Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Населения в Российской Федерации»




3.2.1. Общие положения

В статье 6 законодательства о занятости населения исключены слова «Российская Федерация» и указано: «Законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».

Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» был принят 19 апреля 1991 года №1032-1. За этот период он претерпел 13 дополнений и изменений, по нему 12 раз принимались федеральные законы о внесении изменений и дополнений Федеральным собранием и один раз – Постановлением Конституционного суда Российской Федерации. С 1 января 2007 года вступил в действие Закон РФ «О занятости населения в РФ» (в редакции ФЗ от 31.12.2005 г. №199-ФЗ). Он определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации. Закон состоит из 7 глав и 39 статей.

В I главе «Общие положения» даются понятия «занятость граждан» и «занятые граждане», определяются порядок и условия признания граждан безработными, статус подходящей и неподходящей работы, конкретизируются направления государственной политики в области занятости населения, полномочия федеральных органов государственной власти в области содействия занятости населения, нормативно-правового регулирования по контролю и надзору в сфере труда и занятости населения, а также полномочия органов государственной власти и службы занятости субъектов Российской Федерации.

С 1 января 2005 г. введено новое условие признания безработными граждан, относящихся к категории инвалидов. Для этого безработные должны представить индивидуальную программу реабилитации, «выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда». В статье 4 «Подходящая и неподходящая работа» подчеркивается, что орган службы занятости определяет максимальную удаленность подходящей работы от места жительства безработного с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

В абзаце 6 статьи 5 «Государственная политика в области занятости населения» введена новая категория «граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые». Из 9 абзаца словосочетание «самостоятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления» заменено на «объединение усилий участников рынка труда», а абзац 12 Закона о занятости 1991 г. утратил силу.

Значительные изменения претерпела статья 7 «Полномочия федеральных органов государственной власти в области содействия занятости населения». В ней исключены пункты 2 – 4 и включены дополнительно статьи 7.1 «Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации» и 7.2 «Участие органов местного самоуправления в содействии занятости населения».

Примечание. Содержание вышеописанных статей подробно раскрыто в главах по темам «Социально-экономическая сущность занятости» и «Регулирование занятости населения».

3.2.2. Права граждан в области занятости

В главе II законодательства о занятости, которая содержит четыре статьи, отражаются права граждан:

на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю или путем бесплатного посредничества органов службы занятости в трудоустройстве на основе трудовых договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;

на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, связанных с профориентацией, на бесплатное получение безработными услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;

на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами Российской Федерации;

на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.

Причем статья 8 «Право граждан на выбор места работы» является логическим продолжением п. 2 статьи 1 о том, что «гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой- либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом».

3.2.3. Гарантии государства в области занятости

Глава III законодательства о занятости претерпела значительные изменения. В статье 12 (3-й абзац) «охрана труда, правовая защита от необоснованного увольнения и необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде» заменена на «защиту от безработицы». Из п. 2 (абзац 4) для безработных граждан исключено бесплатное медицинское обслуживание при приеме на работу и сохранено «бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение». Кроме того, безработным гражданам гарантируется осуществление активной политики занятости населения.

В статье 13 предусмотрены «дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения», имея в виду граждан, «испытывающих трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, установления квоты для приема на работу инвалидов…».

3.2.4. Регулирование и организация занятости населения

Глава IV – одна из самых объемных в Законе о занятости населения, она содержит 11 статей. Статья 14 исключена. Произошли изменения в статье 15. С 1 января 2007 года Федеральная служба переименована в «Государственную службу занятости населения» (ГСЗН). Деятельность органов занятости направлена на организацию мероприятий активной политики занятости населения. В данной статье подчеркивается, что ГСЗН включает федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и государственные учреждения службы занятости населения.

Также с 1 января 2007 г. действует новая статья 16.1 «Регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения», которая позволяет формировать регистры с необходимой информацией на физических лиц и работодателей, получающих государственные услуги.

На основании статьи 21 в настоящее время профсоюзы и иные представительные органы работников не имеют право вносить в органы местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым увольнением работников.

Разделение функций по содействию занятости населения всех уровней власти в корне изменило статью 22 «Источники финансирования мероприятий по содействию занятости населения». В ней остался один пункт: «Мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, являются расходными обязательствами Российской Федерации». При этом второй пункт, связанный с финансированием из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (местных бюджетов), утратил силу; порядок финансирования полномочий, переданных в субъекты Российской Федерации, определяется статьей 7.1 (п. 2 – 7).

Аналогичные изменения произошли и в статье 24. С 1 января 2005 года организацией общественных работ занимаются только органы службы занятости. Финансирование общественных работ производится только за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы. С 1 января 2007 года в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до18 лет вправе участвовать и органы местного самоуправления.

В то же время статьи 16 «Статистическая отчетность и информация о занятости населения», 17 «Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы», 18 «Лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации», 20 «Координационные комитеты содействия занятости населения» и 23 «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан» остались без изменений.

Примечание. Содержание IV главы подробно раскрыто в главе «Регулирование занятости населения».

3.2.5. Участие работодателей

в обеспечении занятости населения

В главе V статьи 25«Содействие работодателей в обеспечении занятости населения» пункт 4, который формулируется следующим образом: «В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в федеральный бюджет в размере среднего заработка работника данной категории за год» – утратил силу.

Однако работодатели обязаны оказывать помощь в трудоустройстве, профессиональной переподготовке, выполнять квоту для инвалидов, информировать о наличии вакансий и предстоящих сокращениях кадров.

В статье 26 «Права работодателей» утратил силу пункт 3, связанный с компенсацией, производимой органами службы занятости, работодателям затрат на опережающее обучение граждан, увольняемых лиц из организаций или на обучение принятых на работу граждан, уволенных из других организаций. Но работодатель имеет право получать информацию о состоянии рынка труда.

3.2.6. Социальные гарантии и компенсации

Глава VI «Социальные гарантии и компенсации» включает в себя 11 статей, в семи из которых произошли изменения в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ. В частности, в статье 28 исключен абзац о возмещении затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости. Также утратил силу и пункт 3, где было сказано, что «все виды пособий и других выплат безработным подлежат индексации в соответствии с Федеральным законом» При этом необходимо подчеркнуть, что утратили силу пункт 2 статьи 29, пункт 3 статьи 30, пункт 7 статьи 31 и абзац 4 пункта 2 статьи 34. В соответствии с ними органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не могут устанавливать более продолжительные сроки выплаты пособий по безработице или предусматривать условия продления их выплаты в рамках утвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со статьей 33, размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

С 1 января 2005 года материальная помощь безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению органов службы занятости оказывается только органами службы занятости.

В связи с введением статьи 7.1 статья 38 утратила силу с 1 января 2007 г.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

1. Назовите основные документы, составляющие законодательство Российской Федерации о занятости населения.

2. Какие основные принципы занятости сформулированы в Законе РФ «О занятости населения Российской Федерации»?

3. Как Вы понимаете требование п. 2 статьи 1 Закона о занятости: «Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом»? Как это соотносится с Трудовым кодексом?

4. Каковы права граждан в области занятости?

5. Что гарантирует государство безработным гражданам в реализации их права на труд?

6. В чем смысл и содержание регулирования и организации занятости населения?

7. Какова роль работодателей в обеспечении занятости населения, в том числе в Вашем городе (районе)?

8. Что включают в себя социальные гарантии и компенсации?

9. Кто, по Вашему мнению, осуществляет контроль за исполнением законодательства о занятости, и имеют ли место его нарушения в Вашем городе (районе)? Если да, то с какой стороны: со стороны органов исполнительной власти, службы занятости, работодателей или безработных? Для ответа на вопрос целесообразно использовать материалы городских и районных центров занятости (проконсультироваться).

 

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Закон о занятости населения – это документ, определяющий правовые, экономические и организационные условия, гарантии государства по реализации права на труд граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Подходящая работа – это такая работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, доступности рабочего места. Для лиц, не работавших ранее и не имеющих профессии, и лиц, отказавшихся повысить квалификацию, состоящих на учете более 18 месяцев, не работавших более трех лет, не единожды уволенных в течение года и уволенных за нарушение трудовой дисциплины, подходящей считается любая оплачиваемая постоянная или временная работа, включая общественную.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Власов, В.И. Комментарий к закону Российской Федерации
«О занятости населения в Российской Федерации»: постатейный / В.И. Власов, О.М. Крапивин. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.

2. Конвенция МОТ №122 «О политике в области занятости» (1964 г.)

3. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 48 с.

4. Низова, Л.М. Занятость населения и ее регулирование: управляющий блок учебно-методического комплекса / Л.М. Низова, – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2003. – С. 20-22.

5. Низова, Л.М. Рынок труда и занятость населения: учебно-методическое пособие / Л.М. Низова. – Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2006. – С. 38-39.

6. Низова, Л.М. Правовое регулирование занятости населения в условиях разграничения полномочий (Региональный аспект на примере Республики Марий Эл) / Л.М. Низова // Трудовое право. – 2008. – №1. –С. 41– 45.

7. О занятости населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - №17. – Ст. 1915.

8. Об утверждении Положения об организации общественных работ: Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. №875 // Человек и труд. – 1997. – №9. – С. 42-44.

9. Положение об организации временной занятости безработной молодежи «Молодежная практика»: утв. Приказом Федеральной службы занятости России от 22 ноября 1994 г. №150 // Социальные запреты. – 1995. – № 1. – С. 12-17.

10. Положение об организации трудоустройства несовершеннолетних граждан на временную работу: утв. Приказом Федеральной службы занятости России от 26 апреля 1995 г. №94 // Человек и труд. –1995. - №6. – С. 41-48.

11. Рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите: утв. постановлением Минтруда Российской Федерации от 9 февраля 1995 г. №9 // Человек и труд. – 1995. – №3. – С. 65-67.

12. Схема действий органов исполнительной власти Республики Марий Эл в условиях чрезвычайной (критической) ситуации в сфере занятости населения. – Йошкар-Ола, 1997. – 48 с.

13. Трудовой кодекс Российской Федерации. – Йошкар-Ола: Марполиграфкомбинат, 2002. – 208 с.– Ст. 1,2.

14. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. №122 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации».

15. Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...