Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Существующее нормативное регулирование способов формирования фонда капитального ремонта также порождает ряд проблем.




По данным Фонда ЖКХ по состоянию на 1 января 2016 г., способ формирования фонда капитального ремонта у регионального оператора используется в 89% многоквартирных домов от общего количества многоквартирных домов, включенных в региональные программы. При этом в большинстве случаев владельцем специального счета также выбирают регионального оператора < 1>.

--------------------------------

< 1> Информация с официального сайта Фонда ЖКХ: http: //www. fondgkh. ru.

 

Как уже отмечалось, денежные средства, перечисленные на капитальный ремонт, поступают в собственность регионального оператора. Соответственно региональный оператор может по своему усмотрению распределять поступившие от собственников средства на финансирование капитального ремонта любых многоквартирных домов. Например, если наступил срок проведения работ по капитальному ремонту, а размера сформированного фонда для данного многоквартирного дома не хватает, то ремонт все равно будет проведен - фактически за счет собственников других помещений. Статьей 179 ЖК РФ предусмотрено, что ремонт проводится на возвратной основе, однако условия возвратности в Кодексе не раскрыты. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12 апреля 2016 г. N 10-П признал эту схему не противоречащей Конституции РФ. Более того, по мнению Конституционного Суда, способ формирования денежных средств на капитальный ремонт " в общем котле" регионального оператора обеспечивает централизованную систему аккумулирования накоплений. Представляется, что дополнительной защитой для собственника при данном способе формирования накоплений явилось бы установление гражданско-правовой ответственности регионального оператора за нарушение сроков выполнения работ, предусмотренных региональной программой.

При формировании фонда капитального ремонта на специальном счете владельцем счета по выбору собственников жилых помещений может выступать товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, управляющая организация, а также региональный оператор. Собственники могут заменить владельца специального счета. Данный способ формирования фонда позволяет собственникам более активно участвовать в принятии решений о проведении капитального ремонта. Если средств на счете достаточно, то собственники могут принимать решение о капитальном ремонте, не ориентируясь на региональную программу. Кроме того, фонд, формируемый на специальном счете, предназначен только для ремонта одного многоквартирного дома, собственники помещений в котором формируют счет. Денежные средства, находящиеся на специальном счете, принадлежат собственникам помещений. Доля в соответствующих денежных средствах определяется пропорционально общей сумме взносов на конкретное помещение и следует судьбе помещения (ст. 36. 1 ЖК РФ).

Основная проблема указанного способа формирования фонда капитального ремонта - недостаточная регламентация на федеральном уровне. Следует принимать во внимание, что правовое регулирование использования специального счета относится к гражданскому законодательству, которое входит в предмет исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ).

Вместе с тем приходится констатировать, что в федеральном законодательстве не урегулированы многие вопросы, имеющие большое значение для формирования накоплений на специальном счете. Например, отсутствуют правила о ведении владельцем специального счета учета средств, поступающих в фонд капитального ремонта дома (владельцем может быть как сам региональный оператор, так и управляющая компания, которая осуществляет управление несколькими домами). Владелец специального счета отвечает только за проведение операций по счету, лицо, ответственное за проведение капитального ремонта, собственники выбирают сами - это может быть товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, управляющая организация, иное лицо, уполномоченное собственниками. Правила об ответственном лице следовало бы прямо предусмотреть в федеральном нормативном правовом акте, чтобы можно было сразу же определить, кто за что отвечает.

Региональный оператор заключает договоры подряда на проведение работ по капитальному ремонту в соответствии с условиями, определенными постановлением Правительства РФ. Подобных правил для заключения договора подряда собственниками помещений нет.

Кроме того, ЖК РФ предусматривает обязанность регионального оператора заключить с подрядными организациями договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами (ч. 2 ст. 182 ЖК РФ). Аналогичные нормы для случаев формирования фонда капитального ремонта на специальном счете не предусмотрены. Некоторые исследователи отмечают высокий порог принятия решения о формировании фонда на специальном счете - квалифицированное большинство (две трети) голосов от числа собственников помещений. В то время как вопрос о выборе способа управления домом решается простым большинством голосов < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Генцлер И. В. Основные проблемы капитального ремонта многоквартирных домов и пути их решения // Аналитический вестник / Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аналитическое управление Аппарата управления Совета Федерации. 2014. N 15 (533). С. 28.

 

Общая проблема для обоих способов формирования фонда капитального ремонта - отсутствие гарантии возврата денежных средств в случае отзыва лицензии у кредитной организации. В этой связи необходимо разрабатывать систему страхования таких счетов (по аналогии с системой страхования вкладов). На это указал и Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12 апреля 2016 г. N 10-П.

Полагаем необходимым расширение перечня работ по капитальному ремонту, предусмотренному ст. 166 ЖК РФ, добавив туда разработку проектной документации и ее экспертизу. Как правило, такая документация - обязательный атрибут проведения работ по капитальному ремонту, а в настоящее время разработка проектной документации может осуществляться только за счет дополнительных взносов собственников, привлеченных средств, средств регионального оператора.

Развивая правовое регулирование порядка проведения капитального ремонта, следует разрабатывать общие правила определения размера предельной стоимости услуг или работ, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт. Оплата цены услуг или работ, превышающей предельную стоимость, осуществляется за счет дополнительных средств собственников помещений в многоквартирном доме. При этом только в некоторых субъектах Российской Федерации эта предельная стоимость индексируется с учетом инфляции.

Представляется целесообразным совершенствовать механизм поступления денежных средств в фонд капитального ремонта, а также механизмы контроля за надлежащим использованием денежных средств. В случае передачи фонда в ведение регионального оператора, по нашему мнению, стоит предусмотреть условия, которые бы не ухудшали положения собственников, собравших взносы в большем размере и рассчитывавших на более ранний срок проведения ремонта. Речь в этом случае может идти о проведении ремонта соответствующих домов в первоочередном порядке.

С учетом правовых позиций, сформулированных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2016 г. N 10-П, чрезвычайно важной является разработка механизма информирования собственников помещений в многоквартирном доме о порядке и условиях проведения капитального ремонта. В частности, правовой регламентации требует порядок уведомления органом местного самоуправления собственников помещений в многоквартирном доме о последствиях непринятия решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.

Конституционный Суд РФ отметил, что правило относительно двухлетнего срока вступления в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и о его формировании на специальном счете не должно применяться, если изначально решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято не собственниками помещений в многоквартирном доме, а органом местного самоуправления в отсутствие информирования собственников о последствиях непринятия ими решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если соответствующий факт установлен решением суда.

Таким образом, органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны информировать граждан об условиях накопления фонда капитального ремонта. Отсутствие у собственников помещений многоквартирного дома полной и актуальной информации о капитальном ремонте является одной из причин неактивного участия собственников в принятии решений по капитальному ремонту < 1>. Поэтому нужно развивать уже существующую информационную систему жилищно-коммунального хозяйства, наполнять ее новыми данными, в том числе о критериях очередности проведения капитального ремонта < 2>.

--------------------------------

< 1> Широков А. В. Проблемы управления и капитального ремонта многоквартирных домов // Аналитический вестник / Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аналитическое управление Аппарата управления Совета Федерации. 2014. N 15 (533). С. 14 - 18.

< 2> См.: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ " О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" // Собрание законодательства РФ. 2014. N 30 (ч. 1). Ст. 4210.

 

Организация и осуществление капитального ремонта многоквартирных домов должны быть нормативно упорядоченными и максимально прозрачными, поскольку аккумулируют как денежные средства собственников, так и бюджетные средства, при этом собственники жилых и нежилых помещений должны быть информированы о судьбе выплаченных ими средств и о сроках осуществления капитального ремонта их многоквартирного дома < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Бадулина Е. В., Крашенинников П. В. Проблемы правового регулирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов // Семейное и жилищное право. 2016. N 4. С. 29 - 34; N 5. С. 38 - 41.

 

§ 5. Ответственность за нарушение жилищного законодательства

 

Ответственность за нарушение жилищного законодательства предусмотрена в актах различных отраслей российского законодательства.

Конечно же в первую очередь следует указать на нормы, содержащиеся в федеральных жилищных законодательных актах, в соответствии с которыми лица, виновные:

- в нарушении порядка постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятия с учета и предоставления гражданам жилых помещений;

- в несоблюдении установленных сроков заселения жилых домов и жилых помещений;

- в нарушении правил пользования жилыми помещениями, санитарного содержания мест общего пользования, лестничных клеток, лифтов, подъездов, придомовых территорий;

- в самовольном переоборудовании и перепланировке жилых домов и жилых помещений и использовании их не по назначению;

- в нарушении правил эксплуатации жилых домов, жилых помещений и инженерного оборудования, в бесхозяйственном их содержании;

- в порче жилых домов, жилых помещений, их оборудования и объектов благоустройства,

несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

В самом ЖК РФ в первую очередь следует выделить статьи, предусматривающие ответственность в виде выселения как санкцию за противоправное поведение (ст. 90 " Выселение нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма", ст. 91 " Выселение нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения без предоставления гражданам другого жилого помещения" ),

С большой долей уверенности предусматривающими ответственность можно назвать положения ЖК РФ, содержащиеся в ст. 75 " Признание обмена жилыми помещениями, предоставленными по договору социального найма, недействительным", ст. 79 " Прекращение и расторжение договора поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма", ст. 133 " Выселение бывшего члена жилищного кооператива", и некоторые иные положения. Кроме того, следует указать и на нормы ГК РФ, содержащиеся в ст. 293 " Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение", ст. 687 " Расторжение договора найма жилого помещения".

Анализ указанных норм содержится в гл. 5, 8, 10 настоящей работы. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях < 1> (далее - КоАП), который действует с 1 июля 2002 г., содержится несколько норм, посвященных административной ответственности за нарушение жилищного законодательства. Так, в соответствии со ст. 7. 21 порча жилых домов, жилых помещений, а равно их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 1 тыс. 500 рублей. Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 2 тыс. 500 рублей.

--------------------------------

< 1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

 

Согласно ст. 7. 22 КоАП нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влекут наложение административного штрафа: на должностных лиц - в размере от 4 тыс. до 5 тыс. рублей; на юридических лиц - от 40 тыс. до 50 тыс. рублей.

Кроме того, в соответствии со ст. 6. 4 КоАП нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа: на граждан - в размере от 500 до 1 тыс. рублей; на должностных лиц - от 1 тыс. до 2 тыс. рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 тыс. до 2 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Уголовный кодекс РФ в ст. 139 предусматривает уголовную ответственность за незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающих в нем лиц.

Гражданско-правовая ответственность наступает за использование жилья не по назначению, порчу и разрушение жилищного фонда, несвоевременное внесение квартирной платы, платы за коммунальные услуги и т. д.

Ответственность наступает по правилам, предусмотренным гражданским законодательством, при одновременном наличии четырех условий.

Во-первых, если ненадлежащим отношением жилищному фонду причинен вред.

Имущественный вред может выражаться в расходах, произведенных потерпевшим, утрате или повреждении его имущества, а также в неполученных потерпевшим доходах, которые он получил бы, если бы отношение к жилищному фонду было надлежащим.

Моральный вред выражается в нанесении ущерба деловой репутации, причинении физических или нравственных страданий и т. д.

Во-вторых, если вред причинен противоправными действиями.

Противоправность проявляется в том, что субъект не выполнил (нарушил) установленные законодательством нормы. Следовательно, всякий раз нужно устанавливать, какое именно правило нарушено (статья закона, пункт инструкции и т. п. ). Кроме того, противоправными являются действия, ущемляющие чьи-либо субъективные права (например, нарушается принадлежащее гражданину право собственности).

В-третьих, если существует причинно-следственная связь между противоправными действиями и наступившим вредом.

Иными словами, вред наступил именно потому, что совершены противоправные действия; неправомерное действие субъекта есть причина, а наступивший вред - следствие.

В-четвертых, если субъект, причинивший вред, виновен.

Вина юридического лица - в вине его работников. Вина может быть умышленной либо неосторожной. Лицо считается действовавшим умышленно, если оно осознает противоправность своего поведения, предвидит негативные последствия поведения и желает их наступления либо безразлично к ним относится. Лицо признается действовавшим неосторожно, если оно не осознает противоправности своего поведения, не предвидит наступления негативных последствий, не желает этого, но должно было осознавать характер своего поведения и предвидеть наступившие последствия.

При рассмотрении вопроса о вине важно иметь в виду, что причинитель вреда считается виновным, если не докажет отсутствия своей вины. Вопреки общеизвестной презумпции невиновности, которой характеризуется уголовное право, в гражданском праве действует презумпция вины, т. е. лицо, совершившее противоправные действия, считается виновным, если не докажет отсутствие своей вины.

В качестве меры гражданско-правовой ответственности применяется также такая санкция, как взыскание убытков. Так, если собственник квартиры затопил соседнее жилое помещение, он обязан за свой счет возместить ущерб.

Ответственность за неисполнение обязанностей по отношению к жилищному фонду в большинстве случаев наступает по решению суда. Если же допускается применение мер ответственности по решению иных органов, то такое решение можно обжаловать в судебном порядке.

 

Глава 4. ЗАЩИТА ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ. СРОКИ ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ

 

§ 1. Защита жилищных прав

 

На основании ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Развивая данное положение применительно к жилищным отношениям, ч. 1 ст. 11 ЖК РФ указывает на то, что защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ).

В ЖК РСФСР 1983 г. защита жилищных прав осуществлялась преимущественно в административном порядке. В ЖК РФ административный порядок защиты жилищных прав предусматривается скорее как исключение. В частности, в ч. 2 ст. 11 Кодекса указывается, что защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных федеральным законом. При этом решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке. Обращая особое внимание на данное обстоятельство, Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 2 июля 2009 г. N 14 указал на то, что судам необходимо учитывать, что право на обращение в суд за защитой жилищных прав сохраняется за лицом и в том случае, когда закон предусматривает административный порядок защиты жилищных прав. В случае несогласия с принятым в административном порядке решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его в судебном порядке (п. 1).

Согласно ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем:

- признания жилищного права;

- восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

- признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

- неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

- прекращения или изменения жилищного правоотношения.

Защита жилищных прав может осуществляться и иными способами, главное, чтобы эти способы были установлены федеральным законодательством.

О защите права собственности на жилое помещение см. § 4 гл. 10 настоящей работы.

Жилищные споры (о признании права на жилое помещение, о выселении из жилого помещения, о прекращении права пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника этого жилого помещения, о сохранении права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения, об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о признании недействительным решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма, о принудительном обмене занимаемого жилого помещения, о признании обмена жилыми помещениями недействительным и др. ) исходя из положений ст. ст. 23 и 24 ГПК РФ рассматриваются по первой инстанции районным судом.

Поскольку жилое помещение законом отнесено к недвижимому имуществу (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ; п. 1 ст. 130 ГК РФ), мировым судьям в силу п. 7 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ подсудны дела об определении порядка пользования жилым помещением, находящимся в общей собственности нескольких лиц, если между ними не возникает спор о праве на это жилое помещение или если одновременно не заявлено требование, подсудное районному суду. Если спор об определении порядка пользования таким жилым помещением (жилым домом, квартирой) связан со спором о праве собственности на него (в частности, о признании права на долю в общей собственности и ее выделе для владения и пользования), то его подсудность как имущественного спора мировому судье или районному суду зависит от цены иска (п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ) < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14.

 

§ 2. Сроки исковой давности

 

Гражданское законодательство под исковой давностью понимает срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ). При этом сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон (ст. 198 ГК РФ). Это же относится и к основаниям приостановления и перерыва течения срока исковой давности, которые установлены нормами ГК РФ и иными федеральными законами. Применение этих норм обязательно для судебных органов.

Наличие исковой давности дисциплинирует участников оборота, стимулирует их к осуществлению принадлежащих им прав и исполнению обязанностей. " Действительное основание давности, - писал Г. Ф. Шершеневич, - заключается в том, что общество нуждается в прочном порядке и всякая неопределенность отношений, способная колебать приобретаемые права, возбуждает против себя протест" < 1>.

--------------------------------

< 1> Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. 9-е изд. М.: Изд. бр. Башмаковых, 1911. С. 188.

 

В законодательстве выделяются общий и специальные сроки исковой давности. Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ). Специальные сроки исковой давности устанавливаются для защиты отдельных указанных в федеральном законе прав. При этом в новой редакции ст. 196, введенной Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ, устанавливается, что предельный срок для защиты права не может быть более 10 лет, при этом с юридической точки зрения не важно, знало об этом лицо или должно было знать.

Как правило, специальные сроки бывают больше или меньше трех лет. Однако, несмотря на трехлетний срок, к специальным следует отнести и срок исковой давности по ничтожным сделкам, поскольку начало течения срока исковой давности является отступлением от общего правила и устанавливается вне зависимости от того, узнало лицо или должно было узнать о нарушенном праве.

В соответствии со ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать 10 лет со дня начала исполнения сделки.

Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка, либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной < 1>.

--------------------------------

< 1> О недействительности сделок см.: § 1 гл. 13 настоящей работы.

 

С 1 января 1995 г., т. е. со дня введения части первой ГК РФ, по 26 июля 2005 г., дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 109-ФЗ " О внесении изменения в статью 181 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" < 1>, срок исковой давности по ничтожным сделкам составлял 10 лет, что было вполне оправданно, особенно применительно к сделкам, совершенным до принятия соответствующих законодательных актов в начале 90-х гг. XX в. (например, Закона РСФСР 1991 г. " О приватизации жилищного фонда в РСФСР" < 2>, части первой ГК РФ и др. ).

--------------------------------

< 1> Российская газета. 26. 07. 2005. N 161.

< 2> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 28. Ст. 959.

 

В начале XXI в. данная норма стала существенно препятствовать экономической и правовой стабильности участников гражданского оборота, совершивших сделки, например, девять, восемь, шесть лет назад.

С одной стороны, за 5 - 10 лет объект гражданского оборота, например, мог несколько раз поменять собственника, и чаще всего на сегодняшний день владелец жилого помещения является добросовестным. С другой стороны, трехлетний срок исковой давности, установленный для ничтожных сделок, является обоснованным и дает лицу, чьи права нарушены, возможность защитить их. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства указывается, что три года - срок, который вполне позволяет и заинтересованным лицам, и государству выяснить в суде свои взаимоотношения. Именно срок исковой давности был самым длительным в нашем законодательстве в течение последних 100 лет. Десятилетие - это неоправданно долго исходя из общеэкономических и правовых соображений. Такой срок порождает массу неопределенностей, расхолаживая прежде всего государство, но также и других участников процесса < 1>.

--------------------------------

< 1> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М.: Известия, 2005. С. 18.

 

По нашему мнению, длительный срок исковой давности затруднял разрешение гражданских дел в связи с большой вероятностью утраты доказательств, возросшей возможностью неадекватного отражения обстоятельств дела участвующими в нем лицами и т. п., что усложняло процесс принятия судами объективного решения по делу и тем самым создавало предпосылки к вынесению ошибочных решений со всеми вытекающими последствиями.

В соответствии с Федеральным законом " О внесении изменения в статью 181 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", действовавшим с 26 июля 2005 г. до 1 сентября 2013 г., законодатель с сокращением срока исковой давности по сравнению со сроком, установленным в первоначальном тексте ст. 181 ГК РФ, не изменил начало его течения. И если применительно к 10 годам момент совершения сделки для начала течения срока исковой давности оправдан, то для трехлетнего срока момент начала течения срока, думается, должен быть связан с субъективным правом лица, чьи права нарушены. Речь идет о моменте, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Следует отметить, что подобная " формула" была изложена в п. 2 ст. 181 ГК РФ, где речь идет об оспоримой сделке. Такая же норма содержится в ст. 200 Кодекса " Начало течения срока исковой давности", по которой течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Лицо, чьи жилищные права нарушены, вправе требовать защиты своих прав в любое время вне зависимости от того, истек срок исковой давности или нет. Данное положение вытекает из ст. 199 ГК РФ, где указано, что требование о защите права принимается судом независимо от истечения срока исковой давности. Другое дело, когда сторона в споре может заявить о применении этого срока. В таком случае суд обязан отказать в иске. Учитывая, что законодательством не предусмотрены какие-либо требования к форме заявления стороны в споре о пропуске срока исковой давности, такое заявление может быть сделано как в письменной, так и в устной форме непосредственно в ходе судебного разбирательства. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 10 Постановления от 29 сентября 2015 г. N 43, в силу ч. 3 ст. 40 ГПК РФ, ч. 3 ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), п. 1 ст. 308 ГК РФ заявление о применении исковой давности, сделанное одним из соответчиков, не распространяется на других соответчиков, в том числе и при солидарной обязанности (ответственности).

Однако суд вправе отказать в удовлетворении иска при наличии заявления о применении исковой давности только от одного из соответчиков при условии, что в силу закона или договора либо исходя из характера спорного правоотношения требования истца не могут быть удовлетворены за счет других соответчиков (например, в случае предъявления иска об истребовании неделимой вещи).

Заявление ненадлежащей стороны о применении исковой давности правового значения не имеет.

Поскольку исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре (п. 2 ст. 199 ГК РФ), соответствующее заявление, сделанное третьим лицом, по общему правилу не является основанием для применения судом исковой давности. Вместе с тем заявление о пропуске срока исковой давности может быть сделано третьим лицом, если в случае удовлетворения иска к ответчику возможно предъявление ответчиком к третьему лицу регрессного требования или требования о возмещении убытков.

По общему правилу, изложенному в п. 1 ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 29 сентября 2015 г. N 43 разъяснил особенности начала течения срока исковой давности для граждан, юридических лиц, публичных образований и органов государственной власти и местного самоуправления. В случае нарушения прав физических лиц, не обладающих полной гражданской или гражданской процессуальной дееспособностью (например, малолетних детей, недееспособных граждан), срок исковой давности по требованию, связанному с таким нарушением, начинается со дня, когда об обстоятельствах, указанных в п. 1 ст. 200 ГК РФ, узнал или должен был узнать любой из их законных представителей, в том числе орган опеки и попечительства.

В исключительных случаях, когда пропуск срока исковой давности имел место, например, ввиду явно ненадлежащего исполнения законными представителями таких лиц возложенных на них законодательством полномочий, пропущенный срок исковой давности может быть восстановлен по заявлению представляемого или другого уполномоченного лица в его интересах (ст. 205 ГК РФ).

Если нарушение прав названных лиц совершено их законным представителем, срок исковой давности по требованиям к последнему, в том числе о взыскании убытков, исчисляется либо с момента, когда о таком нарушении узнал или должен был узнать иной законный представитель, действующий добросовестно, либо с момента, когда представляемому стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав и он стал способен осуществлять защиту нарушенного права в суде, т. е. с момента возникновения или восстановления полной гражданской или гражданской процессуальной дееспособности (ст. 21 ГК РФ; ст. 37 ГПК РФ).

Течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (п. 1 ст. 200 ГК РФ). Изменение состава органов юридического лица не влияет на определение начала течения срока исковой давности.

Для обязательств с определенным сроком исполнения в соответствии с п. 2 ст. 200 ГК РФ исковая давность течет с момента окончания срока.

Как в хозяйственной деятельности юридического лица, так и в жизни гражданина могут возникать обстоятельства, препятствующие предъявлению иска в защиту своих прав; важно, чтобы эти обстоятельства были объективны и указаны в федеральном законе. Для таких случаев законодатель предусмотрел четыре основания приостановления срока исковой давности (ст. 202 ГК РФ).

Во-первых, чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила). На основании ст. 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ " О чрезвычайном положении" к обстоятельствам, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю, относятся:

- попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери, нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ < 1>.

--------------------------------

< 1> Собрание законодательства РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.

 

Во-вторых, нахождение истца или ответчика в составе Вооруженных Сил России, перевед

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...