Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Экономическая классификация банковских операций




ТЕМА Банковский менеджмент

 

Исходя из специфики банковской деятельности, мы можем говорить о двух уровнях банковского менеджмента [43.C.103]:

организационный менеджмент – это процесс, где управление осуществляется путем целеполагающего воздействия одних участников системы управления, относящихся к управляющей подсистеме банка на других, относящихся к управляемой подсистеме банка. Здесь субъектом управления являются собственники и менеджеры банка, а объектом управления – менеджеры и служащие банка;

ресурсный менеджмент – управление ресурсами (активами, пассивами, капиталом, портфелями), осуществляемое собственниками и работниками банка путем проведения соответствующих банковских операций и принятия соответствующих решений.

Основными объектами банковского менеджмента являются:

– сотрудники банка;

– отношения между сотрудниками при выполнении банковских операций;

– ресурсы банка.

Объединив эти два уровня управления, банковский менеджментможно трактовать с точки зрения системного подхода как сложную систему управления людьми, ресурсами, процессами и отношениями, характеризующими деятельность банка.

В банке можно выделить:

– управляющую подсистему (субъект управления) коммерческого банка;

– управляемую подсистему (объект управления) коммерческого банка;

– банковский менеджмент или процесс воздействия субъекта управления на объект управления (вертикальные связи системы);

– внешнюю среду, в которой функционирует банк.


 

Таблица 1

Объекты и соответствующие им направления банковского менеджмента

Объекты банковского менеджмента Направления банковского менеджмента
Определение направлений развития банка Стратегическое планирования, определение миссии, философии и видения банка
Реализация банковских услуг, взаимодействие с клиентами Управление маркетинговой деятельностью банка
Обособленные подразделения и внутренние структурные подразделения банка, организационная структура банка, штатная численность персонала Управление организационной структурой и развитием филиальной сети банка
Организация обслуживания клиентов Управление бизнес-процессами
Активы банка Управление активными операциями банка
Пассивы банка Управление пассивами банка: - управление привлеченными средствами; - управление собственным капиталом банка; - управление ликвидностью банка
Персонал банка Управление банковским персоналом и мотивацией персонала
Банковские риски Управление банковскими рисками (риск-менеджмент) и безопасностью банка

Глава 4. Банковские операции и подходы к их классификации

Экономическая классификация банковских операций

В основе экономической классификации банковских операций лежат две основные функции банка:

– привлечение средств – пассивные операции;

– размещение средств – активные операции.

Соответственно, операции банка подразделяются на активные и пассивные (табл. 4.1.).

Таблица 4.1.

Активные и пассивные операции коммерческого банка

 

Активные операции Пассивные операции
1. Кредитование 2. Операции с ценными бумагами 3. Валютные операции 4. Прочие финансовые операции 1. Формирование уставного капитала и собственных средств 2. Привлечение депозитов населения и юридических лиц 3. Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц 4. Эмиссия ценных бумаг (облигаций, векселей, депозитных и сберегательных сертификатов)

 

Кроме этих двух групп выделяют также активно-пассивные операции.К ним относятся те операции, которые нельзя классифицировать как активные или пассивные. Это различного вида посреднические услуги и комиссионные вознаграждения, получаемые банком: переводы денежных средств, инкассация, консультационные услуги, аренда сейфов и т.п.

Между активными и пассивными операциями должны быть определенные пропорции. Чтобы работать эффективно, банк должен стараться размещать под проценты как можно больший объем денежных средств, и желательно всю сумму платных привлеченных средств. В современных условиях доля банковских кредитов в активе баланса составляет около 70% всех активов (агрегированные данные по банковской системе России). Если к ней прибавить долю вложений в ценные бумаги, получится около 80%. На практике считается оптимальным если работающие активы банка (активы, приносящие доход) составляют 70-85% всех активов.

Рассмотрев виды банковских операций и различные подходы к их классификации, определим принципы, которыми должен руководствоваться банк при осуществлении операций (рис. 4.1.).

 

 

Рис. 4.1. Принципы взаимоотношений банка и клиента

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.