Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

… чтобы я сама хотела, что они хотят от меня.




… чтобы я сама хотела, что они хотят от меня.

 

Передо мной мама и ее 14‑ летняя дочка. Мама – энергичная женщина с громким голосом. Дочка – вялая, безразличная, ничем не интересуется, ничегоне делает, никуда не ходит, ни с кем не дружит. Правда, она вполне послушная, по этой линии у мамы к ней никаких претензий. Но вялость, и безразличие дочки ко всему не дает маме спокойно жить! Оставшись наедине с девочкой, спрашиваю: «Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты у нее попросила? » Девочка надолго задумалась, а потом тихо и нерешительно ответила: «Чтобы я сама хотела того, что хотят от меня родители».

 

Ответ меня глубоко поразил, насколько же родители могут отнять у ребенка энергию всех его собственных желаний!

 

 

 

Почему же он все‑ таки не хочет учиться?

 

Посмотрим на общий случай – как это бывает в жизни подростка. Сначала возьмем положительный пример из нешкольной жизни.

Предположим, мальчик увлекается футболом. Что им движет? Многое.

Во‑ первых, он получает физическое удовольствие от движений. Во‑ вторых, отрабатывая технику, реализует потребность в совершенствовании. В‑ третьих, он в компании сверстников, и общение с ними для него очень важно. В‑ четвертых, забивая гол или давая хороший пас, он чувствует себя отличившимся, и его самооценка растет. В‑ пятых, на трибуне сидит зритель (или зрительница), и это подогревает его еще больше. Может быть, он организовал встречу – назначил место и время, определил состав команды, то есть получил удовлетворение от лидерской роли и инициативы. Все вместе взятое насыщает его игры в футбол положительными эмоциями. Он постоянно хочет этим заниматься, мотивация у него разнообразная и сильная.

А теперь – его ситуация с уроками. Сами по себе они не очень интересны – кусочки параграфов или правила. Их задают, то есть нет возможности выбирать, что, как и когда учить. Когда учить по существу, определяют родители, говоря: «Пока не выучишь, не пойдешь играть в свой футбол». Таким образом, не только нет самостоятельного выбора, но, наоборот, есть приказы и контроль. Дальше: уроки несколько запущены, так как под внешним давлением и без интереса они выполняются на скорую руку. Это приводит к низким оценкам. К тому же становится трудно понимать новый материал по математике или русскому, потому что не освоен предыдущий. Из‑ за многих неудач гаснет желание преодолевать учебные трудности – все равно не справишься. От переживаний неуспехов страдает самооценка. Больше того, учитель перед классом отпускает нелестные замечания, так что падает популярность среди сверстников. Дома за двойки и тройки следуют выговоры и наказания, отношения с родителями портятся и уходят «в минус». В результате вокруг учебы накапливается масса неприятных переживаний, она приобретает сильную отрицательную мотивацию, становится тем, что отталкивает.

Надеюсь, этот пример показывает, что учиться – далеко не просто заучивать материал или выполнять заданное упражнение. Это сложная деятельность, наполненная жизнь с ее напряжениями, переживаниями, эмоциями и оценками.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок учился. Каких результатов от его учебы вы ждете? На самом деле, их, по меньшей мере, пять!

 

Пять главных результатов учения вашего ребенка

 

Первый результат понятен сразу – это знания, которые ребенок получает или умения, которые он осваивает.

Второй результат менее очевиден: ребенок продвигается в умении учиться, то есть учить себя, организовывать свои действия, практические и умственные.

Третий результат – эмоциональный след от занятий, впечатление от изучаемого предмета и от самого процесса учебы.

Четвертый результат – некоторый вывод о себе, своих способностях.

Наконец, пятый результат – тоже эмоциональный след, но уже от взаимоотношений с родителем или учителем.

 

Запомним: родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат. Как часто мы спрашиваем «выучил? », «сделал домашнее задание? », «какие оценки? » «что поставили? » – как будто это самое важное!

 

Ни в коем случае нельзя забывать об остальных четырех, они гораздо важнее!

 

Больше того, значимость перечисленных результатов растет в обратном порядке – по мере продвижения сверху вниз. Давайте же рассмотрим их в порядке важности.

Самое важное взаимоотношения с родителем или учителем, атмосфера, в которой происходит учеба. Участие взрослого может быть разным: от внимательного наблюдения до активной помощи. В любом случае очень важно сохранять доброжелательную атмосферу. Это как минимум. Совсем хорошо, если получается живо обсуждать и радоваться удачам.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...