эта борьба, тем приз субъективно дороже. Но потом, когда приз завоёван, он помещается в коллекцию, а мужчина-Подросток устремляется к следующей цели — со свойственной ему энергичностью и целеустремлённостью. Аналогично поступают, с поправкой на особенности своего пола, и женщины-Подростки.

В общении взрослый Подросток часто смотрит в глаза собеседнику с целью оказать давление взглядом, для придания своим словам большей убедительности. При разговоре на глубоко личные темы, касающиеся самого Подростка, зрительный контакт прерывается: МИР СОБСТВЕННОЙ ДУШИ ПОДРОСТОК ЗНАЕТ ПЛОХО, сам туда не заглядывает и других старается не пускать. Многие психологические проблемы Подросток не разрешает, а агрессивно подавляет и вытесняет в подсознание, тем самым, делая свою душу болезненной и уязвимой.

Живая природа, окружающая среда рассматривается взрослыми Подростками как ресурсы, подлежащие освоению и эксплуатации. Природу они считают объектом, подлежащим покорению посредством создаваемых человечеством технологий. Отношение к Природе, к земле — чисто потребительское. На третьем этапе душа человека ещё не созрела для понимания того, что к миру вокруг нужно относиться бережно. Взрослые Подростки рассматривают окружающий мир как набор объектов для манипулирования в своих интересах. При этом основу этих интересов составляют, в основном, агрессивные инстинкты и результаты работы эмоционального ума, который не столько осознаёт происходящее, сколько придумывает разного рода оправдания и объяснения уже возникшим и рвущимся наружу желаниям и побуждениям. При немалом общем развитии интеллекта, взрослые Подростки достаточно плохо понимают свою душу, душевные состояния других людей. Подростки, как и Маленькие Дети, боятся живого мира в себе и вокруг, но если Дети стремятся отгораживаться от Природы, то Подростки стремятся Природу покорить, обуздать, победить.

Однако нужно отметить, что более зрелый вариант личности Подростка часто означает, что человек стремится направить свои усилия на ВОПЛОЩЕНИЕ В ЖИЗНЬ КАКИХ-ЛИБО, ОБЫЧНО ЗАИМСТВОВАННЫХ, ИДЕАЛОВ. На практике это всё равно означает конкурентную борьбу как основное содержание жизни человека, но теперь эта борьба получает эстетичное и воодушевляющее обоснование и оформление.

В духовном плане взрослые Подростки придерживаются принципов утилитарности. Например, в существование Бога взрослый Подросток обычно всерьёз не верит, но для имиджа — своего и своей фирмы, своего дела — религиозность разыгрывает вполне убедительно, в рамках соответствующей, наиболее популярной в данной местности религии. А для себя истолковывает ситуацию так: «Бог любит победителей», а то и вовсе «Бога нет, и потому каждый — сам за себя». Взрослые Подростки обычно очень хорошо знают, как эффективно можно манипулировать сознанием обывателей при помощи высоких ценностей, проповеди духовности. Крайний пример такого манипулирования — создание тоталитарных сект.

Взрослые Подростки тяжело воспринимают проблематику смерти. Они подсознательно воспринимают смерть, как поражение, проигрыш, и пытаются либо игнорировать страх смерти за счёт подчёркнутого пренебрежения к конечности человеческого бытия, либо эвфемистически отрицать смерть — например, завещая похоронить себя на вершине большого, величественного холма или мумифицировать своё тело, чтобы уберечь его от тлена. Проблема отношения к смерти — это проблема понимания жизни, и чем меньше человек понимает сущность собственного бытия, тем тяжелее ему принять неизбежность собственной смерти.

Взрослые Подростки склонны придавать большое значение своей внешности и производимому ими впечатлению, отсюда склонность к демонстративности поведения. Они много работают на имидж, способствующий их успеху. Такие люди бывают склонны казаться молодыми, несмотря на преклонный возраст, причём нередко не за счёт здорового образа жизни, а за счёт искусственно моложавого имиджа, пластических операций, подтяжек кожи, и т.п. Старость воспринимается ими как проигрыш, которого нужно избежать. Невозможность избежать нежелательных последствий старости включает у таких людей психическую защиту в виде отрицания объективной реальности.

В организациях взрослые Подростки могут быть работниками, профессионалами, работающими к тому же по двенадцать-четырнадцать часов в сутки. Если руководству удастся убедить такого работника, что его зарплата и карьерный рост непосредственно зависят от результативности и эффективности его труда, организация получит фаната-трудоголика, который совершает невозможное и неодобрительно относится к менее трудолюбивым сотрудникам, считая их иждивенцами и разгильдяями. С другой стороны, Подросток работает с вами только потому, что ему это выгодно, поэтому на его лояльность можно рассчитывать только в этих пределах: взрослый Подросток легко предаст интересы фирмы за соответствующее вознаграждение. Идеализм, порядочность, как и другие нравственные ценности, он считает ограничениями внутренней свободы человека и при необходимости легко игнорирует.

В современном обществе люди с третьим уровнем зрелости личности составляют довольно значительную часть населения стран с капиталистической ориентацией экономики. В целом, количество взрослых людей с уровнем зрелости личности Подросток составляет, по приблизительным оценкам специалистов, около четверти населения Земли.

 

 

Уровень 4. Юноша.

Взрослые люди, остановившиеся в личностном развитии на стадии Юноши, очень восприимчивы к чувствам окружающих. Они эмоционально отождествляют себя с другими людьми, что в значительной мере способствует развитию глубоких и продолжительных отношений с окружающими. Эта повышенная способность к эмпатии и определяет систему ценностей взрослых Юношей. Они склонны к сопереживанию другим, и жизнь вокруг себя рассматривают именно с точки зрения счастья или страдания людей. Нередко взрослые Юноши посвящают свою жизнь помощи нуждающимся, заботе о страдающих, подвижническому труду во имя счастья человечества.

Однако при столь возвышенных гуманистических устремлениях взрослые Юноши далеко не всегда успешно воплощают свои идеалы в жизнь — прежде всего потому, что плохо к жизни приспособлены, часто «витают в облаках», оторваны от реальности. Люди этого уровня зрелости стремятся понять смысл жизни, природу человека, побуждаемые к этому теми страданиями, которые им самим причиняет как своё собственное несовершенство, так и страдания других людей. У взрослых Юношей в силу специфики этой стадии личностного развития возникает множество болезненных конфликтов с окружающим миром. И, соответственно, их глубинное самокопание, так же как и стремление понять природу человека вообще, постигнуть законы этого мира, вызваны, прежде всего, необходимостью разрешения, устранения этих конфликтов.

Каждый человек решает проблемы адаптации по-разному. Маленький Ребёнок, например, старается проблемы просто игнорировать, сделав вид, что их нет, снижая уровень тревожности в психике посредством разнообразных эго-защит (по сути, игр с самим собой). Подросток обращает свои страхи, тревожность и неуверенность в агрессивность, подчёркнутой бравадой маскируя страдания своей души. Юноша уже не может обманывать себя (как-то нелепо: ведь я всё равно знаю, что происходит в действительности!) и считает безнравственным решать свои внутренние проблемы за счёт окружающих (подростковые самооправдания для него уже не подходят: слишком уж примитивно и цинично!). И в результате взрослые Юноши переходят к тому уровню развития, когда человек в состоянии говорить самому себе правду о том, что происходит в действительности, как в его душе, так и вокруг него в окружающем мире. Но теперь ему предстоит научиться решать проблемы адаптации на качественно новом уровне.

Для мировоззрения взрослых Юношей характерен идеализм. Эти люди твердо убеждены, что в мире существуют (должны существовать) идеальные, совершенные люди; идеальные, абсолютно гармоничные отношения между людьми; идеальное общество, и т.д. Жизнь представляется им очень сложной и весьма болезненной для человека, мир — полным бед и несправедливостей. Из-за своей повышенной ранимости, чувствительности ко всему сами взрослые Юноши обычно ощущают себя людьми не из этого мира, какими-то ненормальными (по меркам большинства других, — о, это большинство!). Кроме того, они страдают из-за собственного несоответствия своим идеалам. Кроме того, в мире столько страданий и несправедливости, а отдельно взятый человек так слаб и беспомощен против этого мирового зла! На почве всего этого у взрослых Юношей может развиваться комплекс неполноценности, могут возникать проблемы с самоуважением.

Комплекс неполноценности, в свою очередь, отнюдь не помогает Юношам в повышении личной адекватности. Ведь когда человек не любит и не уважает сам себя, он такое же отношение проецирует и на окружающих. И окружающим уже нужно обладать большой душевной мудростью и чуткостью, чтобы за этой внешней неловкостью и замкнутостью разглядеть истинную натуру этого человека. Обычно это удаётся уже Взрослым людям, привыкшим не судить, а понимать людей, не обманывающимся видимостью, внешним впечатлением.

Взрослые Юноши обладают высокоразвитыми способностями в различных областях деятельности. Они талантливы и хорошо, легко обучаются новому. Часто Юноши выбирают для себя деятельность, связанную с принесением пользы людям. Это может быть работа над решением экологических проблем, профсоюзная деятельность, разработка прогрессивных научных концепций, создание гуманистических философских учений, преподавание, наставничество, врачевание, психологическое консультирование, и т.п. Взрослые Юноши отличаются бесстрашием, бескомпромиссностью и неподкупностью, когда отстаивают интересы доверяющих им людей, когда борются со злом, с несправедливостью. Заметим, что понятие о зле и несправедливости у каждого своё. Например, Маленький Ребёнок и Подросток считают, что зло — это когда ущемляют их личные интересы, а вот Юноша сконцентрирован в основном на борьбе за интересы общественные, вплоть до борьбы за счастье всего человечества сразу. Взрослые Юноши, убеждённые в правоте своего дела, готовы выступить и против политики фирмы, и против правящего режима, и даже пойти на смерть во имя счастья других людей.

Характерный для Юношей идеализм приводит к тому, что они абсолютизируют многие моральные и нравственные категории, не принимая двойной морали, двойных стандартов. Идеалы Чести, Совести, Порядочности, Справедливости, Гуманизма, Патриотизма, Счастья человечества, Любви к людям — для взрослых Юношей составляют смысл и содержание жизни, практическое руководство к действию (сравним: для Маленького Ребёнка это всё — лишь красивые и правильные слова, о которых принято говорить с возвышенными интонациями; для Подростка данные ценности — инструмент манипулирования «теми лохами, которые во всю эту ерунду верят»). С другой стороны, сами Юноши нередко замечают за собой ситуативные отступления от заявленных идеалов, в связи с чем у них формируется чувство собственной виновности, греховности, которую нужно искупить.

Общество вызывает у Юноши противоречивые чувства. С одной стороны, в нём столько насилия, жестокости, несправедливости, что, видя это, взрослые Юноши обычно с презрением относятся к власти и богатству, как к чему-то грязному и бесчестному по своей сути. Идеализм, столкнувшийся со сложностью реальной жизни, может побудить взрослого Юношу к психозащитным реакциям, связанным с отключением от внешнего мира, с уходом от реальности. Это может быть уход в мир фантазий (причём в результате человек может стать писателем жанра «фэнтэзи» — при позитивном развитии ситуации), уход в виртуальную реальность (например, компьютерные игры), уход в изменённые состояния сознания (это могут быть алкоголь, наркотики, а могут быть — занятия медитацией с целью уйти от проблем реальности), и многие другие варианты. Некоторые идеалисты-энтузиасты, влача нищенское существование и отказываясь от личной жизни, посвящают всю свою жизнь созданию утопических проектов переустройства государства или всей планеты, создания некоего совершенного общества. Эти проекты имеют мало общего с реальностью (максимум, отдельные интересные идеи) прежде всего потому, что их авторы никогда не занимались вопросами реформирования общества и создания эффективных систем управления на практике, в реальном мире, с реальными людьми и реальными проблемами. И проект, который выглядел просто гениальным при изложении его друзьям на кухне «за рюмкой чая» (распространённая проблема непризнанных гениев — алкоголизм), оказывается просто нежизнеспособным при попытке воплотить его на практике, с поправкой на отсутствие опыта и практических навыков у идеалистов-воплотителей. И в результате конфликт одинокого мечтателя с реальностью лишь усугубляется.

С другой стороны, взрослый Юноша может самореализоваться и по пути высокой социальной активности. Накопленный жизненный опыт, неизбежно состоящий из немалого количества неудач, ошибок, разочарований, тем не менее, станет фундаментом для продуктивной, общественно полезной деятельности в реальном мире. Навыки преодоления трудностей помогут приобрести мужество и духовную стойкость, и тогда такой взрослый Юноша может стать уважаемым общественным лидером, руководителем крупной организации, которого подчинённые уважают и ценят за его человечность в отношении к ним. Устремлённость к высоким идеалам в сочетании с сильным, волевым характером может сделать такого человека харизматической личностью, ярким и эффективным лидером, инициирующим и возглавляющим преобразования общества к лучшему. Но при этом у него всю жизнь будут идеализированные представления о мире, и внутренне он будет страдать от своей недостаточной адаптированности, от несоответствия мира его идеалу.

В личной жизни идеализм взрослых Юношей проявляется наиболее наглядно. Они абсолютизируют нравственную сторону отношений, могут полжизни искать свою единственную избранницу (а женщины этого уровня зрелости — своего избранника), причём нередко первые неудачи и разочарования накладывают весомый отпечаток на душу таких людей и в дальнейшем значительно усложняют им построение близких отношений. К развитию и сохранению отношений они относятся очень ответственно, что может составить основу их семейного счастья, а может оказаться предметом манипулирования со стороны людей менее совестлив

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...