Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Понятие и сущность экскурсии




Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятие и сущность экскурсии

Техника ведения экскурсий

1.2 Классификация экскурсионных объектов

Глава 2. Экскурсия на примере горы “Кен - тор”

Выводы

Список литературы

 


 

Введение

 

Экскурсия это сердцевина туризма. Одной из важных составляющих "туристического продукта" является экскурсионная программа. От того, насколько грамотно она составлена и на каком уровне проводятся экскурсии, зависит впечатление от страны, в которую мы приезжаем.К экскурсиям предъявляются определенные требования. Главное требование к любой экскурсии - ее должен проводить высококвалифицированный гид, имеющий лицензию, выданную туристическими властями страны. В последнее время становится все более популярным индивидуальный туризм. Туристы могут заказать индивидуальные экскурсии. Программа для таких экскурсий составляется под заказ клиента, предполагается предоставление машины представительского класса с водителем и сопровождение русскоговорящего гида. Существует мнение, что экскурсии - это маленькие диссертации. Действительно, экскурсия может являться научной работой. В ней присутствует научное исследование. Выполнив его, автор защищает его перед аудиторией экскурсантов, своего рода ученым советом. И аудитория дает оценку экскурсии - диссертации, достоин ли автор признания, то есть присуждения ему своеобразной ученой степени. Так, из признания аудиторией успешных экскурсий создается общепризнанное значение и влияние экскурсовода, другими словами его авторитет. Указанный авторитет способен быть для экскурсовода прочной связью с экскурсантами.

 


 

Глава 1. Понятие и сущность экскурсии

 

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).

Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.

При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978г.

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.

Умение видеть, как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.

Умение видеть, как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках - задача, всегда требующая больших знаний и навыков.

Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии.

Одна из задач экскурсии - выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

Дать оценку - значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.

Оценка экскурсии - это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод.

Отношение к экскурсии нужно понимать как: определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.

В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «угол зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а также убежденность экскурсовода в своей правоте. Главное в этом процессе - проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой понимания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа.

В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице.

 

№ п/п Цели Задачи Формы проведения
1 Отдых Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов Прогулка
2 Учебная Усвоение детьми знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории) Урок вне классного помещения
3 Научная Выявление экспонатов для краеведческого музея Экспедиция
4 Общеобразовательная Расширение общего культурного кругозора Беседа в туристском походе, путевая экскурсионная информация в транспортном путешествии
5 Культурно-просветительная Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям Обзорная многоплановая экскурсия
6 Культурно-воспитательная Усвоение знаний в сочетании с воспитанием Тематическая экскурсия

 


 

Техника ведения экскурсий

 

Эффективность любой экскурсии определяется не только выбором объектов показа, разработкой маршрута, знаниями экскурсовода, но и хорошим владением им техникой ведения экскурсии. От этого зависит обеспечение четкого порядка на ней, создание условий для восприятия материала экскурсии. Техника ведения экскурсии является составной частью профессионального мастерства экскурсовода, практическим проявлением его качеств как руководителя экскурсионной группы.

К технике ведения экскурсии причисляют следующее: знакомство экскурсовода с группой, выход экскурсантов из автобуса, движение от автобуса к объекту, расстановка группы у объекта, возвращение в автобус, соблюдение плана экскурсии в соответствии с технологической схемой, ответы на вопросы экскурсантов, использование индивидуального текста в ходе экскурсии, экспонатов из «портфеля экскурсовода» и звукозаписей, работа с микрофоном.

Знакомство экскурсовода с группой. Экскурсовод, подойдя к группе или войдя в автобус, должен прежде всего познакомиться с группой. С этой целью он приветствует присутствующих, представляется группе, называя свою фамилию, имя, отчество, туристскую фирму, которая организует экскурсию, знакомит экскурсантов с водителем автобуса.

Затем он называет тему экскурсии, перечисляет несколько наиболее выдающихся памятников и знаменательных мест, чтобы заинтересовать маршрутом экскурсантов, кратко характеризует маршрут, его продолжительность, место и время начала и окончания маршрута.

Завершая вступление, экскурсовод излагает правила поведения участников экскурсии: не вставать и не ходить по автобусу во время движения, не отлучаться на остановках, не предупредив экскурсовода, при посадке занимать только свое место, не курить в автобусе, не отвлекать водителя во время его работы вопросами. Важно, чтобы с самого начала экскурсовод подчинил свои действия установившимся в экскурсионной практике правилам общения с группой.

Место экскурсовода в автобусе. Вступление экскурсовод произносит, стоя в передней части салона лицом к экскурсантам до начала движения автобуса. Затем он занимает свое рабочее место в первом ряду справа по ходу и рассказывает, что видят экскурсанты в правые и левые окна. Существующими правилами не предусмотрено, чтобы экскурсовод вел свой рассказ обязательно лицом к экскурсантам.

Выход из автобуса и передвижение экскурсантов. На остановках, где предусмотрен выход группы для наблюдения объекта, экскурсовод должен выйти первым и, отойдя на некоторое расстояние от автобуса, ожидать всю группу. Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, а также между объектами и от объекта к автобусу осуществляется компактно. Место экскурсовода во главе группы. Экскурсовод должен внимательно следить за движением и не допускать, чтобы группа растягивалась. Расстояние между головной частью группы и теми, кто идет последними, не должно превышать восьми-десяти метров. Экскурсоводу следует <http://www.ootdyx.ru/29.shtml> добиваться того, чтобы темп передвижения группы не нарушал целостности экскурсии.

Темп движения группы зависит от ее состава (дети, молодежь, средний возраст, пожилые люди), от рельефа местности (например, подъем в гору), неблагоустроенности дороги, от наличия канав и рвов на маршрутах природоведческих экскурсий, опасных зон в работающих цехах и др. В пешеходной экскурсии или в пешеходной части автобусной экскурсии темп движения должен быть спокойным, неторопливым.

Во время движения нельзя продолжать рассказ, так как его смогут услышать только находящиеся рядом с экскурсоводом члены группы. Целесообразно во время передвижения отвечать на вопросы отдельных экскурсантов, просто вести непринужденную беседу. Хорошо, если ее тема будет совпасть с содержанием экскурсии.

Подойдя к экскурсионному объекту, прежде чем начать свою речь, экскурсовод должен убедиться, что вся группа собралась и ждет продолжения экскурсии. Но предварительно нужно правильно расположить группу у объекта.

В тех случаях, когда в длительных городских или загородных экскурсиях устраивается санитарная остановка или остановка для приобретения сувениров, экскурсовод должен предварительно сообщить точное время продолжения экскурсии - час и минуты отправки автобуса.

Расположение группы у объекта. Расположение группы у объектов показа прежде всего должно обеспечивать безопасность экскурсантов. Особенно это касается тех мест, где рядом ведутся строительные работы, происходит интенсивное движение транспорта, а также в работающих цехах на производственных экскурсиях.

Для осмотра одного объекта творческой группой, создававшей экскурсию, могут быть определены одна, две и даже более точек. Все зависит от содержания экскурсии. Например, дальняя точка выбирается тогда, когда объект показывается вместе с окружающей средой. Ближняя - если анализируются отдельные детали здания, сооружения, объектов природы. В технологической карте экскурсии все точки расположения группы должны быть указаны.

При выборе точки необходимо учитывать время суток, сезоны года. Так, в жаркую летнюю пору экскурсантов следует располагать в тени, солнце не должно светить им в глаза. На случай дождя целесообразно предусмотреть вариант размещения группы под навесом, под кронами деревьев.

Наиболее удобное расположение группы у объекта - полукольцом. Экскурсовод становится у одного из краев полу-кольца вполоборота к экскурсантам. Чтобы экскурсанты расположились подобным образом, экскурсовод деликатно рекомендует им это сделать, показывая жестом, где и как стать. В практике проведения экскурсий экскурсовод нередко становится в центре полукруга. В этом случае его рассказ лучше слышен всем экскурсантам, не требуется сильно напрягать голос, но при подобной расстановке экскурсовод стоит спиной к объекту, что затрудняет показ, и указывающие жесты экскурсовода не всегда могут быть целенаправленны и точны.

Если у одного объекта одновременно располагается несколько групп, следует сохранить такое расстояние между ними, чтобы экскурсоводы <http://www.ootdyx.ru/29.shtml> своими рассказами не мешали друг другу, а группы не мешали наблюдению объекта.

Возвращение экскурсантов в автобус. При посадке группы в автобус экскурсовод входит в него последним, интересуется, все ли заняли свои места, уселись ли соседи. Следует избегать пересчитывания экскурсантов. Убедившись в том, что все участники мероприятия находятся в автобусе, он дает инак водителю о начале движения и продолжает экскурсию.

Соблюдение времени проведения экскурсии представляет собой условие, которое беспрекословно должно выполняться экскурсоводом. Он обязан точно следовать требованиям технологической карты экскурсии, где для раскрытия каждой подтемы указано точное время в минутах. Соблюдение укапанного времени связано с уровнем профессионального мастерства экскурсовода, требует от него большой практики и умения проведения экскурсии. Но нередко экскурсия по причинам, независящим от экскурсовода, значительно сокращается по времени (с опозданием поданный автобус, не вовремя собравшаяся группа и пр.). Тогда экскурсовод должен сократить время, отводимое для раскрытия тех или иных подтем. Делать это следует с большой осторожностью и умением, сохраняя все главное в содержании экскурсии и убирая второстепенное в показе и рассказе. Так как проведение экскурсии зависит от многих внешних факторов, экскурсовод должен быть заранее готовым к возможному сокращению фактического материала, чтобы на экскурсии эта работа не выглядела сумбурной и не была очевидной для группы.

Паузы в экскурсиях. Паузы в экскурсии являются ее составной частью и должны заранее планироваться. Они целесообразны в тех частях экскурсии, где по маршруту отсутствуют объекты показа, связанные с темой экскурсии. Цель татих пауз - предоставить экскурсантам некоторый отдых от рассказа, дать расслабиться, обсудить с соседом заинтересовавший его факт.

Но существуют и другого рода паузы, когда экскурсантам дается время для самостоятельного дополнительного осмотра объекта, что способствует более глубокому пониманию и восприятию темы. Экскурсовод в этом случае должен деликатно направить действия экскурсантов во время паузы, скорректировать их познавательную деятельность.

Реакция на непредвиденные происшествия. Непредвиденные происшествия во время проведения экскурсии бывают разными. Это и шумный свадебный кортеж, который обязательно на время отвлечет внимание экскурсантов, и несущаяся мимо пожарная машина с завывающей сиреной, и неожиданно откуда-то появившаяся стайка собак. Как вести себя в этом случае? Прежде всего не следует делать вид, что вы этого не замечаете. Лучше всего прервать экскурсию и подождать, пока посторонний раздражитель не исчезнет или он больше не будет интересовать участников группы, а затем продолжить экскурсию. Неплохо, если экскурсовод даст краткую характеристику произошедшего. Например, расскажет о числе свадеб, сыгранных в городе в прошедшем году, о наиболее нашумевшей свадьбе или что-либо иное. К непредвиденному происшествию нужно относиться без раздражения, как к неожиданно появившемуся дополнительному экскурсионному объекту, который не помогает в раскрытии темы экскурсии, но на который нельзя не обратить внимания и не сказать о нем несколько слов.

Ответы на вопросы экскурсантов. В ходе проведения экскурсии у ее участников могут возникать вопросы. Если на них немедленно давать ответы, то это будет отвлекать аудиторию от восприятия основного содержания экскурсии, нарушая ее стройность. Экскурсоводу целесообразно во вступительном слове предупредить экскурсантов, что на все возникшие вопросы он ответит в конце экскурсии, и следовать этой позиции. Во избежание значительного количества вопросов он должен помнить, что экскурсия обязана отличаться хорошим адресным показом, глубиной изложения материала, четкостью формулировок, достоверностью фактов, логичностью выводов по подтемам, отсутствием неясностей.

Использование индивидуального текста в ходе экскурсии. По поводу использования индивидуального текста приведу рекомендации Б.В. Емельянова (1986): «Экскурсовод, так же как лектор, может во время экскурсии пользоваться своим индивидуальным текстом. Поэтому рекомендуется перенести основное содержание рассказа на специальные карточки. Карточка может содержать краткие данные об объекте, основные мысли рассказа, схему анализа памятника, отдельные цитаты, исторические даты, цифровой материал.

Использование карточек имеет одну особенность - экскурсовод не читает во время проведения экскурсии весь текст, нанесенный на них, а лишь взглянув на карточку, уточняет содержание рассказа. В городской и особенно загородной экскурсии во время пауз экскурсовод может еще раз просмотреть карточки, освежив в памяти материал для дальнейшего рассказа.

Карточки должны быть удобными для пользования в ходе экскурсии. Рекомендуется небольшой их размер (например, четверть или половина листа плотной бумаги формата А4). Карточки следует пронумеровать с учетом раскрываемых подтем.

Использование карточек на экскурсии, на которых записаны основные положения индивидуального текста, является правом каждого экскурсовода независимо от его опыта, знаний и уровня подготовки».

Показ экспонатов из «портфеля экскурсовода» происходит тогда, когда того требует излагаемый материал. Это может быть как во время рассказа об объекте в качестве дополнительного иллюстративного материала (портрет автора памятника, фотография первоначального вида здания, в значительной степени измененного позднейшими реставрационными работами, и др.), так и на участке маршрута, лишенном объектов показа по теме <http://www.ootdyx.ru/11.shtml> экскурсии.

Экспонаты демонстрируются на уровне головы, чтобы они хорошо были видны всем экскурсантам. Не следует после демонстрации передавать экспонаты экскурсантам для более детального ознакомления с ними, так как это будет отвлекать их от продолжающегося рассказа. Лишь во время паузы и экскурсии можно предоставить возможность ее участникам «знакомиться с уже продемонстрированными наглядными пособиями. Однако не следует этим увлекаться, превращая все экспонаты «портфеля экскурсовода» в некий раздаточный материал. Как правило, в качестве раздаточного материала используются лишь отдельные экспонаты.

Пользование микрофоном. Успех экскурсии нередко зависит от микрофона. Неумение пользоваться конкретным типом микрофона, оказавшимся в автобусе, неисправный микрофон вполне могут свести на нет все усилия экскурсовода. Нужно помнить, что звук, переданный усилительной установкой, нередко менее разборчив, тембр голоса часто искажается. Порой возникают дополнительная звонкость, некоторые согласные утрируются, особенно «т», «п», «с», «ш», «ч», иногда звук «плавает».

Недостатки, возникающие при использовании микрофона, частично можно нейтрализовать с помощью: а) особенно четкой артикуляции; б) некоторого снижения темпа речи; в) сохранения равномерного давления голосовой воздушной струи на микрофон; г) достижения выразительности за счет, изменения окраски звука, а не увеличения силы голоса.

В автобусах установлены разные типы микрофонов, uoi этому экскурсоводу необходимо еще до начала экскурсии (до прихода экскурсантов) с помощью <http://www.ootdyx.ru/28.shtml> водителя проверить качество работы микрофона и особенности пользования им, проговорив несколько фраз в него и определив оптимальное расстояние от рта до микрофона.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...