Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод нейтральных и проверочных вопросов, его достоинства и недостатки, условия ограничения использования. Формулирование вопросов, формирование тестов, порядок проведения тестирования.




Тест, используемый в полиграфных проверках, состоит из вопросов. Под вопросами понимаются также различные стимулы, которые можно предъявить при тестировании – фотографии, предметы, изображения, предметов, физические характеристики звука (звук типа) и т.д.

Вопросы направлены на стимулировании реакции обследуемого. Вопросы формулируются с учётом цели, которую преследует полиграфолог.

В ходе полиграфного тестирования используются следующие типы вопросов, различающихся по своим функциям, значимостью в отношении к расследуемому преступлению или проверяемому факту:

- значимые (проверочные);

- вспомогательные (нейтральные и контрольные (они же вопросы сравнения)).

Нейтральный вопрос (иррелевантный (не относящийся к делу), буферный) – это вопрос, который не имеет прямого отношения к основной проверяемой теме, не представляет для опрашиваемого эмоциональной значимости, направлен исключительно на определение фонового уровня и требующий заведомо правдивого ответа.

Нейтральные вопросы могут выполнять следующие функции:

1. Определить адекватность реагирования опрашиваемого лица, сравнить и оценить его реакции на значимые и контрольные вопросы.

Если по-простому, нейтральный вопрос показывает, как реагирует тело человека на вопрос в состоянии покоя. Так как степень спокойствия субъективна, могут быть люди (невротики), которые эмоционально реагируют и на нейтральные вопросы. Нам же нужна не сама реакция, а дельта – разница между реакциями на вопросы каждого из типов. Например, если человек – невротик, то на контрольный вопрос (вопрос сравнения), который по определению должен быть более значим для обследуемого, он будет реагировать ещё более бурно, чем на нейтральный (если это не так, существует ошибка в действиях полиграфолага – неправильно составленные вопросы или неудача во введении испытуемого в оптимальный психофизиологический коридор (не успокоили, то есть, наверное). Таким образом, реакция на проверочный (касающийся дела) вопрос сравнивается с реакцией на нейтральный и контрольный. Если реакция на проверочный выше реакции на контрольный – возможно, исследуемый причастен. Если ниже контрольного и где-то на уровне нейтрального – нет. Каждая отдельная реакция на каждый из типов вопросов ничего нам не даёт, важно именно их сравнение.

2. Разграничить реакции на значимые и/или контрольные вопросы, то есть после их предъявления нейтральный вопрос даёт возможность опрашиваемому несколько успокоиться, снизить уровень напряжения и волнения, вернуть психофизиологическую активность к фоновом уровню и, тем самым, повысить чёткость реакций на значимые и контрольные вопросы.

3. Обнаружить реакцию облегчения после значимых вопросов (тогда реакция на нейтральный вопрос после значимых будет меньше, чем на нейтральный до него).

4. Выделить ложный ответ опрашиваемого на значимый вопрос отсутствием или задержкой ответа на последующий нейтральный вопрос (когда задумался о своей лжи и не успел вникнуть в нейтральный, что ли).

5. Выявить возможное противодействие опрашиваемого процедуре полиграфной проверки, поскольку некоторые лица пытаются «выдавить» из себя реакции именно на нейтральные вопросы, создают при их предъявлении различного рода помехи, чтобы затруднить работу специалиста и скрыть свои реакции на значимые вопросы.

Требования к нейтральным вопросам.

- н.в. должны быть лишены субъективной значимости для опрашиваемого лица.

- н.в. должны максимально вписываться в контекст проверки, не вызывать у опрашиваемого недоумения, удивления или недоверия к специалисту.

- н.в. не должны касаться мнения обследуемого, вызывать рассуждение. Ответ на вопрос не должен требовать сложных, логических размышлений.

- н.в. не должны уводить опрашиваемого в сторону от проверки (нейтральный вопрос касается той же области, что и связанна с разбирательством (кража на фирме – вопрос касается фирмы, работы и т.д.)

- н.в. должны быть ориентированы только на достоверные, однозначно установленные факты.

Ответы на нейтральные вопросы, как правило, звучат «Да», кроме тех случаев, когда нужен ответ нет для того, чтобы получить образец наложения этого ответа на кривую дыхания.

Полиграфолог составляет н.в. на основе биографических данных, если же времени и возможности нет, н.в. можно связать с местом или условиями пребывания обследуемого в конкретный момент («Сегодня среда?», «Вы находитесь в здании МВД?»).

Важно то, что не существует универсальных н.в., которые можно было бы применить к любому без исключения опрашиваемому лицу. Не следует спрашивать ни про религию, ни про политику, ни про расовую принадлежность, ни про вредные привычки, ни про семейное положение. Спрашивать рекомендуется о возрасте («Вам … лет?»), месте жительства, имени и фамилии, местонахождении, «Вы ранее ходили в школу?» и т.д.).

Также важно: существуют нулевой вопрос (жертвенный, бросовый) – это один-два вопроса, предъявляемые в начале теста, которые не учитываются в последующем анализе, так как первые вопросы (даже нейтральные) всегда вызывают повышенную реакцию. Однако сравнивая реакцию на них с реакцией на следующие нейтральные, можно судить об адаптации к условиям тестирования. Можно ставить нулевой вопрос и в середине тестирования, если надо сгладить выраженную реакцию на какой-нибудь шум (движение и т.д.).

Условно-нейтральный вопрос – тот вопрос, который сам по себе не является нейтральным, так как способен вызывать реакцию, но по сравнению с другими вопросами, более эмоционально значимыми, может считаться нейтральным (например во время теста на знания виновного, при перечислении орудий убийства, среди которых одно настоящее, а другие – н.в.).

 

Значимый вопрос (проверочный) – это вопрос, непосредственно касающийся деталей (частных признаков) проверяемого события (факта) или каких-либо связанных с ним действий, на­правленный на выявление возможно скрываемой опрашивае­мым лицом информации, которая должна быть однозначно известна человеку, имеющему отношение к деталям или дей­ствиям проверяемого события.

Значимый вопрос (з. в.) может выполнять следующие основные функции:

1. Определить возможное прямое отношение опраши­ваемого к проверяемому событию (факту).

2. Определить возможное присутствие опрашиваемо­го во время совершения проверяемого события (факта).

3. Определить возможную осведомленность опраши­ваемого о лице, причастному к проверяемому событию (факту).

4. Определить возможную осведомленность опраши­ваемого об каких-либо обстоятельствах проверяемого события (факта).

Значимые вопросы являются основными при определе­нии причастности лица к проверяемому событию и получе­нию интересующей информации от опрашиваемого в ходе проведения полиграфного обследования.

Эти вопросы могут предъявляться:

- в форме прямого вопроса, который носит обвини­тельный уклон («Вы похитили деньги из кабинета директора?»),

- в виде развернутого вопроса («Знаете ли Вы досто­верно, кто взяч 1000 долларов США в кабинете директора?»)

- в виде набора вопросов, определяющих отдельные детали преступления, которые известны только человеку, со­вершившему его.

К важнейшим принципам использования проверочных вопросов относятся следующие:

1) Определение наиболее серьезного правонарушения.

Необходимо сфокусировать значимый вопрос именно на том преступлении, которое представляет наибольшую со­циальную опасность. Например, если подозреваемый украл у женщины кошелек и изнасиловал ее, то более серьезным пре­ступлением будет изнасилование. Тема изнасилования и будет в основе значимого вопроса.

2) Фокусировка вопроса на действии, составляющем сущность преступления. В значимом вопросе необходимо использовать глагол, который четко передает смысл проверяемого события (основ­ного действия). Например: Вы ударили гр-ку Н.?

3) Выражение четкости, лаконичности и однозначно­сти, с избеганием слов, юридических терминов, которые мо­гут быть не поняты проверяемым лицом.

4) Отсутствие обвинительного уклона (направленно­сти) в вопросах. Наличие обвинительной формы дает основание прове­ряемому предположить, что специалист заранее принял реше­ние об его виновности и относится к нему предвзято. Это достигается либо мягкой формулировкой (взяли, а не украли), либо косвенным характером вопроса («Вы достоверно знаете, кто имеет отношение к пропаже денег?»).

5) Избежание точных чисел в вопросах о деньгах и множественных объектах расследования, малозначительных и неброских деталей. Детали могут быть не точны, могут быть незначимы для причастного, также он мог их не заметить или не запомнить, поэтому реакции на деталь не будет, даже если человек причастен. Детали можно использовать, если они очень запоминающиеся.

Следует также отметить, что при построении теста «контрольных вопросов» первым значимым вопросом предъ­является наиболее, так сказать, «слабый» значимый вопрос, затем критические вопросы как бы нарастают по силе воз­можного психологического воздействия. Например, в такой очередности: Вы каким-либо образом причастны к краже де­нег...? Вы принимали участие в краже денег...?- Вы совершили кражу денег...?

При этом в тесте при формулировании вопросов необ­ходимо стремиться к тому, чтобы каждое предложение начи­налось с определенного слова, не похожего на другое. Однако все значимые вопросы должны начинаться с «Вы...».

 

Достоинства метода проверочных и нейтральных вопросов: относительная (относительно контрольных) простота формулировки вопросов.

Недостатки: высока вероятность ошибки (обвинение невиновного) в случае отсутствия контрольных вопросов в отношении человека, бурно реагирующего даже на нейтральные вопросы.

Порядок проведения: проверочные вопросы формулируются во время изучения материалов дела, нейтральные - исходя из данных предтестовой беседы, вопросы уточняются и корректируются во время обсуждения вопросов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...