Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аргументы, примеры к сочинению на ЕГЭ

1. Проблема воспитания: Д.И.Фонвизин «Недоросль» (Митрофан – невежественный, как и его мать и Простакова); Л.Н.Толстой «Детство» (Николенька добрый, т.к. оказала влияние мать, няня Наталья Саввишна и учитель Карл Иванович).

2. Проблема нравственного выбора: А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (Петр Гринев отказывается присягать Пугачеву, он помнит слова отца; «Береги честь смолоду»); В.Быков «Сотников» (русский солдат Сотников не сдается перед фашистами, а его товарищ Рыбак соглашается им служить).

3. Проблема гражданственности и патриотизма: Л.Н.Толстой «Война и мир» (Капитан Тушин, не оставивший свою батарею, Андрей Болконский, Пьер Безухов, который помогает русским на батарее Раевского); М.Шолохов (Андрей Соколов, попавший в плен к немцам, но не сдавшийся, совершал два побега, во второй раз захватил офицера с очень важными документами).

4. Проблема единения с природой, восхищения прекрасным: Л.Н.Толстой «Война и мир» (Наташа восхищается лунной ночью, Андрей Болконский сравнивает свою жизнь с жизнью дуба – вначале он старый, корявый, а затем позеленевший, роскошный: природа способна возродить человека).

5. Проблема засорения русского языка, неуважительного отношения к родному языку: Л.Н.Толстой «Война и мир» (светское общество, далекое от народа, говорит на французском языке, почти не зная своего родного, весьма жалко выглядит лепет Ипполита Курагина, безуспешно пытавшегося рассказать анекдот по-русски.); И.Ильф и Петров «Двенадцать стульев» (Эллочка обходится в жизни всего 30 словами, да и то произносит их невнятно).

6. Проблема человеческих взаимоотношений: Л.Н.Толстой «Война и мир» (добрые, душевные, доверительные отношения в семье Ростовых; дружеские отношения между Пьером и Андреем; поиски выгоды в отношениях представителей светского общества: семьи Курагиных, Анны Шерер, Анны Михайловны Друбецкой); А.И.Солженицын «Матренин двор» (главная героиня Матрена Васильевна с душой откликается на все просьбы односельчан о помощи, при этом сама живет чистой, праведной жизнью).

7. Проблема одиночества: К.Паустовский «Телеграмма» (дочь известного художника Екатерина Петровна доживает свой век в полном одиночестве, забытая дочкой Настей, которая в Ленинграде помогает молодым художникам найти свое место в жизни); А.Платонов «Юшка» (странный одинокий старик, над которым потешаются все в деревне и только после его смерти односельчане ощущают его потерю).

8. Проблема дружбы: Л.Н.Толстой «Война и мир» (искренняя дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова, Наташи и Сони); Дружба лицеистов в лирике А.С.Пушкина («Мой первый друг, мой друг бесценный!» - сказано об Иване Пущине) Проблема любви: А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (Онегин и Татьяна – две сильные, незаурядные личности не смогли найти счастье друг с другом); Л.Н.Толстой (несостоявшееся счастье Андрея Болконского и Наташи Ростовой – Наташа жила сердцем, а не разумом); тихое спокойное счастье Наташи и Пьера в окружении детей).

9. Проблема трагедии народа: А.Ахматова поэма «Реквием» (репрессии, аресты, расстрелы, обвинение в измене Родине настоящих патриотов в сталинскую эпоху); Л.Н.Толстой «Война и мир» (весь народ встал на защиту России в 1812 году).

10. Проблема русского национального характера: А.Твардовский «Василий Теркин» (главный герой Василий Теркин является обобщенным образом русского народа, его отличают мужество, умение и сноровка во всех делах, стремление даже в трагической ситуации проявлять юмор и самообладание); А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича» (Иван Денисович Шухов, находящийся в лагере для репрессированных, не теряет веры в то, что он выживет, проявляет стойкость и выдержку).

11. Проблема творчества и судьбы художника: М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» (Мастер в работе над романом о Понтии Пилате оказывается непонятым, Иван Бездомный после того, как встретился с Мастером, осознает, что он плохой поэт и расстается с поэзией).

12. Проблема взаимоотношений человека и государства: А.Платонов «Котлован» (попытка идеального мироустройства и полный крах такого мироустройства); Е Замятин «Мы» (государство решило запретить право каждого его гражданина на индивидуальность и собственную свободу – каждому присвоен номер вместо имени и дан распорядок жизни).

13. Проблема значимости родной земли, Родины, традиций: М.А.Шолохов «Тихий Дон» (Григорий Мелехов после многих жизненных трагедий возвращается к родному очагу, чтобы начать жить заново, там, где он нужен, на родной земле, со своим сыном); В.Быков «Облава» (главный герой Хведор, бежавший из сталинского лагеря, пытается пробраться в родные края, чтобы хоть ненадолго вдохнуть воздух малой родины).

14. Проблема труда как основы жизни: А.С.Солженицын «Матренин двор» (Матрена Васильевна – труженица, не боится никакой работы, этим она и живет, хотя так и не смогла выхлопотать себе пенсию); М.А.Шолохов «Тихий Дон» (главная цель жизни – труд на земле, и начало полевых работ и их окончание – это определенный ритуал).

15. Проблема исторической судьбы России: Л.Н.Толстой «Война и мир» (Отечественная война 1812 года); А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (восстание Пугачева); Н.В.гоголь «Тарас Бульба (борьба за независимость против польских захватчиков).

16. Проблема национализма, исторической памяти: А.Приставкин «Ночевала тучка золотая…» (в годы войны с северного Кавказа выселялись многие народности, в том числе и чеченцы, а на их место привозили русских, которые вселялись в чужие жилища. Из-за этого шла необъявленная война: русские и чеченцы уничтожали друг друга. Это коснулось и детей, но детдомовец Колька Кузьменыш подружился с чеченским мальчиком Алхузуром и даже выдал его за родного брата, чтобы русские солдаты не забрали его).

17. Проблема добра и зла: М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат – зло, Иешуа – добро). А.С.Пушкин «Капитанская дочка (Петр Гринев – добро, милосердие, Швабрин – зло, зависть, предательство); Д.И.Фонвизин «Недоросль» (слова Стародума: «Невежда без души – зверь»)

18. Проблема социального неравенства: А.М.Горький «На дне» (люди «дна», живущие в ночлежке, несчастны: у них нет будущего); Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (семья Раскольникова страдает от бедности: Родион Раскольников не может продолжать обучение и идет на преступление, его сестра Дуняша собирается принять предложение Лужина из-за нужды).

19. Проблема отцов и детей: И.С.Тургенев «Отцы и дети» (нравственные разногласия, непонимание между Евгением Базаровым и его родителями, хотя Евгений их любит) К Паустовский «Телеграмма» (Катерина Петровна забыта своей дочерью Настей, живущей в Ленинграде, хотя Настя и присылала деньги, но главное – внимание, память).

20. Проблема «маленького» человека: Н.В.Гоголь «Шинель» (Акакий Акакиевич Башмачкин – мелкий чиновник, всеми унижаемый, забитый, не смеющий произнести слово при человеке высшего чина); А.П.Чехов «Смерть чиновника» (мелкий чиновник Червяков настолько запуган «сильными мира сего», что из боязни не быть прощенным генералом, умирает).

21. Проблема роли человека в истории: Л.Н.Толстой «Война и мир» (Кутузов и Наполеон); В.Ян - (трилогия о Чингисхане и Батые, их черной роли в разорении Руси)

22. Проблема смысла жизни: В.Короленко «Парадокс» (человек должен доставлять счастье и возможность жить другим, безрукий пан Уляницкий пишет ногой афоризм «Человек создан для счастья, как птица для полета»); А.М.Горький «Старуха Изергиль» (Ларра живет для себя, презирая окружающих, а Данко жертвует жизнью, отдав свое пылающее сердце для людям, чтобы они могли выйти из темного, страшного леса).

23. Проблема бездуховности: Л.Н.Толстой «Война и мир» (семья Курагиных, которых интересует только выгода: власть, деньги): А.П.Чехов «Ионыч» (семья Туркиных, которые пытаются быть интеллигентными людьми, но все сводится только к разговорам об этом; сам Ионыч, который свои светлые мечты утопил в страсти к накопительству и позерству).

24. Проблема истинной свободы: М.Горький «Старуха Изергиль» (Ларра отверг нравственные законы, более всего ценил личную свободу и независимость. Именно поэтому он и стал тенью – черной и пугающей; в груди Данко горит огонь великой любви к людям, и поэтому он свободен); М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» (Печорин – его жизненный путь ведет к душевному опустошению, так как человек обретает свободу там, где связь между людьми строится на идеалах добра, справедливости и благородства).

25. Проблема веры (в широком смысле) в жизни человека: Л.Н.Толстой «Война и мир» (Наташа Ростова, неизменная вера которой в счастье в конечном итоге привела ее к прекрасному семейному очагу; кроме того, в этой семье верили в Бога, в Россию, в русский народ – именно поэтому, защищая отечество, погибает Петя Ростов, отдает подводы раненым Наташа).

26. Проблема ответственности личности перед обществом, природой, перед всей Землей: В.Распутин «Прощание с Матерой» (все произведение – это призыв к человеку остановиться в бездумном и беспринципном отношении к природе, земле); Рони «Борьба за огонь» (мальчик из племени должен был охранять огонь, но заснул, и пламя погасло – этим мальчик обрек племя на смерть, он не оправдал доверия, поступив безответственно).

27. Проблема чести, достоинства: Л.Н.Толстой «Война и мир» (дорога жизни Андрея Болконского – это дорога чести); Д.И.Фонвизин (строчки из стихотворения «Ты должен посвятить Отечеству свой век, Коль хочешь навсегда быть честный человек»).

28. Проблема преклонения перед иностранными вещами: Ильф и Петров «Двенадцать стульев» (Эллочка-людоедка поклонялась иностранным вещам, например, восторг у нее вызывало ситечко для чая); А.С.Грибоедов «Горе от ума» (еще Чацкий говорил о том, как отвратительно москвичи во всем подражают французам и скупают заморские товары на Кузнецком мосту, но не ценят родную литературу).

29. Проблема легкомысленного отношения к учебе: Д.И.Фонвизин «Недоросль» (Митрофанушка – не хотел изучать науки, знал (да и то плохо) только примитивные сведения из некоторых наук); А.С.Пушкин «Евгений Онегин» - строчки из романа «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как- нибудь».

30. Проблема формирования личности и роли книги в жизни человека: М.Горький «Детство», «В людях» (Алеша Пешков – страсть к чтению проснулась очень рано, грамоте его научил дед, но именно книги помогли Алексею стать писателем); А.Грин «Зеленая лампа» (Стильтон, нищий молодой человек, оставленный ради шутки в квартире с зажженной зеленой лампой и не имеющий права никуда выходить, увлекся книгами и читал их и днем, и вечером, а в конце концов смог стать замечательным врачом).

31. Проблема отсутствия в семье общих духовных интересов: Д.И.Фонвизин «Недоросль» (семья Простаковых невежественная и недалекая – всех ее членов интересует только еда да прибыль от помещичьего хозяйства, они не читают книг, не стремятся стать образованными людьми); Л.Н.Толстой «Война и мир» (семья Курагиных – читатели не видят членов этой семьи в творчестве, за чтением книг или на домашних праздниках (как у Ростовых) – вместе Курагиных мы почти не видим).

32. Проблема использования научных достижений: А.С.Пушкин О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай… Л.Н.Толстой «Не стыдно и не вредно не знать.., а стыдно и вредно притворяться, что знаешь то, чего не знаешь». В.Дудинцев «Белые одежды» (Федор Дежкин ставит свои ботанические опыты, опираясь на достижения лучших ученых, его не понимают консервативно настроенные ученые, готовые сражаться за свои «успехи», но в результате селекционная наука продвигается вперед и становится основополагающей).

33. Проблема утечки мозгов из России: С.Довлатов «Чемодан» (главный герой, писатель, вынужден покинуть Россию, так как режим нашего государства в 70-80 годы прошлого века не поддерживал таких самобытных писателей); ученые, музыканты вынуждены были уехать из страны, где их открытия, произведения не понимались и не ценились).

34. Проблема воли к жизни: Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» (Алексей Мересьев, оставшись без ног после многочасового блуждания по лесу, занимаясь гимнастикой, тренируя себя, вернул себе не только здоровье, но и прежнее любимое дело: он остался в строю летчиков); А.Солженицын «Раковый корпус» (главный герой произведения, забывая о болезни, не отчаиваясь, веря в силу лечения и надеясь на благополучный исход, победил рак).

35. Проблема нравственной ответственности перед теми, кому мы причинили боль: Ю.Яковлев «Багульник» (мальчик Коста, неприятный, отвратительно зевающий на уроках, вечно сонный, как оказалось, ухаживает за собаками, хозяева которых больны); восточная мудрость гласит: «Черствость души – самая страшная болезнь на свете».

36. Проблема неуважения к памяти, семейным ценностям: А.П.Чехов «Вишневый сад» (Гаев и Раневская, при всей их легкомысленности и непрактичности, с благоговением расстаются с тем, что их связывало с прошлым: садом, шкафом…); Д.С.Лихачев говорил: «Память – основа совести и нравственности, основа культуры».

37. Проблема наследственности и самоформирования: Лесковский Левша, нигде не учась ремеслу, сумел без микроскопа подковать блоху – никто не говорил Левше, что в его генотипе заложен или, наоборот, не заложен подобный талант; а люди-инвалиды, участвующие в паролимпийских играх, - ярчайшее доказательство того, что каждый способен к самоформированию и саморазвитию, что не все в человеческой жизни определено наследственностью.

38. Проблема взаимоотношений людей, занимающих разное социальное положение: А.П.Чехов «Хамелеон» (Очумелов, видя «непорядки» на улице, по-разному пытается их устранить: у одного он конфискует крыжовник, а слыша о других (бедных и богатых), меняется чуть ли не каждую минуту: то ему жарко, то «ветром подуло»); А.С.Грибоедов «Горе от ума» (Молчалину отец завещал угождать всем); Л.Н.Толстой «Война и мир» (до получения Пьером Безуховым наследства им никто не интересовался, а после – все стали заискивать перед ним в надежде получить расположение).

39. Проблема компьютеризации общества: И.Косолапов, публицист (выдержка из статьи): «Вот поставили вы в своей квартире компьютер – дорогущий, весь опутанный проводами прибор, который то и дело капризничает, постоянно требует для своего обслуживания специалиста». В журнале «Наука и жизнь» за 2000 год (номера не помню) напечатана статья знаменитого физика, С.Капицы, в которой он пишет, что компьютер играет важную роль, но, к сожалению, люди от этого не становятся лучше.

40. Проблема детского сиротства: А.Приставкин «Ночевала тучка золотая» (братья-близнецы Кузьменыши в годы войны осиротели, мыкались по детдомам, видели человеческую жестокость, смерть); М.Шолохов «Судьба человека» (осиротевшего, одинокого ребенка усыновляет такой же одинокий, потерявший всю свою семью, Андрей Соколов); в годы Великой Отечественной войны многие военные подразделения брали на воспитание детей, у которых родители погибли – В.Катаев «Сын полка», мальчик Ваня Солнцев стал любимцем бойцов и помогал им, став разведчиком.

41. Проблема эгоистичности счастья: Ю.Котлярский «Наденька» (герой рассказа не замечает в мыслях о любви, что он доставляет неприятности окружающим: кому-то наступил на ногу, кого-то задел, у кого-то выбил из рук кошелку с овощами).

42. Проблема материнской любви: К.Паустовский «Телеграмма» (Катерина Петровна готова верить рассказам Насти о том, что она сильно занята и не может навестить ее, брошенную в одиночестве. Материнская любовь прощает все.). М.Горький, роман «Мать» (Пелагея Ниловна Власова ради любви к сыну становится его единомышленницей, революционеркой).

43. Проблема места и роли искусства в жизни человека: В.Г.Короленко «Слепой музыкант» (мальчик Ивась, от рождения слепой, завороженно слушает музыку, и окружающие понимают, что это – его. Любовь к музыке делает его счастливым: он обретает любовь, надежду на полноценную жизнь, становится известным музыкантом).

44. Проблема несправедливости социального устройства общества. И. С. Тургенев. «Муму». Герои: немой крепостной Герасим, Татьяна – его любимая, барыня, самодурно решающая судьбы вверенных её судьбой людей. И. С. Тургенев. «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»: главный герой лесничий по прозвищу Бирюк. Убогий быт крестьян. Несправедливость социального устройства жизни. В. Г. Короленко.» В дурном обществе». Вася, мальчик из богатой семьи, дружит с отверженными детьми, - Валеком и Марусей. Благотворное влияние доброты на юного героя. Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Спор генерала и автора о том, кто построил железную дорогу. Осуждение несправедливого устройства жизни. Стихотворение «Размышления у парадного подъзда»: крестьяне пришли из дальних деревень с прошением к вельможе, но их не приняли, прогнали. Осуждение властей. Н С. Лесков. «Левша». Главный герой – Левша, блоху «аглицкую» подковал, но его талант не оценен по достоинству на родине: умирает в больнице для бедных. А М Горький. Повесть «Детство»: изображение «свинцовых мерзостей жизни». Судьба семьи ашириных. Н. В. Гоголь. «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин – «маленький ЧЕЛОВЕК», он отстаивает своё право на мечту. Л. Н. Толстой «После бала». Влюбленный герой после бала видит, как отец любимой руководит избиением шпицрутенами солдата. Разделённость двух Россий – России богатой и России бедной. В чем заключается смысл жизни человека А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» Поиск смысла жизни молодым героем, «лишний человек» - человек, не привыкший трудиться. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Несчастье Печорина, пол его собственному признанию, непонимание смысла своей жизни, он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применения. И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Главное в лучших героях романа -Андрее Болконском и Пьере Безухове – стремление к нравственному самосовершенствованию, Стремление «быть вполне хорошим, приносить добро людям.

45. Проблема воспитания. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)?

Л.Н.Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографическая трилогия Л. Толстого, главный герой Николенька Иртенев постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки. В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Трудные предвоенные годы сибирской деревни. Формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда. В. Г Распутин «Уроки французского». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести. Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. «Поучение» Владимира Мономаха. Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделялось огромное влияние: в «Поучении» говорится о вечных нравственных ценностях, о любви к родине, уважении к старшим, о необходимости доброты, верности… И А. Гончаров. «Обломов». В одной из важнейших частей романа раскрываются проблемы воспитания: в «Сне Обломова» показано, как атмосфера лени, нежелания трудиться, мыслить уродуют душу ребёнка. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Первая глава романа посвящена проблеме формирования характера Онегина. Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». Печорин сам осознает свой эгоизм, признается, что всем приносит несчастье. Таким его сделало воспитание.

45. Проблема значимости труда в жизни человека. М. М. Пришвин «Кладовая солнца» Митраша и Настя, маленькие дети, в годы ВОВ оставшиеся без родителей, упорным трудом заслужили уважение односельчан. А П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение. А. И. Солженицын «Матрёнин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и, хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей.

46. Какое влияние оказывает личность на ход истории? Л. Н. Толстой. «Война и мир» Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение.

47. Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным? 1. Н. Толстой. «Война и мир». Образы Кутузова, Наполеона, Александра 1. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без тисовки, без высоких фраз выполняют свой долг. 2. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет, т. е на личностей, и материал, «тварей дрожащих». Личность по его теории, способна творить историю. Он вспоминает Магомета, Наполеона, других великих людей, во имя «великих» по их мнению, целей совершают злодеяния, льют кровь неповинных людей. Теория Раскольникова терпит крах. И в том, и в другом романах истинная свобода в подчинении своих интересов интересам общества, в умении сделать правильный нравственный выбор. 3.Особенно ярко проблема свободы прослеживается в повести В Быкова «Обелиск»: учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерь, оставшись нравственно свободным человеком.

48. Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой». Остров, на котором веками жили люди, хотят затопить. Рядом с проблемами экологии встают проблемы нравственного характера, исторической памяти. М. Булгаков. «Роковые яйца»: профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации. «Собачье сердце». Профессор Преображенский пересаживает собаке Шарику часть мозга человека, превращая вполне симпатичного пса в отвратительного Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Нельзя бездумно вмешиваться в природу!

49. Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным. В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям. Г.Троепольский «Белый Бим, Черное Ухо». С. Есенин «Песнь о собаке»

50. Проблема влияниея природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы? М. Пришвин. «Кладовая солнца» Произведения Тургенева. Роль пейзажа в них

51. Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми) А. С Пушкин. «Евгений Онегин». «Эгоист поневоле», Онегин равнодушен к судьбам других людей, делает несчастливыми и исамого себя, и других людей. М. Ю Лермонтов. «Герой нашего времени». К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет… В. Г. Распутин «Живи и помни». Муж-дезертир тайком появляется в окрестностях родной деревни. Его жена Мария пытается спасти его, но людская молва страшнее: преследуемая односельчанами, понимая, что загнана обстоятельствами в тупик (она бремена, выдать мужа не может, но и жить во лжи страшно), Мария кончает жизнь самоубийством. Она самоотверженна, муж труслив и эгоистичен. В. Быков «Сотников».

52.Проблема нравственного выбора: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть не героем (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но умереть с достоинством. Сотников делает непростой нравственный выбор: гибнет, сохранив человеческий облик. Проблема доброты, всепрощения М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Образ Иешуа – образ Иисуса Христа, несущего в себе идею подлинной доброты и всепрощения. Он обо всех людях, даже о тех, кто несёт ему боль и страдания, говорит: «Добрый человек», прокуратора Иудеи, обрекшего его на мучительную смерть, он прощает, уходя с ним в вечность.

53. Проблема ответственности за свои дела Образ прокуратора Иудеи символизирует то, как человек может быть наказан за трусость. Из-за трусости он невинного Иешуа отправляет на казнь, на страшные муки, за что страдает и на земле, и в вечной жизни.

54. Проблема поиска смысла жизни Жизнь — это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней “с казённой надобностью”, задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо “жизнь трогает везде, достаёт” («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное “я”. Один из них — Пьер Безухов — герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». В начале своего пути Пьер далёк от истины: восхищается Наполеоном, вовлечён в компанию “золотой молодёжи”, участвует в хулиганских выходках наравне с Долоховым и Курагиным, слишком легко поддаётся грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. За одной глупостью следует другая: женитьба на Элен, дуэль с Долоховым... И как итог — полная утрата смысла жизни. “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить и что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?” — эти вопросы бессчётное количество раз прокручиваются в голове, пока не наступает трезвое осмысление жизни. На пути к нему и опыт масонства, и наблюдение за простыми солдатами в Бородинской битве, и встреча в плену с народным философом Платоном Каратаевым. Только любовью движется мир и живёт человек — к этой мысли приходит Пьер Безухов, обретая своё духовное “я”.

55. Проблема свободы выбора (выбора пути) Всем нам известна картина В.Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где начертано: “Направо пойдёшь — коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь — себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь — и себя, и коня потеряешь”. Повесил голову витязь: тяжко ему, надо путь выбирать, а выбор тот сопряжён с искушением, борьбой, лишениями и потерями. Загадка вечной души человеческой, однако, сокрыта в народной мудрости. Пойти направо — значит пойти стезёй правды, ложный путь кривды — это налево, а прямо — это путь восхождения “через тернии к звёздам”. И каждый из нас выбирает свой путь... Есть у писателя Ивана Шмелёва удивительная повесть «Неупиваемая чаша» о талантливом крепостном художнике Илье Шаронове. Повесть эта о духовной радости, о преодолении греха светом. Прознал барин Ляпунов о таланте холопа своего и послал его учиться в обитель живописцев — Вечный город Рим. Много новых имён узнал Илья в том городе: Тициана и Рубенса, Рафаэля и Тинторетто — великих художников Возрождения. Многому научился он в Ватиканской мастерской Терминелли. Написал по заказу кардинала церковную картину — лик святой Цецилии — не хуже именитых ватиканских мастеров. Пришла пора возвращаться, уговаривает его мастер остаться: “Велико твоё дарование, стань вольным в вольной стране”. Не мог принять Илья предложение учителя, потому что обещал народу своему вернуться в родные места и послужить ему верой и правдой. Вернувшись, написал два портрета: один Анастасии Ляпуновой в образе земной женщины, другой — в образе Девы Пречистой с нимбом на голове. Принял монастырь икону, названную «Неупиваемая чаша», и обладала она чудотворной силой — исцеляла больных и убогих. Сбылось напутствие русского рисовальщика Ивана Михайлова: “Помни, Илья: народ породил тебя — народу и послужить должен!” Таков был свободный выбор “несвободного” талантливого художника, крепостного Ильи Шаронова.

56. Проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней “Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности” (А.С. Пушкин). Человека, не помнящего родства своего, потерявшего память, Чингиз Айтматов назвал манкуртом («Буранный полустанок»). Манкурт — человек, насильно лишённый памяти. Это раб, не имеющий своего прошлого. Он не знает, кто он, откуда родом, не ведает своего имени, не помнит детства, отца и матери — одним словом, не осознаёт себя человеческим существом. Такой недочеловек опасен для общества — предупреждает писатель. Совсем недавно в преддверии великого праздника Победы на улицах нашего города опрашивали молодых людей, знают ли они о начале и окончании Великой Отечественной войны, о том, с кем мы воевали, кто такой Г.Жуков... Ответы были удручающими: молодое поколение не знает даты начала войны, имён полководцев, многие не слышали о Сталинградской битве, о Курской дуге... Проблема забвения прошлого очень серьёзна. Человек, не уважающий историю, не почитающий своих предков, — тот же манкурт. Так и хочется напомнить этим молодым людям пронзительный крик из легенды Ч.Айтматова: “Вспомни, чей ты? Как твоё имя? Твой отец Доненбай!”

57. Проблема утраты (обретения) цели в жизни “Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства свободного духа”, — писал А.П. Чехов. Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие как, например, в рассказе «Крыжовник». Герой его — Николай Иванович Чимша-Гималайский — мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик (“располнел, обрюзг... — того и гляди, хрюкнет в одеяло”). Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему нужны для жизни постоянное движение, развитие, волнение, совершенствование...

58. Проблема подлости, предательства и нравственной стойкости Честь и бесчестие, мужество, героизм и предательство, выбор жизненного пути — эти проблемы стали главными в романе В.Каверина «Два капитана». На примере главного героя романа Сани Григорьева воспитывалось не одно поколение советских мальчишек. Этот герой “сделал” себя сам. Оставшись сиротой, вместе с другом сбегает из дома, попадает в детский дом в Москве, знакомится с семьёй Татариновых и узнаёт о погибшей экспедиции «Святой Марии». Тогда он и решает разгадать её тайну. С упорством ищет доказательства, что к гибели капитана Татаринова имеет отношение его двоюродный брат — Николай Антонович Татаринов. На жизненном пути Саня не раз сталкивался с низостью и подлостью одноклассника Ромашки. Во время войны тот оставляет в лесу тяжелораненого Саню, забрав у него документы и оружие. Встретившись с Катей Татариновой, Ромашов обманывает её, говоря, что Григорьев пропал без вести. Но правда о предательстве всё расставила по своим местам: Ромашова арестовывают, Саня соединяется с Катей и после войны продолжает поиски экспедиции. “Бороться и искать, найти и не сдаваться” — жизненный принцип Сани Григорьева помогает ему выстоять в борьбе с лицемерами, клеветниками, предателями, помогает сохранить любовь, веру в людей, наконец, рассказать всю правду о пропавшей экспедиции капитана Татаринова.

59. Проблема равнодушия, нравственной чёрствости Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный автомобиль. В нём тепло, уютно, звучит музыка, изредка прерываемая голосом диктора. Две счастливые интеллигентные пары едут в театр — впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо на дороге фигуру женщины “с ребёнком, завёрнутым в одеяло”. “Ненормальная!” — раздаётся крик водителя. И всё — темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешься в мягком кресле партера и будешь заворожённо смотреть спектакль. Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадёжно испорчен. Ситуация “дежа вю”, как будто это уже было, — проносится мысль у героини рассказа А.Масс. Конечно, было — и не раз. Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и вся — явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писательница Анна Масс. В данной ситуации она — очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщина нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребёнок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявления милосердия. И как гадко ощущать своё бессилие в подобной ситуации, остаётся только представить себя на месте этой женщины, когда “мимо проносятся довольные собой люди в комфортабельных машинах”. Муки совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: “Я молчала и ненавидела себя за это молчание”. “Довольные собой люди”, привыкшие к комфорту, люди с мелкособственническими интересами — те же герои Чехова, “люди в футлярах”. Это и доктор Старцев в «Ионыче», и учитель Беликов в «Человеке в футляре». Вспомним, как едет “на тройке с бубенчиками пухлый, красный” Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, “тоже пухлый и красный”, кричит: “Прррава держи!” “Прррава держи” — это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной дороге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском “как бы чего не вышло” мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: “А вдруг этот ребёнок заразный? У нас тоже, между прочим, дети!” Духовное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту — мещане, обыватели, возомнившие себя “хозяевами жизни”.

60. Проблема взаимоотношения власти и человека Проблемы соотношения личности и тоталитарного государства, противоборства нравственной и безнравственной систем ценностей, рабской психологии, свободы выбора поднимаются в философской сказке-драме Е.Шварца «Дракон». Перед нами город Дракона, где на главном здании красуется надпись: “Людям вход безусловно запрещён!” Обратим внимание на то, что слово “безусловно” здесь не является вводным, а выполняет функцию категорического императива. И живут в этом городе “безрукие души, безногие души, легавые души, цепные души, окаянные души, дырявые души, продажные души, прожжённые души, мёртвые души”. В драконьем городе все одинаково мыслят, говорят хором, в особо важные дни проводят митинги, обсуждают заранее решённые вопросы. Все исправно скандируют: “Слава Дракону!” Главной добродетелью в городе считается послушание и дисциплина. Единомыслие, по мнению драматурга, и порождает мёртвые души. “Единомыслие — это даже хуже, чем безмыслие. Это минус-мысль, это тень мысли, её потустороннее состояние” (М.Липовецкий). Здесь всё покупается и продаётся, преследуется, убивается. Человек, находящийся внутри системы, никакой её деформации не замечает: он

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...