Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пожилой возраст или старость.

Восприятие.

Зрительное сосредоточение. После 2-го месяца зрительное сосредоточение становится длительным, а к третьему месяцу достигает 7-8 минут.

В 4 месяца ребенок смотрит на предмет, активно двигается и повизгивает. Ребенок воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие элементы.

 

В 2-3 месяца дети начинают проявлять интерес к объектам, живым и неживым. Начинают различать новое и старое. Ребенок зрительно воспринимает предметы по форме, сложности и цвету. В 3-4 месяца – безошибочно ориентируется по цвету. А активный интерес к цвету появляется к 6 месяцам.

 

Во второй половине младенческого возраста возникают первоначальные формы наглядно-действенного мышления – это слежение за предметом и угадывание его траектории.

 

Память.

Изначально память проявляется в узнавании. В 3-4 месяца ребенок узнает игрушку, которую показывал ему взрослый. В 4 месяца ребенок способен отличить лицо знакомого человека от незнакомого.

После 8-ми месяцев появляется воспроизведение, то есть восстановление в памяти некоторого образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

 

 

Эмоциональное развитие.

В 3-4 месяца у ребенка появляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление на неожиданность, тревожность при физическом дискомфорте.

После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого человека.

В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомого человека усиливается, обычно дети боятся оставаться с незнакомым человеком.

В 7-11 месяцев появляется страх расставания.

 

Уже в младенчестве ребенок, общаясь с мамой, стремится не только к эмоциональному контакту, но и к совместным действиям.

 

Речевое развитие.

В первом полугодии формируется речевой слух. Ребенок при радостном оживлении издает звуки, так называемое «гуление». Это первая стадия развития речи.

 

Во втором полугодии возникает лепет – некоторые повторяющие звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Обычно лепет связан с жестикуляцией.

 

К концу первого года жизни ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, а сам произносит одно или несколько первых слов. И начинается новый этап в развитии – раннее детство. Но перед этим есть переходный период – кризис одного года.

 

 

4. Кризис одного года.

 

Связан с всплеском самостоятельности ребенка, появлением аффективных реакций. У ребенка расширяется зона действий, а многого нельзя. Появляется первое запрещающее слово «нельзя», идет установление новых отношений.

05.11.05

Раннее детство.

 

Период раннего детства наиболее сенситивен (чувствителен) к развитию речи.

Именно в этот период дети начинают активно разговаривать. Но не сразу, попадая в этот период.

Вначале имеет место быть автономная речь.

Автономная речь – это та речь, когда ребенок слышит слово, понимает его, но воспроизводит его так, как ему удобно. Автономная речь – это необычное звучание слов. При нормальных условиях автономная речь достаточно быстро трансформируется во «взрослую» речь.

Нормальные условия – это полноценное общение ребенка со взрослым. Если этого не будет (не будет поправлений и помощи), то развитие речи начинает замедляться. Почему? В этот период активно развиваются зоны головного мозга (зоны Брокка) отвечающие за развитие речи. Посему если этот момент будет упущен, то развитие речи будет существенно задерживаться.

 

ПРИМЕР: Чем дольше человек лежит в гипсе, тем сложнее потом ее разрабатывать.

 

Ребенок овладевает различными сторонами речи. К 3-м годам усваиваются все основные звуки и слово для ребенка приобретает предметное значение.

Что это значит? Ребенок связывает слово с конкретным предметом. Причем к 3-м годам ребенок начинает уже обобщать предметы (классифицировать).

 

Существует пассивный словарь (понимаемые слова) и активный словарь (воспроизводимые слова). К 2-м годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый и к этому времени ребенок начинает понимать объяснения взрослых относительно совместных действий. То есть в этом возрасте начинает развиваться совместная деятельность ребенка со взрослыми (вспоминаем зону ближайшего и актуального развития).

 

Раннее детство – это период активного познания мира вещей. Тем не менее манипуляция предметами для ребенка – это наиболее значимая деятельность, но это уже предметно-манипулятивная деятельность (иная нежели в младенческом возрасте). То есть ребенок брал предметы и не использовал их по назначению, а здесь предметы начинают исполнять в руках детей свои назначению.

Раннее детство – это период формирования навыков к самообслуживанию. Очевидно, что по назначению ребенок может использовать предметы только в совместной деятельности. Фактически все, чему учится ребенок в этом возрасте, он учится через совместную деятельность со взрослым.

 

В 2-3 года возникает понимание речи-рассказа. Кроме того, начинает пониматься инструктивная речь (указания, объяснения взрослого). Потом инструктивная речь перейдет (интериоризируется) во внутреннее понимание и ребенок выполняя какое-либо действие, уже сам начинает проговаривать инструкцию для себя.

 

Ребенок понимает рассказы небольшие, связанные с конкретными предметами. Рассказ должен состоять из простых предложений.

 

Бурно развивается активная речь. Появляются первые фразы, первые вопросы и первые обращения ко взрослым. Хотя первые указательные жесты появляются в младенчестве.

К 3-м годам активный словарь достигает 1000-1500 слов. Первое предложение, состоящее из 2-3 слов, появляется примерно в 1,5 года. Чаще всего эти предложения включают в себя субъект и его действия (мама идет), или действия и объект действия (хочу конфету), или действия и место действия (книга там).

 

К 3-м годам ребенок усваивает все грамматические и синтаксические конструкции родного языка, то есть при разговоре ребенок использует все части речи и разные типы предложений. Речевая активность обычно возрастает между 2-мя и 3-мя годами. С чем это связано? Накоплен уже словарный запас (не только пассивный, но и активный), расширяется круг общения (ведь раньше его понимали только родители).

Что проговаривается в таких случаях, когда ребенок начинает общаться? Так как это предметное общение, то проговариваются предметы, действия, окружение, внешняя среда.

 

Ребенок отвечает на вопросы взрослого и сам их задает.

 

Общение ребенка со сверстником, то эти диалоги можно назвать «бедными». Почему? Они друг другу практически не интересны в качестве собеседников. Они не умеют общаться еще. Ребенок не выделил еще себя из окружающего общества. Взрослый более интересен, так как можно о многом спросить и взрослый всегда поможет.

 

Восприятие.

Развитие восприятия максимально связано с наличной ситуацией, то есть той ситуацией, которую он непосредственно в данный момент воспринимает. Все поведение ребенка является полевым, импульсивным.

Теорию поля разработал Курт Левин. Основный смысл теории в том, что внешнее воздействие действует на наше поведение.

 

Ни что из того, что лежит вне пределов досягаемости ребенка, его не привлекает. Восприятие в этом возрасте доминирует над всеми психологическими процессами (исключая речь).

Раннее детство – это период активного освоения внешнего мира. Именно поэтому восприятие играет доминирующую роль.

 

В раннем детстве наблюдаются элементарные формы воображения. Но как такового творческого воображения у него еще нет. Он не способен солгать и выдумать что-либо сложное. Но к концу раннего детства у него появляется возможность говорить то, чего нет на самом деле.

Соответственно, если восприятие доминирует над всеми психическими процессами, в этом возрасте в процесс восприятия включается память (ведь надо все воспринятое запоминать), в основном это узнавание. Ребенок может уже припоминать увиденное и услышанное, хотя большая часть все же забывается.

 

В этом возрасте память как бы становится продолжением восприятия, так как еще нельзя говорить об опоре на прошлый опыт. Раннее детство забывается так же, как младенчество.

 

Важная характеристика восприятия – его аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы привлекают ребенка, вызывают у него яркую эмоциональную реакцию и аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. То есть вижу, хочу и делаю. И это поведение импульсивное. В этом возрасте ребенок еще не может контролировать свои потребности.

 

Действия и мышление.

В этом возрасте развивается наглядно действенное мышление. В 2-х летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, то есть когда ребенок видит какой-либо предмет, он уже знает, что ложкой надо есть (и не видя ложки и еды, он опишет нам, что с ней надо делать) и т.п. Позже ребенок начнет уже проговаривать то, что он будет делать и тогда уже можно говорить о том, что он может уже видоизменить свою деятельность.

 

Источником интеллектуального развития в этом возрасте становится предметная деятельность.

В чем разница между предметно-манипулятивной и предметной деятельности? В первом случае манипуляция бесцельна, а во втором случае носит осознанный познавательный характер.

 

Первоначально мышление проявляется в процессе практической деятельности. Особенно хорошо это видно, когда ребенок сталкивается с задачей, способам решения которой взрослые его еще не обучали. Мышление развивается в процессе практической деятельности и их практической деятельности.

Благодаря внешней деятельности развивается не только мышление, совершенствуются и сами предметные действия.

Он приобретают обобщенный характер, то есть предметное действие отделяется от того предмета, с которым он первоначально было связано. Действие переносится с того предмета, на котором оно было усвоено, на другие предметы и перенос освоенных действий в другие условия.

Как только у ребенка произошло отделение действия от предмета, ребенок начинает соотносить свои действия с действиями взрослого. Действия взрослого воспринимаются как образец. Совместная деятельность, в которой первоначально были слиты действия ребенка и взрослого, начинает распадаться. Взрослый задает ребенку образцы действия, контролирует и оценивает его действия.

 

В этот период впервые появляются такие виды деятельности как рисование и игра, хотя рисунок достаточно сложно назвать рисунком.

Но на 3-м году появляются формы, обладающие сходством с изображаемым объектом.

ПРИМЕР: Дети способны нарисовать человека.

 

Появляется игра, в своих первоначальных формах. Это режиссерская игра, в которой ребенок использует различные предметы и наделяет их игровым смыслом. Такие игры не продолжительны во времени, не характерен сюжет (или примитивен), в такой игре выполнение действий однообразно.

Режиссерская игра является источником развития сюжетно-ролевой игры. Но для развития игры важно появление символических или замещающих действий. То есть ребенок начинает в игре использовать предметы не по своему назначению, приписывая им определенные функции.

 

Эмоциональное развитие.

Если восприятие ребенка эмоционально окрашено, то мы начинаем говорить об эмоциональной сфере.

Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально потребностной сферы ребенка.

Ребенок эмоционально реагирует непосредственно на то, с чем сталкивается. Ребенок не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности и его невозможно обрадовать тем, что через 5 дней ему что-то подарят. Соответственно, желания ребенка неустойчивы и быстро проходящи, он не может их контролировать и сдерживать. Ограничиваются эти желания только с помощью взрослого путем наказания и поощрения.

Все желания ребенка обладают одинаковой силой, то есть отсутствует соподчинение мотивов (нет иерархии мотивов).

 

ПРИМЕР: Если ребенка 2-3 лет попросить выбрать одну игрушку, он будет долго их рассматривать и выбрав начнет опять колебаться и перебирать остальные. Не может понять, что же ему сейчас нужно.

 

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера (теплое или холодное) общения ребенка со взрослыми. Ребенку просто необходимо чувствовать теплоту и любовь, исходящую от родителей.

 

В общении с близкими взрослыми преобладают мотивы сотрудничества.

Что ждет ребенок от значимых взрослых? Безусловной любви, непосредственного участия в своих делах, помощи в решении задач. Вокруг таких совместных действий, у ребенка разворачиваются новые формы общения со взрослыми.

 

Что касается сверстников, общение только появляется в раннем детстве, но не становится полноценным.

На 2-м году жизни, при появлении сверстника, ребенок чувствует беспокойство, прекращает свои дела и бросается под защиту матери.

На 3-м году жизни, спокойно играет рядом с другим ребенком, моменты общей игры кратковременны и ни о каких правилах речи не идет.

Самый высокий этап развития игры – это когда в игре появляются правила.

 

Если ребенок посещает ясли, то он много общается со сверстниками и получает колоссальный опыт. Но это не означает, что ясельные дети избавлены от каких-либо проблем в развитии межличностного общения. Ребенок – эгоцентричен, не понимает другого ребенка и не умеет ему сопереживать. Сопереживание появляется только в дошкольном возрасте.

 

Для раннего возраста для ребенка характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. При приближении к кризису 3-х лет наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Эмоции преобладают над разумом.

Ребенок пытается что-то сделать самостоятельно, у него ничего не получается, рядом нет взрослого, некому придти ему на помощь. Возникает эмоциональная вспышка.

 

ПРИМЕР: Ребенок пытается открыть дверь. Не получается. Начинает кричать, пинать ее и т.п.

 

Причина гнева в чем угодно, только не в личной слабости или неспособности. Эти вспышки гасятся лучше всего, если взрослый реагирует на них спокойно или игнорируются. В противном случае, особое внимание взрослых воспринимается как положительное подкрепление. То есть, как только ребенку что-то захочется сделать – он просто кидается на пол, не пытаясь даже попробовать самому, так как знает, что взрослый придет и поможет.

 

Но кризис 3-х лет проявляется в правиле «я – сам». Это надо учитывать.

 

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием (осознанием самого себя).

Предпосылки к развитию самосознания:

- примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – это

первичная форма самосознания.

- ребенок говорит о самом себе в третьем лице. А к 3-м годам у него появляется

местоимение «я», при обращении к себе.

- появляется первичная самооценка. То есть ребенок оценивает самого себя. Она,

конечно, завышена, основывается не на понимании того, кто он есть, а на отношении

к нему взрослых.

 

Как только появляется осознание себя, у него начинается переходный период, называемый «кризисом трех лет» или «кризисом я – сам».

 

Кризис трех лет – это разрушение и пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «я».

Ребенок пытается установить со взрослыми новые отношения на более высоком уровне (а не просто биологическая зависимость во всем).

 

К трем годам возрастает активность и самостоятельность ребенка. Если новые отношения с ребенком не складываются, инициатива не поощряется, самостоятельность ограничивается, то у ребенка возникают кризисные явления. Но это не значит, что ребенку нужно разрешать все и давать полную свободу. Но запреты не должны при этом быть перманентными.

У ребенка начинают проявляться негативные реакции на требования или просьбы взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил взрослый. Главный мотив действия в этой ситуации – сделать все наоборот.

 

Следующее кризисное явление – это упрямство. Реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому что он сам сказал об этом взрослому.

ПРИМЕР: Дети идут в ДС. Родители опаздывают. Ребенок решает, что шнурки он будет завязывать сам. Сделать это за него не получится ни при каких обстоятельствах. Надо помочь.

 

В этот период может появиться строптивость. Строптивость направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений. То есть ребенок стремится настоять на своих желаниях, а не сделать то, что попросили взрослые.

 

Кризис 3-х лет – это тенденция к самостоятельности. В принципе, положительное стремление. Но не забывайте, что – это кризис, то есть стремление к самостоятельности носит гипертрофированную форму.

В основе часто может лежать просто своеволие. Из-за этого возникают дополнительные конфликты со взрослыми. Действия, которые ребенок хочет совершить, не соотносятся с возможностями.

Конфликты с родителями могут стать регулярными ил даже постоянными.

 

Характеристика 3-х лет, которая будет присуща всем переходным периодам – это обесценивание. Обесценивается то, что было ценно, привычно, интересно, дорого раньше. Ребенок может начать ругаться (обесценились старые правила поведения), отбросить или сломать любимую игрушку (обесценивается старое отношение к вещам).

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяются отношения к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

 

Кризис трех лет является определяющим в развитии ребенка. Это первый осознанный кризис в жизни ребенка. Как ребенок пройдет этот кризис, так он и будет жить дальше и такой и будет дальнейшая система отношений. То есть поведение родителей в этот период невероятно важно, так как от этого зависит и дальнейшее психологическое развитие ребенка и также психологическое спокойствие родителей в дальнейшем.

19.11.05.

 

Дошкольный возраст.

 

Вопросы:

1. Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

2. Развитие психических функций.

3. Развитие личности.

4. Психологическая готовность ребенка к школе.

 

 

Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

 

Дошкольный возраст заканчивается поступлением ребенка в школу. То есть 3-6,7 лет.

Расширяются рамки семьи (теперь есть еще и улица, город) и ребенок открывает для себя мир человеческих отношений.

Режиссерская игра в раннем возрасте становится источником развития игры, а в дошкольном возрасте появляется уже ролевая или творческая игра.

 

Функции игры:

1. Проигрывание социальных ролей.

2. Воспроизведение деятельности взрослых.

3. Начальный профориентационный этап.

4. обучение полноценному общению друг с другом.

 

Игра вырастает из предметно-манипулятивной деятельности ребенка. Возникновение игры в дошкольном возрасте не случайно, так как появление «Я» говорит нам о появлении самостоятельности, выделении себя из общего круга людей, как личности.

Личность – понятие социальное и игра социальна по своему происхождению и содержанию (так как воспроизводятся роли и действия взрослых людей).

Таким образом, ребенок социалзируется, адаптируется к обществу, в котором он живет.

 

Виды игр:

1. Режиссерская игра (ранее детство).

2. Образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно или чем угодно и соответственно действует. Обязательным условием развертывания этой игры является яркое интенсивное переживание, то есть ребенка поразило увиденное событие и он проигрывает то же самое.

3. Сюжетно-ролевая игра. В этой игре дети воспроизводят человеческие отношения и роли.

4. Игры с правилами. Они появляются к концу дошкольного возраста. В них роль отходит на второй план и главным является четкое выполнение правил (подвижные спортивные игры, настольные игры).

 

Виды игр не возникают спонтанно, они возникают одна за другой, медленно сменяя друг друга. Это связано с развитием произвольности.

 

Компоненты игры (Д.Б.Ильконин):

1. Игровые условия – это участвующие в игре дети, куклы, другие игрушки и предметы.

2. Сюжет – это та сфера действительности, которая отображается в игре.

3. Содержание игры – это те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком.

 

Ребенок 3-4 лет может посвятить игре 10-15 минут.

4-5 лет игра может продолжаться 40-50 минут.

А старшие дошкольники могут играть в игру по несколько часов или даже по нескольку дней (например, в подготовительной группе Детского Сада).

 

Сначала, когда пояавляется сюжетно ролевая игра, ребенок четко воспроизводит детали игрововго действия, позже он начинает заменять действия словами.

ПРИМЕР: «Ну все, мы помыли руки и идем есть», хотя действия мытья рук не было.

 

То есть игровые действия обобщаются.

 

В развитии игры выделяют две стадии (фазы):

1. 3-5 лет. Характерно воспроизведение логики реальных действий людей, содержанием игры являются предметные действия.

2. 5-7 лет. Моделируются реальные отношения между людьми, содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

 

Появление игр с правилами позволяет нам сделать вывод, что у ребенка появляется (развивается) произвольность поведения.

 

Произвольность – это механизм управления своим поведением. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроль.

 

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера, возникают новые мотивы деятельности. Игра способствует развитию творческого воображения и произвольной памяти.

 

 

Развитие психических функций.

 

В дошкольном возрасте завершается процесс овладения речью. К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения.

Развивается звуковая сторона речи, ребенок начинает осознавать особенности своего произношения. Естественно растет словарный состав речи.

 

Восприятие.

Утрачивает аффективный характер. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. Это возраст «почемучек». В нем выделяются произвольные действия: наблюдение, рассматривание, поиск.

На вопросы надо отвечать, ни в коем случае нельзя блокировать этот интерес.

 

Мышление.

Это переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и к началу начального школьного возраста к словесному мышлению. Появляется тенденция к обобщению.

 

Память.

Пока память непроизвольна, то есть ребенок не ставит цели запомнить какой-либо материал. Ребенок запоминает информацию тогда, когда он ее переживает.

Если я читаю ему сказку, то он сопереживает герою этой сказки (потом он рисует, отвечает на вопросы) + ребенок запоминает.

В этом возрасте развита механическая память, то есть путем многократных разнообразных повторений материала, ребенок запоминает.

После пяти лет начинает формироваться произвольная память.

 

 

Развитие личности.

 

Обычно в развитии личности включают три сферы:

Эмоциональная сфера. Характерна спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Если раньше эмоциональность ребенка зависела от конкретной ситуации, в которой он находится, то теперь ребенок может отвлечься от непосредственной ситуации и у него возникают переживания.

Мотивационная сфера. Развивается соподчинение мотивов. У ребенка развивается самосознание (изучение самого себя, своих потребностей, способностей, возможностей, переживаний, мыслей и т.д.)

 

Самосознание. Будем рассматривать по четырем позициям (по Мухиной):

1. Имя.

2. Притязание на признание.

3. Психологическое время личности.

4. Половая идентификация.

 

Активное формирование самосознание начинается только к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию.

 

Итак, Имя – это отношение к своему собственному имени. В этот период ребенок идентифицирует себя не только с именем, но и с фамилией (как неким отличительный признак).

Ребенок любит, когда его называют уменьшительно-ласкательными именами. Но это изменится, когда он пойдет в школу.

 

Притязание на признание – это желание ребенка быть признанным, уважаемым другими людьми, то есть он хочет, чтобы его считали личностью. В рамках притязания на признание можно говорить о самооценке. Это возраст завышенной самооценки: ребенок хочет играть самые главные роли, так как он хороший и лучше справится. Высокие ожидания от окружающих.

Сначала ребенок учится оценивать действия других детей, а потом уже и самого себя.

К 7 годам у большинства детей самооценка становится более адекватной.

 

Психологическое время личности – это отношение человека к прошлому, будущему и настоящему времени. Дети достаточно плохо помнят период раннего детства, поэтому Вобщем прошлого нет. Настоящее: он живет сегодняшним днем, но ребенок уже начинает воображать себя представителем какой-либо редкой профессии. То есть пока не особо понимает, что такое будущее.

 

Половая идентификация – это идентификация себя с тем полом, к которому человек принадлежит биологически. Ребенок осознает себя как мальчика или как девочку в этом периоде. Они приобретают представление о стиле поведения того или иного пола.

Дети начинают проявлять те качества, которые свойственны тому или иному полу.

ПРИМЕР: Если мальчик в 6 лет зарыдал – над ним начинают смеяться и обзывать «девченкой».

 

 

Психологическая готовность ребенка к школе.

 

Что входит в это понятие?

- Развитие познавательных процессов (они должны соответствовать возрастной норме).

- Развитие мотивационной сферы (ребенок должен хотеть идти в школу, чтобы учиться

и быть умным).

- Развитие «внутренней позиции школьника».

 

Младший школьный возраст.

 

Вопросы:

1. Кризис семи лет.

2. Учебная деятельность.

3. Развитие психических функций.

4. Развитие личности.

 

Возрастные рамки – это 6/7 – 11/12 лет.

 

 

Кризис семи лет.

 

Кризис начинается в тот момент, когда ребенок поступает в школу. Он связан с изменением ситуаций, каких:

- смена обстановки, ребенок попадает в учреждение, живущее по определенному распорядку дня, со своими правилами.

- возникает новая структура системы отношений.

Ребенок – взрослый

 
 


Ребенок – учитель Ребенок – родитель

 

Ребенок – учитель

       
   


Ребенок – родитель Ребенок – сверстники

 

Система «ребенок-учитель» определяет отношение ребенка к родителям и сверстникам. Система «ребенок-учитель» = «ребенок-общество», то есть учитель для ребенка становится образцом правил и норм поведения общества. Учитель становится носителем мирового знания.

 

В этом возрасте ребенок получает первую социальную позицию – позицию школьника, связанную с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы.

Есть так называемая «внутренняя позиция школьника» - это ощущение себя школьником, умение действовать по правилам и образцу. Это период рождения социального «Я» ребенка.

Составляющей «внутренней позиции школьника» является именно желание учиться.

То есть на вопрос: «Почему ты хочешь идти в школу?» - «Учиться».

 

Основным новообразованием младшего школьного возраста является смысловая ориентировочная основа поступка, то есть это звено между желаниями что-то сделать и действиями. Это интеллектуальный момент, которого не было в дошкольном возрасте, позволяет адекватно оценить поступок с точки зрения его результатов и последствий.

 

Очевидно, что появление смысловой ориентировочной основы поступка исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка.

 

Ведущей деятельностью этого периода выступает учебная деятельность, но игровая деятельность не пропадает окончательно.

 

 

Учебная деятельность.

 

Учебная деятельность – это значимая для взрослых деятельность, становится ведущей деятельностью в этом возрасте.

 

Компоненты учебной деятельности (Д.Б.Ильконин):

1. Мотивация. Учебная деятельность полимотивирована, то есть она направляется и побуждается разными мотивами. В основе мотивов лежат – познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Кроме того, ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности.

2. Учебная задача. Это система знаний, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действий. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. ПРИМЕР: Задача – научить писать, отдельное задание – научить писать букву «А».

3. Учебные операции. Это способы действия: как написать букву «А» - поставить ручку над, наклон и т.д. и т.п. Каждая учебная операция должна быть тщательно отработана, чтобы сформировался навык. П.Я.Гальперин является ассом в этом.

4. Контроль. Первоначально учебную работу детей контролирует учитель, а затем только родитель. Но постепенно дети сами начинают контролировать себя и это происходит стихийно. Без самоконтроля просто невозможно хорошее обучение. Недостаточно контролировать учебную деятельность только по результату, то есть нужен пооперационный контроль (контроль по конкретным операциям).

5. Оценка. Ребенок должен адекватно оценивать свою работу, иначе невозможен контроль. Правда в начальной школе ребенок еще не может адекватно оценивать свою работу, поэтому сказать: «Ты неправильно это сделал», это значит, ничего не сказать. Оценка в младшем школьном возрасте всегда должна быть содержательной (еще и потому, что самооценка завышена в этом возрасте), то есть вместе с оценкой должно быть объяснение, почему поставлена та или иная оценка. Чтобы у ребенка сформировались критерии оценки.

 

Развитие психических функций.

 

В этом возрасте доминирующее развитие получает мышление. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, которое получает преимущественное развитие. Просто так устроено школьное обучение.

 

К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия у детей.

Среди детей выделяют группы «теоретиков или мыслителей» - они легко решают учебные задачи в словесном плане.

Следующая группа – «практики». Им нужна опора на наглядность и практические действия.

Последний тип – это «художники». Это творцы, с ярким образным мышлением. Решают правильно, но не так как «принято».

 

У большинства детей обнаруживается равновесие в этих типах мышления.

 

В процессе обучения формируются научные понятия. Дело в том, что научные понятия не могут возникнуть на пустом месте. Они формируются на некоторой базе, и это житейская база (то есть из дома, семьи).

ПРИМЕР: Что такое сознание. С житейской точки зрения – это субъективное отражение объективной реальности. Намного проще чем с точки зрения психологии.

Или яблоко – это фрукт по житейской базе. Все просто.

 

Если формируются научные понятия, то формируется теоретическое мышление (способность оперировать этими научными понятиями).

 

Восприятие.

Не достаточно дифференцировано. Из-за этого ребенок путает похожие по написанию буквы и цифры («6» и «9»). Случается такой феномен, как «отзеркаливание», то есть ребенок пишет с точностью зеркала то, что увидел на доске. Так как восприятие недифференцировано. Это все проходит само собой, просто помогать написать (нарисовать) правильно. Хорошо помогает «рисунок по точкам».

Кроме того, ребенок обращает внимание на более яркие свойства предметов (цвет, форма и величина).

 

Память.

Развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности.

Непроизвольно мы и дети запоминаем тот материал, который вызывает у нас интерес.

 

Но ребенок в школе должен запоминать все, что говорит учитель à это развивает произвольность.

 

Младшие школьники обладают хорошей механической памятью, поэтому этот возраст наиболее сенситивен к обучению письму.

 

Внимание.

Это бич младших школьников. У большинства оно не сформировано.

Поэтому на уроке учитель должен постоянно привлекать внимание школьников к материалу. Внешние проявления – это сильный отвлекающий фактор.

 

Младший школьник может выполнять сосредоточенно одно действие в течение 10-20 минут, кроме того, у них затруднено переключение с одного учебного задания на другое. Помогают этому переключению физические разминки.

 

Развитие личности.

 

Мотивационная сфера:

Рассмотреть мотив получения высоких отметок.

Мотив достижения.

И учебно-познавательные мотивы и мотив самосовершенствования.

 

 

Самосознание.

 

Имя.

Отношение к себе, как к имени. Ребенок уже не любит и не хочет, чтобы его называли уменьшительно-ласкательно, то есть получение нового социального статуса уже не позволяет прибегать к уменьшительно-ласкательному называнию себя.

 

На первый план выходит фамилия.

 

Притязание на признание.

В этом возрасте родители начинают задавать исходный уровень притязаний, то есть то, на что ребенок должен по их мнению претендовать в учебной деятельности.

 

Ребенок уже спокойно знает, что может и что нет, но хочет претендовать на то, чтобы его считали хорошим учеником в классе.

Он хочет получать много красных звездочек, ленточек и т.п. (как символов успешности и успеваемости).

 

Самооценка.

В этом возрасте при благоприятных условиях самооценка нормализуется. Но самооценка сильно зависит от мнения учителя.

Ни в коем случае нельзя делать никого «кумиром класса» - это ведет к формированию сильного «комплекса отличника».

 

Психологическое время личности.

Ребенок живет настоящим. Ребенок очень сильно ориентирован на будущее. «Сейчас я научусь делать вот это, и тогда я смогу сделать то потом».

 

Половая идентификация.

Заканчивается половая идентификация и ребенок ведет себя в соответствии со своим полом. Гомосексуальные наклонности в этом возрасте не проявляются. Они проявляются только в подростковом возрасте.

 

Младший школьный возраст – это появление первой влюбленности.

1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...