Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лексическая тема «Домашние животные зимой».




Декабрь, 1-я неделя

Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы». Звуки [ф], [ф/],

[в], [в/]. Буква Вв

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представле­ний о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, ме­тель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор, ворона, сорока, голубь, воробей, снегирь, синица, кормушка, корм, помощь; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный', замер­зать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сы­пать). Совершенствование грамматического строя речи (образо­вание однокоренных слов). Совершенствование навыков звуково­го анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова). Совершенствование слоговой структуры слов {трехсложные слова с одним закрытым слогом). Закрепление знаний о предложении.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плав­ного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мыш­ления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координа­ции речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно, альбом «Круглый год», пред­метные картинки по теме «Зима», магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», наклейки, «Мой букварь» и тетрадь № 1 по числу детей, контейнер с карандашами, бутылочки с тертым пенопластом и соломинками для коктейля по числу детей.

Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за зим­ними изменениями в природе. Разучивание упражнения «Снего­вик». Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро». Чтение рассказов В. Зо­това «Снегирь», «Клест-еловик».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Со­здание эмоционально положительного фона. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренные слов).)

Логопед приглашает детей в кабинет. В кабинете тихо звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро». Дети здороваются с логопедом и встают рядом со стульчиками. На столе перед каждым из них лежит предметная картинка.

Логопед. Рассмотрите и назовите картинки.

1 –й р е б е н о к. Снежинка.

2-й ребенок. Снеговик.

3-й ребенок. Снегурочка.

4-й ребенок. Снежок.

Логопед. Вы правильно назвали картинки. Садитесь и по­думайте, от какого слова образованы слова снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок.

Дети. Эти слова образованы от слова снег.

Логопед. Вспомните еще несколько слов, образованных от слова снег.

Логопед убирает предметные картинки и, если детям трудно выполнить задание, оказывает им помощь.

Логопед. Как называются первые цветы, появляющиеся из-под снега?

Дети. Подснежники.

Логопед. Какую бабу слепили из снега?

Дети. Снежную.

Логопед. Каким станет парк, если его занесет снегом?

Дети. Заснеженным.

Логопед. Когда идет сильный снег, как мы это называем?

Дети. Снегопад.

Далее логопед выключает магнитофон и предлагает детям вспомнить, как называется пьеса, которая звучала, о чем она. Дети отвечают на вопросы логопеда. Логопед спрашивает детей, почему сегодня занятие началось с пьесы «Зимнее утро» и разговора о снеге.

Дети объясняют, что наступила зима. Логопед сообщает детям, что занятие будет посвящено разговору о зиме, ее признаках, зиму­ющих птицах.

2. Рассматривание картины «В зимнем парке» и беседа по ней.

[Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима». Развитие диа­логической речи.]

Логопед помещает на наборное полотно картину «В зимнем парке», задает детям вопросы и предлагает задания.

Логопед. Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

Дети. На картине нарисована зима.

Логопед. Расскажите о земле. Как она выглядит?

Дети. На земле лежит снег.

Логопед. Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Подберите как можно больше слов, отвечающих на во­прос «Какой?» Начните ответ со слова снег.

Дети. Снег белый, пушистый, холодный, блестящий.

Логопед. Опишите небо. Какое оно? Начните ответ со слова небо.

Дети. Небо светлое, чистое, высокое.

Логопед. Что вы можете сказать о деревьях? Какие они? На­чните ответ со слова деревья.

Дети. Деревья голые, заснеженные.

Логопед. Каких птиц мы видим на картине? Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?

Дети. Мы видим снегирей и синичек. Это зимующие птицы.

Логопед. Как вы думаете, от какого слова образовано слово зимующие?

Д е т и. От слова зима.

Логопед. Верно. Каких еще зимующих птиц вы знаете?

Д е т и. Ворону, сороку, воробья, щегла, клеста, свиристеля.

Логопед. Что делают в парке дети?

Дети. Они гуляют, катаются на санках и лыжах, лепят снежную бабу, играют со Щенком в снегу.

Логопед. Как они одеты? Почему?

Дети. Они одеты тепло. На улице холодно, мороз.

Логопед. Как вы думаете, детям нравится гулять в зимнем парке?

Дети. Детям нравится гулять в парке. Им весело.

3. Упражнение «Телефон». [Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Закрепление представления о предложении. Составление предло­жений со словом снеговик.]

Логопед убирает картину с наборного полотна.

Логопед. Кого дети слепили на прогулке?

Дети. Они слепили снеговика.

Логопед. Давайте все вместе четко произнесем и прохлопа­ем это слово.

Дети. Сне-го-вик.

Логопед. А теперь давайте произнесем это слово по очере­ди, прохлопывая его.

Дети по очереди проговаривают и прохлопывают слово.

Логопед. Попробуйте придумать предложения со словом снеговик.

Дети придумывают предложения и выбирают самое красивое из них. Победитель получает наклейку на тетрадь.

4. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики. Профи­лактика нарушений письменной речи.]

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Откройте тетради там, где лежит закладка. По­смотрите на страничку слева. Что вы видите?

Дети. Лыжи, снеговика, санки.

Логопед. Послушайте загадку об одном из предметов, изображенных на этой странице.

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые.

На них поставишь две ноги —

И по большим снегам беги.

Дети. Это лыжи.

Логопед. Почему вы так решили? Объясните. Дети дают объяснения.

Логопед. А теперь обведите лыжи по контуру и любым цвет­ным карандашом раскрасьте их. Если хотите, нарисуйте на лыжах крепления.

За хорошую работу все дети получают наклейки. Логопед убира­ет тетради и карандаши.

5. Упражнение «Снеговик». [Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.]

Логопед приглашает детей пройти на ковер и сделать уже зна­комое упражнение.

Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто катят

Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком.

Он превратится в толстый ком, «Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла! Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, вста­ют прямо, как бы держат воображае­мую метлу.

Но солнце припечет слегка — Медленно приседают.

Увы! — и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами.

В. Егоров

6. Упражнение «Повтори за мной». [Автоматизация звука [ж] в открытых слогах и словах с ними.)

Логопед приглашает детей к зеркалу, делает вместе с ними 2—3 упражнения из артикуляционной гимнастики для шипящих звуков, а затем отрабатывает отраженное произношение откры­тых слогов со звуком (ж] и слов с ними, используя материалы ме­тодического пособия «Будем говорить правильно».

7. Упражнение «Вьюга». [Формирование направленной воз­душной струи.]

Логопед предлагает детям встать около стульчиков и раздает им маленькие пластиковые бутылочки, наполненные тертым пенопластом. Н крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.

Логопед. Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает,

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо? Н. Нищева

Дети. Это вьюга.

Логопед. Хотите устроить вьюгу в бутылочках? Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в горизонталь­ном положении, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щек. Вот так.

Логопед показывает, как правильно выполнять упражнение. Оно выполняется детьми 34 раза.

8. Игра «Вьюга». [Развитие силы голоса. Расширение и уточнение словаря по теме «Зима»]

Логопед предлагает детям пройти к магнитной доске и помеща­ет на нее картину с изображением вьюжного зимнего дня.

Логопед. Эта картина называется «Вьюга». Как можно на­звать вьюгу по-другому? Что такое вьюга?

Дети. Метель, буран, сильный ветер со снегом.

Логопед. Давайте поиграем в игру «Вьюга». Вы будете петь звук [у] то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны петь, и наоборот.

Логопед медленно и плавно поднимает, а затем опускает руку, следит за тем, чтобы дети вовремя делали вдох, а голосоподача у них была мягкой.

9. Упражнение «Закрась квадрат». [Совершенствование навыка звукового анализа слов (выделение согласного на фоне слова).]

Логопед предлагает детям пройти за стол и раздает им буквари. Дети открывают буквари там, где лежат закладки.

Логопед. Посмотрите на задание, отмеченное голубыми кружками. Рассмотрите и назовите картинки.

Дети. Пуф, кофта, флажок.

Логопед. Определите место звука [ф] в названиях картинок, раскрасьте квадраты в полосках, обозначающих слова: первый квадрат — если звук находится в начале слова, второй — если звук

в середине слова, третий — если звук стоит в конце слова. Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить по порядку все задания, которые они выполняли, рассказать, что им понравилось делать. Потом он оценивает работу каждого ребенка.

Занятие 2

Коррекционно-образовательные цели. Актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Совершенствование навыков зву­кового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Вв. Профилактика наруше­ний письменной речи. Совершенствование навыка печатания. Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение). Автоматизация правильного произношения звука [ж]. Совершенствование грамматического строя речи (употребле­ние существительных мужского и женского рода, употребление простых предлогов). Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильной чувствительности. Совер­шенствование тактильного восприятия.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование доброже­лательности, самостоятельности, инициативности, ответствен­ности. Развитие чувства справедливости.

Оборудование. Мольберт, магнитная доска, коврограф, тет­радь №2 и «Мой букварь» по числу детей, контейнер с карандаша­ми, контейнер с деталями букв, контурные изображения зиму­ющих птиц и корма для них, разноцветные шнурочки с закреп­ленными на их концах «липучками», альбом «Живая природа. И мире животных»1.

Предварительная работа. Изготовление с помощью родителей кормушки для птиц, вывешивание ее на участке, подкармливание зимующих птиц, наблюдение за ними. Беседа с воспитателями о зимующих птицах. Разучивание пальчиковой гимнастики «Сне­жинки».

Ход занятия

I. Организационный момент. [Создание эмоционально поло­жительного фона занятия. Развитие тактильной чувствительно­сти. Совершенствование тактильного восприятия. Актуализация словаря по теме «Зимующие птицы». Развитие памяти и зритель­ного внимания.]

Логопед встречает детей в кабинете, организует приветствие, предлагает детям занять места около стульчиков, стоящих вокруг стола.

Логопед. Я разрешу сесть тому, кто вспомнит название зи­мующей птицы.

Дети по очереди называют зимующих птиц и садятся.

Логопед. А теперь я хочу проверить, действительно ли вы хорошо знаете зимующих птиц. Сейчас вы закроете глаза, а я по­ложу перед вами контурные изображения птиц. Обведите изобра­жение пальцем, постарайтесь угадать, кто это.

Дети выполняют задание логопеда. Если ребенку трудно, логопед предлагает ему открыть глаза и назвать птицу, а потом закрыть глаза и обвести контурное изображение пальцем. Затем логопед по­мещает контурные изображения птиц вертикально на коврограф.

Логопед. Еще раз назовите птиц.

Дети. Клест, снегирь, синица, воробей.

Логопед. Почему мы называем этих птиц зимующими?

Дети дают объяснения. Логопед закрепляет рядом с изображе­нием каждой птицы яркий шнурочек с помощью «липучки», а вторым столбиком располагает изображения «угощения» (кисть рябины, ку­сочек сала, горка семечек, шишка) (рис. 20).

Логопед. Вспомните, чем вы угощаете птиц, прилетающих к кормушке на нашем участке. Протяните шнурочек от каждой птицы к угощению, предназначенному ей, расскажите, кого и чем вы угостили.

 

 

1 Живая природа. В мире животных. Выпуск 1.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

Логопед. Вы хорошо выполнили мое первое задание. И се­годня мы вновь будем говорить о зиме и зимующих птицах, позна­комимся с новой буквой, почитаем и поиграем.

2. Игра с мячом «Слова одной семейки». [Образование однокоренных слов от слова воробей.]

Логопед приглашает детей на ковер, предлагает им встать в круг, берет в руки мяч.

Логопед. Первая игра называется «Слова одной семейки». Попробуем образовывать слова от названия зимующей птицы во­робей. Я даю задание и бросаю мяч, вы ловите мяч, образуете слово из одной семейки со словом воробей и бросаете мяч мне. Как на­звать маленького воробья?

1 - ребенок. Воробьишко.

Логопед. А еще как?

2-й ребенок. Воробышек.

Логопед. А как вы назовете большого воробья?

3-й ребенок. Воробьище.

Логопед. Как можно назвать хвост воробья?

4-й ребенок. Воробьиный.

Логопед. Молодцы! Отлично!

3. Упражнение «Присядь, когда услышишь звук [в]». [Развитие фонематического восприятия, речевого слуха, памяти.]

Логопед убирает мяч и предлагает детям рассредоточиться по ковру.

Логопед. А теперь скажите мне, с какого звука начинаются; все образованные вами слова?

Дети. Со звука [в].

Логопед. Произнесите этот звук и дайте ему характеристи­ку. Расскажите все об этом звуке.

Дети. Это согласный звонкий твердый звук.

Логопед. Сейчас я буду произносить названия птиц. Вы бу­дете приседать, когда услышите звук [в] в названии птицы. Воро­на, сова, снегирь, воробей, журавль, клест, иволга, щегол, выпь, синица.

Дети выполняют задание логопеда.

Логопед. Вы услышали только названия зимующих птиц?

Дети. Нет. Вы называли и перелетных птиц. Логопед. Перечислите их названия, пожалуйста. Дети перечисляют названия перелетных птиц. Логопед. Хорошо. А теперь пройдите за стол.

4. Упражнение «Посмотри и назови». [Развитие зрительного внимания и восприятия, фонематических представлений.]

Логопед помещает на мольберт перед детьми альбом «Живая природа».

Логопед. Посмотрите на картинки. Кто на них изображен?

Дети перечисляют изображенных на картинках зимующих птиц.

Логопед. Есть ли тут птица со звуком [в] в названии?

Дети. Да. Это сова.

Логопед. Хорошо. А теперь произнесите звук [в'] и расска­жите о нем.

Дети. Это мягкий согласный звонкий звук.

Логопед. Есть ли на картинках птицы с этим звуком в на­звании?

Дети. Да. Это свиристель.

Логопед. Звуки [в] и [в'] обозначает буква Вв. Вот с ней мы и познакомимся сегодня.

5. Работа по книге «Мой букварь». [Знакомство с буквой Вв. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи.]

Логопед раздает детям буквари, открытые на стр. 37, ставит па стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страни­цы. Я прочитаю вам стихотворение к ней. Послушайте и подумай­те, в каких словах этого стихотворения есть звук [в].

 

В ванне Вовочку купают

И водою поливают.

Дети. В ванне, Вовочку, водою, поливают.

Логопед. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Вв. Что обозначают пиши и зеленый кружки под ними?

Дети. Значит, буква Вв обозначает два звука: [в] и [в'].

Логопед. Верно. Давайте выполним задание в нижней части страницы. Придумайте каждому из детей имя, которое начинается с буквы, написанной на его одежде.

Дети. Даша, Боря, Галя, Ваня.

Логопед. Молодцы! Соедините с каждым ребенком мячик с той буквой, с которой начинается имя ребенка.

Дети выполняют задание. Логопед убирает карандаши и ставит на стол контейнер с деталями букв.

Логопед. Отлично. А теперь возьмите необходимые детали и составьте по одной букве В.

Дети составляют по одной букве В.

Логопед. Какие детали вам потребовались?

Дети. Нужны длинная палочка и два полукруга.

Логопед. С какой стороны от палочки расположены полу­круги?

Дети. Справой.

Логопед. Правильно. А теперь сложите буквы в контейнер.

Дети выполняют задание.

Логопед. Переверните страницу. Давайте почитаем, что на­писано рядом с зелеными кружками.

1-йребенок. Ва.

2-й ребенок. Ву.

3-й ребенок. Во.

4-й ребенок. Ви.

1-йребенок. Вата.

2-й ребенок. Ванна.

3-й ребенок. Вода.

4-й ребенок. Вова.

1-йребенок. Вика.

2-й ребенок. Вита.

3-й ребенок. Буква.

4-й ребенок. Диван.

1-йребенок. Вагон.

Логопед. Очень хорошо. Посмотрите на картинки. Давайте прочитаем, что написано под ними.

2-й ребенок. Диван.

3-й ребенок. Вагон.

4-й ребенок. У Вики вата.

Логопед. Обратите внимание: слова Вова, Вика, Вита напи­саны с большой буквы. Почему?

Дети. Имена людей и клички животных всегда пишутся с большой буквы.

Логопед. Хочу обратить ваше внимание на то, что Арина прочитала предложения. Мы с вами уже говорили о том, что наша речь состоит из предложений. Давайте все вместе прочитаем пред­ложение.

Дети. У Вики вата.

Логопед. Хорошо. Закройте буквари и сложите их в контей­нер.

Дети закрывают буквари и кладут их в контейнер.

6. Пальчиковая гимнастика «Снежинки». [Развитие тонкой мо­торики, координации речи с движением.]

Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сде­лать пальчиковую гимнастику.

Стою и снежинки в ладошку Ритмичные удары пальцами левой

ловлю. руки, начиная с указательного, по ла-

дони правой руки.

Я зиму, и снег, Ритмичные удары пальцами правой

и снежинки люблю, руки, начиная с указательного, по ла­дони

левой руки.

Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ —

В ладошке вода, разжать.

Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на

второй — разжать.

Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Мелкие потряхивания расслабленны-
Как видно, ладошки мои горячи, ми ладонями.

Н. Нищева

7. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики.]
Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в верхней части?

Дети. Волка, ванну, большую и маленькую буквы Вв.

Логопед. Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой ка­рандаш вам для этого потребуется?

Дети. Синий, потому что буква Вв — согласная.

Дети раскрашивают буквы.

Логопед. А теперь подумайте, как правильно раскрасить волка и ванну. Выполняйте задание.

Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.

Логопед. Теперь положите цветные карандаши и возьмите простые, давайте напишем букву В. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала пишу сверху вниз длинную палочку, потом справа от нее — два полукруга, сначала верхний, потом нижний. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам. Слова и предложение мы будем писать на индивидуальных заня­тиях. Закройте тетради.

8. Упражнение «Повтори за мной». [Развитие артикуляционной моторики. Автоматизация звука [ж] в открытых слогах и цепочках слогов.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает повторить слоги, цепочки слогов и слова с отработанными слогами для автома­тизации произношения звука [ж]. Использует материал из пособия «Будем говорить правильно».

9. Игра «Веселый воробей». [Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов). Совершенствование слоговой структуры слов, произнесение предложений с трехслож­ными словами с одним закрытым слогом.]

Логопед приглашает детей к магнитной доске и помещает на нее контурные изображения снеговика и воробья.

Логопед. Поиграем в игру «Веселый воробей». Кстати, с ка­ких звуков начинаются эти слова?

Дети отвечают. Логопед помещает воробья на метлу снеговика.

Логопед. Сейчас я буду помогать воробью двигаться, а вы будете рассказывать, что делает воробей. Старайтесь говорить четко и правильно.

Дети. Воробей сидит на метле.

Логопед. Верно.

Логопед предлагает детям еще 2—3 задания, дети составляют предложения с предлогами, закрепляют правильное произношение трехсложного слова воробей.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед убирает пособия с магнитной доски и предлагает детям вспомнить, чем они занимались, какие задания выполняли. Можно предложить детям оценить работу друг друга, напомнив, что следу­ет быть справедливыми и честными.

Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с су­ществительными в роде и числе, образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами). Совер­шенствование навыка чтения слогов и слов. Развитие синтакси­ческой стороны речи (закрепление понятия предложение).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого дыхания, связной речи, фонематических представлений, навыков фонема­тического анализа, зрительного внимания и восприятия, артикуля­ционной, тонкой и общей моторики. Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова с одним закрытым слогом).

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, тетрадь №2 по числу детей, контейнер с карандашами, предметы со звуками [в] и [в'] в названиях, мяч, контейнер с белой фасолью; пластмассовые снежинки с закрепленными на них предметными картинками, карточка с изображением частей снеговика, конвер­ты с плоскостными частями снеговика для магнитной доски, игра «Кормушка», карточки для игры «Снегопад», бумажные снежин­ки, половинки кругов с напечатанными на них слогами.

Предварительная работа. Составление плана рассказа о зиму­ющей птице.

Ход занятия

1. Организационный момент. Упражнение «Волшебные снежин­ки». [Развитие тонкой моторики. Автоматизация правильного произношения звука [ж] в словах с открытым слогом.]

Логопед встречает детей у дверей кабинета, здоровается с ни­ми, приглашает их пройти к столику, на котором стоит контейнер с белой фасолью, среди фасоли спрятаны пластмассовые снежинки с Предметными картинками.

Логопед. Я наполнила этот контейнер маленькими волшеб­ными снежками, а среди них спрятала волшебные снежинки. Опустите руки в бассейн, найдите по одной волшебной снежинке.

Дети опускают руки в бассейн, достают и рассматривают сне­жинки.

Логопед. Вспомните, как произносится звук [ж]. Он есть в названии каждой картинки. Постарайтесь произнести его пра­вильно. Назовите картинки.

1-й ребенок. Жаба.

2-й ребенок. Жук.

3-й ребенок. Ежи.

4-й ребенок. Желудь.

Логопед убирает контейнер, помещает снежинки на наборное полотно.

Логопед. Садитесь. Вы правильно назвали картинки. А те­перь давайте повторим их названия все вместе.

Дети. Жук, жаба, ежи, желудь.

Логопед. Хорошо. Вы отлично справились с первым задани­ем. Сегодня мы продолжим разговор о зиме и зимующих птицах.

2. Упражнение «Узнай по частям». [Развитие зрительного вни­мания и восприятия. Работа над слоговой структурой слова (трех­сложное слово с одним закрытым слогом).]

Логопед помещает на наборное полотно картонку с изображением частей снеговика (рис. 21).

Логопед. Как вы думаете, что получится, если правильно собрать все эти части?

Дети. Снеговик.

Логопед. Почему вы так думаете?

 

 

Рис. 21

Дети дают объяснение. Логопед убирает карточку.

Логопед. Давайте еще раз четко произнесем это слово по слогам и прохлопаем его. На ударный, самый «сильный» слог мы еще и топнем ногой.

Дети. Сне-го-вик.

Логопед. Молодцы! Верно! Пройдите к магнитной доске, возьмите по одному конверту с частями и попробуйте сделать каж­дый своего снеговика.

Дети собирают снеговиков. Они отличаются друг от друга размерами.

Логопед. У вас получились одинаковые снеговики.

Дети. Нет. Разные. Два снеговика большие и два маленькие.

3. Упражнение «Большие и маленькие». [Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование прилагатель­ных и существительных с уменьшительными суффиксами).]

Дети стоят напротив магнитной доски или садятся на стуль­чики.

Логопед. Я буду говорить, что есть у больших снеговиков, а вы будете говорить про эти же части у маленьких снеговиков, называя их ласково. Например, у больших снеговиков красные но­сы, а у маленьких снеговиков красненькие носики. У больших сне­говиков черные глаза.

Д е т и. У маленьких снеговиков черненькие глазки.

Логопед. У больших снеговиков лохматые метлы.

Дети. У маленьких снеговиков лохматенъкие метелочки.

Аналогично логопед дает еще два-три задания по образованию словосочетаний, состоящих из прилагательных и существительных.

Логопед. Чудесно! Вы выполнили очень трудную задачу. Думаю, что вы хорошо рассмотрели снеговиков. Давайте погово­рим о них в игре с мячом.

4. Игра с мячом «Скажи наоборот». [Развитие лексического со­става языка (употребление антонимов).]

Дети проходят на коврик и по просьбе логопеда образуют круг. Логопед берет в руки мяч.

Логопед. Я буду говорить о части большого снеговика, какая она, а вы будете подбирать слово-«наоборот» про такую же часть маленького снеговика. Во время выполнения упражнения будем перебрасывать друг другу мяч. Длинный нос.

1–й ребенок. Короткий нос.

Логопед. Широкий шарф.

2-й ребенок. Узкий шарф.

Логопед. Большое ведро.

3-й ребенок. Маленькое ведро.

Логопед. Высокий снеговик.

4-й ребенок. Низкий снеговик.

5. Пальчиковая гимнастика «Снежинки». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. (Повторение. см. Занятие 2. Тема «Зима. Зимующие птицы».)]

Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сде­лать пальчиковую гимнастику.

6. Работа в тетради №2. [Развитие фонематических представ­лений (дифференциация звуков [в] —[в'] в словах), навыков фоне­матического анализа, тонкой моторики.]

Логопед вновь приглашает детей к столику, раздает им тетра­ди, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Откройте тетради там, где лежат закладки. По­смотрите на картинки в верхней части страницы. Что вы видите?

Дети. Ведро и ватрушку.

Логопед. Подумайте, какое слово начинается со звука [в], и обведите соответствующую картинку синим карандашом.

Дети обводят синим карандашом ватрушку.

Логопед. Хорошо. Раскрасьте ватрушку и объясните, поче­му вы ее так раскрашиваете.

Дети выполняют задание, объясняя при этом, почему они раскра­шивают ватрушку именно так.

Логопед. Какие слова со звуком [в] вы можете вспомнить?

Дети называют по несколько слов.

Логопед. А каким карандашом вы обведете ведро и по­чему?

Дети. Зеленым, потому что слово ведро начинается с мягкого согласного [в'].

Логопед. Обведите ведро и раскрасьте его.

Дети выполняют задание.

Логопед. Какие слова со звуком [в'] вы можете вспомнить?

Дети называют по одному - два слова. Для того чтобы облег­чить выполнение задания, можно заранее расставить или разло­жить в разных пастях кабинета предметы, в названиях которых есть звуки [в] и [в'): совок, вазу, игрушку-корову, игрушку-волка, полчок, веревку, венок, весы, муляжи вишни, винограда и т. п.

Логопед. А теперь скажите, как называется дерево, изобра­женное в нижней части страницы.

Дети. Это ива.

Логопед. Прочитайте слово под картинкой.

Дети. Ива.

Логопед. Хорошо. Какой первый звук в этом слове?

Дети. [И].

Логопед. Каким цветом мы его обозначим?

Дети. Красным.

Логопед. Почему?

Дети. Потому что он гласный.

Логопед. Верно. Раскрасьте первый кружок под картинкой красным карандашом.

Дети выполняют задание.

Логопед. Какой звук второй в этом слове?

Дети. [В].

Логопед. Каким цветом мы его обозначим?

Дети. Синим.

Логопед. Почему?

Дети. Потому что он согласный.

Логопед. Верно. Раскрасьте второй кружок под картинкой.

Дети выполняют задание.

Логопед. Какой звук последний?

Дети. [А]

Логопед. Каким цветом мы его обозначим?

Дети. Красным.

Логопед. Почему?

Дети. Потому что он гласный.

Логопед. Верно. Раскрасьте третий кружок под картинкой.

Дети выполняют задание.

Логопед. Сколько всего звуков в слове ива!

Дети. В этом слове три звука.

Логопед. Сколько из них гласных?

Дети. Два.

Логопед. Сколько согласных?

Дети. Один.

Логопед. Вы правильно ответили на мои вопросы и хорошо выполнили трудное задание. Я горжусь вами. А теперь закройте тетради.

Логопед убирает тетради и контейнер.

7. Игра «У кормушки»1. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов). [Развитие зрительного вни­мания, восприятия, памяти.]

Логопед помещает на коврограф плоскостное изображение кор­мушки и части ствола дерева, а перед детьми раскладывает плос­костные изображения зимующих птиц.

Логопед. Давайте поиграем в игру «У кормушки». Рассмот­рите изображения птиц, которые лежат перед вами. Выберите и назовите по одной птице.

1 - й ребенок. Дятел.

2-й ребенок. Синица.

3-й ребенок. Клест.

4-й ребенок. Воробей.

Логопед. Теперь поместите свою птицу в кормушку или рядом с ней и расскажите о том, что делает птица.

1-й р е б е н о к. Дятел сидит на дереве.

2-й ребенок. Синица сидит на кормушке.

3-й ребенок. Клест летит к кормушке.

4-й ребенок. Воробей сидит в кормушке.

Логопед. Теперь снимите изображения своих птиц с коврографа и поменяйтесь ими.

Дети выполняют задание логопеда.

Логопед. Поместите каждую птицу туда, где она была. Про­верьте, не допущены ли ошибки.

Дети выполняют задание и, если это необходимо, исправляют ошибки друг друга. Логопед убирает пособия с коврографа.

8. Упражнение «Снегопад». [Развитие мышления (классифика­ция по функциональным признакам).]

Логопед раздает детям карточки. Каждая карточка разделена пи девять равных квадратов. В каждом квадрате нарисован пред­мет. Например: лыжи, велосипед, снегирь, резиновые сапоги, шуба, летнее детское платье, валенки, елочная игрушка, мяч. На каж­дой из карточек обязательно изображена одна зимующая птица (рис. 22). На стол логопед ставит контейнер со снежинками из плотной бумаги.

Логопед. А теперь игра «Снегопад». Рассмотрите картинки у себя на карточке и закройте снежинками все картинки, не име­ющие отношения к зиме.

Дети выполняют задание логопеда и по его просьбе по ходу вы­полнения делают комментарии.

 

 

1 Альбом «В мире живой природы». - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

 

 

 

Логопед. Замечательно! Вы справились и с этим заданием. Теперь обратите внимание на то, что на ваших карточках нарисованы зимующие птицы. Давайте составим рассказы о них. А для того что­бы вас не отвлекали другие картинки, закройте их снежинками тоже.

Дети закрывают картинки снежинками, оставив только изоб­ражения птиц.

9. Составление описательных рассказов о птицах по коллективно составленному плану. [Развитие связной речи.]

Логопед убирает контейнер со снежинками.

Логопед. Давайте вспомним план рассказа о птице, который мы составляли на индивидуальном занятии. С чего вы начнете рас­сказ?

Дети. Мы назовем птицу и скажем, что она зимующая.

Логопед. О чем расскажете потом?

Дети. Потом скажем, какая она по размеру и окраске.

Логопед. Затем что опишете?

Дети. Мы опишем части тела птицы и расскажем о ее особен­ностях.

Логопед. Чем закончите рассказ?

Д е т и. В конце нужно рассказать, чем питается птица.

Логопед. Подумайте одну минуту и начинайте рассказывать по очереди.

1-й ребенок. Это снегирь. Снегирь — зимующая птица. Он небольшой. У него красная грудка, черные голова, крылья и хвост. На крыльях у снегиря белые полоски. А на спине у него темно-серые перья. У снегиря широкий клюв и короткий хвост. Снегирь любит лакомиться рябиной.

Аналогично рассказы составляют все дети. Логопед предлагает им выбрать лучший рассказ и награждает победителя наклейкой. Затем логопед собирает карточки в контейнер.

10. Упражнение «Снежки». [Совершенствование навыка чтения.]

Логопед приглашает детей к магнитной доске, на которую при­крепляет половинки бумажных кружков с напечатанными на них слогами: ва, та, ва, гон, Ви, ка, Во, еа.

Логопед. Вот какие у меня есть снежки, но они разломились ил половинки. Вы должны собрать снежки так, чтобы на них по­лучились слова, и прочитать их.

Дети складывают «снежки» и читают получившиеся слова: Вика, Вова, вата, вагой. Логопед убирает «снежки».

11. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли, назвать понравившиеся игры и задания. Затем он оцени­вает работу каждого ребенка и вручает детям наклейки на тетради за старание.<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...