Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры

Ш.А.Амонашвили


* * *

 

– Дети, дети, куда вы нас тащите?

– К Свету!

– А где он?

– Мы вам дорогу покажем!

– Это далеко? Может быть, не надо?

– Следуйте за нами, надо спешить, пока не наступила тьма!

 

* * *

 

Почему рождаются дети?

Чтобы мы их воспитывали и делали такими же, как мы сами?

Такому рождению поколений нет смысла.

Они рождаются не для того, чтобы мы их воспитывали и уподобляли самим себе, а для того, чтобы исправить наши ошибки и вернуть человечество на Путь Истины.

Мы потеряли Путь, нужен проводник.

Каждый Ребёнок – возрождённое новое бытие, а дети – это народ, действующий в Истине. Мы, конечно, будем их воспитывать и образовывать. Но что есть для нас воспитание и образование?

Наша самость и наше самомнение не замедлят ответить: передача молодому поколению накопленных человечеством знаний и, таким образом, подготовка их к жизни.

Но если мы незаметно для себя потеряли Путь?

Какими будут тогда наши воображения о жизни, для которой готовим своих сыновей и дочерей?

Как нам удостовериться, что мы их готовим к жизни, а не впутываем в наши недоразумения?

Относительность земных знаний и без того известное явление. Её можно уменьшить лишь истинной правдивостью. Но правдивость, говорят нам, можно осознать лишь духовностью.

Но как быть, если мы сами тонем в коварном болоте материального мира и забываем о духовном?

Какие ценности жизни мы станем возвеличивать в умах и сердцах растущих людей?

Хорошо, что многие, очень многие понимают, что детей нужно воспитывать и образовывать совершенно по-другому.

Во-первых, нельзя навязывать им наши мысли и устремления и заклинать их, чтобы шли они по нашим стопам.

Во-вторых, надо верить, что пришли они в этот мир со своими мыслями, которые более возвышены, чем наши.

В-третьих, надо увидеть в них спасателей, перед которыми мы, как блудные отцы, искренне каемся.

В-четвёртых, мы должны отчитываться перед ними, как мы рулили жизнь и почему сейчас сидим на мели.

В-пятых, надо уметь самому обновляться, чтобы с ними вместе составить мощную волну прогресса.

Сказано: «Когда творите новое, зовите детей. В них законное начало дела».

 

* * *

 

Дети Света!

В них только Истина.

Но они могут забыть об Истине и принять ложь, если мы забудем о том, что именно надо воспитывать и в чём именно надо образовывать их.

В них Путь к Свету.

Но они могут оказаться в сетях тьмы, если мы сами не покажем им, с каким мужеством и упорством, с зажжёнными факелами в руках проходим через тьму, чтобы выбраться к Свету.

В них Вера в Творца.

Но они могут потерять веру, если не удостоверятся, с какими муками мы расстаёмся с бездуховностью и лицемерием и как радуемся каждому малому продвижению.

В них Чистота.

Но они могут упасть в грязь, если не почувствуют, как мы сами мучаемся нашими низменными устремлениями и как нам в тягость чувство собственности.

В них Любовь.

Но они могут заразиться ненавистью, если покажем им, как попираем святые заповеди: «Не убий» и «Любите врагов своих».

В них Созидание.

Но они могут стать разрушителями, если вместе с вооружением их новыми знаниями вооружим ещё новым оружием и направим против мира.

В них всё только Прекрасное.

Но может всё стать безобразным.

Может... может!

А разве многое уже не происходит?

Есть ли у нас счёт, скольких детей мы уже успели озлобить, обезбожить, отдать тьме?

Сказано сурово: «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих».

 

* * *

 

Дорогие Коллеги!

Мы же чувствуем и видим, что с нами происходит что-то неладное?

Спросим друг у друга: «В чём беда наша?»

Каждый найдёт свой ответ.

Кто-то, наверное, скажет: «Бедно живём».

Кто-то объяснит: «Потеряли веру».

Кто-то добавит: «Буксует экономика».

Иной будет твердить: «Правительство не то».

Другой воскликнет: «Вокруг воровство и коррупция».

Кто-то вспомнит: «Много хамства и бездушия».

Будут и те, которые скажут: «Всё нормально».

Но придёт Мудрец, который объяснит нам:

«Утрата Культуры является утратою человеческого облика».

В этом беда наша.

Вы тоже признаёте это?

 

* * *

 

Мы же знаем, что существует неумолимый закон причины и следствия?

Спросим друг у друга: «В чём наша главная ошибка?»

На этот раз тоже у каждого будет своё мнение:

– Не надо было устраивать революций.

– Не надо было провозглашать коммунизм.

– Не надо было отменять частную собственность.

– Не надо было учреждать диктатуру идеологии.

– Не надо было разрушать великую Страну.

– Не надо было давать волю всем проходимцам.

– Не надо было допускать грабить Страну.

Кто-то может сказать:

– Всё закономерно.

Но Мудрец скажет нам: «Главная ошибка людей, что они почитают себя вне сущего. Как можно созидать, не признавая Высшего Водителя?»

Я принимаю это объяснение.

А Вы?

 

* * *

 

Нам надо найти выход из сообщества «цивилизованных дикарей», нам нужно обновить жизнь.

Спросим друг у друга: «Что делать?»

И вновь найдём много ответов:

– Создать сильную власть.

– Свергнуть олигархов.

– Объявить войну взяточникам и криминалам.

– Повысить всем зарплату.

– Дать всем работу.

– Запретить разгул средств массовой информации.

– Установить социальную справедливость.

Кто-то невозмутимо скажет:

– Ничего предпринимать не надо, всё хорошо.

Но Мудрец сто раз терпеливо повторит нам, чтобы мы, наконец, поняли:

«Новую эпоху можно строить лишь признаками Культуры».

«Перерождение планеты возможно лишь путём Культуры».

«Не может человечество процветать без знания величия Культуры».

«Не может быть международного согласия и взаимопонимания без Культуры».

«Там, где Культура, там и мир».

«Там, где Культура, там и правильное решение труднейших социальных проблем».

В знак согласия я киваю головой и записываю каждое слово Мудреца. Конечно, шепчу про себя: где лад, там клад.

Вы тоже киваете головой в знак согласия, дорогие Коллеги?

 

* * *

 

Культура!

Сколько истории, творчества, самопожертвований, устремлённости к Свету нужно было складывать тысячам поколений людей, чтобы напитать это слово непревзойдённой мощью и энергией!

Культуру можно сравнить с Солнцем.

Солнце светит сверху, посылает нам живительное тепло и саму жизнь. Для каждого из нас оно одинаково щедрое.

Культура тоже солнце, только человеческое.

Мы – человечество – создавали наше солнце тысячелетиями. Каждый пришедший в мир земной человек огромным творческим трудом извлекал из себя искру Света и вкладывал её в духовный диск человечества. Так слагалась Культура. В ней люди отражали волю своего Духа.

Если с других планет видят, что наша планета Земля тоже светится, то мы с гордостью могли бы сказать, что это есть Свет нашей Культуры.

Но мы люди, у которых разбегаются глаза.

Мы пока те, которые с лёгкостью отдаются низменным чувствам и часто надолго забывают о Культуре.

А Мудрец предупреждает: «Нужно ощущать шаги Культуры, но не зигзаги изнеженности».

 

* * *

 

Два ангела – один молодой, другой постарше – смотрели с Седьмого Неба на Землю и наблюдали за жизнью людей. Старший ангел был назначен наставником для младшего.

– Зачем Бог сотворил человека? – спросил молодой ангел у своего наставника.

– Чтобы он мыслил, – ответил наставник.

– Зачем человеку мыслить?

– Чтобы творил он Культуру.

– Что есть Культура?

– Она есть Путь к Богу.

– Зачем человеку Путь к Богу?

– Чтобы совершенствоваться и тоже стать ангелом.

Молодой ангел был любознательный.

– Покажи мне Культуру!

Старший ангел указал ему на один из больших городов земли.

– Смотри, это есть столица государства. Там есть музеи, театры, концертные залы, художественные салоны... Всё, что в них хранится и происходит, называется Искусством.

– Искусство, – повторил младший ангел, чтобы запомнить.

– Видишь, мчатся автомобили и поезда, летят самолёты и космические ракеты, люди изобрели телевизоры, компьютеры, информационную паутину... Делает всё это Наука...

– Наука, Искусство... – повторил молодой ангел.

– В тех зданиях, в которые входят и выходят дети, происходит их Образование...

– Образование, Наука, Искусство...

– А вот те красивые сооружения с золотыми куполами есть Храмы. В них люди молятся Богу. Это есть Религия...

– Религия, Образование, Наука, Искусство... Всё это Культура?

– Да, Культура, она и есть Путь к Богу, – ответил ангел-наставник.

Он гордился достижениями человека и хотел рассказать ещё о многом.

Но в это время произошло что-то очень страшное.

Буквально из ниоткуда вдруг с оглушительным рёвом над городом повисли ракеты и самолёты, и огромный город погрузился в адский огонь, пламя которого вознеслось до Седьмого Неба.

Молодой ангел ужаснулся.

– Зачем человек взорвал свою Культуру?

А ангел-наставник заплакал: «Человек опять сошёл с Пути!»

 

* * *

 

Мы видим на историческом опыте, на опыте личном, что, когда человек и человечество делают Культуру смыслом своей жизни, они преуспевают, продвигаются. Если же они нарушают законы Культуры, их постигает беда.

Но беда этой беды в том, что её последствия долго сопровождают человечество.

Беда случилась с Адамом и Евой – они первыми нарушили закон Почитания Света: сорвали плод с запретного древа познания добра и зла и съели его. Потому и были наказаны Богом – были изгнаны из Рая.

А изгнанными из Рая оказались и мы, весьма отдалённые потомки.

Но мы не очень-то постарались вернуться обратно, мы приучились не внимать воле Бога.

Почитание Света стало в тягость сыну Адама и Евы – Каину. Он обиделся на Бога за то, что Тот не принял его дар, а принял дар его брата Авеля.

Смотрите, как Бог предупредил Каина: «Почему ты огорчился? И отчего поникло лице твоё? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним».

Но Каин не прислушался к словам Бога, обманом увёл своего брата в поле и убил его.

Это было первое убийство человека человеком, брата братом.

Мы, потомки, тоже попрали высшее предупреждение Господа: «Но ты господствуй над соблазном!»

Убиваем и убиваем, грешим и грешим, изобретаем всё новые оружия для массовых уничтожений.

 

* * *

 

Наполнилась Земля злодеяниями – всякая плоть извратила путь свой.

Разгневался Бог.

Сказал Ною, человеку благочестивому: «Сделай себе ковчег».

Сделал Ной ковчег, как научил Бог. Ввёл туда свою семью, а также по паре мужского пола и женского от всякой плоти.

Потом устроил Бог потоп и истребил всё, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих.

От тех, кто остался в живых через Ноев ковчег, заново населилась земля.

Так была спасена Культура – Путь к Богу.

И дал Бог завет живым: «Не будет больше истреблена всякая плоть водами и потопом». А знаком знамения завета Своего Он положил Радугу: «И когда Я наведу облако на землю, то явится Радуга в облаке, и Я вспомню завет Мой».

Как прекрасно: Радуга – символ Пути к Богу, символ Культуры!

Но помним ли мы, что означает появление Радуги на небе?

К сожалению, первым забыл о Радуге один из трёх сыновей Ноя – Хам. Увидев, как пьяный отец спит голым, он позвал своих братьев, чтобы посмеяться над отцом. Однако те проявили благоразумие и накрыли отца, не взглянув на его голое тело.

Тем не менее, нам досталась беда – антикультура в виде хамства.

 

* * *

 

Сколько бед натворила в нашей жизни история Вавилона.

Это был период ускоренной цивилизации: вместо камней для строительства люди изобрели кирпичи и вместо извести начали применять земляную смолу.

Людьми овладела самость, гордыня, жажда славы. И начали применять своё изобретение не для строительства храма, чтобы прославить Бога, а для первого небоскрёба на Земле – башни, высотою до Небес.

Вавилоняне первыми стали возвеличивать цивилизацию и унижать Культуру. Цивилизованное бескультурье – вот на чём строилась башня.

Возмутился Бог хамством вавилонян и, чтобы пресечь их неразумный порыв, единый для всех язык смешал так, что один не понимал речи другого.

Так человечество потеряло общий для всех язык.

Это была первая культурная катастрофа, от которой оно до сих пор не может оправиться.

Может быть, разгадаем тайну, почему люди свой город назвали Вавилон, что в переводе означает Врата Бога?

 

* * *

 

У людей оказалась короткая память.

Они забыли, что причины без следствия не бывает.

Что же должно было произойти с жителями городов Содома и Гоморры, если они погрязли в безнравственности?

Пролил Господь на эти города серу и огонь с неба и ниспроверг их, и истребил всех жителей.

А человечество унаследовало стыд и срам: содомский грех и гомосексуализм.

 

* * *

 

– Дети, дети, это ещё что?

– Метла!

– Зачем она нам?!

– Чтобы выметать!

– Что?

– Мусор из души!

 

* * *

 

Наши достойные предки с огромным усилием воли и Духа создали Культуру, которой можем гордиться.

Но оставили недостойные предки антикультуру, которой нужно стыдиться.

Теперь наша очередь: что же мы передаём молодому поколению и что от нас достанется будущим поколениям – возрождённая и победоносная Культура или униженная Культура, рядом с которой торжествует «цивилизованное одичание»?

Страх терроризма и насилия.

Опасность войн и мирового господства.

Мощнейшие средства разрушения и порабощения.

Сотни тайных лабораторий, где учёные от тьмы создают более чудовищные и коварные средства для порабощения человеческого разума.

Опасность, связанная со всё более возрастающими экологическими катастрофами.

СПИД – чума на долгие времена и, может быть, создание более опасной заразы, с которой не справятся люди ближайших столетий.

Попустительство к бездуховности и безнравственности, к наркомании и алкоголизму.

Опустошённые понятия свободы и демократии.

Загрязнённая и безнравственная речь.

Злоба. Зависть. Чувство самости. Хамство. Ложь. Предательство. Невежество. Суррогаты Культуры.

Всё это признаки нашего времени.

Культуре плохо, Культура задыхается.

Совместимы ли атомная и водородная бомбы, психотронное оружие, оружия, названия которых нам ещё не известны, с понятием Культуры?

Совместим ли автомат Калашникова с понятием Культуры?

Совместима ли рекламная агрессия с понятием Культуры?

Можно ли говорить: «культура массового поражения», «культура войны», «культура хамства», «культура насилия», «культура ненависти», «культура убиения», «порнографическая культура», «культура воровства» и т.д. и т.п.?

«Такое совместить нельзя!» – скажет любой, кто ещё сознаёт значение Культуры.

А Мудрец скажет: «Берегите Культуру. Она святыня народа, венец человечества».

 

* * *

 

Из Космических легенд Востока: «Выше панацеи Культуры не знало человечество, да и не будет знать, ибо Культура – сумма всех достижений огненного творчества».

 

* * *

 

– Дети, дети, что вы ищете в сундуке?

– Следы!

– Следы чего?

– Культуры!

– Зачем вам они?

– Так мы сократим дорогу к Свету!

 

* * *

 

Урок Николая Константиновича Рериха о величии Культуры.

Он автор Всемирного Пакта о защите Культуры:

– Культ Ур – значит Почитание Света.

– Культура есть научное и вдохновенное приближение к разрешению проблем человечества.

– Культура есть Красота во всём её творческом величии.

– Культура есть благоухание, сочетание Жизни и Красоты.

– Культура есть утверждение добра во всей его действенности.

– Культура есть любовь к человеку.

– Культура есть сердце.

– Культура есть то прибежище, где Дух человеческий находит пути к религии и ко всему нравственному и прекрасному.

– Культура постоянно покрывает новым, высшим куполом несовершенство вчерашнего дня.

– Красота и Знание являются основами всей Культуры, и именно они меняют всю историю человечества.

– Или Культура со всеми её познаваниями, или дикость, хотя была она прикрываема цивилизованными воротничками.

– Не мутный, туманный оккультизм и мистицизм, но Свет Великой Реальности сияет там, где произросло просвещение Культуры.

Заключение: понятие Культуры, по значению самого корня своего, устремляет к самоотверженному изучению, познанию и наслоению всех исканий, возвышающих сознание.

Задание: найдите ответ на вопрос – «Если не Культура, тогда что же другое?»

 

* * *

 

Урок Дмитрия Сергеевича Лихачёва о Культуре.

Он автор проекта Декларации прав Культуры:

– Культура – это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации.

– Вне Культуры настоящее и будущее народов, этносов и государств лишается смысла.

– Культура является основой социального и экономического развития народов, государств и цивилизаций, духовного и нравственного возвышения человека.

– Человек принадлежит Культуре целиком, он пронизан ею, он с нею слит.

– Культура любого народа, определяя его духовную уникальность, выражая его творческие силы и способности, одновременно является достоянием всего человечества.

– Культура есть главный источник гуманизации человеческой истории.

– Культурное развитие и культурная солидарность в совокупности с экономической и политической интеграцией современного мирового сообщества является залогом толерантности, взаимопонимания и демократии, условием предотвращения войн и насилия.

– В условиях ускорения цивилизационных процессов и усиливающейся экспансии антигуманных явлений массовой коммерческой культуры под угрозой оказывается целостность культур различных народов мира и культурное развитие человечества в целом.

Задание: вообразите человека, из которого выдавлена последняя капля Культуры; и вообразите человека, в котором пылает огонь Культуры.

 

* * *

 

Размышления после уроков.

«Пусть мыслится мыслимое» (это есть одна из десяти заповедей Дмитрия Сергеевича Лихачёва).

Культура есть проявление воли Духа, потому в ней источник смысла жизни и для отдельного человека, и для общества, и для человечества в целом.

Культура – Солнце внутри нас.

Солнце есть свет и тепло.

Культура есть Свет духовности.

Солнце подарили нам Небеса, подарил его Творец.

Культуру дарим мы Небесам, дарим её Творцу.

Накопления Культуры принадлежат Вечному.

Культура есть зов из будущего.

Однако что есть будущее?

Неужели человек и человечество только и должны ждать, когда наступит будущее?

Будущее ждать не надо, оно уже есть, оно в нас самих.

Человек Культуры не будет жить в ожидании будущего, а создаёт его сегодня, делает его настоящим. Для Культуры будущее – это не только календарный срок, когда, может быть, будет завершено строительство храма, чтобы потом там молиться, а само строительство, ведущееся с молитвою и мыслью о храме.

Человек Культуры – Светоносец.

Народ Культуры – Факел.

Страна Культуры – Маяк.

А если вся Земля созидает Культуру, то она уже Звезда во Вселенной.

Звезда – иначе Образ Вечного.

 

* * *

 

Дорогие Коллеги!

Предложу вашему вниманию восточную притчу, может быть, даже не одну.

Они о…

В общем, сами поймёте, о чём.

 

* * *

 

Три мыши приблизились к отшельнику.

Он сказал каждой из них:

«Ты поселилась в муке. Хотя запасов её хватит на весь род твой, но от этого ты не стала добрее...

Ты избрала местожительство в книгах и перегрызла немало их, но ты не стала образованнее...

Ты поместилась среди священных предметов, но не стала возвышеннее...

Право, мыши, вы можете стать людьми. Как люди, вы посрамляете данные сокровища».

 

* * *

 

Знаете, что я сделал, дорогие Коллеги? Прочёл эту притчу детям и спросил: «Что скажете?»

И я ещё раз убедился: дети приходят в этот мир, чтобы помочь взрослым вернуться на Путь Истины.

Вот что они мне сказали: «А вы воспитывайте нас так, чтобы мы не стали, как мыши».

Хочу, чтобы вы тоже убедились в моём предположении.

Вам понравилась эта притча? Расскажу другую.

 

* * *

 

Три льва пришли к отшельнику.

Он сказал каждому:

«Ты только что умертвил путника, спешащего к семье...

Ты похитил единственную овцу у слепого...

Ты уничтожил коня вестника важного...

Можете, львы, стать людьми. Наденьте страшную гриву и начните войну. Не удивляйтесь, что люди окажутся более жестокими, нежели вы».

 

* * *

 

Тоже прочёл детям и сказал: «Говорите, что сердце подскажет».

Все говорили, обсуждали, осуждали взрослых, возмущались.

Одна девочка только слушала и молчала. А в конце расплакалась.

«Почему плачешь?» – обеспокоились мы.

И она сказала нам: «Мне жалко людей...»

 

* * *

 

Подарю ещё одну восточную притчу. Только прочтите, пожалуйста, её детям и послушайте, какие наставления они дадут нам.

 

* * *

 

Три голубя прилетели к отшельнику.

Он сказал каждому:

«Ты клевал чужое зерно и счёл его своим...

Ты вытащил целебное растение и почитаешься священной птицей...

Ты прилепился к чужому храму и во имя суеверия заставил кормить себя...

Право, голуби, пора вам стать людьми. Суеверие и ханжество славно прокормят вас».

 

* * *

 

Вот так Восток объясняет нам, как мы можем выглядеть, потеряв Культуру.

 

* * *

 

Как чувствует себя Культура?

Слово «культура» в современном обществе, конечно, в большом обиходе. Но не в смысле его корня, не в смысле устремлённости к Свету. А в смысле вещей, развлечений, времяпрепровождения, амбиций, самости, в смысле «рыночной экономики». Словом «культура» принуждают обслуживать явления, которые есть суррогаты Культуры.

Культуре плохо сегодня, она унижена, к ней относятся без трепета и даже подменяют словом «цивилизация».

Цивилизация возвеличивается, Культура снижается.

Так же, как возгордившись своим знанием выжигать кирпичи, вавилоняне сделали вызов Богу.

Но Культура отражает Дух, она проявление воли Духа. А цивилизация представляет только материю.

Надо укротить цивилизацию для её же пользы.

Цивилизация, как Ребёнок, который впервые зажёг спичку и, восхищённый своим достижением, готов предать огню всё вокруг.

Она – тот ученик, который научился грамоте и считает, что учитель ему больше не нужен.

Она – тот юноша, который свой первый пушок на подбородке принимает как знак своей зрелости и мудрости.

Она – тот кузнец, который точит всем желающим сабли и ни разу не задумывается, что люди будут ими рубить.

Цивилизация – тот материалист, который верит только самому себе, ибо все остальные врут.

Цивилизация – тот учёный, который изобретает взрывные устройства с кнопками «пуска», но без кнопок «опасно».

Цивилизация – тот актёр, который радуется, что устремляет зрителей к больному воображению.

Цивилизация – тот культурист, который демонстрирует свои гипертрофированные мускулы ради срыва аплодисментов у безалаберной толпы, а потом не знает, как избавиться от своего уродства.

Чем сильна цивилизация?

Средствами соблазна, растления.

Средствами влияния на низменные чувства людей, особенно – молодёжи.

Средствами манипулирования сознанием общества и отдельного человека.

«Бери от жизни всё!» – говорит она на каждом перекрёстке, на площадях, на рынках.

И в её шумихе тонет мудрость Культуры: «Отдавай жизни всё».

 

* * *

 

– Дети, дети, здесь много развлечений!

– Развлечение не есть устремление!

– Мы устали, нам нужен отдых!

– Отдых не есть созидание!

– Что же нам дальше созидать? Всё уже создано!

– Созидать нужно самих себя!

 

* * *

 

Надо усмирить сорвавшуюся с цепи цивилизацию, пока она не стала совсем бешеной. Вот тогда будет уже непоправимая беда: мы по уши будем втянуты в общество «цивилизованных дикарей».

«Это будет особый вид дикарства, овладевшего научными инструментами», – так сказал Мудрец.

Надо усмирить цивилизацию, но не смирительной рубашкой, которую она сама изобрела, а с помощью лучших средств Культуры: Верою, Надеждою, Любовью. Надо спокойно и вразумительно объяснить, что мы в ней очень нуждаемся. Но Культура важнее. Цивилизация не выше Культуры, она инструмент в руках Культуры. Цивилизация должна входить в мир не сама по себе, а через Культуру: она облагородит цивилизацию, сделает её чуткой, любящей, отзывчивой, освободит её от суррогатов Культуры, от всего ложного.

Не цивилизация, а Культура должна властвовать в нашей жизни.

Не сегодня, так завтра эта цивилизация исчерпает себя, уйдёт из жизни. Но Культура вечна. Со временем она больше сиять будет, будет рождать всё новые и новые цивилизации.

Нам нужно воспитывать детей в Культуре.

Пусть цивилизация помогает, не мешает.

Вообразим только: какими станут сознание и жизнь людей, если

телевидение,

радио,

газеты,

журналы,

интернет,

если все виды искусства –

театр,

балет,

кино,

музыка,

литература,

живопись

окажутся под доброй волею их матери – Культуры!

У нас растут дети.

А Мудрец не устаёт напоминать:

«Нельзя продолжать воспитывать новое поколение на суррогатах Культуры. Всякий суррогат есть ложь, но лживые основы не могут уявиться устоями, и потому разрушение и самоистребление неминуемо».

 

* * *

 

Дорогие Коллеги!

Осмелюсь предложить Вам «новое» понятие – «педагогическая философия Культуры». Я имею в виду попытку философского осмысления Культуры с точки зрения воспитания и образования.

Посмотрите, пожалуйста, что у меня получается. Если обнаружите какие-либо несоответствия, прошу Вас, не удивляйтесь, ибо сказано: «Все учения древности указывают на необходимость вмещения противоположений, ибо сама жизнь соткана из таких кажущихся противоречий».

Итак, «пусть мыслится мыслимое».

Культура есть не существительное, а глагол.

Культура есть не Свет, а Почитание Света.

Культура есть не заброшенный Храм, а забота о нём.

Культура есть не Путь, а созидание Пути к Свету.

Мои ученики стоят в музее перед шедевром живописи. Что я им скажу? «Смотрите на Культуру» или «Это есть часть Великой Культуры»?

Нет, картина эта не есть сама по себе ни Культура, ни часть Культуры.

Покажу своим ученикам памятники архитектуры, поведу на концерт симфонической музыки, дам почитать Достоевского. Что я при этом им скажу? Что они соприкасаются с Культурой?

Я не хочу путать Культуру с ценностями Культуры.

Ценности Культуры, какого бы рода они ни были, есть существительные Культуры.

А сама Культура есть особая, самая возвышенная Жизнь, независимо от того, протекает она во внутреннем или во внешнем мире.

Культура есть деятельное, созидательное, состояние Духа. Она есть отношение к ценностям Культуры и, вообще, отношение ко всяким явлениям духовного и материального миров.

Потому в музее, находясь перед шедевром живописи, я постараюсь обратить внимание моих учеников на собственные чувства, мысли, на те импульсы, которые они переживают в себе. Попытаюсь вызвать в них собственные оценки, помогу утончать чувства и взгляды, то есть, отношения. Вот эта деятельность Духа и есть Культура.

Чтобы что-либо стало ценностью Культуры, надо, чтобы наиболее развитые люди, а потом и многие другие, назвали это что-то ценностью Культуры. Это не та оценка, что на аукционах, это духовная оценка. Известны многие случаи, когда какое-либо произведение искусства, творчество какого-либо художника долго не принимались как высшие ценности, как высшая Красота, а потом, иногда спустя десятилетия и более, приходило признание.

Где нам искать Культуру? В непризнанном пока шедевре и художнике или в том процессе, который происходил в людях от непризнания к признанию? Именно этот процесс, как путь людей-ценителей к восхождению, и есть Культура.

Культура и ценности Культуры – две стороны единого целого.

Культура есть устремление, а ценности Культуры есть утверждённые ступеньки, которые творятся в процессе устремления. Со своей стороны, ценности Культуры могут ускорить устремлённость, совершенствовать её качество, предупреждать о ложном.

Ценности эти служат напоминанием того, чем мы можем гордиться, к чему мы должны устремиться, о чём нам следует заботиться, от чего не следует отступать. Они – символы мощи Духа, олицетворения Красоты, Чести и Достоинства земного бытия Духа. Они служат рождению образов, настраиванию их на единое созвучие, расширению сознания, утончению чувств и нравов.

Есть только одна мера качества или уровня Культуры – устремлённость человека к Высшему.

 

* * *

 

Три человека тащат камни на строительство.

Один делает это потому, что так сказали.

Другой – потому, что кусок хлеба зарабатывает.

Третий – потому, что храм строит.

 

* * *

 

Это есть разные качества устремлённости, и потому разные уровни Культуры в каждом из них.

Если человек устремлён к самоусовершенствованию средствами внутреннего и внешнего миров, он человек Культуры.

Если же нет такой устремлённости, то этот человек не есть человек Культуры, а как его по-другому назвать, для этого найдутся разные понятия.

Сила Культуры – в Духе нашем.

Воспитание Культуры связано именно с устремленностью к Свету. Без этой идеи воспитание Культуры преобразится в обучение ценностям Культуры. Однако знающих много, но воспитанных мало.

 

* * *

 

– Дети, дети, что вы нашли в нашем сундуке?

– Книгу. Откуда она здесь?

– Она нам досталась от прадеда!

– Вы читали её?

– Зачем? Она старая!

– Как может быть книга старой, если в ней Благая Весть?

 

* * *

 

Вот какую Благую Весть для Вас я вычитал из одного мудрого источника – Живой Этики:

«Можно радоваться, что сущность человека устремлена к усовершенствованию. Сам он часто не хочет замечать этот недремлющий импульс. Человек даже пытается противиться лучшим побуждениям, но где-то глубоко в недрах “чаши” уже сияет зародыш зерна Культуры. Рано или поздно зерно прорастёт, и поэтому каждый человек уже несёт в себе частицу общечеловечности».

Давайте глубже разберёмся, чему именно мы можем радоваться.

Мы – это учителя, воспитатели, наставники, родители, все, кто имеет дело с воспитанием и образованием. Ибо в понятии «человек» мыслится не только взрослый, но и маленький.

Мы можем радоваться:

Первое. Тому, что в недрах «чаши» души Ребёнка изначально уже сияет зародыш зерна

Значит, Ребёнок не обречён, человечество не обречено.

Второе. Тому, что сущность Ребёнка устремлена к усовершенствованию.

Значит, устремлённость к Свету есть естественное состояние его Духа, состояние Духа всего человечества.

Третье. Тому, что импульс к усовершенствованию недремлющий.

Значит, в любом удобном случае он может прорваться и проявиться.

Четвёртое. Тому, что рано или поздно зерно Культуры прорастёт. Значит, Культура – непреложная судьба наша.

Пятое. Тому, что Ребёнок уже несёт в себе частицу общечеловечности.

Значит, у человечества есть надежда на согласие, на мир, на единение.

Как не удивляться и не радоваться таким дарам прозрения к Культуре, которые изначально присутствуют в каждом из нас, в каждом Ребёнке!

Получается, что Культуру прививать Ребёнку не надо, а надо развивать, взращивать и воспитывать, её надо в нём образовывать.

Скажем о себе, о взрослых тоже: каждый из нас при старании, при устремлённости может развить в себе имеющееся в «чаше» зерно Культуры.

Оно не сохнет там, оно живое и ждёт зова и пробуждения.

В чём же тогда наша проблема?

Оказывается, проблема весьма сложная: мы, взрослые, не хотим замечать в себе Божий Дар! Зародыш зерна Культуры постоянно посылает нам импульсы, напоминает о себе; но мы часто остаёмся слепыми к искрам от «чаши». Более того, если даже ощущаем эти импульсы, то противимся им, этим вестникам Света. То есть, предпочитаем оставаться в невежестве вместо того, чтобы собрать в себе всю армию великих сил и направить на спасение Культуры в себе, на спасение самих себя.

И грешно, и обидно.

Если это было бы не так, а наоборот, то зародыш зерна Культуры вырос бы в нас свободно. Это бы означало процветание личности, процветание человечества. Исчезли бы многие проблемы.

Разве есть у нас проблемы как дышать, как пить, как есть, как открывать глаза? Их нет, потому что мы не сопротивлялись их проявлению.

Пробуждение и развитие зародыша зерна Культуры повлияло бы на исчезновение или ослабление многих проблем, которые мучают нас сегодня. Назвать некоторые из них?

Невежество.

Сквернословие и скверноречие.

Бездуховность и бездушие.

Пороки всякие.

Злоба и ненависть.

Недоверие.

Насилие.

Войны и разрушения.

Убийства.

Страсть к наживе.

Страсть к власти.

Наркобизнес.

Предательство.

Национальная рознь.

Фашизм.

Лжекультура.

Лжепророки.

Беспризорность.

Умножьте их на сто, на тысячу, и мы получим картину нашей действительности.

И всё это потому, что не замечаем или даже отгоняем от себя лучшие побуждения, идущие от «чаши».

Получается, что самый ярый враг человека – это он сам против самого себя.

Всё это о взрослых.

Ребёнку ещё простительно. Он, может быть, и не сопротивляется своим лучшим побуждениям, может быть, и старается следовать им. Но ведь нужно, чтобы рядом была Культура, были люди, возвеличивающие Культуру. Если вестник Света – Ребёнок – не соприкоснётся с людьми Культуры, а соприкоснётся с бескультурьем, то он оглохнет, ослепнет к Культуре. Сияющий зародыш зерна Культуры покроется мраком.

Подрастёт Ребёнок и станет таким же бездуховным, каких много среди нас.

Вот какой грех, какая беда!

И какая неотложная для нас забота!

 

* * *

 

Дорогие Коллеги!

Мы же чувствуем и видим, что в мире происходит что-то неладное, и потому тревожимся.

Мы наслышаны об атлантах и Атлантиде.

Далека ли от нас эта трагедия?

Может быть, прошедшие с тех пор тысячелетия есть наша защита?

Бывает так: трагедия одного поколения, иногда даже одного человека становится защитой для последующих поколений, если они извлекут из данного им урока урок и будут следовать законам мудрости.

А если нет?

Не извлекли урок наши отдалённые предки – они быстро забыли об атлантах. И напоминание об этом тоже остаётся без следствия.

И вот что говорят сегодня те, которые знают, о чем говорят:

«Настоящее время отличается потрясением нравственности.

Нахождения науки разошлись с бытом, получается особый вид дикарства, овладевшего научными инструментами...

К сожалению, настоящее время совершенно соответствует последнему времени Атлантиды. Те же лжепророки, тот же лжеспаситель, те же войны, те же предательство и духовное одичание...»

Пожалуйста, дорогие Коллеги, следите дальше за каждым утверждением и сделайте свою оценку.

«У нас гордятся крохами цивилизации.

Так же точно атлант

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...