Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2 Декоративность окрашенной древесины, имитирующей состаренную




3. 2 Декоративность окрашенной древесины, имитирующей состаренную

Изделия из древесины окрашивают для повышения декоративных свойств и защиты от воздействия неблагоприятных сред.

Итоговая декоративность художественно-промышленных изделий из древесины, имитирующей состаренную, складывается из декоративности, приобретенной на стадии имитационного старения, и добавленной при окрашивании. Степень усиления декоративности за счет окрашивания зависит от способов имитационного старения и окрашивания, свойств применяемых лакокрасочных материалов. В работе исследовали влияние на декоративность окрашенных поверхностей способов имитационного старения (воздушно-абразивная обработка и браширование), высоты рельефа (низкий и высокий), вида покрытия (прозрачное и непрозрачное), его цвета (бесцветное, белое, черное) и блеска (матовое и глянцевое).

3. 2. 1 Методика исследования

Исследование выполнено на древесине сосны, приобретающей при имитационном старении наиболее выраженный глубокий рельеф. Использовали тангенциальный разрез, который в сравнении с радиальным разрезом имеет более сложный и декоративный рисунок. Размеры образцов, полученных воздушно-абразивной обработкой и брашированием, составляли 30х100х100 мм, влажность – 12±1 %. Поскольку художественно-промышленные изделия имеют разные размеры, как значительные (брус, вывески, столешницы и т. п. ), так и небольшие (сувениры, письменные приборы, шкатулки и др. ), то и эстетически оправданная глубина рельефа у разных изделий должна быть различной. В исследовании использованы образцы двух групп с разной глубиной рельефа – малой (0, 5≤ Rmmax ≤ 0, 7 мм) и большой (1, 2≤ Rmmax ≤ 1, 9 мм).

Величину Rmmax определялииндикаторным глубиномером ГИ-100 по методике, рекомендованной ГОСТ 15612-85 [34].

Применяли прозрачное и непрозрачное (белого и черного цветов) лакокрасочные покрытия производства фирмы «Tikkurila» глянцевые со степенью блеска 50% и матовые со степенью блеска 15%: лак бесцветный «Яло» матовый прозрачный, лак бесцветный «Уника супер» глянцевый, краску белую «Песто» матовую и глянцевую, краску черную «Миранол» матовую и глянцевую. Покрытие выполняли распылением. Основную часть образцов покрывали в два слоя. Образцы для исследования декоративности окрашенной имитационно состаренной древесины приведены в таблице 9.


Таблица 9. Образцы для проведения исследования [22]

Покрытие

Значения Rmmax

Низкие

Высокие

Вид обработки

По блеску

По цвету

Браширование В/а обработка

Браширование

В/а обработка

Матовое

Прозрачное

Черное
Белое

Глянцевое

Прозрачное
Черное
Белое
               

 

Для изучения влияния количества слоев покрытий на изменение глубины рельефа и эстетические свойства фактуры после ее окрашивания часть образцов покрыли в несколько слоев – от одного до четырех. Рельеф этой группы образцов формировали брашированием. Разрез – радиальный, максимальная глубина рельефа Hmax в направлении поперек волокон изменялась от 0, 8 до 1, 2 мм. Образцы покрывали краской на алкидной основе производства фирмы «Tikurilla» – черной глянцевой со степенью блеска 50% и белой матовой со степенью блеска 15% (рисунок 93). Время сушки каждого слоя составило 3-4 часа.

Рисунок 93 – Образцы для проведения исследования: а – с черным глянцевым покрытием, б – с белым матовым покрытием; 1-1, 2-2 – направления измерения глубины рельефа Hmax

После нанесения первого слоя наблюдался неравномерный тон окраски на отдельных участках поверхности из-за неравномерного впитывания краски. Нанесение второго слоя обеспечило равномерность окраски поверхности образцов. Наибольшая глубина рельефа практически не зависела от числа слоев покрытия (рисунок 94, 95).

Рисунок 94 – Влияние покрытия на изменение высоты неровностей фактуры имитационно состаренной древесины (окрашивание черной глянцевой краской)

 

Рисунок 95 – Влияние покрытия на изменение высоты неровностей фактуры имитационно состаренной древесины (окрашивание белой матовой краской)

Экспертная оценка декоративности образцов, покрытых в 1, 2, 3 и 4 слоя показала существенное улучшение декоративности при двухслойном покрытии в сравнении с однослойным, а при трех – четырехслойном покрытии заметного повышения декоративности не наблюдается. Поэтому дальнейшее исследование выполняли на образцах (см. таблицу 9), покрытых в два слоя.

Декоративность оценивали при различных видах освещения и расстояниях наблюдения – при естественном рассеянном (КЕО 8%) и искусственном направленном (угол 45 °, 300 люкс), расстояниях наблюдения 0, 5 и 2, 0 м. Декоративность фактуры определяли как высокую (1 и 2 ранги), нейтральную (3 и 4 ранги) и низкую (5 и 6 ранги).

К оценке привлекали 30 экспертов [35] – дизайнеров и специалистов в области художественной обработки древесины.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...