Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структурообразующее начало всех романов Гончарова




Иван Александрович Гончаров

(1812–1891)

Роман «Обломов» (1858)

История создания

Замысел произведения относится к 1848 г. После публикации первого романа Гончарова «Обыкновенная история» В. Г. Белинский отметил неубедительность его финала: «Автор имел бы право скорее заставить своего героя заглохнуть в деревенской дичи, апатии и лени, нежели заставить его выгодно служить в Петербурге и выгодно жениться». Гончаров задумывает роман с «подсказанным» развитием сюжета.   В марте 1849 г. в «Литературном сборнике с иллюстрациями» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа» была напечатана глава «Сон Обломова».   В 1850 г. написана первая часть «Обломова», в течение двух лет работает над продолжением романа, но работа идет очень медленно.   В октябре 1852 г. работа прерывается: Гончаров отправляется в кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» в должности секретаря при адмирале Е. В. Путятине.   В июне 1857 г. в Мариенбаде Гончаровым написаны «в течение семи недель почти все три последние части «Обломова», кроме трех или четырех глав». По словам самого писателя, к этому времени роман полностью «сложился в голове, <…> и оставалось только перенести его на бумагу».   К осени 1858 г. работа над рукописью романа завершается.   Готовя произведение к публикации, писатель совершает огромную работу по совершенствованию текста. Полностью роман «Обломов» был опубликован в 1859 г. в первых четырех номерах журнала «Отечественные записки».

 

Сюжет и композиция

Часть первая Часть вторая, часть третья Часть четвертая
Экспозиция (до IV главы второй части) Основное действие (история любви Обломова и Ольги Ильинской) Эпилог

 

В первой частипоказан один день из жизни Обломова, действие происходит в его кабинете. Глава I содержит описание внешности героя, его привычек, образа жизни, отношений со слугой Захаром
Во II–IV главах к Обломову один за другим приходят знакомые - Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев. Каждый из гостей представляет собой альтернативу образу жизни Обломова, но деятельность их оценивается героем критически. Знакомые пытаются вытянуть Илью Ильича в Петергоф на гуляния в честь первого мая. Обломов же пытается поделиться с ними своими проблемами: во-первых, он вынужден искать другую квартиру, во-вторых, староста в письме сообщает, что дела в имении Обломова идут плохо, и поэтому он будет высылать меньше денег. Илья Ильич надеется на помощь своего друга Андрея Штольца
V–VI главы содержат биографические экскурсы — рассказ о неудачной попытке героя начать карьеру чиновника и рассказ об учебе героя в Москве
Главы VII и X посвящены слуге Обломова Захару
Важное место в структуре романа занимает глава IX первой части — «Сон Обломова». Герою снится родное поместьеОбломовка, «благословенный уголок земли». «СонОбломова» сам писатель назвал «увертюрой ко всему роману».Просыпается Обломов от смеха своего друга Андрея Штольца, приездом которого в XI главе заканчивается первая часть
В главах I–II второй частиретроспективно показаны детство и отрочество Андрея Штольца
В IV главе герои спорят о смысле жизни. Каждый из них отстаивает свои жизненные принципы, свои идеалы: Обломов мечтает о семейной идиллии в барской усадьбе, для Штольца же смысл жизни в труде. Этой главой заканчивается экспозиция и начинается основное действие романа
Деятельный Штольц поражен ленью и апатией Обломова, он старается вернуть его к активной жизни, «теперь или никогда!» Обломов начинает выезжать, читает, пишет, собирается за границу. Лето Обломов проводит на даче, расположенной по соседству с дачей Ильинских, с которыми его знакомит Штольц. Дочь Ильинских Ольга производит на Обломова сильное впечатление, Ольга в свою очередь хочет его «спасти», «поднять» и «переделать». Обломов влюбляется в нее, Ольга отвечает ему взаимностью. Обломов просит руки Ольги и получает согласие
В третьей частиОбломов занят приготовлениями к свадьбе. Под влиянием Ольги Илья Ильич становится деятельным человеком, меняет свой образ жизни: переезжает на другую квартиру, посылает поверенного в деревню, чтобы привести в порядок имение
С наступлением осени энергия Обломова идет на спад: его беспокоят толки о предстоящей свадьбе, отсутствие благоприятных вестей из деревни. В Петербурге Обломов реже видится с Ольгой (для него плохая погода и разведенные мосты - непреодолимое препятствие). Любовь с наступлением осени остывает. Под предлогом болезни Обломов не видится с Ольгой, и тогда она, обеспокоенная, сама приезжает к нему на квартиру. Приезд Ольги пугает Обломова - вместо радости он тревожится о слухах, которые может вызвать приезд девушки. Параллельно с угасанием любви к Ольге в Обломове рождается чувство к хозяйке квартиры Агафье Пшеницыной, хозяйственной и скромной вдове, которая окружает Обломова заботой. Неприятные свадьбу «года на два», пока дела его «придут в порядок и появятся необходимые средства». Ольга, понимая, что все ее усилия «возродить» Обломова напрасны, расторгает помолвку. От душевного потрясения Обломов заболевает «нервною горячкою» известия из деревни заставляют Илью Ильича отложить
В четвертой частипоказана дальнейшая судьба героев. Обломов нашел свой идеал семейной жизни в браке с Пшеницыной, у него рождается сын, которого он называет в честь друга Андреем. Герой полностью возвращается к прежнему образу жизни, «обломовщина» («атрофия воли, тяга к покою, инертность, иждивенчество») поглотила его. Умирает Илья Ильич от апоплексического удара. Ольга Ильинская выходит замуж за Штольца. После смерти Обломова Штольцы берут на себя заботы об образовании и воспитании его сына. Захар, верный слуга Обломова, после смерти хозяина оказывается на паперти

 

Структурообразующее начало всех романов Гончарова

(«Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»)

Сопоставление и противопоставление двух типов героев:

Личность, склонная к творческому, но идеализированному восприятию мира, стремящаяся к «высокому, великому, изящному» (Александр Адуев, Обломов, Райский) Герой-прагматик как воплощение «трезвого, делового, нужного» (Петр Адуев, Штольц, Тушин)

 

Два сюжетных узла романа

История отношений Обломова и Ольги История отношений Обломова и Пшеницыной

 

«Сон Обломова»

«Сон Обломова» (IX глава первой части) — композиционный центр произведения. Единственная глава, имеющая название; занимает обособленное положение по отношению к основному сюжету романа. Пародийно-ироническая идиллия «золотого века», того образа жизни, который сформировал характер Обломова.

 

Обломовка

Обломовка — благословенный, тихий и счастливый край. «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их»
Обломовка изолирована от мира — она расположена далеко и от столичных, и от губернских городов, для ее жителей «ближайшая пристань Волги все равно, что Колхидаили Геркулесовы Столпы». Любое проникновение внешней жизни вызывает страх, отторгается: письмо, пришедшее в Обломовку, четыре дня не открывается, мужик в канаве принимается за «странного змея или оборотня»
Интересы семьи Обломовых сосредоточены на домашних заботах и еде. После обеда вся деревня погружается в сон: «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимыйсон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все тоны и лады»
Родители Обломова проводят время в праздности: отец «день-деньской только и знает, что ходит из угла в угол, заложив руки назад, нюхает табак и сморкается, а матушка переходит от кофе к чаю, от чая к обеду». При этом за хозяйством никто не следит, управляющий ворует Обломова-ребенка балуют, не отпускают ни на шаг, подавляют живость и резвость из опасений за его здоровье. Илья растет «лелеемый, как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая». В Обломове воспитали лень, барство, презрение к труду и крепостным

 

Тематика и проблематика

Основная тема — «обломовщина» «Обломовщина» — социальное явление в среде русского дворянства, синтез распада патриархально-крепостнического уклада жизни дореформенной России. Суть «обломовщины» — инертность, апатия, косность: «воплощение сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни». «Обломовщина» — противоречивое явление, оно допускает различные трактовки, имеет разнообразные проявления
Воссоздание типов и характеров русской действительности Тип крепостного слуги (Захар), тип предпринимателя (Штольц), тип светского франта (Волков), тип преуспевающего чиновника (Судьбинский), тип модного литератора (Пенкин). Яркие женские характеры (Ольга Ильинская, Агафья Пшеницына)
Проблема героя времени Одна из главных проблем в романе, реализована в противопоставлении Обломова (тип «лишнего человека») и Штольца (тип «деятеля»)
Проблема национального характера Разрабатывается в образах практически всех героев романа (Ольга и Агафья Матвеевна, Захар и Анисья). Наиболее остро заявлена в противопоставлении Обломова, имеющего русские корни, и Штольца, немца по происхождению. Поэтому черты характера Обломова приобретают общенациональное значение
Нравственно- философские проблемы Проблемы действия и бездействия, смысла жизни, любви, счастья имеют универсальный характер, выводят идейное содержание романа за национальные рамки

 

Жанр романа

Социально-бытовой Философский Психологический
Гончаров исследует социальные корни «обломовщины» на фоне картин провинциальной и петербургской жизни Гончаров исследует Глубинные законы жизни, осмысляет общечеловеческие проблемы действия и бездействия, любви, счастья Гончаров раскрывает Внутренний мир своих героев

 

Главные герои

Обломов Штольц
Итоговый, исторически уходящий тип носителя русской культуры Новый положительный тип русского прогрессивного деятеля

 

Илья Ильич Обломов

Значение имени Фамилия героя семантически связана с глаголами «ломиться», «обламываться» и ассоциируется со словом «обломок». Обломов сломлен жизнью, все попытки воскресить его оканчиваются крахом. Возможна также связь со словом «облый» - «округлый», «округловатый» (это значение зафиксировано в словаре В. И. Даля). Имя героя - Илья Ильич - замыкается на себе, способ существования предков Обломова находит в нем конечное завершение
Источники образа Образ Ильи Обломова соотносится с образом богатыря Ильи Муромца, героя киевского цикла русских былин, который до тридцати трех лет не мог двигаться. Но, в отличие от фольклорного героя, получившего исцеление от старцев и совершившего впоследствии множество подвигов, воскрешение Обломова оказывается невозможным. Литературные источники образа — гоголевские герои (Подколесин, Тентетников, Манилов, старосветские помещики) и герои более ранних произведений самого Гончарова (Егор Адуев, Александр Адуев). Реальным прототипом образа Обломова считают самого И. А. Гончарова
Портрет Внешность героя производит двойственное впечатление: «приятная наружность», однако с «отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица»; грация и мягкость движений, однако тело его казалось «слишком изнеженным для мужчины». Мягкость «была господствующим и основным выражением,не лица только, а всей души». Внешность героя носит отпечаток его образа жизни - Обломов, по выражению Штольца, «наспал свои недуги»: «обрюзг не по летам», у него «сонный взгляд», на него нападает нервический Страх
При описании внешности и образа жизни героя используется детали: удобный широкий халат и диван, на котором герой проводит большую часть времени (символы лени). Комната Обломова поражает запущенностью: «По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, <…> могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки»
Происхождение, биография Обломов — дворянин 32–33-х лет, имеет чин коллежского секретаря. К началу действия романа он «безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге», куда он приехал из Обломовки — родового имения, расположенного в глухой провинции, «чуть не в Азии». По приезде в Петербург Обломов «был полон разных стремлений, все на чего-то надеялся, ждал много и от судьбы, и от самого себя»
В детстве Обломов учился кое-как, в учебе видел «наказание, ниспосланное небом занаши грехи». Имея способности, не обладал волей, поэтому быстро бросал начатую работу. Служба также не удалась, так как Обломов не видел в ней смысла и робел перед начальством. После допущенной оплошности (Обломов по ошибке отправил нужную бумагу вместо Астрахани в Архангельск) он подал в отставку. Не испытал Обломов и настоящей любви, так как «к сближению с женщинами ведут большие хлопоты»
В итоге жизнь Обломова свелась «к еде, сну, лежанию на диване и ссорам со слугой Захаром». Все свободное время Обломов обдумывает разнообразные планы по устройству имения, которым не суждено реализоваться. Таков герой в начале романа
Неоднозначность образа Обломов от природы наблюдателен, он способен к глубокому проникновению в суть вещей. Его бездейственность является по сути протестом против бессмысленной деятельности людей его круга. Обломов критикует погоню за чинами, лицемерие, суету, лживость, зависть, лежащие в основе такой деятельности. В споре со Штольцем Обломов говорит: «Я только не вижу нормальной жизни в этом. Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку...», однако идеал семейной жизни, который Обломов рисует в противопоставление «ненормальной жизни», оказывается все той же обломовщиной

 

Андрей Иванович Штольц

Портрет Портрет Штольца контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, <…> есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные»
Происхождение, воспитание Отец Штольца — немец, в юности приехавший в Россию из Саксонии. Это педантичный, суровый, грубоватый человек, привыкший сам пробивать себе дорогу в жизни. Отец воспитывал сына в строгости, стараясь развить в нем самостоятельность, исполнительность. Мать Штольца — русская, это поэтическая, сентиментальная натура: «Она бросалась стричь Андрюше ногти, завивать кудри, шить изящные воротнички и манишки; заказывала в городе курточки; учила его прислушиваться к задумчивым звукам Герца, пела ему о цветах, о поэзии жизни, шептала о блестящем призвании то воина, то писателя, мечтала с ним о высокой роли, какая выпадает иным на долю...» Отматери Андрей наследует язык и веру
По замыслу Гончарова, в образе Штольца должны сочетаться лучшие качества его родителей: трезвость, расчетливость, деловитость, знание людей с одной стороны и душевная тонкость, эстетическая восприимчивость, поэтичность — с другой
Деятельность Штольц — антипод Обломова. Он всего в жизни привык добиваться сам. Для Штольца труд, к которому Обломов чувствует отвращение,- «образ, содержание, стихия и цель жизни». «Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу. Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делувыбирают его. <…> он ездит и в свет и читает: когда он успевает- Бог весть»
Неудачность образа Наименее живой образ в романе: в нем чувствуется «сконструированность и функциональность». Сам Гончаров был недоволен образом Штольца, считал, что он «слаб, бледен», «из него слишком голо выглядывает идея». Резко отзывался об образе Штольца и А. П. Чехов: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собой довольная. Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен»

 

Женские образы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...