Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастные кризисы в молодом возрасте.

 

- кризис новорожденности;

- кризис одного года. Младенческкий возраст заканчивается кризисом первого года жизни, обусловленным становлением ходьбы и речи. В этот период времени для младенца бывают характерными акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим. В некоторых случаях оппозиция ребенка принимает характер «истерик», аффективно-респираторных судорог, припадков;

- кризис трех лет. Постепенно к 3-х годам формируются более тонкие эмоции.

Важным новообразованием этого возраста является осознание собственного «Я», выделение себя из окружающего мира, что сопровождается стремлением к самостоятельности: «Я сам», «Я хочу» и наиболее ярко проявляется в кризисе 3 лет. Основные его проявления — негативизм, строптивость, своеволие (обесценивание, принижение ценностей, деспотизм, ревность). Степень выраженности кризиса 3-х лет зависит от того, насколько взрослые учитывают изменившуюся ситуацию развития. Если они продолжают ограничивать его самостоятельность, ущемляют свободу ребенка, ограничивают его инициативу, то возникает своеобразный бунт — протест, свидетельствующий о необходимости коррекции воспитательных мер со стороны взрослых;

- кризис семи лет. Переход из дошкольного возраста в младший школьный нередко сопровождается кризисом 7 лет. Для кризиса 7 лет характерны: 1) утрата детской непосредственности; 2) манерничанье, капризы, в поведении — нарочитость, нелепость, «вертлявость», паясничание, клоунада, ребенок строит из себя шута; 3) начало дифференциации внутренней и внешней сторон личности ребенка; 4) объектом анализа становятся субъективные переживания: «Я радуюсь», «Я огорчаюсь»; 5) формирование аффективного обобщения, логика чувств;

- пубертатный кризис: даже для совершенно здоровых подростков характерны неустойчивость настроения, поведения, самооценки и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций, они не могут включиться во взрослую жизнь, но стремятся к ней, претендуют на равные со взрослыми права;

Подростковый возраст как переходный от детства к зрелости всегда считался критическим, однако кризис этого возраста (пубертатный) значительно отличается от кризисов младших возрастов. Он является самым острым и длительным.

В основе бурных и подчас болезненно переживаемых соматических изменений организма подростка лежит интенсивная перестройка эндокринной системы, заканчивающаяся достижением половой зрелости. Помимо формирования вторичных половых признаков у подростков отмечается изменение взаимоотношений частей тела (ещё детское туловище при быстром развитии конечностей). Движения и походка при этом становятся угловатыми и неуклюжими. Часто за бурным ростом тела (резкое увеличение мышечной массы и роста) не успевают внутренние органы, что приводит к развитию целого ряда функциональных заболеваний, особенно сердечно-сосудистой системы.

По принципу бинарности действия гормонов перестройка эндокринной системы не может протекать без соответствующих изменений в психике. В связи с этим в момент особенно резких эндокринных сдвигов у подростков отмечается выраженное психическое беспокойство, повышенный уровень тревожности. Пытаясь избавиться от этой тревожности, выплеснуть её во вне, они часто вступают в конфликты, нередко в среде мальчиков отмечаются коллективные драки. Этим же объясняется склонность подростков к посещению массовых шумных рок-концертов, эпатажное употребление наркотиков и алкоголя.

Развиваются и более полно осознаются высокие чувства дружбы и любви, причем любовь отнюдь не обусловлена сексуальными потребностями, но, напротив, носит исключительно платонический, духовный характер.

Основным новообразованием подросткового возраста является формирование чувства взрослости, то есть состояние, когда основная масса потребностей подростка ничем не отличается от таковых у взрослых. Однако при объективно наступающем взрослении социальная ситуация для него, как правило, не меняется — он остается учащимся и находится на иждивении у родителей, лишен ряда гражданских прав. Поэтому многие притязания приводят к неразрешенным трудностям, входят в конфликт с реальной действительностью. В этом и кроется основная психосоциальная причина кризиса подросткового возраста.

Происходит смена значимых лиц, и подростки во многих жизненных областях ориентируются исключительно на мнение сверстников, почти полностью игнорируя мнение родителей и окружающих взрослых. Как ни велико влияние родителей на формирование личности детей, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни ребенка. В период подросткового возраста претерпевают существенные изменения семейные отношения. Если в детские годы родитель воспринимается ребенком как источник эмоционального тепла и поддержки, как носитель власти и распределитель благ и наказаний, как старший друг и советчик, то в подростковом возрасте явно ослабевают эмоциональные связи родителей и ребенка. Подросток стремится освободиться от опеки. Расширение прав приводит к тому, что он не пассивно ожидает от родителей каких-либо благ, но, наоборот, активно предъявляет к родителям завышенные материальные требования. Если в детстве родитель часто выступает в качестве примера для подражания, то в подростковом периоде его достоинства критикуются, а недостатки выпячиваются.

Однако, несмотря на заметное падение авторитета семьи в глазах подростка, она всё же остается тем местом, где он чувствует себя уверенно и спокойно. Психологический барьер между родителем и подростком объясняется не только возрастным эгоцентризмом и максимализмом подростка, но и абсолютной уверенностью в непогрешимости собственного опыта, невозможностью взглянуть на мир глазами подростка со стороны родителей. Известно, что подростки более объективно оценивают своих родителей, чем те — своих детей. Следует отметить, что потребность в неформальном общении с родителями очень велика у подростков, но удовлетворяется она меньше чем наполовину.

Подросток с соответствующим ему максимализмом начинает предъявлять ряд требований к учителю. Так, в образе «идеального учителя» на первый план выходят его индивидуальные качества — способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность. На втором месте стоит профессиональная компетентность, уровень знаний и качество преподавания, на третьем — умение справедливо распоряжаться властью.

Главным препятствием, мешающим взаимопониманию ученика и учителя, является абсолютизация ролевых отношений, наивно-бюрократическая «школа» и «учебоцентризм», за которыми кроется уровень подготовки педагогов, нежелание, а порой и страх увидеть в своих учениках личности. И здесь следует напомнить, что личностный подход не просто учет индивидуальных особенностей учащихся. Это последовательное, искреннее всегда и всём отношение к ученику как к личности, как ответственному и самостоятельному человеку. И, вероятно, уместно будет вспомнить древнее изречение Ксенофонта, который в своих «Воспоминаниях о Сократе» сказал о том, что «никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».

Некоторые психологи даже склонны считать общение ведущей деятельностью подросткового и юношеского возраста. Напряженная потребность в общении превращается у многих ребят в непреодолимое «стадное чувство»: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей, а если своей нет — какой угодно компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков.

Типичная черта подростковых групп — чрезвычайно высокая конформность. С яростью отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнению собственной группы и её лидеров. Неокрепшее диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они».

Следует отметить, что переходный возраст, особенно 12–14 лет, сопровождается значительными изменениями в содержании и структуре Я-концепции. У подростков заметно усиливаются склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образов «Я», несколько снижается общее самоуважение и существенно меняется самооценка некоторых качеств. Подросткам значительно чаще, чем детям, кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения, и они чаще испытывают депрессивные состояния.

Не все подростки страдают от депрессии.

Традиционные психоаналитическая теория предлагает, что все подростки проходят период депрессии, потому что они переживают конфликты и внутри себя, и в отношениях с окружающими, и это является нормальной стадией развития, обычно называемой «подростковым смятением». Восприятие подросткового кризиса как нормального состояния до недавнего времени встречало широкую клиническую поддержку (Фрейд, 1958; Блос, 1961).

Эпидемиологические исследования доказали несостоятельность этой точки зрения.

Некоторое смятение является чертой подросткового возраста, но его связь с депрессией была сильно переоценена.

Важной целью является способность отличить «нормальных подростков» от подростков с психиатрическими расстройствами, которым необходимо наблюдение клинициста. Социально отстраненные подростки с резкими перепадами настроения, когнитивными искажениями и конфликтами с ровесниками и семьей не являются типичными подростками. Скорее они психиатрически нездоровы. Хотя большинство подростков проходят через подростковый возраст без затяжных периодов дисфункции, существует группа молодых людей, которым трудно пересечь этот возрастной этап. Для многих из них он может стать ранним проявлением психической болезни.

Существует достаточное количество психических расстройств, проявляющихся в подростковом возрасте. Аффективное расстройство является одним из наиболее распространенных. Среди 2203 детей в возрасте 10–11 лет 13% испытывали подавленное настроение, а 9% были озабочены депрессивными темами. На собеседовании с подростками, когда им было 14–15 лет, 40% заявили о смешанных чувствах стресса и депрессии, 29% выразили чувство самоунижения, а 7–8% — суицидальные чувства. Некоторые исследователи предполагают, что высокие коэффициенты появляются оттого, что подростки заявляют и о преходящих симптомах депрессии, в отличие от взрослых.

Коэффициенты распространения глубокой депрессии у подростков колеблется от 0,4–5,7% и 8,3%.

 

Психология и психопатология ранней юности

Обычно к этапу «зрелой идентичности» молодые люди приходят в возрасте 16–18 лет, хотя некоторые могут навсегда остаться на уровне размытой идентичности или пойти путем достаточной идентификации, отказавшись от активного выбора и самоопределения. Вместе с тем понятие «зрелой идентичности» и сами его критерии неоднозначны. Представление, что идентичность формируется прежде всего в сфере профессиональной ориентации, отражает традиционно мужскую точку зрения. У девушек дело обстоит иначе. Юноша, не осуществивший профессионального самоопределения, не может чувствовать себя взрослым. Девушка же может основывать свои притязания на взрослость на других показателях, например на наличии серьезных претендентов на её руку и сердце.

Крайне важным в развитии психики человека является становление морального самосознания. На сегодняшний день наиболее общей, подвергавшейся экспериментальной проверке во многих странах является когнитивно-генетическая теория морального развития личности американского психолога Лоренса Колберга. Развивая идеи Ж.Пиаже и Л.С.Выготского о том, что развитие морального сознания ребенка идет паралельно с его умственным развитием, Л.Колберг выделяет в нём несколько фаз.

«Доморальному уровню» соответствуют следующие стадии: 1) когда ребенок слушается, чтобы избежать наказания; 2) когда ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на какие-то блага и поощрения).

«Конвенциональной морали» соответствуют стадии: 3) модель хорошего ребенка, движимого желанием одобрения со стороны значимых других и стыдом перед их осуждением; 4) установка на поддержание существующего порядка и правил («хорошо то, что соответствует правилам»).

«Автономная мораль» переносит моральное решение внутрь личности. Она открывается стадией 5а, когда подросток осознает относительность и неустановленность нравственных правил, требует их логического обоснования, усматривая таковое в принципе полезности. На стадии 5б релятивизм сменяется признанием существования некоего высшего закона, выражающего интерес большинства. Лишь после этого (стадия 6) формируются моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и рассудочным соображениям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...