Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффективное функционирование рыночной экономики предполагает ряд условий.




1. Главное из таких условий, вытекающее из самой сути рынка, — это экономическая свобода и самостоятельность хозяйствующих субъектов. Каждый субъект вправе самостоятельно выбирать вид деятельности и решать, какие товары или услуги и в каком количестве производить, где и по каким ценам их реализовывать с учетом конъюнктуры рынка. Тем самым создаются предпосылки наиболее полной реализации экономическим субъектом своих возможностей и способностей.

2. Рыночная экономика может эффективно функционировать, базируясь на многообразных формах собственности. Реализация данного условия позволяет, во-первых, выявить наибольшую эффективность тех или иных форм собственности, во-вторых, осуществить право личности на выбор определенной формы хозяйственной деятельности. В рыночной экономике все формы собственности должны иметь равные “права гражданства”. В этой связи вряд ли можно согласиться с теми авторами, которые, ссылаясь на практику широкой приватизации в западных странах, пытаются доказать малую эффективность государственной собственности. Это одностороннее утверждение, ибо для истории их развития характерны не только приватизация, но и периоды ускоренного развития государственной собственности. Отметим, что приоритет той или иной формы собственности определяется конкурентными началами рынка и экономической политикой государства с учетом специфики решаемых социально-экономических задач. В конкурентной среде государственные предприятия вынуждены переходить на предпринимательское поведение.

3. Необходимым условием поддержания здоровой конкуренции как одного из основополагающих свойств рыночной экономики является ликвидация монополизма в производстве и реализации товаров. Например, по действующим в США правилам ни одна из крупнейших фирм не вправе держать в своих руках более 31 % продаж от их общего объема, три — более 54 %, четыре — более 64 %. Если это соотношение нарушается, государство либо ограничивает участие фирмы на рынке, либо вводит экономические санкции. Со своей стороны добросовестная конкуренция препятствует монополизации производства и сбыта. Практика показывает, что для нормальной деятельности рыночной экономики необходимо, чтобы каждый субъект рынка имел не менее 5—7 конкурентов, в противном случае возможна ситуация возникновения монополии.

4. Функционирование рыночной экономики предполагает, что рыночные цены формируются под влиянием колебаний спроса и предложения. В условиях отсутствия монополизации рыночная цена, как правило, не опускается ниже себестоимости и не поднимается выше суммы себестоимости и прибыли, которая соответствует среднему нормативу рентабельности. Если прибыльность производства данного товара достаточно высока, то этот товар активно начинают производить конкуренты. В итоге предложение увеличивается, сокращается спрос и цена соответственно снижается. Конечно, подобные процессы возможны только в сложившейся рыночной экономике. В переходный период к рынку неизбежны “взлеты” розничных цен, порой весьма значительные.

5. Обеспечение примата потребителя. При дефицитной экономике неминуема власть производителя над потребителем. В рыночной экономике при товарном насыщении рынка начинается фактически борьба за потребителя, покупателя, производство ориентируется на них. Для реализации этой задачи выработана целая наука — маркетинг, сущность которого определяется принципом “продавать то, что, безусловно, находит сбыт, а не пытаться навязать покупателю продукцию”. Ориентация на потребителя требует изучения реальных и потенциальных потребностей рынка.

6. Устойчивость финансовой и денежной системы. В механизме функционирования рыночной экономики должны быть предусмотрены экономические методы по укреплению национальной денежной единицы, преодолению дефицита госбюджета, сокращению непроизводительных расходов, созданию гибкой банковской системы, которая бы обеспечивала управление кредитом и денежной массой.

7. Открытость экономики. Данное условие реализуется путем предоставления права предприятиям и организациям осуществлять внешнеэкономические связи и операции при соблюдении установленных правил. Иностранные предприниматели в свою очередь имеют право выступать на внутреннем национальном рынке в роли не только товаропроизводителей и продавцов, но и владельцев собственности.

Серьезными препятствиями на пути более широкого включения нашей экономики в систему мирового рынка являются такие факторы, как слабость экспортной базы, тяжелое состояние платежного баланса, неконвертируемость рубля.

8. Достаточно полный охват экономики рыночными отношениями, полноценное функционирование товарного, финансового рынков и рынка рабочей силы. Что касается Республики Беларусь, то пока можно говорить о более или менее развитом товарном рынке. Формирование рынка рабочей силы, и особенно финансового, делает лишь первые шаги.

9. Развитая инфраструктура, т.е. комплекс отраслей и хозяйственных служб, обеспечивающих общие условия производства и жизнедеятельности людей. Различают производственную и социально-бытовую инфраструктуру. Первая — это все виды транспорта и транспортного хозяйства в целом, линии электропередач, энергосистемы, средства передачи и обработки информации и иные системы, без которых не может обеспечиваться нормальное производство. Ко второй относятся отрасли торговли, здравоохранения, все виды пассажирского транспорта и связи, занятые обслуживанием населения, городские коммуникационные сооружения, общественное питание и иные службы.

10. Обеспечение социальной защищенности населения. В странах с развитой рыночной экономикой системы социальной защиты в целом сложились и показывают свою высокую эффективность. Они предусматривают прежде всего реализацию таких мер, как организация рациональной занятости населения, выплаты по безработице, система компенсаций и индексаций доходов людей, поддержание должного жизненного уровня малообеспеченных граждан, семей с детьми, людей с фиксированными доходами. В тех случаях, когда обеспечение доступности каких-либо благ признается социально необходимым, практикуется предоставление субвенций предприятиям с тем, чтобы они могли сохранять низкие цены. Если численность остронуждающихся сравнительно невелика, применяются благотворительные акции в форме прямых выплат.

11. Государственное регулирование рыночной экономики. Оно включает следующие главные направления:

стабилизацию производства через налоговую и инвестиционную политику; финансирование научно-технического прогресса (политика научно-целевых программ); дотацию социально значимых отраслей (инвестиционная политика); выравнивание уровней экономического развития различных регионов (региональная экономическая политика); государственную поддержку конкуренции (политика демонополизации); стабилизацию и оздоровление денежной системы (финансовая и антиинфляционная политика); преодоление чрезмерной имущественной дифференциации населения (политика доходов). систему социальной защиты, которая является главным средством ослабления неизбежных негативных социальных последствий рыночной организации производства. Наличие системы социальной защиты населения и ее масштабы служат критерием цивилизованности рыночной экономики в данной стране.

Конкуренция – борьба (соперничество) старого с новым, состязательность в производстве, борьба старого неэффективного с новым эффективным. Формой существования конкуренции является право, нормы права, формальные и неформальные нормы права.

Суть конкуренции – постоянный поиск, предложения лучших условий для покупателя и продавца. Быть конкурентоспособным значит опережать своих соперников в привлекательности предложения, стремление быть впереди. Пример - конкуренция между интернет магазинами.

Рыночный процесс представляет собой смену ситуаций неопределенности. Постоянное изменение осведомленности участников меняет альтернативные возможности по сделкам, что ведет к смене планов купить или продать. В этом смысле рыночный процесс является конкурентным. Конкуренция – оборотная сторона рынка, учитывание изменения рынка.

Виды конкуренции:

  1. совершенная конкуренция – конкуренция, при которой есть такое количество участников, когда ни один из них не может своим предложением цены повлиять решающим образом на установившуюся рыночную цену.
  2. несовершенная конкуренция – конкуренция, при которой есть обстоятельство, ограничивающее конкуренцию, например ситуация монополии. Имеет разную природу (административная, криминальная и т.д.).
    • Ценовая конкуренция – ценовая дискриминация (угнетение, запрещение) =>

монополия, степень монопольной власти увеличивается.

  • Неценовая конкуренция – посредством усовершенствования качества продукции и условия ее продажи (улучшение продаж рекламы и т.д.)

Конкуренцию между онлайн продавцами в интернете можно назвать совершенной. Интернет магазин диванов и кроватей в СПб idgm.ru

Возможна конкуренция между товарами и товарами-заменителями.

 

Конкуренция (бежать вместе, соперничать) является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производи­телями благ (товаров и услуг). Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление. Они выполняют важную роль своеобразной «соединительной ткани», благо­даря наличию которой рыночная экономика функционирует в качестве сложной и многозвенной системы.

В экономической литературе существует множество определений катего­рии «конкуренция».

По определению классической политической экономии, конкуренция есть соревнование ради прибыли. Однако сам объект этого соревнования превращает его в борьбу, принимающую самые разные, часто весьма жест­кие формы и методы. Это борьба за более выгодные условия покупки сыр и продажи товаров. Это борьба за экономическое выживание в обществе ном производстве.

Наряду с примитивно-бытовыми определениями конкуренции как борь­бы за кошелек покупателя и т.п. в экономической литературе приводятся и такие экономически содержательные ее определения, как отношения между хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономических результа­тов их деятельности; практически принудительная форма реализации объек­тивно действующих законов рыночной экономики.

Множество определений конкуренции отражают сложность и много­функциональность этой категории. Следует подчеркнуть главное: вне кон­куренции рынок не может оказывать экономического давления на субъектов хозяйствования.

Рыночная конкуренция — это объективно необходимая среда, обеспечи­вающая нормальное саморазвитие рыночной экономики как системы. Ры­ночная цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения и в которой в конечном счете реализуются успехи и неудачи в конкурентной борьбе, является результатом взаимодействия множества факторов и меха­низмов. Она формируется до рынка под влиянием множества факторов, но корректируется на рынке.

Каждым из субъектов на рынке двигает личный экономический интерес. Не сдерживаемые ничем личные корыстные интересы хозяйствующих субъ­ектов могут подорвать нормальное функционирование рыночного хозяйства и действовать в ущерб социальным и экономическим интересам общества. Основным препятствием на пути неблагоприятного развития событий лежит конкуренция. В условиях конкуренции личный экономический интерес од­ного субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходят снижение издержек и цен на продукцию, повышение ее качества, производство товаров, отвечающих требованиям потребителей и т.д. Иначе говоря, конкуренция выступает как дополнение и противовес предпринимательскому эгоизму. Она направляет его хозяйственную деятельность в интересах всего общества.

Еще более полно и последовательно развивается действительный рыноч­ный механизм конкуренции у Д. Рикардо и других экономистов классического направления.

Раскрывая причины возникновения конкуренции, следует учитывать, что и (учение любого экономического явления должно опираться на три подхода: 1) причинно-следственный; 2) функциональный; 3) системный.

В рамках причинно-следственного подхода, когда выясняются «первич­ность» и «вторичность» процессов, обнаруживается, что исторически конку­ренция порождается общественным разделением труда и частной собствен­ностью, которые неизбежно ведут к установлению через рынок всеобщей связи хозяйствующих и экономически обособленных друг от друга субъек­те. На основе функционального подхода, когда непосредственно раскрыва­йся характер взаимодействия этих субъектов, можно сделать вывод, что от­ношения конкуренции являются не каким-то предвиденным «злом» на пути развития экономической жизни человеческого общества, а одним из его фундаментальных, объективных законов. И наконец, системный подход позволяет определить конкуренцию как необходимый способ организации целостной системы рыночных отношений.

 

Рынок

Вся история развития общественного производства свидетельствует и доказывает, что наиболее эффективно предприятие функционирует в условиях цивилизованного рынка в условиях рыночной экономики. Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров.

Рынок (1) любое место торговлю товарами и услугами.

(2) вся совокупность процессов торговли, активов купли-продажи.

(3) система экономических отношений между людьми, предприятиями, государствами в процессе обмена товаров на деньги.

Рыночная структура сегодня может выступать в разнообразных организационных формах- традиционный рынок, на городской площади, товарные, фондовые, валютные биржи или биржи труда, газетные объявления «продаю-покупаю», информационно-компьютерные системы купли-продажи товаров.

Виды рынков:

1. С точки зрения соответствия действующим законодательством:

· Законный (легальный)

· Нелегальный (Теневой)

2. По экономическому значению объектов рыночных отношений:

  • Потребительский
  • Капиталовый
  • Рабочие силы
  • Информационный
  • Финансовый
  • Валютный

3. По пространственному признаку:

  • Местный
  • Национальный
  • Международный
  • Региональный
  • Мировой

 

Основные функции рынка:

  • Посредническая – функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителя и потребителя товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи.
  • Ценообразующая функция возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также конкуренции.
  • Информирующая функция состоит в том, что сложившиеся цены «сообщают» бизнесменам о состоянии экономики.
  • Регулирующая функция состоит в том, что через механизм свободных рыночных цен, капитал изменений выгодных отраслей с пониженными ценами перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. В результате первых отраслях производство сокращается, а во вторых растет.
  • Стимулирующая функция осуществляется с помощью рыночных цен. Цены «вознаграждают» дополнительной прибылью тех, кто производит товары наиболее нужные потребителю.
  • Оздаравливающая функция. Суть состоит в том, что рынок «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В ка­честве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в со­ставе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), госу­дарство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве това­ров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Рынок, как самостоятельное образование включает три основ­ных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капи­тала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздейст­вуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

 

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.

Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности иприбыли

.

Главными действующими целями на рынке являются спрос и предложение, их взаимодействие определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать.

Цены являются важнейшим инструментом рынка так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара. В соответствии с этой информацией происходит движение потоков капиталов и труда из одной отрасли в другую.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...