Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.




При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности,
к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:

ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее – программа академического бакалавриата);

ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные)(далее – программа прикладного бакалавриата).

4.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

все виды профессиональной деятельности:

реализация на практике прав ребенка;

создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся;

участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в организации;

повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса;

участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;

использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности;

систематическое повышение своего профессионального мастерства;

соблюдение норм профессиональной этики;

использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;

повышение собственного общекультурного уровня;

соблюдение требований охраны труда, техники безопасности
и противопожарной защиты;

педагогическая деятельность в дошкольном образовании:

осуществление процесса обучения и воспитания в соответствии
с образовательной программой дошкольного образования с использованием психологически обоснованных методов обучения и воспитания, ориентированных на развитие игровой деятельности;

создание оптимальных условий адаптации детей к дошкольным образовательным организациям;

обеспечение охраны жизни и здоровья детей в образовательном процессе;

работа по обеспечению совместно с другими специалистами (психологом, логопедом, педиатром) и семьей готовности ребенка к обучению
в общеобразовательной организации;

педагогическая деятельность в начальном общем образовании:

реализация в учебном процессе образовательных программ начального общего образования с использованием современных психолого-педагогических методов, ориентированных на формирование и развитие учебной деятельности обучающихся;

создание оптимальных условий для адаптации обучающихся к начальному периоду учебной деятельности;

интеллектуальное, личностное и нравственное развитие обучающихся
в процессе формирования учебной деятельности;

взаимодействие с педагогами, администрацией образовательной организации и родителями в целях развития обучающихся с учетом возрастных норм;

формирование уобучающихся учебно-познавательной мотивации и умения учиться как необходимого результата их подготовки к освоению образовательной программы основного общего образования;

социально-педагогическая деятельность:

осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся из числа детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая взаимодействие социальных институтов;

организация комплекса мероприятий по развитию и социальной защите обучающихся в образовательной организации и по месту жительства;

организация социально полезных видов деятельности обучающихся, развитие социальных инициатив, социальных проектов;

выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений
в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов;

формирование у обучающихся профессионального самоопределения
и навыков поведения на рынке труда;

организация посредничества между обучающимися и социальными институтами;

психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования
и профессионального обучения:

проведение психологического (диагностического) обследования детей
с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;

проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;

работа с педагогами с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;

создание во внешкольной деятельности благоприятных условий для развития творческих возможностей каждого ребенка;

помощь школьникам в процессе профессиональной ориентации
и профессионального самоопределения;

участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей
и подростков;

психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):

проведение дифференциальной диагностики для определения типа отклонений;

проведение психологического обследования детей с сенсорными, речевыми
и двигательными нарушениями разного возраста с использованием рекомендованного инструментария, включая первичную обработку результатов
и умение формулировать психологическое заключение;

проведение занятий с обучающимися по утвержденным рекомендованным коррекционным программам;

работа с педагогами и родителями с целью организации эффективных учебных взаимодействий детей с ОВЗ и их общения в образовательных учреждениях и в семье;

создание благоприятной и психологически комфортной социальной среды
с привлечением родителей и членов семьи здоровых детей и детей с ОВЗ.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества дляформирования гражданской позиции (ОК-2);

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);

способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском
и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

способностью использовать методы и средства физической культуры
для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
(ОК-8);

способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты
в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического
и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения
и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

готовностью применять качественные и количественные методы
в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);

готовностью использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

готовностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания
и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

готовностью организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);

способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

готовностью использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);

способностью понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

способностью вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК-9);

способностью принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);

готовностью применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);

способностью использовать здоровьесберегающие технологии
в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12);

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности
на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-13).

5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

педагогическая деятельность в дошкольном образовании:

способностью организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПК-1);

готовностью реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ (ПК-2);

способностью обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПК-3);

готовностью обеспечить соблюдение педагогических условий общения
и развития дошкольников в образовательнойорганизации (ПК-4);

способностью осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии
со взрослыми и сверстниками (ПК-5);

способностью осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами
и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения
и развития дошкольников (ПК-6);

педагогическая деятельностьв начальном общем образовании:

способностью организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную
на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы (ПК-7);

способностью проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности (ПК-8);

способностью участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ПК-9);

готовностью создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе (ПК-10);

готовностью организовать индивидуальную и совместную учебную деятельность обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ (ПК-11);

готовностью во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования (ПК-12);

готовностью осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками (ПК-13);

способностью эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами
и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения
и развития учеников (ПК-14);

социально-педагогическая деятельность:

готовностью к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося (ПК-15);

способностью к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПК-16);

способностью составлять программы социального сопровождения
и поддержки (ПК-17);

способностью участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов (ПК-18);

готовностью выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства (ПК-19);

владением методами социальной диагностики (ПК-20);

способностью выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами (ПК-21);

психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования
и профессионального обучения:

способностью организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПК-21);

готовностью применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи
(ПК-22);

способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПК-23);

способностью к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПК-24);

способностью осуществлять психологическое просвещение педагогов
и родителей по вопросам психического развития детей (ПК-25);

способностью эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой
и учебной деятельности (ПК-26);

способностью выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПК-27);

способностью формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПК-28);

готовностью руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-29);

способностью использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности (ПК-30);

способностью проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся
(ПК-31);

психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ:

способностью организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями (ПК-32);

готовностью применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПК-33);

способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации
об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа (ПК-34);

способностью контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями (ПК-35);

способностью осуществлять психологическое просвещение педагогов
и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития (ПК-36);

способностью эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности (ПК-37);

способностью собрать и подготовить документацию о ребенке
для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (ПК-38).

5.5. При разработке программы бакалавриата все общекультурные
и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата.

5.6.При разработке программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленностипрограммы бакалавриата
на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

5.7.При разработке программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

 

 

VI.ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

6.1. Структура программы бакалавриата включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее – направленность (профиль) программы).

6.2. Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:

Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2 «Практики», который в полном объеме относится к вариативной части программы.

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы изавершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации[1].


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...