Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Приход нацистов к власти. Антисемитизм в Германии

История Холокоста

Узники смоленского гетто

Перед Вами — документальные свидетельства об одной из самых известных и всё же еще не до конца осмысленной трагедии XX столетия — о попытке уничтожения нацистами еврейского народа.
Холокост (от греческого Holocaust) — всесожжение, уничтожение огнем. Это общепринятый термин для обозначения геноцида евреев нацистами и их пособниками в 1933—1945 гг.
Изучение собранных в пособии документов поможет понять, как такое могло случиться.
В наше время тема Холокоста не утратила актуальности; социальная напряженность, межэтнические и межконфессиональные конфликты, всплески экстремизма и неофашизма — всё это вынуждает вспоминать о Катастрофе европейского еврейства.
Правительство России приняло Федеральную программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»; из духа и буквы этого документа вытекает необходимость преодоления воспроизводящихся в обществе этнических предрассудков (в том числе — антисемитизма), мешающих строить правовое государство и гражданское общество.
Цель пособия — способствовать углублению знаний о Второй мировой войне, формированию личностного отношения школьников к событиям Холокоста, сочувствия к страданиям еврейского народа, уважения к борцам против нацизма. Приблизиться к этой цели помогут собранные в пособии архивные документы, фотографии, письма, фрагменты дневников и воспоминаний участников и свидетелей событий.
Пособие состоит из трех частей. Его основу составляют 32 документа, напечатанные на отдельных листах. Предлагаются вопросы к учащимся и исторические комментарии, справочный материал.
В пакет-комплект входит также брошюра, включающая очерк об истории Холокоста и методические рекомендации, в основном ориентированные на учителя, работающего в старших классах. С некоторыми документами можно познакомить и школьников помладше.

Приход нацистов к власти. Антисемитизм в Германии

Свой путь к диктатуре Адольф Гитлер начал в 1919 г., примкнув к небольшой политической группировке национал-социалистов, возникшей в Мюнхене. Вскоре он стал руководителем партии, одной из программных целей которой был провозглашен государственный антисемитизм.
Экономическая депрессия, крайний национализм как реакция на поражение в первой мировой войне, революционные потрясения, разочарование в демократии пробудили во многих немцах агрессивный национализм. Воспользовавшись общим недовольством и экономическими трудностями, Гитлер открыто развивал расистскую теорию. Фюрер (вождь) считал себя мессией, призванным спасти мир от «еврейского засилья». Он призывал к беспощадной борьбе против евреев, нарушающих чистоту «арийской расы».
Приход нацистов к власти в Германии означал насаждение антисемитизма в государственном масштабе.
В апреле 1933 г. была инспирирована общегерманская антиеврейская акция. Нацисты пикетировали магазины, адвокатские бюро, врачебные кабинеты, принадлежавшие евреям.
Государственная и партийная пропаганда стремилась использовать все возможности для демонизации образа еврея. Особенно преуспевал в этом нацистский листок «Дер Штюрмер».
10 мая 1933 г. в Берлине состоялось сожжение «вредных» книг, организованное министром пропаганды Геббельсом. Наряду с книгами классиков мировой литературы (Т.Манна, Э.М.Ремарка, Д.Лондона, Э.Золя) сожжению были преданы произведения Генриха Гейне, Зигмунда Фрейда, Стефана Цвейга, Альберта Эйнштейна — знаменитых писателей и ученых еврейского происхождения.
Геббельс заявил: «Душа германского народа вновь может выразить себя. Это пламя освещает не только конец старой эры, но и начало новой». Так началась нацификация немецкой культуры.
В сентябре 1935 г. на съезде нацистской партии были приняты Нюрнбергские законы. Таким образом нацисты реализовали первый этап «решения еврейского вопроса»: они лишили евреев всех гражданских прав.
С принятием Нюрнбергских законов антисемитизм получил легальный статус. Антиеврейская политика становилась всё более жестокой. СС и органы внутренних дел занялись осуществлением политики «расовой гигиены». В школах учеников знакомили с инструментами, с помощью которых якобы возможно определять расовые признаки людей: с приборами и таблицами, помогающими измерить и оценить размер скул, цвет глаз и волос.
В 1938 г. детям, отличающимся «неполноценными расовыми признаками», было запрещено посещать немецкие школы.
Постепенно нацисты перешли от ограничения прав евреев к их вытеснению из общественной, политической и экономической жизни Германии.
В ночь на 10 ноября произошел еврейский погром, вошедший в историю как Хрустальная ночь (Ночь разбитых стекол).
Тогда погибло около 100 евреев, были разрушены все синагоги в Германии, разграблены более 7000 еврейских магазинов. Поводом для этого послужило убийство секретаря немецкого посольства в Париже молодым евреем Гриншпаном, который мстил за родителей, депортированных из Германии.
Более 30 тысяч евреев после этого были отправлены в концентрационные лагеря. В январе 1939 г. началась подготовка мероприятий второго этапа «решения еврейского вопроса». Речь шла о том, чтобы лишить евреев права жить в Германии.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.