Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

162 Русская народная песня «Как за речкою, да за Дарьею»




162                                                            Русская народная песня «Как за речкою, да за Дарьею»

 

§ 56. Дважды гармонические лады

Дважды гармонические лады точнее было бы называть ладами с двумя увеличенными секундами. Дважды гармонический мажор отличается от натурального пониженными VI и II ступенями:

163

                   ув2                 ув. 2

Дважды гармонический минор отличается от натурального повышенными VII и IV ступенями:

164

                               ув2         ув. 2

Дважды гармонические лады, как и обычные гармонические мажор и минор, не относятся к области диатоники. Они характерны для венгерской, болгарской, еврейской народной музыки, а также для некоторых восточных музыкальных культур. Встречаются дважды гармонические лады и в некоторых украинских народных песнях:

165                                                                                                           Украинская народная песня

Дважды гармонические лады использовались неоднократно в профессиональной музыке для воссоздания национального колорита. Так, в пьесе Мусоргского «Два еврея» из «Картинок с выставки» средствами дважды гармонического минора (си-бемоль минор) дается образ одного из «действующих лиц»:

166 Andante. Grave-energico                                                   М. Мусоргский. Картинки с выставки

Свойственный дважды гармоническим ладам общий сумрачный колорит воссоздается во вступлении си-минорной сонаты великого венгерского композитора Ф. Листа:

167 Lento assai                                                                                      Ф. Лист. Соната h-moll

Нисходящей гамме дважды гармонического минора (соль минор) предшествует нисходящая гамма фригийского минора, также способствующая сумрачному колориту вступления.

 

§ 57. Увеличенный и уменьшенный лады

В профессиональной музыке второй половины XIX и начала XX века можно встретить недиатонические ладообразования, не характерные для народной музыки. Важнейшие из них — так называемые увеличенный и уменьшенный лады.

Звукоряд увеличенного лада представляет собой гамму, построенную по целым тонам:

168

В отличие от диатонических ладов в такой гамме заключено не семь, а шесть звуков. В ней отсутствуют и полутоны. В увеличенном ладу отсутствуют и кварто-квинтовые связи звуков. Вместо характерных для диатоники чистых кварт и квинт здесь образуются тритоны, которые могут быть построены на любой ступени звукоряда. В таком ладу нет и консонирующего тонического трезвучия. Условно тоникой можно считать увеличенное трезвучие.

Звукоряд уменьшенного лада представляет собой гамму, в которой чередуются тоны и полутоны (или наоборот — полутоны и тоны). Этот звукоряд, в отличие от диатонических семиступенных звукорядов, имеет восемь ступеней:

169 а)                                                   6)

Условной тоникой уменьшенного лада является уменьшенный септаккорд (в приведенном примере — доми — соль  (фа ) — си  (ля); остальные звуки лада, также располагающиеся по уменьшенному септаккорду, являются как бы вводными тонами к «тоническим» звукам.

Звукоряд тон — полутон часто называют гаммой Римского-Корсакова, так как он часто используется в музыке этого композитора Однако его можно найти и в произведениях других композиторов (например, Чайковского, Листа и других).

В русской музыкальной классике увеличенный и уменьшенный лады используются, главным образом, при характеристике нереальных, фантастических, сказочных персонажей. В опере Глинки «Руслан и Людмила», например, элементы увеличенного лада связаны с характеристикой Черномора, а в опере Чайковского «Пиковая дама» — с характеристикой призрака графини:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...