Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трудовая занятость несовершеннолетних




Занятость и положение инвалидов на рынке труда.

Согласно международно-правовым нормам политика государств по отношению к инвалидам должна быть направлена на предотвращение ущемления их человеческого достоинства и социального отторжения, на создание условий для равноправного и всестороннего участия лиц с ограниченными возможностями в жизни общества. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеей ООН от 20 декабря 1993 г., предусматривают, что государствам следует признать принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получать возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда. Законы и правила в области занятости не должны быть дискриминационными в отношении инвалидов и не должны создавать препятствий для их трудоустройства (п. 1 Правила 7).

По сравнению с другими социальными группами лиц, являющихся неконкурентоспособными на рынке труда, инвалиды испытывают наибольшие сложности в процессе реализации формально равного права на труд. Множественной дискриминации в сфере занятости подвергаются женщины-инвалиды, лица с ограниченными возможностями старших возрастных групп. Нерешенные проблемы трудоустройства инвалидов снижают качество их жизни, влекут серьезные угрозы маргинализации населения.

МОТ рекомендует меры по созданию возможностей трудоустройства инвалидов на свободном рынке труда, в том числе по финансовому стимулированию предпринимателей для поощрения их деятельности по организации профессионального обучения и последующей занятости инвалидов, разумному приспособлению рабочих мест, трудовых операций, инструментов, оборудования и организации труда, чтобы облегчить такое обучение и занятость инвалидов, а также по оказанию правительством помощи в создании специализированных предприятий для инвалидов, которые не имеют реальной возможности получить работу в неспециализированных организациях.

В настоящее время на российском рынке труда сохраняется возникшая при переходе к рынку тенденция сокращения численности работающих инвалидов. Лица с ограниченными возможностями сталкиваются с различными проявлениями дискриминации в сфере занятости. Многие работодатели и работники воспринимают инвалидов исключительно как обузу на производстве. Нередко это психологически обусловлено отсутствием понимания положения инвалидов, их потребностей и возможностей. Сказывается недостаток информации о том, в какой мере работодатели финансируют предоставление установленных законодательством гарантий для лиц, испытывающих трудности в поиске работы.

Трудоустройство инвалидов осложняется тем, что большинство из них нуждаются в специальных условиях труда. Установленные федеральным законодательством налоговые льготы для работодателей, использующих труд инвалидов и организующих их обучение, не компенсируют требуемые расходы. Привлекают внимание и заслуживают более широкого применения предпринимаемые в субъектах Российской Федерации меры по субсидированию на конкурсных началах проектов предпринимателей по созданию рабочих мест для инвалидов, иному стимулированию социально ответственного поведения работодателей, использованию в сфере трудоустройства лиц с ограниченными возможностями инструментов социального партнерства.

Не вполне разрешены в российском законодательстве вопросы резервирования рабочих мест для инвалидов. Согласно Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов резервирование или целевое трудоустройство инвалидов относится к мероприятиям по активной поддержке включения инвалидов в свободный рынок труда (п. 2 Правила 7). На федеральном уровне Постановлением Минтруда России от 8 сентября 1993 г. N 150 утвержден Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда (гравер, диспетчер, юрист и др., всего более 100 профессий). Вместе с тем инвалиды имеют право на свободный выбор профессии, доступной им по состоянию здоровья, а при замещении вакансий, тем более в условиях рыночной конкуренции, требуется должная квалификация работников. Во многих региональных актах понятия квотирования и резервирования рабочих мест для инвалидов отождествляются.

ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Организация занятости подрост­ков - сложная и многоплановая проблема, носящая межведом­ственный характер. Она находится на стыке интересов целого ряда структур - службы занятости, обра­зовательных учреждений и органов управления образованием, орга­нов местного самоуправления, предприятий, общественных орга­низаций.

В настоящее время в России для обеспечения занятости подростков применяются специфические тех­нологии, как правило, базирующиеся на субсидированных формах занятости. К основным технологиям организации занятости подростков, действующих в рамках субсидируемых форм занятости, можно отнести подростковые производства места, специализированное подростковые производства, создаваемые на базе образовательных учреждений; трудовые молодежи, лагеря отдыха; группы (бригады) трудоустраиваемых непосредственно в образовательных учреждениях; подготовку подростков к предпринимательской дея­тельности.

Социально значимой и эффектив­ной технологией организации за­нятости подростков можно считать развитие специализированных подростковых производств Они получили развитие на базе образо­вательных учреждений начального профессионального образования. Занятость на таких производствах обычно соответствует профилю обучения, что является, пожалуй, оптимальным вариантом совмеще­ния учебы с работой. При этом на­до учитывать, что производствен­ные возможности учебных заведе­ний начального профессионально­го образования весьма велики и рабочие места для подростков могли бы быть созданы в больши­нстве из них.

Важнейшей задачей является создание целостной, социально-ориентированной и эффективно действующей системы социально-трудовой адаптации и занятости подростков, включая вторичную занятость учащихся, которая долж­на обеспечивать решение широко­го спектра следующих задач:

-содействие добровольному тру­доустройству подростков, в том числе желающих работать в сво­бодное от учебы время, на рабочие места, соответствующие их воз­можностям;

-содействие личностному и про­фессиональному становлению подростков;

-соблюдение трудовых прав под­ростков;

-адаптация подростков к требо­ваниям современного рынка труда;

-согласование интересов подро­стков, предъявляющих спрос на рабочие места, и работодателей;

-поддержка работодателей, соз­дающих рабочие места для подро­стков, соответствующие их воз­можностям.

Центр занятости населения г. Томска представил план работы по организации трудоустройства подростков на временные рабочие места в течение летнего периода.

Во время летних каникул планируется обеспечить занятость более тысячи школьникам Томска. Ребята будут заниматься озеленением, благоустройством дворов и улиц, памятников и обелисков воинской славы. Часть детей будут ремонтировать библиотечный фонд города. Многие дети будут работать в спортивных школах. Некоторые планируют работать курьерами, помощниками продавцов. Особое внимание трудоустройству как профилактике правонарушений уделяется при работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Это дети-сироты, дети-инвалиды, дети из неполных, многодетных, малообеспеченных детей, а также подростки, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Совместное участие государства и работодателей в создании рабочих мест для подростков формирует В дополнение к оплате работодателя Центр занятости населения начислит материальную поддержку в размере 1657,5 рублей.

Трудовой договор с несовершеннолетним, достигшим возраста 14 лет, НЕ может быть заключен в том случае, ког­да в порядке, предусмотренном законом, он исключен из образовательного учреждения. В ст. 63 ТК РФ введена новелла, согласно которой «в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию».

Перечень видов работ, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних, приведен в ст. 265 Трудового кодекса РФ. Это работы с вредными и (или) опасными условиями труда, работы на подземных производствах, а также работы, выполнение которых может причинить вред не только здоровью несовершеннолетних, но и их нравственному развитию. Имеется в виду работа в сфере игорного бизнеса, в ночных увеселительных заведениях (ночных клубах, каба­ре, ресторанах), производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табач­ными изделиями, токсичными материалами и т.п.

Особенности режима труда несовершеннолетних

Прежде всего, это касается норм выработки для работников в возрасте до восемнадцати лет. Во-первых, в соответствии с трудовым законодательством РФ рабочее время несовершеннолетних сокращено. Как указано в ст. 94 Трудового кодекса РФ,продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

· для работников в возрасте от пятнадцати до шест­надцати лет - 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 7 часов;

· для учащихся общеобра­зовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадца­ти до шестнадцати лет - 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восем­надцати лет 3,5 часа.

В части 3 ст. 271 Трудо­вого кодекса РФ также пре­дусмотрено, что оплата тру­да работников в возрасте до 18 лет, обучающихся в обще­образовательных учрежде­ниях, образовательных уч­реждениях начального, среднего и высшего профес­сионального образования и работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отрабо­танному времени или в за­висимости от выработки. Работодатель может уста­навливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств.

Вопросы предоставления отпусков работникам в возра­сте до восемнадцати лет регу­лируются ст. 267 Трудового кодекса РФ, согласно кото­рой ежегодный основной оп­лачиваемый отпуск таким ра­ботникам предоставляется в удобное для них время про­должительностью 31 кален­дарный день. Это требование закона работодателю необхо­димо учитывать при составле­нии графика отпусков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...