Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политика в области просвещения и печати

Реакционная политика самодержавия в первую очередь про­явилась в области просвещения и печати, ибо здесь, как полагал Николай I, таилась главная опасность "вольнодумства". Вместе с тем просвещение и печать рассматривались императором как важ­нейшие средства идеологического и нравственного воздействия на все слои населения страны.

При вступлении Николай I на престол отдал министру народного просвещения А. С. Шишкову распоряжение о пересмотре уставов учебных заведений. С этой целью в мае 1826 г. был создан "Комитет по устройству учебных заведений", в обязанность которого входило проверить все их уста­вы и выработать новые принципы школьного образования, опреде­лить дисциплины, которые должны были преподаваться на каждой ступени обучения.

19 августа 1827 г. последовал рескрипт царя Шишкову о за­прещении принимать в гимназии, и тем более в университеты, кре­постных крестьян.

В основу народного просвещения был положен принцип строгой сословности и бюрократической централизации, что нашло свое воплощение в 28 утвержденном 8 декабря 1828 г. "Уставе гимназий и училищ уездных и приходских". Согласно этому уставу начальное и среднее образование подразделялось на три категории:

1) для детей низших сословий предназначались од­ноклассные приходские училища с самой элементарной програм­мой (чтение, письмо, четыре правила арифметики и Закон Божий),

2) для детей купцов и мещан предназначались трехклассные учи­лища с более широкой программой начального обучения (вводи­лись начала геометрии, а также география и история),

3)  для детей дворян и чиновников учреждались семиклассные гимназии, подго­тавливавшие учащихся к поступлению в университеты. Устав лик­видировал преемственную связь между этими ступенями образо­вания. Таким образом, уровень образования должен был строго соответствовать социальному положению учащегося.

Правительственную политику в области просвещения последовательно проводил возглавлявший с 1833 по 1849 гг. Министерство народного про­свещения граф С. С. Уваров. Одновременно он был президентом Императорской Академии наук, в его подчинении находились мно­гие научные и культурные учреждения. Он был талантливым и ши­роко образованным человеком, поражавшим современников обшир­ными познаниями, свободным владением древних и ряда новых ев­ропейских языков. В молодости Уваров слыл "либералом", являлся одним из основателей известного литературного кружка "Арзамас", объединявшего лучшие литературные силы. Уваров много путеше­ствовал по России и странам Западной Европы. В Германии он близко познакомился с Гете и известным немецким реформатором баро­ном Штейном. Он занимался научными изысканиями в области греко-римской филологии и был почетным членом многих европейских академий наук и научных обществ.

Современники, отдавая должное "высокому и просвещенному уму" Уварова, вместе с тем указывали на его неблаговидные лич­ные качества — беспринципность, расчетливость, стремление "пус­тить пыль в глаза". Это был ловкий царедворец и, по словам хоро­шо знавшего его С. М. Соловьева, "умный, хитрый холоп". В царст­вование Николая I Уваров занял откровенно реакционно-охрани­тельные позиции. Именно он сформулировал основные принципы "теории официальной народности" — "православие, самодержавие, народность", названные современниками "уваровской троицей", — идейной основы николаевской политики.[2, c.190]

    26 июля 1835 был издан "Общий устав императорских российских университетов ". Он преследовал цель "сблизить наши университеты с ко­ренными и спасительными началами русского управления" и вве­сти в университетах "порядок военной службы и вообще строгое наблюдение установленных форм, чиноначалие и точность в испол­нении самомалейших постановлений".

Если до этого университеты были центрами учебных округов и тем самым оказывали влияние на постановку низшего и среднего образования в округе, то теперь они сами попали в полную зависи­мость от попечителя учебного округа. В Киевском, Харьковском и Виленском учебных округах (как наиболее "беспокойных") управ­ление ими было передано генерал-губернаторам.

Устав 1835 г. существенно ограничил автономию университе­тов. Хотя за университетским Советом и сохранялось право выбора ректора и замещения вакантных профессорских мест на кафедрах, но оно фактически сводилось на нет правом министра народного просвещения не утверждать избранных лиц и назначать других из числа своих кандидатов, чем министр широко и пользовался. Из­бранный Советом университета ректор вступал в должность лишь после утверждения его императором. Помощником ректора и вто­рым административным лицом в университете стал назначаемый попечителем учебного округа из военных или гражданских чинов­ников инспектор — ранее он избирался Советом из среды универ­ситетской профессуры.

Университет стал рассматриваться уже не столько как науч­ный центр, а в первую очередь как учебное заведение, перед кото­рым была поставлена задача готовить преподавателей гимназий, медиков и чиновников для государственной службы. Упразднялся университетский суд, разрешавший внутренние университетские вопросы. Устанавливался строгий надзор за студентами, для чего вводились назначаемые попечителем учебного округа должности помощников инспектора, исполнявшие полицейские функции в уни­верситете. Однако самой полиции по-прежнему запрещалось по­являться в университетах.

Университетский устав 1835 г. имел и некоторые положитель­ные стороны. Восстанавливалось упраздненное в 1821 г. преподава­ние философии; в Московском университете важное место заняли исторические дисциплины и преподавание российского законода­тельства; в Петербургском — преподавание восточных языков и истории стран Востока; в Казанском приоритетное место получило преподавание физико-математических наук. Срок обучения в уни­верситетах был увеличен с трех до четырех лет. Кафедры стали замещаться преимущественно отечественными учеными (ранее многих профессоров приглашали из-за границы). Для выпускни­ков, оставленных при университетах "для подготовки к профессор­скому званию", предусматривались за казенный счет обязательные двухгодичные зарубежные стажировки (преимущественно в гер­манские университеты). При университетах были введены подгото­вительные курсы богословия, математики, истории, словесности, древних и новых языков, естественных наук, призванные восполнить недостатки среднего образования для поступающих в универ­ситеты. Было поднято значение университетского образования, уче­ных степеней и званий. Окончившие университет получали звание "действительного студента" и чин 12-го класса по Табели о рангах, а окончившие его с отличием — "кандидата" и чин 10-го класса, имевшим ученую степень магистра присваивался чин 9-го класса, а доктора наук — 8-го. Лицам с университетским образованием оче­редные чины присваивались в полтора раза быстрее, чем не имев­шим его.

В области образования были приняты и другие положительные меры. Развитие промышленности, торговли, сельского хозяйства требовало людей, обладавших специальными знаниями. Правитель­ство нуждалось в образованных кадрах для аппарата управления, специалистах в различных отраслях народного хозяйства. В связи с этим учреждается ряд специальных учебных заведений. В 1828 г. был открыт Технологический институт, в 1830 г. — Архитектурное училище, а в 1832 г. — Училище гражданских инженеров (в 1842 г. оба эти училища были объединены в Строительное училище). В 1835 г. в Москве был основан Межевой институт. В том же году по инициативе М. М. Сперанского было учреждено Императорское училище правоведения, превратившееся в высшее юридическое учебное заведение, из которого впоследствии вышли многие знаме­нитые русские юристы. В 1842 г. в Белоруссии было создано Горы-горецкое земледельческое училище, преобразованное в 1848 г. в Земледельческий институт. В университетах расширяются или вновь создаются медицинские факультеты, готовившие кадры главным образом для нужд военных госпиталей. В Петербурге был возоб­новлен Главный педагогический институт для подготовки препода­вателей средних учебных заведений. Расширялось военное образо­вание: была учреждена Военно-морская академия в Петербурге, открыты новые кадетские корпуса.[4, c.244]

Особое внимание правительство обратило на печать. 10 июня 1826 г. утвержден "Устав о цензуре" с такими жесткими правилами, что современники назвали его "чугунным". Еще в 1824г. по поручению тогдашнего министра народного просве­щения А. С. Шишкова проект этого устава был разработан его по­мощником М. Л. Магницким, но в то время его не решились ввести в действие.

Учреждался Главный цензурный комитет, входивший в струк­туру Министерства народного просвещения. Он координировал дея­тельность цензурных комитетов, учрежденных в Петербурге, Мо­скве, Вильно и Дерпте. На цензуру возлагалась обя­занность следить не только за политическим направлением печати, но даже за литературными вкусами.

 Наибольшее беспокойство правительства вызывали периоди­ческая печать и массовая литература. Журналистика при Николае I переживала нелегкие времена. Каждый новый журнал мог быть основан только с личного разрешения императора, а издатель его должен был представить подробную программу содержания и на­правления журнала

 Николай I усмотрел в статьях и критических рецензиях этих журналов пропаганду рево­люционных и конституционных идей и нападки на произведения, проповедовавшие "официальную народность".

В 1837 г. была установлена параллельная цензура, т. е. про­верка произведений, уже прошедших цензуру. Теперь взысканиям стали подвергать и цензоров за "недосмотр". Их сажали за это на гауптвахту, отрешали от должности, в крайних случаях им грозила ссылка.

И все же, несмотря на цензурные строгости, в 30—40-е годы были опубликованы "Ревизор" и "Мертвые души" Н. В. Гоголя, по­вести А. И. Герцена "Доктор Крупов" и "Кто виноват?", его фило­софские трактаты материалистического содержания, критические статьи В. Г. Белинского.

1848—1855 гг. ознаменованы дальнейшим усилением реакционного политического курса самодержа­вия. Оно проявилось в первую очередь в ужесточении надзора за печатью и просвещением. С целью более эффективной борьбы с передовой печатью 27 февраля 1848 г. был создан "временный" секретный комитет под председательством А. С. Меншикова для проведения ревизии цензурного ведомства. На основании вырабо­танных им рекомендаций 2 апреля 1848 г. был учрежден постоян­ный "Комитет для высшего надзора за духом и направлением пе­чатаемых в России произведений" под председательством военного историка Д. П. Бутурлина, по имени которого Комитет получил на­звание бутурлинского. Этот Комитет рассматривал уже прошед­шие предварительную цензуру вышедшие в свет издания.

Были приняты меры для прекращения связей с Западной Ев­ропой. Иностранцам был запрещен въезд в Россию, а русским — выезд за границу. Находившиеся за границей русские подданные должны были возвратиться в Россию под страхом лишения россий­ского подданства и конфискации имений. Начальству предоставля­лось право без объяснения причин и принятия жалоб увольнять подчиненных им чиновников, признанных неблагонадежными.

Суровым ограничениям подверглось высшее об­разование. Были ликвидированы остатки университетской автономии, резко сокращён прием студентов в университеты, повышена плата за обу­чение, усиливался надзор за студентами и профессорами. Все лекции и программы проходили строгую проверку. Деканам вменялось в обязанность проверять у студентов записи читаемых профессо­рами лекций. Из университетских программ были изъяты курсы политэкономии, философии и зарубежного права. В мае 1848 г. по­следовало распоряжение об ограничении числа студентов в уни­верситетах (не более 300 студентов на каждый университет).

Однако все эти реакционные меры не могли подавить распро­странения оппозиционных и демократических идей, которые осо­бенно заявили о себе во время Крымской войны. Война явилась серьезным испытанием для николаевской политической системы, ее военной мощи, крепостной экономики. Система не выдержала этого испытания, что стало ясно уже в ходе войны даже тако­му видному идеологу "официальной народности" как историку М. П. Погодину, о чем он открыто заявил в своих "Историко-политических записках и письмах в продолжении Крымской войны".

 

Кодификация законов.

 

В царствование Николая I в числе первоочередных задач была поставлена кодификация законов. На отсутствие должного порядка в российском законодательстве как на главную причину многочисленных злоупотреблений в суде и администрации посто­янно указывали в своих показаниях декабристы, к критике и пред­ложениям которых Николай I относился с большим вниманием. Главную цель кодификации Николай видел в том, чтобы, не вводя никаких "новшеств", упорядочить российское законодательство и тем самым обеспечить более четкую законодательную основу рос­сийского абсолютизма.

Еще в начале царствования Александра I была создана "Комис­сия о составлении законов" под председательством графа П. В. Завадовского. Однако ее деятельность оказалась бесплодной. Для завер­шения ее работы и было учреждено II отделение императорской канцелярии во главе с профессором права Петербургского универ­ситета М. А. Балугьянским. Практически всю работу по кодифи­кации проводил М. М. Сперанский, определенный к нему в "помощ­ники".

По плану Сперанского кодификация законов должна была прой­ти три этапа: на первом предполагалось собрать и издать в хроно­логическом порядке все законы, начиная с "Уложения" Царя Алексея Михайловича 1649 г. и до конца царствования Александра I; на втором — издать Свод действующих законов, расположенных в предметно-систематическом порядке, без внесения каких-либо ис­правлений и дополнений; на третьем этапе предусматривалось со­ставление и издание "Уложения" — нового систематического свода действующего законодательства, "с дополнениями и исправления­ми, сообразно правам и обычаям и действительным потребностям государства".

Из архивов Сената, Синода, коллегий и министерств было дос­тавлено и просмотрено свыше 3 тыс. рукописных и печатных актов, содержавших указы, манифесты, рескрипты, уставы, поста­новления. Все подготовленные к изданию акты сверялись с подлин­никами, затем при формировании томов располагались в строго хронологическом порядке. При II отделении была собственная ти­пография, в которой печатались подготовленные тома "Полного со­брания законов Российской империи".В течение 1828—1830 гг. было издано 45 объемистых томов и 3 тома указателей и приложений к ним. Они составили "Первое собрание", в которое вошли 31 тыс. законодательных актов за 1649—1825 гг. Кроме того были изданы еще 6 томов законов, вышедших с конца 1825 по 1830 гг., — этими томами начиналось "Второе собрание", включавшее законы, издан­ные в царствования Николая I и Александра II. Законы, изданные в царствования Александра III и Николая II, составили "Третье собрание". В общей сложности все три "собрания" составили 133 тома, в которые вошли 132,5 тыс. разного рода законодатель­ных актов с 1649 по 1913 гг. Это — важный источник по истории российского законодательства, внутренней и внешней политики России.[7, c.188]                                     

Одновременно на основе "Полного собрания законов" готовил­ся и "Свод законовРоссийской империи ". При его составлении изы­мались законы, утратившие силу или замененные последующими актами. Проводилась и текстовая обработка статей "Свода". При этом все исправления, а тем более дополнения, делались только с санкции императора, контролировавшего весь ход кодификаций. Подготовленный "Свод законов" предварительно рассматривался в особой сенатской комиссии, затем его отдельные части рассыла­лись по министерствам. В 1832 г. он был издан в 15 томах, заклю­чавших в себе 40 тыс. статей.

19 января 1833 г. Николай возложил на Сперанского ленту ордена Святого Андрея Первозванного. Государствен­ный совет одобрил "Свод". В царствование Николая I он с необходимыми дополнениями издавался в 1834, 1839 и 1842 гг. Кроме того, были изданы подготовленные Сперанским "Свод военных постановлений" (12 томов), "Свод законов Остзейских и Запад­ных губерний" и "Свод законов Великого княжества Финляндско­го". При Николае I были изданы также "Полное собрание духовных узаконении в России со времени учреждения Святейшего Синода", "Собрание морских узаконении от 1845 по 1851 гг. " и "Свод зако­нов кочевых инородцев Восточной Сибири".[8, c.318]

Кодификационный план Сперанского не был выполнен на за­вершающем и самом существенном его этапе — подготовки и изда­ния "Уложения Российской империи". Николай I отверг третий этап кодифика­ции, предусматривавший внесение "новшеств".

Кодификация законов, проведенная при Николае I, несомнен­но упорядочила российское законодательство. Вместе с тем она нисколько не меняла политической и социальной структуры само­державно-крепостнической России, ни самой системы управления, не устраняла произвол, волокиту и коррупцию чиновников, достиг­шие именно в николаевское царствование особого расцвета. Разви­тие бюрократии вело к бумажному делопроизводству, протекавше­му бесконтрольно в канцелярской тайне. Резко возрос чиновничье-бюрократический аппарат управления: за первую половину XIX в. численность чиновников увеличилась с 16 тыс. до 74,3 тыс. Нико­лай I видел пороки бюрократии, сетовал на то, что "империей управ­ляет столоначальник", однако устранить эти пороки в условиях аб­солютистского режима было невозможно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...