Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В протоколе об административном правонарушении, согласно ст. 28.2 КоАП, фиксируются три группы сведении.




Первую группу составляют сведения, связанные с закреплением обстоятельств совершения административного правонарушения. В протоколе указывается: место, время совершения правонарушения, статья Кодекса РФ об административных правонарушениях или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение правонарушения, дается описание самого противоправного деяния (действия или бездействия), указываются, если имеются, свидетели и потерпевшие, адрес места жительства свидетелей и потерпевших, объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Вторую группу составляют сведения, характеризующие лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, позволяющие индивидуализировать применение мер административной ответственности к указанному лицу. В протоколе

указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело: фамилия, имя, отчество; возраст; семейное положение; род занятий; размер заработной платы; место работы и жительства, гражданство физического лица; фактический и юридический адрес организации.

К третьей группе сведений относятся: дата и место составления протокола, данные о его составителе, фамилии и адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также свидетелю и потерпевшему (если они имеются) разъясняются процессуальные права и обязанности, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Указанным лицам предоставляется право давать объяснения и делать замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Копия составленного протокола об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого возбуждено дело, а также потерпевшему по их просьбе (ст. 28.2 КоАП).

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административных правонарушениях. Обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП), являются:

  • отсутствие события административного правонарушения;
  • отсутствие состава административного правонарушения, в том числе невменяемость физического лица или недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста 16 лет;
  • действие лица в состоянии крайней необходимости;
  • издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  • отмена закона, установившего административную ответственность;
  • истечение срока давности привлечения к административной ответственности;
  • наличие по одному и тому же факту совершения противоправного деяния, по которому ведется производство, постановления о возбуждении уголовного дела, постановления о прекращении производства, постановления о назначении административного наказания;
  • смерть физического лица, в отношении которого ведется производство;
  • наличие в действиях (бездействии) лица признаков преступления (ст. 29.9);
  • объявление устного замечания в силу незначительности административного правонарушения (ст. 29.9, 2.9 КоАП).

Проверка по делу об административном правонарушении проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения, по которому административное расследование не проводится.

Согласно ст. 28.5 КоАП проверка по делу об административном правонарушении проводится немедленно после выявления признаков административного правонарушения. Если правонарушение совершено в условиях очевидности, то проверка проводится в кратчайшие сроки.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо выяснение данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, проверка проводится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

По окончании проверки по делу об административном правонарушении составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Составленный протокол об административном правонарушении и другие материалы, имеющие значение доказательств, в течение суток с момента составления протокола, передаются лицу, уполномоченному рассмотреть дело об административном правонарушении (ст. 28.8 КоАП).

 

26Рассмотрение дела об административном правонарушении.

Рассмотрение дела об административном правонарушении является центральной стадией основного производства по делам об административных правонарушениях.

По сути, данная стадия представляет собой оценку всех данных, собранных о правонарушении и правонарушителе.

По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту совершения правонарушения.

По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства физического лица (ч. 1. ст. 29.5 КоАП).

Дело об административном правонарушении по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (ч. 2. ст. 29.5 КоАП).

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, дела о невыполнении соглашения об увольнении работников в связи с коллективным трудовым спором, дела о вовлечении несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, дела о появлении в состоянии опьянения несовершеннолетних рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП).

Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства (ч. 4 ст. 29.5 КоАП).

Согласно ст. 29.6 КоАП дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено судьей, органам, должностным лицом, уполномоченными рассмотреть дело, в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен органом (должностным лицом) рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении срока данный орган (должностное лицо) выносит мотивированное определение.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении начинается с подготовки действий.

На основе ознакомления с поступившими материалами лицо, уполномоченное рассмотреть дело об административном правонарушении, согласно ст. 29.1 КоАП, выясняет:

  • относится ли рассмотрение дела к его компетенции (см. главу 23 КоАП);
  • имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела (см. ст. 29.2 КоАП);
  • правильно ли составлен протокол об административном правонарушении (см. ст. 28.2 КоАП), а также правильно ли оформлены иные материалы дела (см. главы 26, 27, 28 КоАП);
  • имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (см. ст. 24.5, 29.9 КоАП);
  • достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рас смотрения по существу (см. ст. 26.2 КоАП);
  • имеются ли ходатайства и отводы (см. ст 24.4, 29.3 КоАП);

В случае неправильного или неправомочного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела, лицо, проводившее подготовку к рассмотрению дела, выносит определение и возвращает материалы дела лицу, возбудившему дело об административном правонарушении.

В том случае, когда рассмотрение дела об административном правонарушении относится к компетенции иного органа или должностного лица, выносится определение о передаче материалов дела на рассмотрение по подведомственности.

В том случае, когда лицо, уполномоченное рассмотреть дело, принимает решение о принятии переданных материалов дела об административном правонарушении к рассмотрению, им выносятся определения о назначении времени и места рассмотрения дела, о вызове лиц, участвующих в рассмотрении дела.

Рассмотрение дела об административном правонарушении проводится открыто в присутствии физического лица или законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие указанного лица дело рассматривается в случае, если КоАП не установлено обязательное участие гражданина или законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, и при этом данное лицо своевременно извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, но от него не поступило ходатайства об отложении разбирательства.

В рассмотрении дела об административном правонарушении, кроме лица, привлекаемого к административной ответственности, и

лица, уполномоченного рассмотреть дело, могут принимать участие потерпевший, свидетели, понятые, специалист, эксперт, переводчик, прокурор, защитник, представитель потерпевшего, законные представители лица, привлекаемого к административной ответственности.

В отличие от рассмотрения уголовного дела при рассмотрении дела об административном правонарушении свидетели предупреждаются об административной ответственности за дачу ложных показаний или за отказ от дачи показаний, прокурор не участвует в производстве как представитель обвинения.

На основании рассмотрения совокупности доказательств по делу об административном правонарушении лицо, уполномоченное рассмотреть дело, согласно ст. 29 КоАП, выносит одно из следующих решений:

  • постановление о назначении административного наказания (Приложение №3);
  • постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (Приложение №2);
  • определение о передаче дела лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия;
  • определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности (ст. 29.9 КоАП).

При установлении причин совершения административного правонарушения лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий (ч. 1 ст. 29.13 КоАП).

Организация и должностные лица обязаны рассмотреть такое представление в течение месяца со дня получения и сообщить о принятых мерах лицу, внесшему представление (ч. 2 ст. 29.13 КоАП).

Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении завершается в момент объявления постановления по делу об административном правонарушении лицу, привлекаемому к административной ответственности. Данное постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица или индивидуального предпринимателя, которые привлекаются к административной ответственности, либо постановление высылается указанным лицам по почте в течение трех дней со дня вынесения постановления.

Согласно ст. 4.5 КоАП, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении по истечении двух месяцев, со дня обнаружения такого административного правонарушения.

Постановление по делу о нарушении таможенного и антимонопольного законодательства, законодательства по охране окружающей среды, законодательства об использовании атомной энергии, законодательства о налогах и сборах, законодательства о защите прав потребителей, законодательства о рекламе, законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - по истечении одного года со дня обнаружения правонарушения (ч. 1,2 ст. 4.5 КоАП).

Постановление по делу об административном правонарушении, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП).

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица состава административного правонарушения срок давности вынесения постановления по делу об административном правонарушении начинает исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности вынесения постановления по делу об административном правонарушении приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу (ч. 5 ст. 4.5 КоАП)..

Согласно ст. 24.7 КоАП в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении от-

рожается решение об издержках по делу об административном правонарушении.

Издержки по делу об административном правонарушении состоят из сумм, выплачиваемых свидетелям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам, а также сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств.

 

27Пересмотр постановления и иного решения по делу об административном правонарушении.

Пересмотр постановления и иного решения по делу об административном правонарушении является следующей стадией основного производства по делу об административных правонарушениях. Она является факультативной. Данную стадию проходит лишь определенное количество дел об административных правонарушениях.

На этой стадии основного производства постановление или иное решение по делу может быть обжаловано или опротестовано.

Суть ее состоит в том, что уполномоченный орган (должностное лицо) по жалобе лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, их представителей, а также защитника проверяет законность и обоснованность постановления или иного решения по делу об административном правонарушении и принимает меры, установленные законом, по устранению нарушений законности.

Согласно ст. 30.1 КоАП, лицо, привлекаемое к административной ответственности, и его законные представители, потерпевший и его представитель, а также защитник имеют право обжаловать:

  • постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, - в вышестоящий суд;
  • постановление, вынесенное коллегиальным органом, - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
  • постановление, вынесенное должностным лицом, - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
  • постановление, вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, - в районный суд по месту рассмотрения дела.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения постановления или получения копии постановления.

В случае пропуска по уважительной причине указанного срока (например, по причине болезни, командировки) по ходатайству лица, подающего жалобу, срок подачи жалобы может быть восстановлен лицом, уполномоченным рассмотреть жалобу (ст. 30.3 КоАП).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении первоначально подается в орган (должностному лицу), который вынес постановление по делу об административном правонарушении. Данный орган (должностное лицо) в течение трех суток со дня поступления жалобы направляет ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу (ч. 1 ст. 30.2 КоАП).

Жалоба на постановление судьи о назначении административного ареста направляется в вышестоящий суд в день получения жалобы (ч. 2 ст. 30.2 КоАП).

Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать.

Лицо, уполномоченное рассмотреть жалобу, должно рассмотреть ее в десятидневный срок со дня ее поступления (ст. 30.5 КоАП).

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, согласно ст. 30.7 КоАП, лицо, рассмотревшее жалобу, выносит одно из следующих решений:

  • • решение об оставлении постановления без изменений, а жалобы без удовлетворения;
  • • решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности;
  • • решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
  • • решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение лицу, правомочному рассмотреть дело;
  • • решение об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности.

Решение, принятое по жалобе на постановление об административном правонарушении, оглашается немедленно после его вынесения, а копия решения по жалобе в течение трех суток после его вынесения вручается или высылается лицу, привлекаемому к административной ответственности, а также потерпевшему либо прокурору по его просьбе (ст. 30.8 КоАП).

Решение по жалобе, вынесенное вышестоящим должностным лицом, может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Решение по жалобе, вынесенное судьей, коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, может быть обжаловано в вышестоящий суд в порядке и в сроки, установленные для подачи первоначальной жалобы.

Не вступившие в законную силу постановления по делу об административных правонарушениях и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные для подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается в порядке и в сроки, установленные для рассмотрения жалобы.

Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, а также вступившее в законную силу решение по жалобе могут быть опротестованы прокурором субъекта РФ и его заместителем, Генеральным прокурором РФ и его заместителем.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по жалобам и протестам могут быть пересмотрены председателем суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области,.автономного округа и их заместителями, Председателем Верховного Суда РФ и его заместителем, Высшим Арбитражным Судом РФ.

 

28Исполнение постановления о назначении административного наказания.

 

Исполнение постановления по делу об административном правонарушении является заключительной стадией основного производства по делам об административных правонарушениях. Данную стадию проходят вступившие в законную силу постановления о назначении административного наказания.

Согласно ст. 31.1 КоАП, постановление о назначении административного наказания вступает в законную силу:

  • 1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
  • 2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
  • 3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Стадия исполнения постановления по делу об административном правонарушении состоит из следующих действий:

  • 1) обращение постановления о назначении административного наказания к исполнению;
  • 2) приведение в исполнение постановления о назначении административного наказания;
  • 3) окончание исполнения постановления о назначении административного наказания.

Обращение постановления о назначении административного наказания состоит в объявлении постановления, вступившего в законную силу, лицу, уполномоченному исполнить данное постановление.

Приведение в исполнение постановления о назначении административного наказания выражается в совершении действий, причиняющих лицу, привлеченному к административной ответственности, лишения и ограничения, указанные в постановлении о назначении административного наказания.

Постановление о назначении административного наказания приводится к исполнению уполномоченным органом (должностным лицом) в порядке, установленном КоАП и федеральными законами. В случае вынесения нескольких постановлений о назначении административных наказаний в отношении одного и того же лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно (ст. 31.4 КоАП).

Окончание исполнения постановления о назначении административного наказания состоит в возвращении его лицу, вынесшему данное постановление, с отметкой об исполнении. Об окончании исполнения постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении делается отметка лицом, вынесшим постановление.

Стадия исполнения постановления о назначении административного наказания может быть приостановлена, отсрочена, рассрочена или прекращена.

Исполнение постановления о назначении административного наказания, за исключением постановления о назначении административного ареста (см. ч. 2 ст. 31.6 КоАП), приостанавливается в случае принесения протеста на вступившее в законную силу

постановление об административном правонарушении до рассмотрения протеста (ч. 1 ст. 31.6 КоАП).

В случае приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности приостанавливается до истечения срока приостановления (ч. 3 ст. 31.9 КоАП).

Исполнение постановления о назначении административного ареста, административного штрафа, лишения специального права может быть отсрочено органом (должностным лицом), вынесшим постановление, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания невозможно в. установленные сроки (за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения) (ч. 1 ст. 31.5 КоАП).

В случае отсрочки и течения срока давности исполнение постановления о назначении административного наказания приостанавливается до истечения срока отсрочки (ч. 3 ст. 31.9 КоАП).

Исполнение постановления о назначении административного штрафа может быть рассрочено на срок до трех месяцев органом (должностным лицом), вынесшим данное постановление, с учетом материального положения лица, привлекаемого к административной ответственности (ч. 2 ст. 31.5 КоАП).

Исполнение постановления о назначении административного наказания может быть прекращено, согласно ст. 31.7 КоАП, органом (должностным лицом), вынесшим постановление, в случае:

  • 1) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  • 2) отмены или признания утратившим силу закона или его положения, устанавливающего административную ответственность за содеянное;
  • 3) смерти лица, привлекаемого к административной ответственности, или объявления его умершим в установленном законом по рядке;
  • 4) истечения сроков давности исполнения постановления о на значении административного наказания, который составляет один год со дня вступления постановления о назначении административного наказания в законную силу (ч. 1 ст. 31.9 КоАП);
  • 5) отмены постановления о назначении административного наказания.

Вопросы об отсрочке, рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, а также о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или иных за-

конных представителей рассматриваются органом (должностным лицом), вынесшим постановление, в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса (ст. 31.8 КоАП).

Исполнение постановления о назначении административного наказания, вынесенного в отношении лица, проживающего или находящегося за пределами РФ и не имеющего на территории РФ имущества, производится в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ с государством, на территории которого проживает или находится это лицо, а также с государством, на территории которого находится имущество лица, привлекаемого к административной ответственности (ст. 31,11 КоАП).

29 Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...