Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование состояния моторной сферы

Исследование зрительного восприятия

 

Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам — соответствующие по цвету шарфики): ___________

4 года (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный)_______________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, бе­лый, розовый, черный) ___________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фио­летовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный)___________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы)

4 года (круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб)_____________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб)_________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________


6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, много­угольник, шар, куб, цилиндр)__________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

 

Ориентировка в пространстве:

4 года (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впере­ди, сзади) ______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

__________________________________________________________________

5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впере­ди, сзади, слева, справа)______________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впере­ди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу)______ __________________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Ориентировка в схеме собственного тела:

4 года (показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу)______

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________


5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)___________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

6 лет (показать правой рукой левый глаз, левой рукой — правое ухо)______

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Складывание картинок из частей:

4 года (2—4 части, вертикальный и горизонтальный разрезы)_____________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

5 лет (4—6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)___________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

6 лет (6—8 частей, вертикальный, горизонтальный, диагональный и фигурный разрезы)__________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Складывание фигур из палочек по образцу:

4 года («стульчик» и «кроватка» из четырех палочек, «лесенка» из пяти палочек)___________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________


5 лет («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи па­лочек) __________________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Складывание фигур из палочек по памяти:

6 лет («елочка» и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесен­ка» из семи палочек)______________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

 

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)____________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двой­ной ряд зубов)______________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, пере­крестный)

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укорочен­ное, субмукозная щель)______________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленько­го язычка)_________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________


Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипер­трофия корня языка)________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области)_____________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Исследование состояния моторной сферы

1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, актив­ность, координация движений — заполняется после проведения тестовых уп­ражнений)

• 4 года____________________________________________________________

______________________________________________________________

5 лет_____________________________________________________________

______________________________________________________________

6 лет_____________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Выполнение упражнений:

 

4 года (попрыгать на двух ногах, прыгнуть в длину с места, пото­пать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди, поймать мяч)______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

5 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыг­нуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновре­менно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыг­нуть через небольшую мягкую игрушку)___________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________


6 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыг­нуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновре­менно; бросить мяч от груди, из-за головы; подбросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее)___________________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрин — заполняется после тестовых упражнений)

4 года_________________________________________________________________

______________________________________________________________

5 лет__________________________________________________________________

______________________________________________________________

6 лет_________________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Кинестетическая основа движений:

4 года (сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом — на левой руке)______________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

5 лет (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы пра­вой руки, потом левой руки, обеих рук) ______________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

6 лет (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец пра­вой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом — на левой)__________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Кинетическая основа движений:

4 года (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот)__________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

 

5 лет (упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой)___________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

6 лет (упражнение «Игра на рояле», проба «кулак — ребро — ладонь» правой рукой, левой рукой) __________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Навыки работы с карандашом:

4 года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги)__________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

5 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, челове­ка) __________________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

6 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека) _____________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Манипуляции с предметами:

4 года (умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую, из одной емкости в другую)____________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

5 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и раз­вязывать шнурки)___________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

6 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и раз­вязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой раз­рез, вырезать круг из квадрата)___________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________


3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после прове­дения тестовых упражнений)

• 4 года____________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

5 лет_____________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

6 лет____________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Выполнение упражнений:

4 года (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; наморщить нос, надуть щеки)_________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

• 5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; надуть щеки, втянуть щеки; наморщить нос)____________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

• 6 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза; нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую щеку, втянуть пра­вую щеку, левую щеку)_______________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок:

4 года___________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

• 5 лет_____________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

6 лет______________________________________________________-______

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________


4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений)

4 года_______________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

5 лет_________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

6 лет_________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Движения нижней челюсти:

• 4 года (открыть и закрыть рот)_________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

5 лет (открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков) ______________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

6 лет (открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков; подвигать нижней челюстью вправо-влево)_______________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Движения губ:

4 года (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой»)

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________


5 лет (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений)_________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

6 лет (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубоч­кой», чередовать выполнение указанных упражнений; поднять верх­нюю губу, обнажив верхние зубы; опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы)______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Движения языка:


4 года (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язы­чок — «жало», положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю — «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого угол­ка губ, потом — правого — «маятник»)_______________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

5 лет (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язы­чок — «жало», чередовать выполнение указанных упражнений; по­ложить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю — «ка­чели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого — «маятник»)____

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

6 лет (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язы­чок — «жало», чередовать выполнение указанных упражнений; по­ложить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю — «ка­чели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого — «маятник»; облизать кончиком языка губы по кругу — «вкусное варенье»)____________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 


Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть):


4 года____________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

5 лет_____________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

6 лет__________________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Исследование состояния импрессивной речи

Пассивный словарь

 

Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов):


4 года____________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

5 лет_____________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

6 лет__________________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________


Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию):


4 года (игрушки, одежда, обувь, посуда)______________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

5 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

6 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, до­машние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транс­порт) __________________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Понимание действий (показать по предложенным картинкам):

 

• 4 года (девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, чита­ет, рисует)_____________________ _ ______________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

5 лет (птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)______________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

6 лет (строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, поку­патель покупает) _________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):

4 года (большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кислый лимон; круг­лый торт, квадратный торт)___________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

5 лет (круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое ле­карство, сладкое варенье)___________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

6 лет (прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; вы­сокий дом, низкий дом)______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...