Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Генезис основного новообразования младенческого возраста.




Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Очень краткий конспект.

Проблема возраста.

Проблема возрастной периодизации детского развития.

Подходы к периодизации:

Подход      
Суть Периодизация не самого детского развития, а его построение на основе ступенчатого течения других процессов. Выделение одного признака как критерия развития. Выделение существенных особенностей детского развития.
Пример - Гетчинсон — построение по биогенетическому принципу. - «Народное» деление по педагогическому принципу (дошкольник, мл. школьник и пр.). - Блонский: принцип дентиции (по смене зубов).   - Схема Гезелла - Подход Л.С. Выготского

 

2 группы теорий:

1) развитие = совершенсвование задатков, того, что уже дано;

2) развитие = самодвижение, появление нового.

 

Схема процесса развития:

  Стабильный возраст Критический возраст
Тип развития Спокойный, эволюционный. Критический, революционный.
Структура Две фазы. Три фазы.
Особенности поведения Без особенностей. Проблемы воспитания.
Длительность От года до нескольких лет Несколько месяцев.
Границы, течение Возникает незаметно, сначала течет несколько более интенсивно, потом темп немного падает. Возникает незаметно, но разворачивается быстро и имеет свой яркий пик.
Характер новообразований Сохраняются. Переходят в интегративную характеристику личности. Отмирают, носят переходный характер.

 

Кризис новорожденности → младенческий возраст → кризис одного года → раннее детство → кризис трех лет → дошкольный возраст → кризис 7 лет → школьный возраст → кризис 13 лет → пубертатный возраст → кризис 17 лет

 

Новое в схеме Л.С. Выготского:

1) Включение периодизации критических возрастов.

2) Исключение эмбрионального развития (т.к. не является развития ребенка как социального существа).

3) Исключение периода юности (от 17-18 до окончательной зрелости (23-25 лет) — это уже начальная стадия зрелости, а не детство).

4) Возраст полового созревания — стабильный, а не критический.

 

Структура и динамика возраста.

Возраст — целостное динамическое образование; он определяет роль каждой линии развития.

На каждой возрастной ступени существует центральное новообразование, характеризующее перестройку всей личности в целом, и в первую очередь сознательной части личности.

Социальная ситуация — исключительное для определенного возраста отношение между ребенком и его окружением (соцаильным). Она определяет образ жизни ребенка, из неё возникают новообразования. Новообразования не укладываются в эту ситуацию, т.к. это уже становится другой ребенок, и она с необходимостью распадается. Это знаменует окончание опреденной эпохи развития и переход к высшей возрастной ступени.

 

Проблема возраста и динамика развития.

Диагностика реального уровня развития — важнейшая практическая задача. Но, измеряя уже сложившиеся структуры, мы получаем информацию лишь том, как развитие шло в прошлом. Это необходимо, но недостаточно для понимания того, на каком этапе развитие находится в настоящем и, главное, как оно будет идти в будущем. Подлинный диагноз развития должен охватывать и сложившиеся, и складывающиеся структуры.

Зона ближайшего развития — область несозревших, но созревающих процессов.

Принцип диагностики ЗБР позволяет проникнуть во внутренние связи, проследить динамику, причинные, генетические взаимодействия процессов развития. Это также важно для практики обучения.

Нормативная возрастная диагностика — это определение зоны актуального развития и ЗБР. Это же = клиническая диагностика.

 

Младенческий возраст.

Период новорожденности.

В момент рождения ребенок отделяется от матери физически, но не биологически. Новороденность — соединительное звено, переходный возраст между внутриутробным и внеутробным развитием.

Питание: не столь непосредственно получает ребенок от матери, как до рождения, но так же боилогически от неё. Ребенок питается, с одной стороны, внешней вищей (постувающей ему в организм через пищеварительные органы и пр.), а другой — это также продукты организма матери — т.е. его питание также «переходное».

Жизнедеятельность ребенка тоже переходна: его сон поверхностен, его бодрствование дремотно. Его самая частая поза — эмбриональная.

Главное новообразование новорожденного — индивидуальная психическая жизнь. Она социальна и носит качественные отличия от психики взрослого человека. Нервная система ребенка еще не развита окончательно, поведение реализуется за счет подкорковых центров. Его переживания недифференированы, слиты. Он не отделяет себя от внешнего мира.

Новорожденность кончается на 1-2-3 месяца, когда у ребенка появляется социальное поведение (социальная улыбка, комплекс оживления).

 

Социальная ситуация развития в младенческом возрасте.

Младенец биологически беспомощен. Вся его жизнедеятельность, его контак с действительностью зависит от ухаживающих за ним взрослых. Все в его поведении воткано в социальное. Поэтому «младенца можно назвать максимально социальным существом».

Противоречие этого возраста: младенец очень социален, но почти не обладает средствами общения.

 

Генезис основного новообразования младенческого возраста.

Со 2-го месяца младенец становится более активным; ритм его жизни приобретает определенность. У него возникает интерес ко внешнему миру. Поэтому первый год жизни разграничить на период пассивности, период рецептивного интереса и период активного интереса, которые представляют постепенный переход к активности.

Законы развития нервной системы:

1. Сохранение низших центров в виде отдельных ступеней (они остаются под командованием высших)

2. Переход функций вверх (низшие центры «отдают» свои функции высшим, усправляющим ими).

3. Эмансипация низших центров (если высший центр повреждается, то его функции берет на себя низший).

4. Основа всех простейших функций совершенно одинакова для всего ряда животных (от рыбы до человека).

Это прослеживается в, н-р, развитии моторики ребенка, развитиии условнорефлекторной деятельности.

Изначально сенсорная и моторная деятельность младенца связаны. Они разделяются по достижении ребенком более высокого уровня развития. Связаны они через аффект.

Н-р, развитие моторики идет по пути дифференциации движений.

Рефлекс — это отдельно взятый механический акт. Инстинкт — целостный процесс, направленный на достижение определенного результата, он имеет смысл и направление. Выготский полагает, что генетически более древним является инстинкт, а рефлекс — результат дифференциации отдельных элементов инстинкта. Поэтому младенца нельзя назвать рефлекторным существом, он инстинктивен. «Инстинктивное действие представляется сложным, объективно целесообразным, направленным на удовлетворение биологической потребности, а потому объективно осмысленным целостным процессом, каждая часть которого, в том числе и входящие в его состав рефлекторные движения, обусловливается структурой целого». Например, питание ребенка — типичный инстинктивный акт. Он не повторяется всякий раз точно механически, а может включать различные действия. Но его смысл не меняется.

 

Общение ребенка также первоначально слито с социальной ситуацией. Потом общение становится проявлением собственной активности ребенка, хотя еще не окончательно отделяется от мира вещей, потребностей. Оно лишено речи, это не столько общение, основанное на взаимном понимании, сколько эмоциональное выражение, перенос аффекта, негативная или позитивная реакция на изменение центрального момента любой младенческой ситуации — появление другого человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...