Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какова роль личностно-профессиональных стандартов и личностных норм регуляции поведения и отношений в развитии профессионализма?




Система личностно-профессиональных стандартов, ориентирующих на высокое качество выполнения деятельности, а также система личностных норм регуляции поведения и отношений делают профессионалов в известной мере исключительными личностями. Настоящих профессионалов отличает не только высокое качество труда, но и стабильность его важнейших показателей. Это свидетельствует о важной регулирующей роли стандартов, или эталонов качества деятельности, которые сформировались в процессе овладения мастерством. Устойчивые высокие стандарты деятельности имеют тенденцию трансформироваться в высокие личностные стандарты, которые в обыденном понимании представляются некими емкими оценочными суждениями: «не достойно настоящего профессионала», «профессионализм не позволяет...» и прочее, то есть обусловливают ограничения этического характера. Иными словами, у профессионалов, как правило, существует некая внутренняя система личностной регуляции не только деятельности, но и поведения, и отношений. В этом смысле профессионал относится к категории «модальной личности», то есть к типу личности, возникающему как результат действия системы социализации и внешнего и внутреннего контроля. Проявлением модальности личности может служить сам факт осознания своей профессионально-статусной принадлежности. Модальность личности проявляется в оценочном, сравнительном отношении человека к себе как представителю определенной группы, стремлении сформировать у себя необходимые качества и умения, понимании своих возможностей как представителя данной группы. При этом очевидны четкие и непротиворечивые эталоны-образцы деятельности, поведения и отношений, характерные для данной модальной группы. В психологических исследованиях было показано, что активизация личностных норм осуществляется, когда:

- человек знает о последствиях для других людей его действий в согласии с данной нормой;

- личностная норма требует от человека именно таких действий;

- человек способен контролировать свои действия и их результаты;

- человек признает личностную ответственность за свои действия и поступки в соответствии с данной нормой.

Существующие личностные нормы обычно соотносятся с представлением человека о самом себе. Следование личностным нормам, как правило, связано с чувством гордости, высокой самооценкой и самоуважением, уверенностью в правильности своих действий и позиций, а также высоким самоконтролем. Это, в свою очередь, способствует повышению социального статуса личности.

Личностные нормы, безусловно, влияют на мотивацию достижений. У профессионалов она всегда высокая, но в то же время реалистичная вследствие их адекватной самооценки и хорошего самоконтроля.

Нормативная личностная регуляция весьма динамична, каждое новое личностное или профессиональное достижение является основой для корректировки или изменения системы норм. Стремление к «согласию с нормами» может привести к возникновению глубоких внутриличностных конфликтов[7]. Возникающая фрустрация приводит к разрушению побудительной мотивации и формированию новой, которая, в свою очередь, корригирует существующие у личности нормы и стандарты деятельности и поведения. У настоящего профессионала эти процессы носят прогрессивный характер: формируются новые, более высокие стандарты качества деятельности, которые возвышают, но и ужесточают нормативную этическую регуляцию поведения и отношений.

 

Какова роль продуктивной Я -концепции в развитии профессионализма?

Я -концепция – это сложная, переживаемая, многокомпонентная и динамическая система выражения отношений личности к себе и внешнему миру. Я -концепция выступает в качестве санкционирующего механизма по отношению к себе и внешнему миру, связывает качества личности в отношении себя и внешнего мира в прошлом, настоящем и будущем.

Основу Я -концепции составляют представления о самом себе в настоящем времени: идеальное Я (каким субъект должен быть, ориентируясь на моральные нормы); динамическое Я (каким намерен стать в будущем); фантастическое Я (каким желал бы стать, если бы это оказалось возможным).

В акмеологических исследованиях было показано, что развитие профессионализма личности предполагает гармоничность Я- идеального, Я -настоящего и Я -будущего. Адекватность Я -настоящего обусловливается развитой системой самооценки, самоконтроля, рефлексией, Я -идеальное и Я -будущее являются стимулом для личностного развития в случае их реалистичности и адекватной оценки своих возможностей. Явное доминирование какого-либо компонента является тормозом для становления профессионализма.

Исследования показывают, что осознание личностью различий в своей Я -концепции во временной ретроспективе и перспективе является стимулом для дальнейшего самосовершенствования. Профессионалы, более дифференцированно осознающие себя по отношению к своему прошлому и настоящему, в большей степени ориентированы на саморазвитие.

Продуктивная Я -концепция позволяет сформировать реалистичные личностно-профессиональные стандарты, программы развития и саморазвития, выстроить гармоничную и продуктивную систему профессиональных взаимодействий и отношений.

 

Что такое «акмеологические инварианты профессионализма»?

Акмеологические инварианты (от французского invariant – буквально «неизменяющийся») профессионализма основные качества, умения и внутренние побудительные причины, обеспечивающие высокую продуктивность, стабильность деятельности, независимо от ее содержания и специфики, а так же активное саморазвитие специалиста, реализацию его творческого потенциала.

Акмеологические инварианты профессионализма дают возможность человеку изыскать те его внутренние резервы, которые позволяют ему на высоком инновационно-творческом уровне выполнять деятельностные функции. Именно акмеологические инварианты побуждают и движут человека к профессионализму экстра-класса.

Акмеологические инварианты профессионализмаделятся на:

общие, то есть полностью не зависящие от специфики деятельности: развитая антиципация, рефлексия, высокий уровень саморегуляции, социальное мышление, умение принимать решения и устойчивая образная сфера (у профессионалов высокого уровня, независимо от вида и специфики профессиональной деятельности, эти инварианты развиты гораздо сильнее, чем у других специалистов);

специфические, или особенные, в определенной мере отражающие специфику профессиональной деятельности (например, для профессий класса “человек-человек” и “человек-коллектив” таковыми, как показали исследования, помимо общих инвариант, являются дифференциально-психологическая компетентность, коммуникабельность и коммуникативные навыки умение оказывать психологические воздействия и др.).

Определение специфических акмеологических инвариантов профессионализма– основа развития профессионализма в конкретной деятельности. Основные методы определения акмеологических инвариантов профессионализма:

- экспертные оценки признанных профессионалов в какой-либо области;

- сравнительный анализ высокопродуктивной и среднепродуктивной деятельности;

- построение уровневых моделей и соответствующих каждому уровню качественных характеристик развития профессионлизма в единстве с потенциальными и реальными способностями личности;

- психологический анализ качества и умений, способствующих высоким достижениям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...