Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проведение тестирования и исследований




Психологические тесты. Они могут быть полезны, когда срочно необходим диагноз или в виде организационной про­цедуры, прежде чем пациент получит направление на лече­ние. Но, кажется, большинство психиатров больше пола­гается на собственную диагностическую проницательность в процессе лечения пациента. В определенном смысле те­сты — это нечестный подход к личности. Терапевт не в си­лах адекватно объяснить их пациенту, потому что сам ясно их не понимает, если только он не хорошо подготовлен­ный психолог. С другой стороны, пациент думает, что те­рапевт знает все о тестах и, следовательно, о нем. Это по­рождает фантазии и проблемы, которые могут поглотить много времени и которые трудно будет разрешить.

Однако плохой психологический диагноз, замаскиро­ванный и смягченный уклончивыми многосложными тер­минами, вызывает у терапевта дурные предчувствия и опа­сения, которые он рано или поздно передаст пациенту. Если его собственный прогноз лучше, чем прогноз пси­холога, следующие десять-пятнадцать лет терапевт будет нервничать, опасаясь, что психолог мог оказаться прав. Если пациент спрашивает, не шизофреник ли он, тера­певту гораздо легче обсудить честно с ним этот вопрос -на основе собственных наблюдений, чем пытаться скрыть тот факт, что психологические тесты указывают на ши­зофрению. И терапевт и пациент, если он об этом узна­ет, будут чувствовать себя загнанными в угол математическими выкладками, которые представляет им психолог; если к этим выкладкам относиться несерьезно, тогда во­обще нет необходимости в психологических тестах. На этом основании психологические тесты не рекомендуют­ся — за исключением редких случаев, когда есть ясные указания на их необходимость.

Кстати, во многих случаях психологические тесты используются для «защиты» (то есть, если что-нибудь пой­дет не так, есть на кого свалить вину). Честный психо­лог должен объяснить пациенту, кто от кого и от чего его защищает.

Скрытые исследования. К этому моменту должно быть совершенно ясно, что исследования и лечение должны проводиться раздельно. Если так называемые исследова­ния проводятся тайно, например в виде зеркал с одно­сторонней видимостью или «жучков», это вносит в ситу­ацию элементы обмана. Нечестный терапевт вряд ли мо­жет требовать честности от пациентов, а честность с обеих сторон необходима для лучших терапевтических резуль­татов. Поскольку очевидно, что нечестный терапевт дает меньше своим пациентам, нечестности следует избегать.

Открытые исследования. Если исследования проводят­ся открыто, терапевту приходится иметь дело с домысла­ми и предположениями пациентов относительно того, как будет использоваться исследовательский материал. По­скольку практически в каждом человеке есть немного от параноика, риск с обеих сторон почти неизбежен. Поэто­му терапевт должен очень внимательно обдумать собствен­ные мотивы исследований или разрешения посторонним вторгаться в группу. Он должен вспомнить об огромных складах, забитых магнитофонными записями, кинофиль­мами и отчетами тех, чей вклад в лечение пациентов по­чти незаметен... Превосходные видеозаписи, сделанные на психиатрическом отделении медицинского факультета университета Миссисипи, могут оказаться благодарным исключением из этого пессимистического вывода.

По этой причине лучше не вводить исследование в си­туации, целью которых является терапия. Исследователь­ская группа с самого начала должна создаваться именно как исследовательская, и терапевтические результаты, по­лученные в ходе ее работы, должны рассматриваться как вторичные по отношению к исследованию.

Случай-иллюстрация. Когда доктор Кью писал книгу о психотерапии, издатель попросил его включить статисти­ческие данные, чтобы продемонстрировать полезность под­хода. Доктор Кью упомянул об этом в нескольких своих группах, и пациенты сказали, что с радостью будут содей­ствовать этому. Однако в последующих обсуждениях они высказывали все больше сомнений в ценности и дости­жимости подобных данных. Предложение начало казаться им неуместным и несообразным. Некоторые пациенты в противовес выдвигали такие, например, соображения: «Пе­ред тем как сегодня прийти на собрание группы, я сидела в ресторане на другой стороне улицы и пила кофе. Я посмотрела на кофейную чашку и неожиданно на самом деле увидела ее. Впервые в жизни я на самом деле увидела ко­фейную чашку. Но как внести это в статистику?»

Всем присутствующим было ясно, что этот опыт с «ви­дением» чашки очень важен для пациентки, но какие тес­ты способны оценить или подтвердить его для посторон­него наблюдателя? Нужно было услышать ее и видеть, как осветилось ее лицо, когда она рассказывала об этом слу­чае. Тем не менее, какими бы обескураживающими ни были их выводы, все члены группы считали, что цифры могут очень многое сообщить постороннему о том, что с ними происходит, или о том, как действует на них происходя­щее в группе. Однако все согласились делать то, что сочтет нужным и полезным терапевт. Но к этому времени сам те­рапевт решил не предпринимать подобную попытку.

Впрочем смысл истории не в этом. Развязка наступила, когда доктор Кью рассказывал об этом случае группе сво­их коллег. Исследователь в области социальных наук спро­сил: «Но зачем вы сообщили, что собираетесь давать ста­тистические данные?» Имелось в виду, что статистические данные следовало получать за спинами пациентов. Докто­ру Кью не только трудно было принять такую тактику; это потребовало бы от него покровительственного или эксплу­ататорского отношения к пациентам, от чего он предпочи­тал воздерживаться. И если он хотел получить от них ста­тистические данные, то должен был обсудить их с ними.

Таким образом, в групповой терапии недопустима ни­какая односторонность, если она точно не сформулиро­вана в контракте или если нет подразумеваемой догово­ренности о ней.

ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА

Когда готовят пациента к поступлению в группу, сле­дует учитывать две различные переменные: терапевтичес­кую программу и отношение пациента к групповому лечению. Относительно терапевтической программы суще­ствуют три распространенных ситуации.

Неготовый пациент. Если пациент поступает в группу без всякого формального приема или индивидуального интервью, его можно осторожно познакомить с терапев­тическим планом в течение двух или трех встреч. Однако иногда лечение принимает совсем иное направление — не то, какое представлял себе пациент; в таком случае по­яснения пациенту следует отложить, пока терапевт не сочтет, что он достаточно восприимчив к этому. Напри­мер, когда начинает работать группа родителей трудных детей, члены группы обычно ожидают, что речь пойдет об их детях. Может пройти два-три месяца, прежде чем они будут готовы понять, что самая ценная возможность, предоставляемая им группой, это возможность самоана­лиза, а не анализа поведения их детей. Их рассказы о де­тях эмоциональны, но не позволяют ни терапевту, ни дру­гим членам группы понять, что же произошло на самом деле; однако их поведение в группе терапевт может на­блюдать непосредственно. Поэтому задача терапевта на этой начальной фазе — как можно тактичнее прервать игру в «Родительский комитет» и обратить внимание па­циентов друг на друга. Если это будет сделано правиль­но, пациенты, которых вначале реакция терапевта озада­чивает, вскоре выражают ему благодарность за то, что он дал им нечто более убедительное и ценное.

Соответствующая задача в группе алкоголиков более трудна, потому что они гораздо неохотнее говорят о себе, чем о своем пьянстве. Пожалуй, труднее всего заставить группу осужденных в исправительном учреждении пере­стать жаловаться на условия и обдумать собственные со­циальные и психологические проблемы. Терапевт должен помнить, что весьма сомнительно, чтобы хоть один ал­коголик излечился, постоянно описывая поведение жены и проклиная ее, или чтобы осужденный исправился, если все его коллеги согласятся, что тот или иной надзиратель — мизантроп. Терапевт не должен бояться энергичного вме­шательства, когда его пациенты достаточно подготовлены, он должен сразу прекращать игру «Алкоголик» или — в слу­чае осужденных — «Вы должны меня выслушать».

Единственное интервью. Если до поступления паци­ента в группу с ним проводится одно интервью, следу­ет получить полную психиатрическую историю, вклю­чая семейный фон, медицинскую и хирургическую ис­торию, ход и характер предыдущего психиатрического лечения и общую характеристику ситуации и текущих симптомов пациента. Полезно бывает попросить паци­ента рассказать любой сон, который он может припом­нить: старый или недавний; это может дать столько же, сколько целый набор психологических тестов. Сон о конце мира или об откровенном инцесте, правильно оцененный в контексте, например, может указать на диагноз шизофрения яснее многих одиночных симпто­мов. Опрос не должен быть назойливо систематичес­ким, однако терапевт должен убедиться, что теми или иными способами получил всю необходимую доступную информацию. Если пациент отвечает сбивчиво и непо­следовательно, терапевт может отвести заключительные двадцать минут интервью для специального заполнения пробелов.

В конце интервью должно быть отведено время для формулирования терапевтического контракта: чего тера­певт надеется достичь путем группового лечения, какие симптомы будут представлять его главную заботу и что именно он в состоянии предложить. В это время паци­ент может задавать вопросы о природе группового лече­ния, и терапевт должен, насколько это возможно и ра­зумно, отвечать на них.

Объединенная терапия. Третья ситуация возникает, ког­да пациент, пользующийся индивидуальной терапией, в подходящее время вводится в терапевтическую группу. Поскольку такие пациенты уже знакомы с тем, что мо­жет предложить терапевт, и история пациента хорошо из­вестна терапевту, необходимо лишь ответить на вопросы пациента о преимуществах группового лечения; терапевт может объяснить, почему вводит пациента в группу имен­но в данный момент.

Во всех этих трех ситуациях на пояснения терапевта влияет состояние пациента и его представления о груп­повой терапии.

Неподготовленный пациент. Неопытный, необученный пациент, все еще приписывающий волшебную силу те­рапевту и еще не разочарованный реальным лечением, неспособный, неготовый или не желающий отличать наблюдения от выговора; временами способный прервать своего мудрого наставника — такой пациент представляет особую проблему. Должны быть прояснены причины ис­пользования групповой терапии вместо или наряду с ин­дивидуальной. Можно упомянуть, что преимущества груп­пы дают пациенту возможность проявлять более широкий спектр поведения и посмотреть, что он делает относительно других членов группы и что они делают относительно него. Следует указать, что это не социальная группа, а терапев­тическая. Поразительно, насколько пациенты бывают не осведомлены относительно очевидных аспектов группового лечения; например, обязательно ли присутствие самого те­рапевта. Следует точно указать время начала и конца сес­сии; это необходимо делать для удобства пациента, чтобы он мог спланировать домашнее и рабочее расписание дня. По аналогичным причинам необходимо точно оговорить вопросы платы за лечение: для пациента это важно с точ­ки зрения бюджета, для терапевта — с точки зрения тех­ники. Молодые разведенные женщины особенно склонны к игре в «Кредитора» с молодыми мужчинами-терапевта­ми, и терапевт должен удостовериться, что финансовые требования к пациентке реалистичны, чтобы в любых за­держках оплаты с ее стороны легко выделялась психоло­гическая составляющая. Нужно четко сформулировать правило, что пациент может говорить все, без всяких исключений, чтобы иметь возможность наблюдать интер­претацию этого правила пациентом.

Помимо этих трех связанных с контрактом необходимостей, неразумно формулировать какие-либо иные пра­вила, поскольку они могут создать круг ситуаций, из ко­торых пациент выбирает сферу мятежа. Иногда, впрочем, нужно сказать очень робким или очень агрессивным па­циентам, что, хотя все могут говорить все, что сочтут нуж­ным, никто не имеет права ударить другого.

Подготовленный пациент. Пациенты, лечившиеся в те­чение нескольких месяцев или лет, нуждаются только в указании, что группа предоставляет более широкий выбор поведения, чем это возможно в индивидуальной терапии, и что в группе терапевт способен получить непо­средственную, а не в пересказе информацию о склонно­стях пациента.

Скептический пациент. Пациент может быть скепти­ком-интеллектуалом или видеть «групповую терапию» по телевизору и читать о ней в книгах. Такому пациенту сле­дует сказать, что групповая терапия отличается от того, как он себе ее представляет, или от того, что видел на экране или читал в книгах. Помимо этого, единственным законным доводом может быть такой: «Что ж, попробуй­те сами и увидите. Согласно моему опыту, необходимо примерно шесть недель, чтобы почувствовать себя на ме­сте в группе, которую я веду, так что, если вы не хотите находиться в ней такое время, не думаю, что вам стоит начинать». Если пациент ответит, что согласен попробо­вать, но только на одну – две недели, у терапевта нет при­чин отказывать ему, поскольку он ясно выразил свое мне­ние. Но ему следует задуматься над тем, какое действие на других пациентов произведет появление в группе по­стороннего. Для определенных типов пациентов может быть полезно проявление профессионального снобизма: «Что ж, вы описываете, как это делается в Нью-Йорке (или Голливуде), но вы можете увидеть, что современный подход гораздо более продуктивен».

Нетерпеливый пациент. Если пациент слишком нетер­пелив или впечатлителен, если, например, он звонит по телефону и говорит: «Я слышал, вы проводите группо­вую терапию; не найдется ли места для меня в одной из ваших групп?», терапевт должен совершенно четко дать понять, что групповое лечение — такая же серьезная ме­дицинская процедура, как и любая другая. В таких слу­чаях следует настаивать на диагностическом интервью, чтобы определить, подходит ли для пациента групповая терапия, и ясно дать понять пациенту, что он не может сам себе прописывать лечение.

Пациент по направлению. С пациентом, принятым по направлению, следует обращаться с той же диагностичес­кой осторожностью, что и с нетерпеливым пациентом. Если пациент продолжает индивидуальное лечение у дру­гого терапевта, необходимо обсуждение вопросов конфи­денциальности и четкий контракт в этом отношении. Групповой терапевт может сформулировать, насколько желательно обсуждение с тем терапевтом, который про­водит индивидуальное лечение, но окончательное реше­ние относительно конфиденциальности должен принимать пациент, и это решение должно быть обсуждено с дру­гим терапевтом. Встречи терапевтов и совместные об­суждения имеют свои преимущества, но часто их пере­вешивает опасность того, что пациент спровоцирует «трехстороннюю игру». Если терапевт не поддается, па­циент может вести только две двусторонние игры с каж­дым из терапевтов, и если терапевты достаточно компе­тентны, они о себе позаботятся. Если же терапевт подда­ется, то пациент, будучи всего лишь человеком, вряд ли сможет противиться искушению начать игру «Ну-ка, подеритесь», в которой терапевты будут ограничены профес­сиональной этикой и вежливостью. Первым шагом паци­ента в таком случае будет вопрос, противоречит ли груп­повое лечение индивидуальному. Групповой терапевт не может ответить на этот вопрос, но, вероятно, направив­ший пациента специалист способен справиться с возникающими конфликтами, иначе он не направил бы паци­ента, и пациенту следует об этом сказать.

Однако терапевты также восприимчивы к привлека­тельности игры. Начинающий терапевт должен осторож­но относиться к приему пациентов от незнакомого пси­хиатра. Аналогичная ситуация возникает, когда пациент лечится индивидуально у начинающего психиатра, спо­собности которого неизвестны, и обращается к группо­вой терапии. Терапевт может оказаться вовлеченным в трехстороннюю игру, которую он совершенно не одоб­ряет, но профессиональная этика запрещает ему крити­ковать начинающего коллегу. Чтобы избежать подобных противоречий, которые могут оказаться очень тяжелыми для добросовестного психиатра, желательно с самого на­чала сказать пациенту, что он включается в группу с испытательным сроком и, если все пройдет нормаль­но, будет продолжать лечение. Это дает возможность психиатру отступить «без предвзятости», если он найдет это разумным.

Сопротивляющийся пациент. Если пациент не желает вступать в группу по причинам, которые в тот момент сам не может объяснить, нет ничего плохого в том, чтобы подо­ждать, пока он не прояснит эти причины. Возможно, это какой-то архаичный страх, замешательство или что-то более реалистическое. Может быть, в группе у него есть друг или знакомый. Пациенту следует объяснить, что лю­бые колебания, которые он испытывает в этом отноше­нии, никак не скажутся на достижении целей группой: ведь группа есть не что иное, как инструмент для изуче­ния всевозможного рода колебаний; опыт показал, что предыдущее знакомство в конечном счете помогает чле­нам группы и лишь в редких случаях вызывает замеша­тельство после первых нескольких занятий. Или пациент стесняется по деловым, профессиональным или полити­ческим причинам; в таком случае ему можно сказать, что он не обязан раскрывать свою личность и что в прошлом пребывание в группе не повредило карьере ни одного из Пациентов. Но насильно заставлять лечиться неохотного кандидата в пациенты не следует: если впоследствии воз­никнут какие-либо осложнения, терапевт может счесть себя виновным. Однако у самого автора сопротивляющи­еся пациенты, оставшиеся в группе, никогда впоследствии не жаловались, а улучшение их деловых способностей и политической терпимости, возникшее в результате лече­ния, всегда высоко оценивалось. Недовольство может воз­никнуть лишь в том случае, когда пациент преждевременно прерывает лечение, а предсказать, сделает ли он это, Невозможно.

Пациент, не готовый лечиться. Пациент может быть согласен вступить в терапевтическую группу по рекомен­дации своего терапевта, но быть психологически не готовым к этому. В особенности это относится к пациентам психотикам, которые должны продемонстрировать некоторую стабильность в отношениях с терапевтом, прежде чем можно будет поместить их в группу с надеж­дой на достижение положительных результатов. Если па­циент спонтанно раскрывает некоторые фантазии и подробности своей сексуальной жизни, очевидно, у него есть достаточная вера в терапевта и надежда на защиту, если в группе ему придется нелегко (конечно, если эти откро­вения не являются частью игры «Психиатрия»).

Стеснительный пациент. Если пациент утверждает, что ему никогда не удавалось хорошо чувствовать себя в груп­пах, очевидный ответ таков: именно в этом отношении ему может помочь групповое лечение; группа специаль­но предназначена для того, чтобы обнаруживать источ­ники страха человека перед группой. Другой тип стес­нительного пациента — те, что говорят: «Нет никакого смысла помещать меня в группу, потому что я только что покинул другую группу». Принимая такой вызов, терапевт не должен показывать свой скептицизм. Нужно просто сказать: «Все равно, давайте попробуем».

Неподходящий пациент. В редких случаях пациент сво­ими прошлыми действиями делает себя нежелательным для включения в группу. Возможно, он совершил нерас­крытое преступление, или он двоеженец, или дал клятву хранить тайну в интересах безопасности страны. Многие такие пациенты не подходят даже для индивидуальной терапии, если не сделан какой-либо решительный шаг для прояснения их прошлого. «Знаменитости» становятся не­желательными для группы только в том случае, если не­возможность для них анонимности тревожит других чле­нов группы или если они сами стесняются. В противном случае нет никаких причин, почему они не могут лечиться в группе достаточно ответственных пациентов.

Предварительные фантазии. Некоторый интерес пред­ставляют фантазии и ожидания пациента относительно того, что может ждать его в группе. Но спрашивать об этом пациента следует в понятных для него терминах. (Это, так называемый, предварительный групповой имаго, опи­санный в главе 6.) В таком случае пациент может сооб­щить ценные сведения о том, как к нему следует подхо­дить в группе, а также о скрытых мотивациях его трансак­ций с другими пациентами. Поскольку группа никогда не бывает точно такой, как он ожидает, а часто разительно отличается от его ожиданий, его откровения могут позво­лить начать обсуждение его фантазий, когда для этого наступит подходящее время. В трансакционных терминах, предварительный групповой имаго позволяет терапевту оп­ределить, какие игры пациент вероятнее всего будет вести в группе, и терапевт сможет использовать эти све­дения, составляя терапевтический план лечения данного пациента.

РУКОВОДСТВО

В идеале руководство начинается еще до начала работы группы. На протяжении нескольких лет работы сан-францисского семинара по трансакционному анализу такая практика показала себя полезной и благотворной. Те­рапевт в наиболее удобной и естественной для себя фор­ме представляет проект; после этого консультант или руководитель семинара указывает, какие аспекты долж­ны быть учтены, прежде чем группа начнет работу, и сле­дит за тем, чтобы обсуждение не отклонялось в сторону не имеющих отношения к делу тем и высказывания «сме­лых идей».

Организационные аспекты. Обсуждаются организацион­ные и административные основания предлагаемой груп­пы — какой видит ее терапевт и какой, вероятно, увидят ее пациенты со своей точки зрения, а также какой видят ее участники обсуждения. Чертится формальная или нефор­мальная «диаграмма власти» (рисунки 2а и 26 в главе 6), чтобы прояснить ожидания всех личностей и организа­ций в данной иерархии относительно данной группы. Если заранее известны любимые игры, скрытые мотивы и цели всех членов иерархии, их следует реалистически оценить с точки зрения возможного влияния на проект. Терапевтические цели. Терапевт часто с удивлением об­наруживает, как трудно перед лицом объективных, не­предвзятых вопросов и замечаний точно сформулировать суть терапевтической программы будущей группы. Забав­лю, что психиатры, вопреки своей терапевтически орн­аментированной медицинской подготовке, часто так же беспомощны в этом отношении, что и люди, не получив­шие медицинского образования.

Мотивации терапевта. Мотивации и фантазии терапев­та относительно предлагаемой группы следует прояснять и разбивать на четыре компонента: процедурные момен­ты, основанные на чтении, обучении и ожиданиях руко­водителей (институциональный компонент); директивное, запретительное или защитное отношение (Родительский компонент); рациональные или интеллектуальные планы (Взрослый компонент); и архаичные инстинктивные или эксплуататорские фантазии (Детский компонент). Из веж­ливости можно предоставить терапевту последнюю кате­горию обдумать наедине или только в обществе руково­дителя. Раскрываются врожденные и усвоенные извне игры терапевта и тщательно обдумывается их возможное воздей­ствие на будущих пациентов. Так, у начинающего может быть Родительское «советующее» отношение с врожденной тенденцией играть в игру «Почему бы тебе не... Да, но...». Извне он мог усвоить практику занятий психотерапией со­гласно правилам профессора К. или групповой терапией в соответствии с правилами мистера Y. Эти тенденции мо­гут не только противоречить друг другу, но и в некоторых ситуациях пагубно сказываться на результатах терапии.

Такое предварительное обсуждение помогает терапев­ту «калибрировать» себя, чтобы своевременно вносить поправки в возможное отклонение от «полюса» эффек­тивной терапии до того, как обнаружит, что свернул впра­во или влево.

Отбор пациентов. Обсуждаются критерии отбора паци­ентов, принятые терапевтом. Если при этом проявляют­ся невыявленные тревоги, обсуждение может помочь те­рапевту справиться с ними.

Откровенность. Во время этого обсуждения разумно не наносить слишком сильные удары, чтобы не прижимать терапевта к «канатам». От того, что прояснится в этом обсуждении, зависит вся будущность группы и то, какие решения примет терапевт в свете услышанного. Для него гораздо лучше испытать уязвленное чувство гордости, чем провести год или два под влиянием невысказанных или неопределенных предположений и мотиваций, которые по личным причинам ему не хотелось прояснять. Если раз­рабатывается серьезный проект терапевтической группы, он окажет сильное влияние на жизнь пациентов и их се­мей, и в таком случае нет места для снисходительности к личным наклонностям и слабостям терапевта. Посколь­ку группа еще не начала работу, терапевт еще не совер­шал никаких действий и у него нет причин тревожиться, если критически рассматриваются какие-то его не рас­сматривавшиеся ранее предположения. Если он не смо­жет вынести или даже начать такое обсуждение, веро­ятно, он еще не готов стать групповым терапевтом. По справедливости ему нужно дать возможность одну – две недели обдумать услышанное и потом, если он захочет, представить проект заново, в свете появившихся новых идей. Опыт показывает, что один из каждых пяти тера­певтов покидает это обсуждение с такой горечью или оби­дой, что больше не возвращается. Остальные четверо либо немедленно принимают то, что было им предложено, либо сохраняют самообладание настолько, чтобы через одну – две недели выразить благодарность за обсуждение. Те, кто возвращается, могут с пользой уделить часть времени вто­рого обсуждения для рассказа о том, как они собирают­ся представлять материал: с помощью магнитофонных за­писей, по заметкам или по памяти.

Магнитофонные записи. Некоторые недостатки таких записей уже упоминались выше, но для начинающего это, возможно, лучший способ обучения. Для подлинно пер­воклассной терапии такие записи обычно вредны, но эти недостатки могут компенсироваться той пользой, которую получит терапевт, а вместе с ним и члены группы от ква­лифицированного руководства.

Естественной проблемой в таком случае становится желание терапевта, чтобы руководитель прослушал всю запись, прежде чем делать вывод, а для этого на часовой •консультации нет времени. Если консультант выслуши­вает только часть записи, это часто несправедливо по от­ношению ко всем сторонам. Ко времени следующей встречи терапевт мог уже исправить очевидную ошибку или консультант в одном пункте мог сделать предложе­ние, которое уже осуществил или от которого отказался терапевт. Эту трудность можно преодолеть либо с помо­щью заметок, либо рассказывая по памяти.

Заметки. Подробные записи в ходе встречи отвлекают терапевта от происходящего. Опыт показывает, что чем подробней записи, тем хуже они отражают самое суще­ственное из происходящего; когда происходит нечто зна­чительное, возникает естественная тенденция временно забывать о заметках; поэтому записки, сделанные в ходе занятия, обычно отражают наименее важные аспекты встре­чи, в то время как существенное излагается весьма схема­тически. Иногда, когда терапевт не делает записи того, что считает «тривиальным» или «не имеющим отношения», после его рассказа консультант может не понять проис­ходившего. Если он попросит терапевта рассказать под­робности «тривиального» или «не имеющего отношения» эпизода, все становится ясно. В таких случаях эпизод был «тривиальным» только в свете знаний терапевта или име­ющим отношение только к его фантазиям, а не к внеш­ней реальности; или по каким-то собственным причинам он постарался не слушать внимательно. И наоборот, то, что иногда кажется наиболее важным терапевту, важно скорее для его фантазий, чем для прогресса пациентов; такая ситуация часто приводит к публикации преждевре­менных мнений.

Записи, сделанные после встречи, обладают теми же недостатками, но в более слабой форме. Если терапевт старается запомнить то, что потом запишет, до некото­рой степени его внимание, а также эффективность ос­лабевают. Разумеется, записи, сделанные в ходе встречи помощником терапевта, смущают присутствующих еще больше, чем магнитофон, хотя они могут «приспособить­ся» к этому.

Память. Рассказывая по памяти, терапевт делает созна­тельный и подсознательный отбор, так что может опус­тить важный материал, в особенности свое участие в иг­рах в ходе встречи. Однако комментарии консультанта могут напомнить ему об этих и других опущениях. Это следует понять с самого начала, чтобы оба участника чув­ствовали себя свободно. Терапевт не должен смущаться, если после его рассказа о том, что он считает самым важ­ным в ходе встречи, замечание консультанта заставляет его вспомнить целый пропущенный сегмент. Это совершенно естественный ход событий, который следует считать само собой разумеющимся и принимать без всяких извинений или раздражения.

Выбор метода. Магнитофонные записи полезны для начинающих, потому что с их помощью можно проана­лизировать происходившее — трансакцию за трансакци­ей, и терапевт при этом развивает свое искусство интер­претации особенностей словаря, интонации и таких не­вербальных звуковых проявлений, как кашель, смех или хмыканье. Для более продвинутых обучающихся заметки, сделанные после встречи, полезней, потому что можно под руководством консультанта быстро просмотреть ход встречи и выявить все игры и другие социальные дей­ствия. Студенты третьего года и преподаватели лучше все­го представляют происходившее в виде анамнеза, потому что в таком случае могут кратко изложить происходив­шее и сосредоточиться на специфических проблемах или трудностях.

Выбор консультанта. Лечебное учреждение и терапевт должны четко определить квалификацию руководителя групповой терапии, потому что в этом случае часто воз­никают аномальные ситуации. Консультант должен не только обладать личным клиническим знанием группо­вой терапии, но и достаточной подготовкой и опытом в индивидуальной терапии и групповой динамике, а также предпочтительно — в клинической психиатрии, хотя, если этого нет, с самого начала следует предусмотреть возмож­ность добавочных консультаций психиатра. Раньше, а до некоторой степени и сейчас терапевту приходилось и при­ходится самому подбирать себе консультантов. Однако сейчас существует достаточное количество центров по подготовке и много хорошо подготовленных консультан­тов по групповой терапии, чтобы отбор делался тщатель­но. Sine qua non[3] хорошего руководителя — он должен сам весьма активно заниматься групповой терапией (с возмож­ным исключением немногих специалистов старше семидесяти лет). Если терапевт работает в каком-то учрежде­нии, лучше, если консультант будет не из этого учрежде­ния. В противном случае они оба могут быть ограниче­ны какими-либо правилами этого учреждения и в опре­деленном смысле станут жертвами folie a deux[4].

Частота. Лучше, чтобы встречи с руководителем были регулярными, предпочтительно раз в неделю. Если встре­чи происходят реже, они становятся эпизодическими. Начинающему требуется около шести недель, чтобы на­чать понимать смысл терминологии, примерно шесть ме­сяцев — чтобы разобраться в клиническом применении принципов, и еще шесть месяцев — чтобы приобрести определенное мастерство и уверенность в применении этих принципов. Поэтому рекомендуются еженедельные встречи с руководителем в течение года.

Наедине или в присутствии других. Руководство в виде семинара имеет определенные преимущества: то, что упу­стил один наблюдатель или слушатель, может заметить другой. Однако есть и недостаток: консультант не может сосредоточиться и говорить с терапевтом в присутствии других людей так же откровенно, как наедине. В целом обсуждение наедине обычно предпочтительней, поскольку семинар предоставляет слишком много возможностей для введения слишком большого количества противоречивых интерпретаций и теорий, что может смутить терапевта, даже если он настроен дружески и стремится к сотруд­ничеству. Это ослабляет его уверенность в собственной терапевтической программе, а поскольку такая уверен­ность сама по себе является важным терапевтическим фактором, это ослабление оказывает пагубное воздействие.

После всех этих предварительных консультаций тера­певт может обдумать условия занятия группы.

Помещение. Помещение следует подбирать с учетом размера, изолированности и звуконепроницаемости. Должно быть достаточное количество стульев, чтобы сели все, кого ждут, и еще два-три неожиданных посетителя. Помещение не должно быть аскетически пустым, по­скольку это создает угнетающую атмосферу. Это затруд­нение можно устранить, повесив на стены несколько кар­тин. С другой стороны, не должно быть слишком много объектов, способных отвлечь внимание пациентов и по­будить их обмениваться тривиальностями насчет мебели, оборудования и украшений.

Пациенты предпочтительно должны сидеть примерно кругом, а не рядами, за исключением экспериментальных ситуаций. Расположение за столом осложняет проведение встречи, так как провоцирует курение, расслабленные позы и другие маневры отвлечения, к тому же скрывает от наблюдения нижнюю часть тела, а значит, и стимулы, которые могут вызвать существенные реакции. В подоб­ной ситуации терапевт может не заметить такие важные знаки напряжения, как подергивание ноги. Если паци­енты сидят за столом, они к тому же лишаются возмож­ности физического эксгибиционизма, и эта тенденция мо­жет никогда не привлечь внимание терапевта. Однако сам факт, что положение за столом создает дополнительные удобства и защиту для пациентов и делает происходящее менее концентрированным — что в большинстве случаев замедляет терапевтический прогресс, — в лечении возбужденных или нестабильных пациентов, таких, как маньяки или шизофреники, может оказаться преимуществом. Начинающий может захотеть поэкспериментировать в этом отношении, используя соответствующие приборы, потому что без них он получит только клиническое впечатление, а не сопоставимые результаты. Он может провести несколько встреч за столом, а потом убрать его, или наоборот начать без стола, а потом поставить его, или вести параллельно две группы — одну со столом, другую — без стола. Однако этот эксперимент не должен отражаться на терапевтической цели группы. Более сложный проект, который может быть только чисто экспериментальным, заключается в том, что в одной группе верхняя половина тела пациентов закрыта занавесом, а в другой — нижняя половина столом.

Пища. Прием пищи аналогичен расположению за столом. Возникающие при этом ритуалы и действия создают преграду, за которой пациенты могут скрывать­ся. В большинстве случаев это нежелательно, но в слу­чае психотиков бывает полезно предоставить им возмож­ность защиты. Если подается пища, это не должно рас­сматриваться как умный ход со стороны терапевта; все происходящее следует рассмотреть — трансакция за трансакцией и минута за минутой. Если терапевт серьез­но и добросовестно осознает, какое дополнительное бре­мя он при этом взваливает на себя, он дважды подумает, прежде чем идти на такое усложнение.

Размещение. Терапевт должен сидеть в углу, потому что диагональная позиция позволяет в любой момент видеть каждого пациента. В пределах его достижимости должна быть доска с набором разноцветных мелков, и он дол­жен научиться ими пользоваться. Чтобы не страдала ост­рота зрения, он должен сидеть спиной к окну, а если это неудобно, окно следует завесить и проводить встречу при искусственном освещении. Такое расположение не сле­дует рассматривать как професс<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...