Тема занятия: Традиции моей семьи (просмотр видеозаписи занятия)
Цель: расширение представлений студентов о родословной, семейных традициях, реликвиях. Вопросы и задание: · Что такое термины и свойства родства? · Что такое семейные реликвии, семейные узы? · Какие средства использовал педагог на занятии? · Продумать тест по поставленным вопросам. Виды и формы работы: · Работа в малых подгруппах, · Анализ и моделирование просмотренного занятия, · Изготовление модели Родословного древа, · Пополнение картотеки пословиц, загадок и поговорок по теме. Литература: 1. Белов В. Повседневная жизнь русского севера /В. Белов. – М., 2002. 2. Как помочь ребенку войти в современный мир? /Под ред. Т.В. Антоновой. – М., 1995.
Практическое занятие-практикум – 4 часа Тема занятия: «Своя хатка – родная матка» Цель: Формирование представлений студентов о воспитании у детей любви к родному дому. Вопросы для обсуждения: · Пути, средства и методы формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома. · Воспитание бережного отношения к родному дому. · Педагогические условия воспитания у детей привязанности и любви к родному дому. · Какие средства народной культуры можно использовать для воспитания любви к родному дому? Виды и формы работы: · Подбор народной или авторской сказки, воспитывающей любовь и уважение к матери или отцу (дедушке, бабушке, брату, сестре, другу). · Разработка содержания консультации для родителей на тему «Как подготовить и провести Именины ребенка». · Разработка содержания проекта «Родной дом». · Составление конспекта занятия, направленного на воспитание у детей любви к родному дому, к малой или большой Родине. Литература: 1. Коломийченко Л.В., Югова Л.И. Блочно-тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста» / Л.В. Коломийченко, Л.И. Югова. – Пермь,
2. Любимова Л.В. Человек и природа в народной культуре: Методические рекомендации к программе «Поэтика народной культуры»
Практическое занятие-практикум – 2 часа Тема занятия: Народы Прикамья «Вместе – дружная семья» Цель: Формирование у студентов целостного представления о культуре народов Прикамья: ее богатстве, разнообразии и красоте. Вопросы и задания: · Какие народы проживают на территории нашего края? · Культура и быт народов Прикамья: - планировка жилища, - одежда, - еда, - народный язык орнамента, · Праздничная культура народов Прикамья. · Семья и семейные обряды. · Составить картотеку календарных праздников народов Прикамья. Литература: 1. Чагин Г.Н., Черных А.В. Народы Прикамья: очерки этнокультурного развития в ХIХ-ХХ вв. /Г.Н. Чагин, А.В. Черных. – Пермь, 2002. 2. Князева Н.А. Маленький пермяк. /Н.А. Князева. – Пермь, 2000. – Кн.4. Лабораторные работы
Лабораторные работы не предусмотрены учебным планом
7.Тематика контрольных работ, рефератов и методические указания по их выполнению
Темы контрольных работ · Гражданское воспитание дошкольников средствами народной культуры. · Детский музей как особая образовательная среда. · Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников посредством народной культуры. · Использование малых фольклорных форм в процессе формирования знаний об окружающем мире у детей младшего дошкольного возраста. · Истоки календарных обрядов, их роль в формировании мировоззрения ребенка. · Отечественные и зарубежные исследователи о социально-педагогической сущности народной игры. · Педагогические условия использования сказки в правовом воспитании старших дошкольников.
· Русская сказка в нравственном воспитании дошкольников. · Фольклор как средство в процессе приобщения дошкольников к социальной действительности. · Формирование нравственных качеств личности старшего дошкольника через восприятие русской народной сказки. Содержание и организация работы студентов: Задачи: В процессе выполнения работ студенты овладевают психолого-педагогическими методами исследования: учатся анализировать концептуальные основы изучаемой проблемы в научной литературе и интерпретировать фактический материал, проектировать образовательный процесс. Требования к содержанию: Студенту необходимо провести работу с каталогом, изучить монографическую и периодическую научную и научно-методическую литературу по проблеме исследования, сделать анализ альтернативных программ, анализ передового педагогического опыта по изучаемой теме. Структура работы: Работа состоит из введения, основной части, в которой раскрывается теоретическое и практическое содержание работы, заключения, библиографического списка, приложения. Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, указываются источники, определяющие ее значимость, обосновывается недостаточность знаний в науке и неразработанность в педагогической практике данной проблемы. Основная часть работы – теоретическое освещение состояния проблемы, анализ литературы по данной теме. Заключение содержит основные выводы. Требования к библиографическому списку стандартные. Рефераты · Возрождение национального самосознания как актуальная проблема современного общества. · Воспитание детей в семьях, утративших связи с культурной средой, с национальной и региональной культурой. · Детская народная культура как наследница и хранительница тайн народной культуры взрослых. · Детская среда и ее функции. · Игры детей как педагогическое явление. · Игры моего детства и детства моих предков. · Идеи народного воспитания в трудах Г.Н. Волкова. · Календарная обрядовая культура народа как форма взаимоотношений человека и природы. · Легенды и их нравственно-воспитательный характер. · Народные игры как основа знакомства и приобщения подрастающего поколения к духовной культуре.
· Народные приметы и поверья. · Освоение домашнего пространства в действия и фантазиях. · Отечественные педагоги о значении народной культуры для развития и воспитания личности. · Педагогическое окружение детей и его роль в воспитании. · Проблема самосохранения этноса в этнопедагогике. · Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей. · Связь детей со взрослыми как свидетельство нравственной связи поколений. · Становление отечественной этнологической школы. · Этнологический и антропологический контекст современной этнопедагогики. · Этнопедагогика в свете современных этнологических дискуссий.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Список литературы Основная: 1. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 240 с. Дополнительная 2. Аникин В.П. Русский фольклор. Учеб. пособие. /В.П. Аникин. – М.: Высшая школа, 1987. 3. Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. – СПб., 2003. 4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. 5. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. 6. Кукушин В.С. Этнопедагогика /В.С. Кукушин. – М., 2002. 7. Мечковская Н.Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов /Н.Б. Мечковская – М.: Агентство «ФАИР», 1998. 8. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей /Под ред. 9. Юдин А.В. Русская народная духовная культура: Учеб. пособие для студентов вузов /А.В. Юдин. – М.: Высш. школа, 1999. Дополнительно рекомендуемая: 10. Андреева Г.М. Инновационные процессы в содержании педагогического образования в Англии //Педагогика. – 2003. – № 6. 11. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа /К.Ш. Ахияров. – Уфа, 2000.
12. Виленский М.Я., Мещерякова Е.В. Образовательное пространство как педагогическая категория //Педагогическое образование и наука. – 2002. – № 2. 13. Волков Г.Н. Мы обозначены единым словом – человек //Народное образование. – 1997. – № 5, С.78-82. 14. Вульфсон Б.Л. Мировое образовательное пространство //Педагогика. – 2003. – № 10. 15. Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды /Т.Ф. Кузина, Г.И. Батурина. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 144 с. 16. Лаврентьева Л.С. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор /Л.С. Лаврентьева, Ю.И. Смирнов. – СПб., 2004. 17. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры /Г.В. Лунина. – М., 2004. 18. Мартынова М.Ю. Мир традиций и межкультурное общение /М.Ю. Мартынова. – М., 2004. 19. Русские обычаи и обряды /Автор-сост. Н.А. Юдина. – М.: Вече, 2006. 20. Сахипова Р.А. Воспитание и обучение на традициях народной педагогики /Р.А. Сахипов. – М., 2005. 21. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях/Л.В. Соколова, А.Ф. Некрылова. – М.: Айрис-пресс, 2003. 22. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. – Избр. пед. соч. – М., 1953. – Ч.1. 23. Этнопедагогика и этнопсихология: Предупреждение образовательной депривации. – СПб., 2004. 24. Ясвин В.Я. Образовательная среда: от моделирования к проектированию /В.Я. Ясвин. – М., 2001.
Справочно-информационная литература: 25. Дошкольное образование. Словарь терминов /Сост. Виноградова Н.А. – М.: Айрис-пресс, 2005. 26. Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь /М. Власова. – СПб.: Азбука, 1998. 27. Педагогика: Большая современная энциклопедия /Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: Современное слово, 2005. 28. Этнопсихологический словарь /Под ред. В.Г. Крысько. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.
8.2. Материально-техническое и/или информационное Для успешного освоения материала в процессе учебной деятельности используются: - компьютерное и мультимедийное оборудование; - пакет прикладных обучающих программ; - видео- и аудиовизуальные средства обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|