Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рассказ по картине «Ранняя осень» 1 глава




Наступила осень. Листья на деревьях стали красными и жел­тыми. В лесу появилось много грибов, созрела рябина, желуди стали коричневыми.

Дети пришли на прогулку в лес. Один мальчик увидел возле пенька ежа и стал его рассматривать. Другой мальчик наблюдает за белкой. Девочки подняли с земли ветки и листья. Ночью дул силь-


ный ветер и обломал ветки. Около пенька стоит корзина с грибами. Дети набрали много грибов. Им очень понравилось в осеннем лесу.

6. Контрольные вопросы к прослушанному рассказу. [Совершенствование диалогической речи.]

Логопед организует беседу по картине.

Логопед. Мы с вами вспомнили вчерашнюю прогулку. Вам интересно было в парке?

Дети. Интересно.

Логопед. Что вам особенно понравилось?

1-й ребенок. Собирать листья.

2-й ребенок. Смотреть на белочку.

3-й ребенок. Собирать желуди.

Логопед. Конечно, вы вчера увидели много нового и инте­ресного. А как вам кажется, детям на картине понравилась их про­гулка в лес?

Дети. Понравилась.

Логопед. Почему вы так думаете?

1-й ребенок. Они увидели белочку.

2-й ребенок. А еще — ежика.

3-й ребенок. Они набрали много грибов.

4-й ребенок. А девочки собрали красивый букет.

Логопед. Видите, как интересно бывает гулять в осеннем лесу или парке.

7. Игра «Что перепутал художник?» [Развитие зрительного вос­приятия, внимания, памяти, мышления.]

Логопед приглашает детей к наборному полотну, на котором за­креплены плоскостные изображения, составляющие «осеннюю кар­тину», в которой умышленно допущены некоторые ошибки.

Логопед. Посмотрите внимательно на картину, которую со­ставил ваш знакомый медвежонок Жак. На картине тоже осень. Только все ли он сделал правильно?

Дети находят допущенные медвежонком Жаком ошибки, а лого­пед убирает эти изображения с наборного полотна.

1-й ребенок. Нет. Осенью нет снега.

2-й ребенок. Осенью нет клубники.

3-й ребенок. Медведь не спит в берлоге.

4-й ребенок. Зайчик не носит белую шубку.


Логопед. Вы нашли все ошибки, которые допустил медве­жонок. Он еще маленький и многого не знает. Теперь на нашей картине настоящая осень: листья на рябине красные, созрели ягоды. Пожелтела трава. Выросли грибы. Вдалеке мы видим раз­ноцветный лес. Небо покрыто тучами, идет дождь. На земле лужи. Птицы улетают на юг.

8. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед объясняет детям, как следует сесть перед зеркалом — прямо, прижав спину к спинке стула, положив руки на колени. После каждого упражнения обязательно дает детям время для расслабле­ния, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражне­ние выполняется по 3—5раз.

Во время проведения артикуляционной гимнастики логопед нахо­дится за спинами у детей — сидит на маленьком стульчике так, чтобы дети видели его лицо в зеркале. Показывает игрушку, подни­мая ее над головами детей, и они видят ее в зеркале. Далее логопед выполняет артикуляционные упражнения, а дети повторяют их и контролируют свои действия, глядя на отражение.

Логопед. Посмотрите на этого веселого лисенка. Видите, как широко он открывает рот? Давайте сделаем так же.

Дети широко открывают рот.

Логопед. А теперь посмотрите, как показывает зубы ма­ленький волчонок. Растяните губы, покажите зубы.

Дети растягивают губы, обнажив сжатые зубы.

Логопед. А вот этот слоненок родом из Африки. Видите, какой у него длинный хоботок? Попробуйте вытянуть губы «хоботком», а слоник скажет, правильно ли вы это делаете.

Дети вытягивают губы вперед «хоботком».

Логопед. Вы молодцы! Слоненку понравилось, как вы де­лаете упражнение.

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед убирает игрушки.

Логопед. А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.

1-й ребенок. Смотрели в окно. Видели деревья.

2-й ребенок. Смотрели картинку, видели детей и белочку.


3-й ребенок. Делали упражнения у зеркала.

4-й ребенок. Учились дуть на листочки.

Логопед. Молодцы! Вы все хорошо запомнили. Мы говорили сегодня об осени, потом, какими бывают осенью деревья, какая осе­нью погода. А теперь занятие окончено. Вы можете идти в группу.

Занятие 2

Коррекционно-образовательные цели. Обучение различению де­ревьев по характерным особенностям строения листьев. Уточнение и расширение словаря по теме (береза, рябина, дуб, клен, ель, жел­тый, зеленый, красный). Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласка­тельными суффиксами, согласование существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественном числе).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного выдо­ха, речевого слуха, зрительного и слухового внимания, ассоциа­тивного мышления, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положи­тельной установки на участие в занятии. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Дыхательные тренажеры по числу детей, игра «Разноцветные листья», мягкие игрушки для артикуляционной гимнастики — лиса, волк, слон, мяч среднего размера, рабочая тетрадь № 1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами.

Предварительная работа. Сбор и рассматривание опавших лис­тьев во время прогулки. Рассматривание картинки с изображени­ем опахала и листа клена, сравнение. Разучивание упражнения «Листья».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Развитие зрительного вни­мания.]

1 См.: Нищева Н. В. Тетрадь №1 для средней логопедической группы детского сада. — СПб., 2004.


Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается с ними, гово­рит, что очень рад видеть их и готов с ними поиграть в новые игры. В кабинете на полу рассыпаны разноцветные листья.

Логопед. Посмотрите, у нас на полу лежит ковер из листьев, как в осеннем парке. Выберите желтые березовые листья. Я думаю, вы их узнаете. Вчера на занятии мы с вами учились дугь на них. Тот, кто найдет желтый березовый листок, может сесть за стол.

Дети находят желтые березовые листочки и садятся за стол. Ло­гопед при необходимости оказывает помощь сам или привлекает к этому остальных детей, которые подсказывают, где лежит нужный листочек, ребенку, оказавшемуся в затруднительном положении.

2. Чтение логопедом стихотворения «На что похожи листья?» [Развитие речевого слуха, ассоциативного мышления.]

Логопед выразительно читает стихотворение и закрепляет на наборном полотне разноцветные бумажные или сухие листья.

На мою ладошку лист похож у клена, Закрепляет на наборном полотне оранжевый кленовый лист.
Осенью оранжевый, летом он зеленый.  
Словно перышки листочки у рябинки, Закрепляет на наборном полотне желтый рябиновый лист.
Что склонилась тихо над тропинкой.  
У осины листья как монеты, Закрепляет на наборном полотне 2—З листочка осины.
У каштана — словно опахала, Закрепляет на наборном полотне зеленый лист каштана.
Было листьев очень много летом, Широко разводит рукипоказывает «множество».
Осенью их очень мало стало. Сближает ладони — показывает «мало».

3. Игра «Разноцветные листья». [Развитие цветовосприятия и цветоразличения. Совершенствование грамматического строя ре­чи (согласование существительных мужского рода с прилагатель­ными в единственном и множественном числе). Развитие умения различать листья разных деревьев.]


Перед началом игры логопед заменяет на наборном полотне оран­жевый кленовый лист на кленовый лист красного цвета, т. к. при­лагательное «оранжевый» пока может быть у детей только в имп-рессивной речи.

Логопед. Вы послушали стихотворение и, наверное, запом­нили, о листьях каких деревьев в нем говорится. Сейчас я проверю это. Какое дерево потеряло вот этот лист, похожий на ладошку? (Показывает детям красный кленовый лист.)

Дети. Клен.

Логопед. Какой он?

Дети. Он красный.

Логопед. Повторите вот так: красный лист.

Дети. Красный лист.

Логопед. Я добавлю еще несколько листьев клена, а вы ска­жете, какие они. (Вывешивает на наборное полотно 2—3листочка.)

Дети. Красные листья.

Логопед. А какое дерево потеряло вот этот листок, похожий на перышко?

Дети. Рябина.

Логопед. Молодцы! А какой он?

Дети. Желтый лист.

Логопед. Я добавила еще два листка. Какие они?

Дети. Желтые листья.

Логопед. А вот этот лист, похожий на опахало, какое дерево потеряло?

Дети. Каштан.

Логопед. Отлично. Какого он цвета?

Дети. Зеленый.

Логопед. Правильно, он еще зеленый. Я добавила листьев. Какие они?

Дети. Зеленые листья.

Логопед. А теперь посмотрите на эти круглые листья, похо­жие на монеты. Какое дерево их потеряло?

Дети. Осина.

Логопед. Правильно, у осины круглые листья. Они похожи на круг. А теперь посмотрите на лист березы и скажите, на что он похож.


Дети. На треугольник.

Логопед. У березы треугольные листья. А теперь представь­те, что вы превратились в листики.

4. Упражнение «Листья». [Развитие общей моторики, коорди­нации речи с движением. Закрепление умения приседать без опоры.]

Логопед выполняет упражнение вместе с детьми, показывает, как правильно следует выполнять движения, произносить текст. Дети пытаются договаривать слова за логопедом.

Логопед. Листочки, образуйте кружок.

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на месте, расставив руки

в стороны. Листья нам под ноги Приседают.

тихо ложатся И под ногами шуршат, Движения руками влево-вправо.

шелестят, Будто опять закружиться хотят. Кружатся на месте на носочках.

5. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики. [

Логопед приглашает детей за стол, где уже приготовлены тет­ради.

Логопед. Садитесь правильно и посмотрите в тетради. Лист какого дерева вы видите?

Дети. Лист клена.

Логопед. Правильно. Каким карандашом мы его раскрасим?

Дети. Красным.

Логопед. Правильно. Мы уже говорили с вами, что осенью листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желты­ми. Наш кленовый лист будет красным. Но сначала обведите лис­ток по краю-контуру, а потом раскрасьте его.

Дети выполняют задание. Логопед следит за посадкой детей, за тем, как они держат карандаши.

Логопед. Какие у вас листья?

Дети. Красные листья.

Логопед. Вы отлично выполнили мое задание. А теперь да­вайте пойдем к зеркалу.


6. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед вновь объясняет детям, что сесть перед зеркалом нужно прямо, прижав спину к спинке стула, положив руки на колени. После каждого упражнения обязательно дает детям время для расслабле­ния, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражне­ние выполняется по 3—5раз.

Логопед. К нам вновь прибежал веселый лисенок. (Показы­вает игрушку.) Видите, как широко он открывает рот? Давайте сделаем так же.

Дети выполняют движения.

Логопед. А теперь покажите зубы, растянув губы, как делает это наш знакомый волчонок.

Дети выполняют движения.

Логопед. А вот и ваш знакомый слоненок из Африки. Ви­дите, какой у него длинный хоботок? Попробуйте вытянуть губы «хоботком».

7. Упражнение с дыхательным тренажером. [Развитие длитель­ного плавного выдоха.]

(Тренажер представляет собой изогнутую пластиковую тру­бочку с расширением на конце. На расширение укладывается шарик из пенопласта. Ребенок выполняет упражнение стоя.)

Логопед. А сейчас вы будете... волшебниками! Если вы правильно сделаете все, что я скажу и покажу, то шарики по­виснут в воздухе и не упадут, пока вы будете дуть в трубочку. Хотите попробовать?

Дети. Да.

Логопед. Тогда смотрите внимательно и запоминайте.

Далее логопед показывает, как выполняется упражнение. Одной рукой он берет кончик трубочки и удерживает у рта, другой рукой поддерживает внизу изогнутую часть трубки (шарик лежит на раструбе). Логопед делает вдох через нос и начинает медленно дуть в трубочку, не раздувая щеки и не поднимая плечи. Затем предлагает детям встать, правильно взять тренажеры и раскла­дывает шарики на раструбы (рис. 1).

Дети по команде логопеда делают вдох, а затем по команде начинают дуть. Логопед следит за тем, чтобы дети не раздували


щеки и не поднимали плечи во время выполнения упражнения. Уп­ражнение выполняется 3—5 раз, чтобы не спровоцировать у детей головокружение.

Рис. 1

8. Игра «Когда это бывает?» [Развитие речевого слуха, внима­ния, памяти, мышления.]

Логопед приглашает детей за стол.

Логопед. А теперь я прочитаю вам стихотворение, а вы под­скажете мне, когда бывает то, о чем в нем говорится, — летом или осенью. В конце стихотворения вы должны сказать слово «осень» или слово «лето».


Птицы стаями летят,

Грустно: дождь и листопад. Ветер тучи в небе носит, Потому что это...

Дети....Осень.

Логопед. В чистом небе солнце светит ярко, Можно искупаться: очень жарко. Нравится мне время года это.

Угадали? Ну конечно...

Дети....Лето.

Логопед. Молодцы! Вы правильно мне подсказали слова «осень» и «лето».

9. Игра с мячом «Назови ласково». [Совершенствование грам­матического строя речи (образование существительных с умень­шительно-ласкательными суффиксами). Развитие ловкости.]

Логопед приглашает детей встать на ковер.

Логопед. Встаньте в круг. Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть дерево, а вы будете ловить мяч и называть это же дерево ласково. Дуб.

1-й ребенок. Дубок. Логопед. Береза.

2-й ребенок. Березка. Логопед. Рябина.

3-й ребенок. Рябинка. Логопед. Ель.

4-й ребенок. Елочка.

Логопед. Вот и молодцы! Садитесь на стулья.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед. Вы сегодня отлично занимались. Думаю, вы хоро­шо запомнили, на что похожи листья клена, рябины, каштана, осины и березы, и сможете рассказать об этом маме и папе. А что вам понравилось на занятии?

1 -и р е б е н о к. Раскрашивать лист клена.

2-й ребенок. Дуть в трубочку.

3-й ребенок. Заниматься с лисенком.


Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление знания признаков осени, умения различать листья разных деревьев. Уточ­нение и активизация словаря по теме «Осень. Деревья». Совер­шенствование грамматического строя речи (согласование прила­гательных с существительными).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие слухового внима­ния, артикуляционной, тонкой и общей моторики, преодоление твердой атаки гласных.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положи­тельной установки на участие в занятии. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Игрушки-гномики по числу детей, гномик с корзинкой и колокольчиком, игра «Разноцветные листья»1, рабо­чая тетрадь №1 по числу детей, контейнер с цветными карандаша­ми, плоскостные изображения листьев, вырезанные из цветного картона, мягкие игрушки для выполнения артикуляционной гим­настики — лиса, волк, слон, щенок.

Предварительная работа. Наблюдения за сезонными измене­ниями в природе, за изменением окраски листьев деревьев и кус­тарников во время прогулки.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие зрительного и слухово­го внимания.]

Дети входят в кабинет и встают около стульчиков перед сто­лом, на котором лежат разноцветные листья. Логопед здоровается с каждым ребенком и говорит, как рад видеть каждого из них.

Логопед. Посмотрите, пожалуйста, на листья, которые ле­жат перед вами. Сначала сядет тот, перед кем лежит красный кле­новый лист.

Ребенок берет в руки лист и садится за стол.

Логопед. Теперь сядет тот, перед кем лежит желтый березо­вый лист.

См.: НищеваИ. В. Играйка-1.-СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.


Ребенок берет в руки лист и садится за стол.

Логопед. Теперь может сесть та девочка, перед которой лежит зеленый лист каштана.

Ребенок берет в руки лист и садится за стол.

Логопед. А какой лист у тебя, Даша?

Даша. Желтый лист.

Логопед. Молодец. У тебя желтый лист рябины. Садись. (Убирает со стола листья.)

2. Игра «Разноцветные листья». [Закрепление навыка различе­ния листьев разных деревьев. Развитие памяти.]

Логопед помещает на наборное полотно две большие картинки и просит детей показать и назвать деревья, изображенные на них.

Дети. Клен, каштан, рябина, дуб, ель, сосна.

Логопед. Я хочу проверить, сумеете ли вы найти листья всех этих деревьев. (Раскладывает на столе карточки с изображениями листьев.) Рассмотрите листья, вспомните, с какого дерева слетел каждый из них. Выбирайте по одному листочку и закрепляйте каждый листок у его дерева.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

1 -и р е б е н о к. Это лист дуба.

2-й ребенок. Это лист рябины.

3-й ребенок. Это лист клена. И т. п.

3. Игра «Где звенит?» [Развитие слухового внимания.]

Логопед достает маленького игрушечного гномика с корзинкой, наполненной листьями.

Логопед. Пока вы играли в игру «Разноцветные листья», по­смотрите, кто к нам пришел. Здравствуй, гномик! Что ты нам при­нес? (Показывает детям листья в корзинке.)

Дети. Листья.

Логопед. Ав листьях что-то спрятано. Что это? (Показыва­ет колокольчик.)

Дети. Колокольчик.

Логопед. Гномик хочет поиграть с вами и проверить, какие вы внимательные. Сейчас вы закроете глаза, будете слушать и по­казывать рукой, где звенит колокольчиком гномик. Только слу­шайте внимательно, ведь гномик очень хитрый и любит прятаться в разных местах.


Логопед ходит по комнате и звенит колокольчиком. Дети пока­зывают направление, откуда раздается звон.

Логопед. Гномик доволен тем, как вы с ним поиграли. А те­перь давайте поиграем и с другими гномиками.

4. Упражнение «Укачаем гномиков». [Преодоление твердой атаки гласных.]

Логопед. Вам читали сказку «Белоснежка и семь гномов». Вы смотрели мультфильм. Вы помните, что Белоснежка пела гно­микам колыбельную нежным голосом: «А-а-а!» Возьмите на руки своих гномиков, покачайте их и спойте песенку так, как пела Бе­лоснежка. (Раздает детям игрушки.)

Дети. А-а-а!

Логопед. Вы хорошо спели, и гномики уснули. Положите их на скамеечку и идите к зеркалу. Давайте вспомним упражнения.

5. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед демонстрирует знакомые детям игрушки — лисенка, волка и слона. Дети выполняют уже известные им упражнения «Откройротик», «Улыбка», «Трубочка».

Логопед. Сегодня к нам прибежал щенок, который покажет, как нужно высовывать изо рта широкий язычок. (Показывает новую игрушку.) Это упражнение называется «Лопата». Попробуйте поло­жить на нижнюю губу такой же широкий язычок, как у щенка.

Упражнение выполняется 3—5 раз.

6. Упражнение «Дождик». (Повторение, см. с. 16.) [Закрепле­ние умения выполнять прыжки на носках, держа руки на поясе, и приземляться на полусогнутые ноги.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер и выполняет упраж­нение вместе с ними, выразительно произнося текст стихотворения.

7. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики.] Логопед приглашает детей сесть за стол, на котором уже лежат открытые тетради и стоит контейнер с цветными каран­дашами.

Логопед. А теперь посмотрите на капельку дождя, которую нарисовал для вас художник. Давайте раскрасим эту капельку. Возьмите синий карандаш, обведите капельку по краю-контуру, а потом раскрасьте ее.


Дети выполняют задание. Логопед оказывает им необходимую помощь.

Логопед. Какие капельки у вас получились?

Дети. Синие капельки.

Логопед. Вы очень старались. У вас очень хорошо получи­лось.

8. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед убирает со стола тетради и контейнер с цветными ка­рандашами.

Логопед. Нам пора прощаться с гномиками. Давайте разбу дим их и расскажем, что нам особенно понравилось на занятии сегодня.

Дети берут в руки гномов, рассказывают им о том, что они де­лали. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.

Занятие 4

Коррекционно-образовательные цели. [Закрепление знания признаков осени. Обучение отгадыванию загадок об осени. Обу­чение узнаванию деревьев по характерным особенностям ветвей и стволов. Совершенствование грамматического строя речи (об­разование множественного числа существительных).]

Коррекционно-развивающие цели. Воспитание длительного плавного выдоха, развитие речевого слуха, мышления, памяти, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей мо­торики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положи­тельной установки на участие в занятии, доброжелательных отно­шений. Воспитание внимательного отношения к природе.

Оборудование. Стойка с листьями, рабочая тетрадь № 1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, предметные и сюжет­ные картинки для игры «Подбери признаки», мяч среднего разме­ра, плоскостные изображения деревьев и листьев, мягкие игрушки Фш сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики.

Предварительная работа. Рассматривание деревьев во время прогулки. Выявление характерных особенностей ветвей, стволов, коры.


Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие памяти.]

Дети входят в кабинет с листьями в руках. Логопед приветст­вует их. На наборном полотне выставлены плоскостные изображе­ния: береза, дуб, клен, рябина.

Логопед. Проходите к мольберту. Посмотрите на деревья. Закрепите листики на тех деревьях, с которых они опали.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

1 -и р е б е н о к. Это лист березы.

Логопед. Что помогло тебе узнать березу?

1-й ребенок. Белая кора.

2-й ребенок. Это лист дуба. Логопед. Что помогло тебе узнать дуб?

2-й ребенок. Толстый ствол.

3-й ребенок. Это лист клена. Логопед. Что помогло тебе узнать клен?

3-й ребенок. Прямой гладкий ствол.

4-й ребенок. Это лист рябины.

Логопед. Что помогло тебе узнать рябину?

4-й ребенок. Красные ягоды.

Логопед. Молодцы! Вы хорошо выполнили задание. А те­перь проходите за стол и правильно сядьте.

2. Работа в тетради №1. [Развитие мышления, тонкой мото-рики.]

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с цветными карандашами.

Логопед. Посмотрите, что вы видите в тетради?

Дети. Зонт. Сапоги.

Л о 10 и е д. Послушайте загадки. Вот эта загадка про зонт.

В плохую погоду

Я с вами хожу,

А в солнечный день

Я свернувшись лежу.

Вот эта загадка про сапоги


Отгадай загадку: кто мы?

В ясный день сидим мы дома,

Если дождь, у нас работа:

Топать-шлепать по болотам.

Отгадать загадку про зонт помогают слова о том, что в плохую погоду он с вами на прогулке, а в хорошую лежит дома. А какие слова помогают отгадать загадку про сапоги?

Дети. Топать-шлепать по болотам.

Логопед. Правильно. А теперь давайте обведем зонт и сапо­ги в тетради по краю-контуру простым карандашом. Потом вы выберете цветной карандаш и раскрасите зонт, а сапоги раскраси­те после дневного сна.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, как сидят де­ти, правильно ли они держат карандаш, оказывает необходимую по­мощь.

Логопед. Расскажите, какой у каждого из вас зонт.

1-й ребенок. Красный зонт.

2-й ребенок. Синий зонт.

3-й ребенок. Зеленый зонт.

4-й ребенок. Желтый зонт.

Логопед. У вас очень красивые разноцветные зонты. А те­перь встаньте и пройдите к стойке.

3. Упражнение «Осенние листочки». (Повторение, см. с. 14.) [Развитие длительного плавного выдоха.]

Логопед приглашает детей встать на ковер и вместе с ними де­лает уже знакомое им упражнение, выразительно и эмоционально произнося стихотворение.

4. Упражнение «Топни-хлопни». [Развитие речевого слуха: раз­личение на слух длинных и коротких слов.]

Логопед предлагает детям встать в круг.

Логопед. Сейчас я буду произносить разные слова. Если вы услышите длинное слово, то хлопните в ладоши. Если услышите короткое слово, то топните ногой.

Логопед произносит слова: «погремушка», «колокольчик», «дом», «кот», «Чебурашка», «велосипед», «гном», «мяч», «нос», «парикмахерская». Дети топают и хлопают.


Логопед. Отлично! Вы были очень внимательными. А те­перь возвратитесь к столу. Садитесь.

5. Игра «Подбери признаки». [Развитие мышления, памяти, диалогической речи.]

Логопед раскладывает на столе небольшие предметные картин­ки: зонт, резиновые сапоги, лыжи, спасательный круг, красный кле­новый лист, снежинку. На мольберт выставляется сюжетная кар­тина с изображением осеннего пейзажа.

Логопед. Посмотрите на большую картину. Какое время года изображено на ней? Почему вы так думаете?

1-й р е б е н о к. Осень.

2-й ребенок. Идет дождь.

3-й ребенок. Улетают птицы.

4-й ребенок. Опадают листья.

Логопед. Молодцы! Вы хорошо рассказали об осени. А сейчас посмотрите на маленькие картинки. Что вы видите на них?

Дети. Резиновые сапоги, снежинку, лыжи, лист клена, спа­сательный круг, корзинку, зонт.

Логопед. Правильно. Выберите только те картинки, кото­рые имеют отношение к осени, и прикрепите их вокруг большой осенней картины.

Дети выполняют задание. Если речевые возможности детей по­зволяют, логопед может предложить им объяснить, почему выбрана данная картинка.

Логопед. Попробуйте объяснить, почему вы выбрали эти картинки.

1-й ребенок. Осенью листья клена красные.

2-й ребенок. Осенью много грибов. Нужна корзинка.

3-й ребенок. Осенью много луж. Нужны резиновые сапоги.

4-й ребенок. Осенью идет дождь. Нужен зонт.

Логопед. Задание выполнено, и вы можете отдохнуть. Вы­ходите на ковер.

Дети выходят на ковер.

6. Игра «Один — много». [Совершенствование грамматическо­го строя речи (образование множественного числа существитель­ных). Развитие ловкости.]


Логопед. Давайте поиграем в мяч. Я бросаю мяч и называю одно дерево, а вы ловите мяч, бросаете его мне и называете много деревьев. Например: дуб — дубы.

Далее в ходе игры логопед называет следующие деревья: береза (березы), каштан (каштаны), ель (ели), клен (клены).

7. Упражнение «Листья». (Повторение, см. с. 22.) [Развитие общей моторики, координации речи с движением.]

8. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляци­онной моторики.]

Логопед предлагает сделать уже знакомые детям упражнения: «Откройротик», «Улыбка», «Трубочка», «Лопата». В качестве зри­тельной опоры используются игрушки — лисенок, волк, слон, щенок.

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед убирает игрушки.

Логопед. Наше занятие заканчивается. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались.

Дети. Мы занимались у зеркала, играли в мяч, учились слу­шать длинные и короткие слова.

Логопед. Вы очень хорошо выполняли мои задания.

Далее педагог оценивает работу каждого ребенка. (Если речевые возможности детей не позволяют подвести итог занятия, логопед сам перечисляет, чем и для чего занимались дети.)

Октябрь, 1-я неделя

Тема «Огород. Овощи»

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. Расширение представле­ний детей об овощах, месте их произрастания, существенных при-шаках. Уточнение и расширение словаря по теме (овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, рвать, таскать, сре->чть, круглый, длинный, зеленый, красный, желтый). Совершенст-ионание грамматического строя речи (образование множествен­ного числа существительных).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...