Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новая экономическая программа и ее цели

Возможно ли достижение поставленных целей?

Артём Санжиев

19 декабря 2007 г. в Республике Корея (РК) состоялись 17-ые президентские выборы. Как и предсказывали результаты общественных опросов, победу одержал кандидат от оппозиционной Партии великой страны (ПВС) Ли Мён Бак.

По мнению южнокорейских политологов, залогом его успеха стали достижения Ли Мён Бака в бизнесе и на посту мэра Сеула. В то же время прежнего главу государства Но Му Хёна многие обвиняли в том, что он не справился со многими проблемами в экономической сфере. В частности, правительство так не смогло изменить снизить показатель безработицы и предотвратить социальное расслоение в стране.

В своей предвыборной программе Ли Мён Бак сделал упор прежде всего на экономические вопросы, а также на своей компетентности в этой области. В инаугурационной речи вновь избранный президент определил именно бизнес как «источник национального богатства» и «создателя новых рабочих мест»[1].

Своей конечной целью новая администрация Южной Кореи ставит возрождение национальной экономики. Для придания большей символичности и четком определении начала новой экономической эпохи был даже придуман специальный термин - «МБномика»[2]. В основе новой экономической системы лежит «созидательный прагматизм».

 

Новая экономическая программа и ее цели

Экономическая программа Ли Мён Бака, с которой он шел на президентские выборы и которую намеревается воплотить в жизнь, имеет символическое название План «747». Первая цифра обозначает 7% ежегодный экономический рост. Другие две – это годовой доход на душу населения в 40 тыс. долл. и 7-е место страны среди экономик мира. Все эти показатели предполагается достичь через 10 лет, т.е к 2018 г.

Если рассматривать перспективы реализации первого пункта плана, то следует отметить, что в прошлом году рост южнокорейской экономики составил 5%. По прогнозам некоторых специалистов, экономический рост Южной Кореи в 2008 году составит более 5%, но незначительно превысит этот показатель[3]. При этом сам Ли Мён Бак заявляет о достижении уже в текущем году 6%-го роста экономики. Увеличение этого показателя до 7% к 2018 г. в современных условиях теоретически возможно. Однако, в таком случае потребуются крупные внутренние и внешние инвестиции в развитие национальной экономики.

Сразу же после выборов Ли отказался от своей фантастической затеи. Он признал, что «было бы неразумно предпринимать нерациональные шаги только для того чтобы исполнить свое предвыборное обещание»[4]. Однако в последнее время достижение этой цели вновь становится одним из пунктов официальных заявлений государственных чиновников.

Удвоение валового внутреннего продукта на душу населения, которое в настоящее время составляет 20 тыс. долл. (а фактически просто удвоение ВВП Южной Кореи) очень тесно связано с первым пунктом программы. Если учесть тот факт, что для удвоения нынешнего экономического показателя потребовалось 12 лет (если не принимать во внимание финансовый кризис 1998 г., когда этот показатель упал до 6 тыс. долл.), то возможность реализации этой задачи становится возможной только при высоких темпах экономического роста - 6-6,5% в год. Поэтому можно сказать, что достижение этой цели будет зависеть полностью от успешной реализации первого пункта программы.

Последнюю цель Ли Мён Бака - занять седьмое место в мире по объему ВВП следует отнести к числу фантастических. Для того чтобы РК поднялась с 12-го места на 7-ое, должны произойти такие события, которые повлекли за собой серьезные экономические потери для экономик Франции, Италии, Бразилии, России и Канады, опережающих в настоящее время Южную Корею[5]. Чтобы вытеснить Францию с 7-го места и обогнать остальных «конкурентов», Сеулу потребуется не только удвоить свой ВВП (поскольку ВВП Франции составляет в настоящее время 1,7 трлн. долл. против 0,9 трлн. долл. РК), но и рассчитывать на то, что экономический рост экономик опережающих ее стран стремился к нулю.

Тем не менее для осуществления поставленных задач правительство разработало ряд мероприятий, которые должны способствовать осуществлению экономических преобразований в стране и улучшению социально-экономической ситуации в Южной Корее.

- Сокращение государственного аппарата. В ходе административной реформы количество министерств было сокращено с 18 до 15, а также введена одна министерская должность без портфеля. В плане по реорганизации стоят уже административные органы на местном уровне. Таким образом администрация президента рассчитывает оптимизировать работу госучреждений и сделать ее более эффективной. Ведущую роль в экономике предполагается отдать частному сектору и рынку.

- Сокращение налогов. Правительством планируется провести сокращение 25%-ной ставки корпоративного налога с предприятий с капиталом свыше 100 млн. вон на 1% ежегодно в течение 5 лет и довести ее до 20%. Сокращению подлежит также 13%-ная ставка корпоративного налога с предприятий с капиталом менее 100 млн. вон до 10% к 2013 г., а налогооблагаемая база будет увеличена со 100 до 200 млн. вон.

- Создание 3 млн. новых рабочих мест. В рамках этого пункта будет оказываться активная поддержка при открытии новых предприятий. Планируется дополнительное финансирование технологической отрасли и создание системы поддержки малого и среднего бизнеса.

- Улучшение инвестиционного климата в стране. В области инвестиционной политики администрация Ли Мён Бака также намерена предпринять меры, направленные на улучшение инвестиционного климата в стране. В частности, новое правительство планирует отменить ограничения на внутренние инвестиции. В настоящее время в создание новых производств можно инвестировать не более 25% капитала компании, что сдерживает экономический рост страны в целом[6].

Новые изменения планируются внести и в правила создания промышленных комплексов на территории РК. Процесс оформления разрешительных документов планируется сократить с нынешних 2-4 лет до менее чем полугода. Кроме того, при канцелярии премьер-министра планируется создать специальный центр содействия инвестициям, который будет наблюдать за деятельностью провинциальных администраций по созданию индустриальных комплексов. Некоторой реорганизации будет подвергнут Комитет по укреплению национальной конкурентоспособности: в рамках данной структуры планируется создать 5 подкомитетов, которые будут заниматься основными общенациональными проектами и реформами[7].

Повысить международный имидж страны планируется и путём создания крупных инвестиционных проектов. Наиболее амбициозным из них является проект «Большой канал». Он предусматривает строительство системы водных каналов, которые должны обеспечить судоходное сообщение между Пусаном и Сеулом[8]. 17 каналов общей протяженностью 3100 километров должны соединить реки Ханган и Нактонган, создав таким образом транспортную артерию между Сеулом и Пусаном. По оценкам некоторых южнокорейских экспертов, его создание должно на треть снизить транспортные расходы в стране и сбалансировать развитие регионов[9].

По мнению самого президента, строительство каналов даст гигантский толчок корейской экономике. В своем новогоднем обращении вновь избранный президент Ли Мён Бак заявил, что государство не будет осуществлять этот проект за бюджетные средства. К финансированию строительства канала он призвал частный сектор. В настоящее время правительство не имеет конкретных планов по выполнению проекта, однако если к его реализации будет проявлен интерес со стороны частных инвесторов, оно будет готово содействовать этому процессу[10].

Данный проект породил весьма неоднозначные оценки его целесообразности в южнокорейском обществе. Сторонники Ли Мён Бака утверждают, что строительство канала обойдется в 17-18 млрд. долл., что позволит по завершении строительных работ получить дополнительную экономическую выгоду, равную 40 млрд. долл. в течение последующих 30 лет. А также создать 700 тысяч дополнительных рабочих мест и сократить транспортные издержки[11].

Противники проекта заявляют о суммах от 34 до 58 млрд. долл., которые будет необходимо потратить на строительство канала. В то же время суммарная экономическая выгода от проекта оценивается от 5 до 28% от общих затрат.

Под большим вопросом стоит и объем грузов, которые будет необходимо перевозить по каналу. В то время как эксперты ПВС говорят о 10 млн. т, которые будут транспортироваться по каналу к 2011 г., их оппоненты утверждают, что данные показатели не достижимы в современных экономических условиях.

Однако самым большим камнем преткновения может стать экологическая проблема. Несмотря на заявления представителей Ли Мён бака, что благодаря каналу улучшится качество воды и сократится количество наводнений, экологи говорят о возможной экологической катастрофе и изменении экосистемы Корейского полуострова в целом.

- Борьба с инфляцией. Другим направлением экономической политики новой администрации Южной Кореи является борьба с инфляцией. В начале марта этого года Ли Мён Бак объявил о принятии правительством программы по борьбе с инфляцией. В 2007 году рост цен составил 3,9% против 1,7% годом ранее. Для ее снижения Сеул вводит жесткий контроль над динамикой потребительских цен[12].

С 1 апреля отменены таможенные тарифы на 70 наименований товаров широкого потребления. В целях роста производства были разморожены государственные резервы алюминия, никеля, меди и других цветных металлов[13]. Одна из основных задач программы по снижению темпов роста инфляции – снижение цен на автомобильное топливо. Нефтяные компании обязали уменьшить цены на АЗС минимум на 10%. Для компенсации издержек производителям правительство Южной Кореи снизило на 10% ставку налога на нефть и нефтепродукты. Для контроля над ценами на бензин была создана специальная рабочая группа тарифного контроля. Новая структура, в которую вошли представители местных властей, национальной налоговой службы и организаций потребителей, отслеживает работу 12 тысяч автозаправочных станций и четырех нефтеперерабатывающих компаний.

В планы правительства также входит снижение цен на электроэнергию, фиксирование тарифов на транспортные услуги (стоимость проезда по платным автомагистралям в часы пик будет снижена на 50%). Компании, делающие инвестиции в развитие экономики, смогут получить 7% налоговые преференции.

Насколько успешной будет борьба южнокорейских властей с инфляцией при помощи заморозки цен, сказать сложно. Однако, российская попытка борьбы с инфляцией аналогичным способом, которая была предпринята осенью 2007 г., в конечном итоге, ничего не дала.

Более того, заморозить и контролировать цены на большое количество продуктов крайне трудно. При введении жесткого контроля цен в одном секторе рынка, в другом скорость роста тарифов стремительно увеличивается. И одной из причин этого роста являются расходы бюджета, которые активно стимулируют спрос. Если он оказывается не обеспеченным товарами и услугами в необходимом количестве, возникает повышение уровня цен. Поэтому вряд ли аналогичные процессы помогут значительно поменять ситуацию в Южной Корее. Хотя в то же время нельзя забывать, что там совершенно другой уровень инфляции.

С другой стороны одним из источников дополнительных средств на осуществление новой экономической программы станут средства, сэкономленные за счет сокращение госаппарата. Так, на состоявшемся в середине марта заседании кабинета министров РК было предложено на 20,5 млрд. долл. сократить госбюджет на следующий год. Это предполагается сделать за счет повышения эффективности и конкурентоспособности правительственных организаций, т.е. за счет сокращения государственного финансирования административного аппарата, а также сокращения количества чиновников. В прошлом году расходная часть бюджета страны составила около 264 млрд. долл.[14]

Высвобожденные таким образом средства, как планируется, пойдут на компенсацию ущерба казне от вводимого сейчас сокращения налога на нефтепродукты, а также на стимулирование таких отраслей промышленности, как производство полупроводников, судостроение и создание новых технологий, которые считаются локомотивами национальной экономики[15].

- Заключение соглашений о свободной торговле. Другим направлением экономической политики Ли Мён Бака является продолжение работы по заключению соглашений о свободной торговле (ССТ). Южная Корея намерена заключить как можно больше соглашений о свободной торговле, что обеспечит новые возможности для роста национальной экономики. В этой области планируется ускорить переговоры с ЕС, возобновить переговоры с Японией, а также рассмотреть вопрос о создании режима свободной торговли с Китаем, Австралией, Россией, странами-членами южноамериканского торгового блока MERCOSUR (Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай) и стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (GCC).

К настоящему моменту уже подписаны подобные соглашения с Чили, Сингапуром и Европейской ассоциацией свободной торговли, объединяющей Швейцарию, Норвегию, Исландию и Лихтенштейн. Ратификации депутатами Национального собрания РК ожидает и подписанный 30 июня прошлого года договор о свободной торговле с Соединенными Штатами.

Помимо этого, Сеул заключил ССТ с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), касающиеся промышленных товаров и сельскохозяйственной продукции. В стадии переговоров находятся аналогичные пакты с Евросоюзом, Канадой и Мексикой. В апреле будущего года планируется обсуждение ССТ с государствами, входящими в Совет по сотрудничеству стран Персидского залива - Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Катар, Оман и Кувейт[16].

Республика Корея также проявляет интерес к заключению соглашений о свободной торговле со странами, входящими в состав Южноафриканского таможенного союза – ЮАР, Ботсваной, Лесото, Намибией и Свазилендом. Южнокорейская сторона намерена выдвинуть конкретные предложения по этому поводу в ходе предстоящей в первой половине 2008 года в Сеуле 4-ой политической консультативной встречи между представителями РК и ЮАР. До конца этого года между Сеулом и Преторией планируется заключить соглашение о сотрудничестве в энергетике и добыче природных ресурсов[17].

- Создание руководящего комитета Next 12. Деятельность данной организации будет направлена на поиск 12-ти новых источников роста экономики страны, в том числе она будет заниматься разработкой перспективных инвестиционных проектов.

Рассматривая экономическую политику Сеула, необходимо также упомянуть новую стратегию развития «5+2». Она существенно отличается от стратегии «сбалансированного развития регионов», которой придерживалась администрация Но Му Хёна. Согласно плану, страна будет разделена на семь крупных экономических зон: пять обычных - столичный регион, провинции Чхунчхон, Чолла, Северная и Южная Кёнсан и две специальных – провинции Канвон и Чечжу.

Особенностью новой стратегии является то, что она учитывает самые разные характеристики экономических зон – численность населения, инфраструктуру, концентрацию и виды сосредоточенных на их территории производств, историческую и культурную значимость. Исходя из всего этого, для каждой зоны предлагается своя уникальная стратегия дальнейшего развития. Инициатива в реализации стратегии будет отдаваться самим провинциям, которые будут заниматься повышением своей конкурентоспособности. Новая стратегия нацелена на более комплексное развитие регионов и более полное использование территории страны. Она отражает мировую тенденцию на формирование крупных экономических зон и активизацию сотрудничества между регионами.

Важно также подчеркнуть, что центральное правительство намерено выполнять лишь роль структуры, которая предоставляет базу для самостоятельного сотрудничества между регионами и реализации ими конкурентоспособных экономических проектов, т.е. инициатива передается от столицы провинциям. Южнокорейское правительство намерено создать самую благоприятную для дальнейшего развития рыночных отношений обстановку, существенно ослабив существующие сейчас ограничения. В свою очередь руководящие органы провинций будут создавать оптимальную для деятельности отдельных предприятий систему.

Новый план включает также развитие шести наименее развитых регионов государства. Это приграничная с КНДР территория, закрытые шахты провинции Канвон, район гор Токюсан и Чирисан и некоторые другие. В них планируется создание туристических зон и производств по переработке продуктов питания.

 

* * *

Анализ экономической программы Южной Кореи показывает, что ее разработчики уделили основное внимание привлечению иностранных инвестиций в южнокорейскую экономику, а также созданию благоприятной экономической обстановки для предпринимательской деятельности не только крупных промышленных конгломератов, но и малого и среднего бизнеса. Вместе с тем на осуществление этой программы могут оказать влияние следующие факторы.

Во-первых, увеличение цен нефть. По данным на конец 2006 года, РК занимает пятое место в мире по потреблению нефти на душу населения: на каждого жителя страны приходится более 16 барреля нефти в год. Это самый высокий уровень потребления нефти в Азии и второй среди стран, не добывающих нефть. Большое потребление ресурса оказывает значительное влияние на экономику страны, поскольку Южная Корея не имеет собственных месторождений нефти и импортирует ее из-за границы.

Так, в связи с ростом цен на нефть в декабре 2007 г. внешнеторговый баланс Южной Кореи впервые за последние пять лет оказался отрицательным и составил 860 млн. долл.[18] Правительство заявляет о том, что южнокорейская экономика способна выстоять в условиях высоких мировых цен на нефть. Аргументируется это тем, что РК импортирует, главным образом, дубайскую нефть, стоимость которой на протяжении всего прошлого года не превышала 70 долл. за баррель, а в нынешнем году, как ожидалось, она не превысит отметки в 80 долл. Однако уже в марте ее цена превысила 100 долл. за баррель[19], что повлекло за собой повышение цен на продукты и принятие правительством мер по борьбе с инфляцией.

Во-вторых, повлиять на осуществление экономической политики новой администрации, может осложнение внутриполитической ситуации. Результаты парламентских выборов, которые состоялись 9 апреля этого года, продемонстрировали уверенную поддержку общества Ли Мён Бака и Партии великой страны. Последняя получила большинство в парламенте (153 места), в то время как ее главный противник Объединенная демократическая партия – 81 место[20].

Однако, нынешняя победа консерваторов будет результативной в плане осуществления выбранного президентом политического курса только в том случае, если ПВС сможет «найти общий язык» с Партией свободы и прогресса (18 мест), Лагерем сторонников Пак (14 мест), а также независимыми кандидатами (25 мест). Это позволит консервативному лагерю получить две трети голосов, с помощью которых могут быть проведены необходимые законы.

В-третьих, осложнение межкорейских отношений, вызванные северокорейской политикой Ли Мён Бака, может оказать существенное влияние на ухудшение инвестиционной привлекательности корейских проектов. Следовательно, приток иностранных инвестиций может сократиться, подставив под вопрос достижение поставленных целей по повышению экономического роста и удвоению ВВП.


[1] Мэиль кёнчжэ, 25 февраля 2008.

[2] Он является производным от аббревиатуры «МБ» - начальные буквы имени президента Ли Мён Бака - и слова «экономика».

[3] KBS World Radio, 4 января 2008.

[4] Чосон ильбо, 3 января 2008.

[5] Сеульский вестник, 21 августа 2007.

[6] KBS World Radio, 5 января 2008.

[7] KBS World Radio, 13 марта 2008.

[8] Тона ильбо, 11 января 2008.

[9] Сеульский вестник, 21 августа 2007.

[10] Тона ильбо, 11 января 2007 г.

[11] Чосон ильбо, 15 января 2008 г.

[12] Мэиль кёнчжэ, 7 марта 2008.

[13] ИТАР-ТАСС, 20 марта 2008.

[14] Рёнхап, 11 марта 2008.

[15] ИТАР-ТАСС, 11 марта 2008.

[16] ИТАР-ТАСС, 29 ноября 2007.

[17] KBS World Radio, 8 января 2008.

[18] KBS World Radio, 3 января 2008.

[19] KBS World Radio, 15 марта 2008.

[20] Российская газета, 10.04.2008

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...