Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задатки и влияние среды на их развитие




Мы коротко коснулись ряда психических процессов, проте­кающих у человека в его деятельности. Теперь остановимся на тех психических свойствах личности, которые харак-

1 L'arte del canto. Vademecum del cantante. Teoria e practica per tutte le
voci de E. Panofca, op. 81, Milano, F. Lucca, 1853, p. 3.

2 T а м ж е, стр. 3.


теризуют каждого человека, на его интересах и склон­ностях, на его способностях, на его характере и темпе­раменте.

Каждый ученик несет в себе своеобразное сочетание инте­ресов и склонностей, имеет различные способности, отличается своеобразным темпераментом и характером. Эти свойства со­ставляют индивидуальность человека и вырабаты­ваются в процессе жизни.

Все люди от природы родятся не одинаковыми. Они различ­ны как по структуре своего тела, так и по протеканию физио­логических процессов, а главное, они отличаются по структуре и особенностям функции нервной системы. Центральная нерв­ная система, кора мозга имеет большие индивидуальные раз­личия, а кроме того, она несет в себе следы опыта предшествую­щих поколений. Это служит основанием к тому, что разные виды деятельности у разных людей удаются по-разному. Эти врож­денные различия людей по анатомо-физиологическим особенно­стям носят название задатков.

Однако, несмотря на эти природные различия людей, основ­ным, определяющим фактором формирования качеств личности, является среда, в которой она формируется. Воздействия, которые переживает человек в течение своей жизни, формируют основные качества его личности. Его сознание, мировоззрение, являясь отражением общественного сознания, общественных идей, определяет его интересы, склонности и черты характера. Биографические данные часто дают нам ключ к пониманию того, почему ученик имеет те или иные черты характера, те или иные склонности, интересы и т. п. Воздействие среды, через ко­торую он прошел, в частности влияние воспитания, обучения, подражания, имеют on p еде ля ющее значение в форми­ровании личности.

Интересы и склонности

Ученика приводит в класс интерес к музыке и пению, склонность заниматься именно ею, а не чем-либо другим. К. С. Станиславский говорил о людях «актерского склада», я понимая под этим общую направленность личности заниматься этим видом деятельности. Когда нас что-либо глу­боко и постоянно интересует, то в этом направлении постоянно сосредоточено наше внимание. Наличие стойкого, глубокого ин­тереса к пению, склонность им зашшаться — залог успеха в этом деле. Человек, который увлекается то одним, то другим, — разбрасывается. Для успеха в деятельности важна устойчи­вость интереса, своего рода одержимость, которая харак­терна для большинства крупных деятелей искусства.

Однако, разумеется, при наличии основного, главного инте-


реса важно интересоваться и другими областями деятельности. В широте интересов отражается содержательность психической жизни человека. Для большинства выдающихся людей характер­ны разносторонние интересы при одном, цент­ральном, ведущем, составляющем как бы стержень всей жизни. Интересы толкают человека к познанию. Они обладают побудительной сиДрй, заставляя человека действовать для удов­летворения своих интересов. Поэтому многие выдающиеся лич­ности поражают нас своими многосторонними и глубокими зна­ниями.

Артист-певец не должен замыкаться только в рамки своей специальности. Бедность интересов показывает узость человека, ограниченность его внутренней жизни. Между тем для творче­ской деятельности необходима широта охвата жизненных явле­ний, полноценная внутренная жизнь и разносторонность интере­сов, объединенных одним, главным, центральным.

Глубокий устойчивый интерес толкает человека к познанию всего, что с ним связано, превращая часто жизнь таких людей в сплошной подвиг. Действительно, большие люди в науке и искусстве — это подвижники. Они умеют все подчинить глав­ному интересу и активно действовать для его удовлетворения, поэтому они и не скучают. Для них дело и все связанное с ним полно неиссякаемого интереса.

Наличие глубокого устойчивого интереса —за­лог успеха как в вокальном исполнительстве, так и в вокальной педагогике. Для педагога, имеющего педагогический дар, го­лос— источник постоянного интереса. Все, что связано с голо­сом, с пением, с музыкой, со смежными специальностями, имею­щими непосредственное отношение к искусству пения или к вокальной педагогике, вызывают у него неослабевающий ин­терес. Поэтому он с увлечением отдается педагогической дея­тельности,— в ней он находит удовлетворение своего интереса. Каждый новый ученик ставит перед ним новые задачи и побуж­дает к их творческому решению. Не имея такого интереса, — лучше не браться за эту трудную деятельность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...