Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По Республике Марий Эл в динамике




Год Численность безработных, снятых с учета в сельских районах Среднемесячный размер пособия по безработице, р. Среднегодовая продолжительность выплаты пособия, месяц Экономическая эффективность (тыс. р.)
всего в связи с трудоустройством в связи с переобучением от общей численности безработных, снятых с учета в том числе
в связи с трудоустройством в связи с переобучением
        126,0 5,8 5155,0 2140,6 1004,1
        157,0 6,9 8957,8 4272,5 1192,7
        165,0 7,1 11083,6 4818,4 1003,9
        178,0 6,0 7547,5 3492,4 868,3
        189,0 5,5 7221,4 3292,1 858,6
        263,0 5,1 13869,0 4215,7 1742,3
        436,6 3,6 14281,0 6085,8 1862,5
        684,0 3,6 27768,5 1193,0 3174,0
        706,7 3,5 23725,3 10274,7 3227,8
        685,3 3,5 26906,9 10347,3 3118,1
        829,97 1277,4 3,4 3,6 29597,1 34448,4 10031,2 17847,3 2548,3 3251,2

 

Динамику экономической эффективности основных направлений государственного регулирования занятости можно представить графически (рис. 6.5).

Рис. 6.5. Динамика экономической эффективности основных направлений

государственного регулирования занятости сельского населения

Республики Марий Эл

 

Экономическая эффективность – величина относительная. Отношением суммы экономии средств, полученной в результате использования основных направлений государственного регулирования занятости, к общей сумме затрат на программу материальной поддержки безработных определяется удельный вес денежных средств, дополнительно направляемых на проведение активной политики занятости.

По предложенной методике можно не только рассчитывать эффективность вложенных финансовых средств во все формы и виды активной занятости населения, но и определять из них наиболее результативные для использования в практической деятельности по повышению эффективности занятости.

Таким образом, государственное регулирование занятости населения в условиях структурной перестройки и реформирования экономики является главным звеном в общей цепи поступательного развития производственной и социальной инфраструктуры, повышения эффективности занятости, снижения безработицы и напряженности на рынке труда.

 

выводы

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЗАНЯТОСТИ

 

1. По уровню воздействия выделяют следующие меры государственного регулирования занятости:

федеральные (Правительство РФ, министерства и ведомства РФ);

региональные (субъектыРоссийской Федерации);

местные (города, районы, населенные пункты);

отраслевые (отраслевая структура экономики);

внутрифирменные (предприятия и организации всех форм собственности).

На федеральном уровне реализация госполитики осуществляется федеральными органами государственной власти, региональном – органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местном – органами местного самоуправления, отраслевом – министерствами и ведомствами, внутрифирменном – работодателями всех форм собственности.

2. По характеру и содержанию различают меры:

правовые – законодательные акты, защита трудовых прав, коллективные договоры и другие;

финансово-экономические – финансово-кредитная, инвестиционная и налоговая политика;

социальные – социальная, демографическая и миграционная политика, программы содействия занятости населения;

организационно-административные – формирование рабочей среды, гибкая занятость и гибкая организация труда, предупреждение массового высвобождения и другие.

3. Методы политики занятости подразделяют следующим образом:

методы пассивной политики занятости населения;

методы активной политики занятости населения.

Пассивная политика предусматривает предоставление государством определенных социальных гарантий: регистрация ищущих работу граждан, определение размера и выплата пособия по безработице, материальная помощь, осуществление неденежных форм поддержки безработных и членов их семей.

Активные методы способствуют скорейшему возвращению безработных к активному труду, повышают эффективность занятости и конкурентоспособность рабочей силы.

4. Формы активной политики следующие:

содействие трудоустройству и трудовой реабилитации слабозащищенных категорий граждан (трудоустройство на вакантные, вновь создаваемые и квотируемые рабочие места; организация общественных и временных работ, сельской самозанятости, индивидуально-предпринимательской деятельности; «молодежная практика», летний труд подростков);

профессиональное обучение и переобучение безработных граждан, незанятого населения и высвобождаемых работников (профобучение, повышение квалификации и опережающее обучение высвобожденных работников);

профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных и незанятых граждан (индивидуальное консультирование, профинформация, превентивная профориентация).

5. Формы воздействия на занятость:

прямые (непосредственные): государственное субсидирование, изменение годового фонда рабочего времени, регулирование совместительства, стимулирование гибких форм;

косвенные (опосредованные): регулирование демографии, увеличение госзаказов, смягчение налогового пресса, поощрение инвестиционной деятельности, стимулирование мобильности.

 

6. Источники финансирования государственной политики занятости:

федеральный бюджет (инвестиции);

республиканский бюджет;

местный бюджет;

средства предприятий и организаций;

внебюджетные средства.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

1. В чем сущность государственного регулирования занятости?

2. Назовите и охарактеризуйте основные методы, формы государственного регулирования занятости.

3. Интересуетесь ли Вы зарубежным опытом регулирования занятости? Какую модель считаете наиболее предпочтительно использовать в России?

4. Каков механизм и какова эффективность мер государственного регулирования занятости населения?

5. Каковы основные направления активной политики занятости?

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Политика занятости – комплекс мер по прямому и косвенному регулированию государством основных параметров занятости и рынка труда.

Политика на рынке труда – совокупность социально-экономических мер, принимаемых государством в сфере формирования (улучшение профессионально-образовательных характеристик), обмена (совершенствование механизмов высвобождения, перераспределения и трудоустройства), использования рабочей силы (регулирование условий и оплаты труда, рост производительности труда, превентивные меры по предупреждению высвобождения работников).

Государственное регулирование занятости – это составная часть политики занятости, представляющая собой систему государственных мер, направленных на согласование предложения рабочей силы и спроса на нее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адамчук, В.В. Экономика труда / В.В.Адамчук, Ю.П. Кокин, Р.А. Яковлев. – М.: зоо Финстатинформ, 1999. – С. 49-56.

2. Безгребельная, И.Ю. Тенденции в сфере занятости населения и направления государственного регулирования / И.Ю. Безгребельная // Общество и экономика. – 1995. – № 7/8. – С. 166-175.

3. Васильев, В.П. Занятость населения и ее регулирование: учебное пособие / В.П. Васильев, Л.М. Низова.– Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2003.– С. 16-30

4. Катульский, Е. Основные направления государственной политики на российском рынке труда / Е. Катульский // Человек и труд. –1988. – №1. – С. 47-50.

5. Кураков, Л.П. Трудовые ресурсы и занятость населения / Л.П. Кураков, Ю.Л. Марков, Р.Г. Степанова. – М.: Пресс-сервис, 1994. – С. 78-80.

6. Низова, Л.М. Занятость населения и ее регулирование: учебно-методический комплекс / Л.М. Низова. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2003. – С. 7-11.

7. Низова, Л.М. Рынок труда и занятость населения: учебно-методическое пособие / Л.М. Низова. – Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2006. – С. 5-9

8. Низова, Л.М. Правовое регулирование занятости населения в условиях разграничения полномочий (Региональный аспект на примере Республики Марий Эл) / Л.М. Низова // Трудовое право – №1.–2008 –С. 41-45.

9. Низова, Л.М. Регулирование занятости населения: правовые основы, механизм и эффективность / Л.М. Низова // Вестник Марий Эл.– 2007.– №3.– С. 48-57; №4. – С. 61-78.

10. О занятости населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 17. – Ст. 1915.

11. Рынок труда: учебник / под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2000. – 448 с.

12. Саруханов, Э.Р. Управление занятостью населения / Э.Р. Саруханов. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та экономики и финансов, 1993. – 164 с.

13. Сафонов, А.С. Новые инструменты государственной политики занятости / А.С. Сафонов // Общество и экономика. – 1997. – №7-8. –С. 52-60.

14. Чижова, Л.С. Политика занятости в переходной период / Л.С. Чижова // Проблемы теории и практики управления. – 1996. – № 2. – С. 19-21.

15. Экономика труда и социально-трудовые соотношения / под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – 623 с.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...