Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности восприятия иных этносов с точки зрения наивного сознания.

Введение

 

 

Взаимодействие России и Германии носит длительный и многоплановый характер. В результате контактов сформировались этностереотипы, т.е. Стремление к самоопределению через сравнение со страной, оказавшей влияние на Русскую культуру, включает и сопоставление немцев и русских.

Эти стереотипы получают воплощение в произведениях искусства, в частности, в литературе.

Целью данной работы является рассмотрение образа немца в романе Акунина «Алтын-толобас».

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) дать определение понятию «немец» в данной работе;

2) рассмотреть стереотипный образ немца, сформировавшийся в русской литературе до 1914 (это по чужим работам);

3) определить способы создания образа немца в романе Акунина «Алтын-толобас»;

4) сопоставить образы немцев, представленные в романе Акунина «Алтын-толобас» и предшествующей литературе.

В ходе работы были использованы следующие методы исследования:

«в настоящее время в литературоведческой имагологии нет научно обоснованных общепринятых методов исследования» / «аналитико-описательный и сопоставительный, сравнительно-типологический (и в отдельных случаях сравнительно-генетический) методы»

В качестве теоретической базы используются работы А. П. Забровского, Е. И. Канарской, Е. В. Папиловой, О. В. Маруневич.

Актуальность работы обусловлена

анализ взаимодействия в прошлом для его улучшения в настоящем.

возрастающим интересом к национальной специфике

к самоопределению в условиях глобализации + интерес к исторической эпохе – стилизация под старину в массовой литературе.

Проблема героев-немцев освещена фрагментарно, анализируются как правило отдельные произведения или тексты определённых авторов. [Жданов, Национальность героя как элемент художественной системы] При этом рассматривается в основном 19 век.

Научная новизна заключается в том, что подобное исследование будет впервые проведено на базе романа «Алтын-толобас».

Практическая значимость работы состоит в возможности применения полученных результатов в практике преподавания русской литературы. Материалы исследования могут быть использованы при написании учебных пособий, в разработке спецкурсов по современной русской литературе.

Объектом исследования является закреплённый в литературе стереотипный образ живущего в России немца, формируемый в условиях мирного взаимодействия двух наций.

Предметом – образ немца в романе Акунина.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. В первой главе рассматриваются традиционные приёмы в изображении немцев, сложившиеся в русской литературе. Вторая глава посвящена рассмотрению образов немцев в романе Акунина, выделяются традиционные и новые приёмы (штамп?), используемые автором при их создании.

 

 


 

Глава I

 

 

« Немцем называют у нас всякого, кто только из чужой земли, хоть будь он француз, или цесарец, или швед — всё немец»[1]. Данное примечание Н. В. Гоголя из повести «Ночь перед Рождеством» кто только уже не цитировал, но, в общем, отражает. В этой связи нужно заметить, что в данной работе рассматривается образ немецкого немца, при этом исключается пласт военной литературы, ибо проблематика, очевидно, другая. Т.е рассматриваем немца территориально и по языку из Германии и исключаем бешанных фашистов, и берём только мирных переселенцев.

В статье А. П. Забровского «К проблеме типологии образа иностранца» говорится о способах и функциях изображения иностранцев в русской литературе. В начале статьи

Наличие большого количества героев-иностранцев в русской литературе обусловлено значимостью вопроса о взаимоотношениях между Россией и Европой. После реформ Петра I русская культура подверглась влиянию западной, и это нашло отражение в творчестве русских писателей.

В русской литературе сложно найти иностранца, образ которого нёс бы позитивную программу. В противопоставлении иностранца и русского последний имеет больше прав называться положительным. Это позволяет писателям заострить внимание на проблемах своего народа.

Реформы Петра I послужили стимулом для определения своеобразия русской культуры. Грибоедовым были определены вопросы национального достоинства и характера просвещения. В творчестве Грибоедова и Пушкина можно обнаружить сатирическую оценку не столько иностранцев, сколько русских, слепо подражающих западным образцам.

Среди всех изображённых в русской литературе иностранцев немцы, французы, англичане и итальянцы выделяются наиболее чётко и обладают набором ярко выраженных национальных черт. Представители именно этих народов оказали большое влияние на русскую культуру. Чаще в литературе описываются немцы. Так, определяющие черты Германна в повести «Пиковая дама» – экономичность и расчетливость, причём последняя дана у Пушкина как национальная немецкая особенность.

«Благоразумие» и приверженность теории типичны для немецких военных в повести Пушкина «Капитанская дочка» и романе Толстого «Война и мир». Кроме того, Толстой выделяет такое качество, как самоуверенность, основа которой – научное знание. Автор отмечает, что Пушкин и Толстой изображают немцев в сатирическом ключе с элементами драматизма. В «Невском проспекте» же они изображаются исключительно комически и гротескно. Н. В. Гоголь называет точность и аккуратность типичными чертами немцев. Традицию Гоголя продолжает Н. С. Лесков. В рассказе «Железная воля» он противопоставляет волю Гуго Пекторалиса и безволие Сафроныча, не идеализируя соотечественника, однако считая, что ограниченная принципиальность немца ещё хуже. Из всех персонажей-немцев, изображённых в русской литературе, Штольц мог бы претендовать на роль положительного героя, но этому мешает ограниченный практицизм. Проблема романа «Обломов» в сочетании избытка духовности и недостатка деятельности.

Пожалуй, для всех изображаемых европейцев характерно нежелание понять и принять русскую жизнь, культуру, язык. Это порождает возможности для создания комических ситуаций. Писатели показывают иностранцев глазами русских, но также видят недостатки последних.

Изображение иностранца – это способ сопоставления культур, но кроме того ещё и возможность увидеть Россию со стороны. Отрицание своей культуры привело к созданию в России противоречий, разрешить которые не удалось до сих пор.

С образом иностранца связан круг как бытовых, так и онтологических проблем. Проблема добра и зла связана не только с образом иностранца, но с данным образом она связана в первую очередь. Причина этого кроется в отношении к человеку из иного культурного пространства, которого можно отличить даже по внешнему виду. Он несёт в себе зло, поскольку его влияние на русскую культуру негативно. Последние четыреста лет Россия противопоставляется западу, но не востоку. Старшинство европейской культуры придаёт героям-европейцам авторитет архетипа, расширяет проблему до общемировой. Становление классической русской культуры происходило сначала путём заимствования европейской культуры, а затем преодоления её влияния.

В статье рассмотрено несколько типов иностранцев, описанных русскими писателями. Они, как правило, изображаются сатирически, при этом высмеиваются мифологические стороны национальных характеров. Через образы иностранцев русская культура пытается осмыслить и преодолеть недостатки русского народа и сохранить своё своеобразие. Автор считает, что нет ничего обидного в специфике изображения иностранцев в русской литературе, так как при взаимодействии народов выделяются черты, которые, возможно, следует преодолеть.

 

/Взаимодействие народных представлений и литературы:/

Маруневич

Особенности восприятия иных этносов с точки зрения наивного сознания.

Представления об уникальности этноса создаются через определение культурных и конфессиональных различий. При этом в оценке этнически чужого преобладает негативное отношение. Способствуют формированию стереотипов этнические легенды, переосмысливающие реальные или мифологические особенности национального характера.

Иностранный язык часто непонятен и неблагозвучен для наблюдателя из другой языковой среды. Представителям иной культуры часто приписываются такие аномальные свойства, как высокий рост и сила, превосходящая человеческую. Образ иностранца так же характеризуется набором зооморфных признаков.

Для русского вероисповедание зачастую важнее национальности. К концу XX века произошло укрепление демократических тенденций, но сохранилось убеждение в превосходстве своей религии. Значительна для народного сознания тождественность иных этносов и потустороннего мира. Это может быть объяснено тем, что в некоторых легендах прародителем наций выступает чёрт. В народном представлении запах также служит средством определения чужого.

Закрепившийся в языке образ чужого служит средством самопознания нации. В народном сознании он определяется представлением о своей культуре как об единственно правильной и имеет мифологизированную основу. Негативная оценка продиктована архаичными верованиями в опасность чужаков, при этом различий внутри группы иностранцев не делается.

 

/Давайте рассмотрим на примерах(так, кажется, не надо)/

Канарская

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...