Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 14. Психологическая сущность воспитания, его критерии.




Возрастная и педагогическая психология

Тема 3. Закономерности развития психики человека в онтогенезе.

Теоретические вопросы:

1. Врождённые свойства организмов и процессы созревания как предпосылки психического развития. Значение социальных условий для психического развития человека. Социализация.

2. Ведущая деятельность и её влияние на развитие психических процессов, формирование личностных новообразований и возникновение других видов деятельности.

3. Психическое развитие и общение со взрослыми и сверстниками. Интериоризация.

4. Стадиальность психического развития. Понятие социальной ситуации развития. Выделение периодов психического развития и определение

их возрастных границ. Классификация периодизаций психического развития (по Л.С.Выготскому).

5. Возрастная периодизация. Факторы, определяющие психический возраст. Кризисы как переходные этапы от одного возрастного периода к другому.

6. Необратимость психического развития, преемственность в психическом развитии детей, цикличность (спиралевидность) развития психики человека в онтогенезе.

Тема 4. Основные теории развития психики человека в онтогенезе. Теоретические вопросы:

1. Суть этологического подхода к объяснению поведения человека.

2. Сущность психического развития в психологической концепции З.Фрейда.

3. Теория Э. Эриксона и его периодизация психического развития.

4. Теория привязанности Дж. Боулби и М. Эйнсворт.

5. Основные понятия концепции когнитивного развития Ж.Пиаже. Стадии созревания когнитивных структур ребенка.

6. Культурно-историческая теория развития Л.С. Выготского.

Тема 5. Психологические особенности развития в младенческом и раннем возрасте.

Теоретические вопросы:

1. Значение пренатального периода в развитии. Кризис новорожденности. Коренные изменения образа жизни при переходе от пренатального к постанальному детству. Безусловные и ранние условные рефлексы. Комплекс “оживления”.

2. Социальная ситуация психического развития ребенка в младенческом возрасте и ее динамика. Ведущий тип деятельности в младенческом возрасте и его развитие. Эмоциональное развитие в раннем возрасте. Депривация: типы и

3. Возникновение и развитие психических процессов у младенца. Формирование потребности общения. Развитие сенсорных процессов и их связь с моторикой. Значение акта хватания для психического развития младенца

4. Подготовительные стадии в развитии речи. Развитие речи. Речь и общение

5. Характер игровой деятельности в раннем возрасте

6. Кризис трех лет.

Тема 6. Психологические особенности развития в дошкольном возрасте.

Теоретические вопросы:

1. Социальная ситуация психологического развития ребенка в дошкольном возрасте.

2. Теории детской игры. Социально-историческое происхождение, структура и функции детской игры. Основные закономерности развития игровой деятельности.

3. Значение игры для психического развития ребенка.

4. Другие виды деятельности дошкольника: изобразительная деятельность, элементарный труд и учение. Их роль в развитии психических процессов и личности ребенка.

5. Развитие психических процессов у дошкольника.

6. Кризис 7 лет.

Тема 7. Психологические особенности развития в младшем школьном возрасте.

Теоретические вопросы:

1. Психологическая готовность ребенка к школе.

2. Изменение социальной ситуации развития с поступлением ребенка в школу. Трудности первого года обучения.

3. Учебная деятельность, ее структура. Мотивы учебной деятельности.

4. Особенности познавательной деятельности младшего школьника.

5. Основные новообразования младшего школьного возраста.

Тема 8. Психологические особенности развития в подростковом возрасте.

Теоретические вопросы:

1. Особенности развития подросткового возраста. Центральные новообразования личности учащегося при переходе в подростковый возраст.

2. Подростковый возраст и пубертатный период.

3. Интеллектуальное развитие подростка.

4. Характеристика “трудных” подростков и пути перевоспитания их.

5. Акцентуации характера в подростковом возрасте.

6. Развитие личности в подростковом возрасте.

Тема 9. Психологические особенности юношеского возраста.

Теоретические вопросы:

1. Юность - как социально-психологическое явление.

2. Развитие самосознания.

3. Общение и эмоциональная жизнь.

4. Жизненные планы и профессиональное самоопределение.

5. Проблема смысла жизни и ценностных ориентаций молодых людей в ранней юности.

6. Юношеская дружба и любовь.

Тема 10. Предмет и задачи педагогической психологии.

Теоретические вопросы:

1. Место педагогической психологии в системе психологической науки.Педагогическая психология, ее предмет и задачи.

2. Категории педагогической психологии: личность, воспитание, обучение, развитие, формирование, учение, усвоение, знания, умения, навыки.

3. Методологические основы педагогической психологии.

4. Проблема соотношения обучения и развития.

Тема 11. Понятие учебной деятельности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности.

Теоретические вопросы:

1. Теория деятельности А.Н. Леонтьева

2. Сущность и соотношение понятий «познавательная деятельность», «учебная деятельность», «учение», «обучение».

3. Психологическое содержание и структура учебной деятельности. Формирование психологической системы учебной деятельности и ее компонентов.

4. Ориентировочная основа учебной деятельности: понятие, типы, необходимые условия.

5. Усвоение как центральное звено учебной деятельности. Знания, умения и навыки в процессе усвоения.

6. Ученик как субъект учебной деятельности. Контроль и самоконтроль.

Тема 12. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости.

Теоретические вопросы:

1. Психологические основы урока.

2. Основные типы обучения.

3. Психология педагогической оценки: функции оценки; особенности оценки и отметки. Структура педагогических оценок по Б.Г.Ананьеву.

4. Типология отношения учащихся к деятельности. Условия эффективности процесса обучения.

5. Психологические основы компьютеризации обучения; функции компьютера в учебном процессе.

6. Проблема обучаемости школьника, ее диагностика. Психологические факторы, определяющие успехи и неудачи школьников в учении.

Тема 13. Мотивация учения. Психологическая готовность к обучению.

Теоретические вопросы:

1. Мотивация как психологическая категория.

2. Учебная мотивация: виды, пути формирования, возрастные и индивидуальные особенности.

3. Психологическая готовность к обучению. Компоненты готовности.

Тема 14. Психологическая сущность воспитания, его критерии.

Теоретические вопросы:

1. Сущность воспитания как целенаправленного процесса формирования личности (формирование смыслов, жизненных целей и ценностных ориентаций личности).

2. Методы воспитания.

3. Институты воспитания. Особенности современных институтов воспитания.

4. Понятие «воспитуемость» и «трудновоспитуемость». Критерии воспитанности. Виды и методы психологической коррекции.

5. Сущность процесса самовоспитания, методы и приемы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...