Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса

Пояснительная записка

 

Рабочая программа разработана на основе нормативно-правовых документов:

1. Приказа Министерства Образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373;

2. Приказа Министерства Образования и науки России от 26.11.2010г. №1241;

3. Приказа Министерства Образования и науки России от 22.09.2011г. №2357;

4. Закона «Об Образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г №273 ФЗ ст.14,15 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

5. Учебного плана муниципального общего образовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Тубинский;

6. Методических рекомендаций: «Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплина(модуля) субъект Российской Федерации: республики Башкортостан» автор составитель С.С. Пичугин.

 

· Общая характеристика учебного предмета

 

Основная цель обучения предмету:

– представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
- человек как биологическое существо;
- человек и другие люди;
- человек и мир природы;
- человек и общество;

Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями окружающего мира, объединёнными общими им закономерностями. Интегративный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, литературного чтения, основ безопасности жизнедеятельности), и позволяет реализовать их в интеллектуально- практической деятельности ученика.
Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности для расширения духовно-культурного пространства ребенка, для наполнения окружающего мира высокими образами искусства.
Русский язык служит основой для развития устной речи: для использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов деятельности (описание, повествование на заданную тему; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение создает условия для формирования целостного образа изучаемого предмета или явления.
Основы безопасности жизнедеятельности способствуют формированию личности гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии для 1 класса:

– Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и его образ жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темами: «Мы - школьники», «Ты и здоровье».

– Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Мы - школьники», «Мы и вещи».

– Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой «Родная природа».

– Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна; почему гражданин любит свою Родину, что значит любить свою родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой «Родная страна».

 

· Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

 

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

 

 

· Место учебного предмета в учебном плане

 

На изучение окружающего мира отводится по 2 часа на 33 недели, всего в учебный год 66 часов.

 

· Результаты изучения учебного предмета

Освоение программы «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

Личностные цели представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

овладение наиболее существенными методами изучения окружаю­щего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

использование полученных знаний в продуктивной и преобразую­щей деятельности;

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразо­ваний в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобще­ние, анализ, доказательства и др.);

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

· Основное содержание учебного предмета

 

Введение. Что такое окружающий мир. (1ч)

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.

Мы – школьники. (7ч)

Ты – первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.

Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Железнодорожный переезд», «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.

Ты и здоровье. (2ч)

Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.

Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.

Мы и вещи. (2ч)

Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.

ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

Родная природа. (14ч)

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).

Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.

Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.

ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).

Родная страна. (7ч)

Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.

Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь).

Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.).

Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.

Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

Экскурсии.

Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов. Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом.

Практические работы.

Уход за комнатными растениями, опыт «Состояния воды».

 

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся

 

№ п/п Наименование темы урока Кол-во часов Универсальные учебные действия (УУД) Дата проведения Примечание
По плану Фактич  
  Этот удивительный мир   понимать, что такое окружающий мир. понимать, что такое живая и неживая природа   01.09    
  Давай познакомимся   рассказывать о себе по плану: имя, фамилия, ласковое имя, любимое занятие; знать название своего города, страны, столицы. знать полное имя, домашний адрес;   03.09    
  Мы – школьники.   знать расположение помещений в школе; ориентироваться в расположении помещений; уважать труд работников школы; оказывать посильную 08.09    
  Правила поведения в школе   знать и соблюдать правила поведения в школе 10.09    
  Сентябрь – первый месяц осени.   знать признаки неживой и живой природы; знать сезонные изменения в природе; 15.09    
  Что нам осень подарила.     классифицировать по признаку «овощи-фрукты». 17.09    
  Грибная пора.   классифицировать по признаку: съедобные и несъедобные грибы 22.09    
  Семья. О маме.   Рассказывать о своей семье; Знать профессии мамы и папы; Описывать привычный быт и уклад своей семьи; рассказывать о своей маме; знать профессию мамы; оказывать маме посильную помощь; читать потешки о маме. 24.09    
  Любимые занятия. Воскресный день.   различать основные нравственно-этические понятия (сочуствие-равнодушие; трудолюбие-леность; послушание-непослушание). 29.09    
  Как из зерна получилась булка.   выполнять правила ролевой игры; работать со схемами; рассказывать о своей профессии. 01.10    
  Человек и домашние животные.   знать правила общения с животными; называть домашних животных 06.10    
  «Октябрь уж наступил…»   собрать природный материал; наблюдать за живой и не живой природой. 08.10    
  Явления природы.   наблюдать за живой природой. 13.10    
  Где ты живёшь?   знать маршрут «Школа – Дом». 15.10    
  Правила поведения на дорогах.   выполнять упражнения в рабочей тетради; знать, зачем нужны правила дорожного движения; знать дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный переход», «железнодорожный переезд», «разметка дороги», «зебра», «островок безопасности». 20.10    
  Ты и вещи.   рассказывать о профессиях: «Кем я хочу быть», «Что я буду делать?», «Что мне нужно для работы?»; выполнять самооценку работы. 22.10    
  Кто работает ночью.   рассказывать о профессии не называя её. 27.10    
  Что такое здоровье   выполнять режим дня; составлять свой режим дня. 29.10    
  Правила гигиены.   выполнять упражнения: правильная поза при чтении, просмотре телевизора; знать органы чувств, как их охранять. 05.11    
  О режиме дня.   выполнять режим дня; составлять свой режим дня. 10.11    
  Урок в спортивном зале.     12.11    
  Ноябрь – зиме родной брат.   называть основные изменения в природе в ноябре; рассказывать как дикие животные готовятся к зиме. 17.11    
  Звери – млекопитающие.   иметь представление о млекопитающих животных; знать отличительные признаки млекопитающих от других животных 19.11    
  Что мы знаем о птицах.   различать и классифицировать животных решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг» 24.11    
  Родной край. Дом, в котором ты живёшь.     знать различные объекты села и города. различать профессии, связанные с сельским хозяйством; промышленностью иметь представление о разных видах жилья человека 26.11    
  Зачем люди трудятся.   рассказывать о профессии не называя её. 01.12    
  «В декабре, в декабре все деревья в серебре…»   Определять и называть свойства воды, льда, снега. 03.12    
  Какой бывает вода?   работать с таблицей «Свойства воды в разном состоянии» умение работать коллективно 08.12    
  О дружбе Идем в гости.   Различать основные нравственно-этические понятия. знать и придерживаться правил этикета; умение строить диалог различать основные нравственно-эстетические понятия. 10.12    
  С наступающим Новым годом!   Знать новогодние традиции; Историю Нового года; 15.12    
  Январь – году начало, зиме середина   Называть основные изменения в природе в январе. Сравнивать лиственные и хвойные деревья. 17.12    
  Итоговый тест за I полугодие   Контроль знаний 22.12    
  Обобщающий урок   Повторить пройденные темы 24.12    
  Хвойные деревья.   Определять хвойные деревья. Работать с гербарием. Сравнивать ветки сосны и ели. 29.12    
  Жизнь птиц.   Различать и классифицировать животных. Решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг» 14.01    
  Наша страна - Россия   знать свою национальность; знать какие народы живут в России. 19.01    
    Природа России. Богата природа России.     иметь представление о тайге, хвойных, смешанных, лиственных лесах, иметь представление о разнообразии растений 21.01    
  Мы – россияне.   составлять описательный рассказ по картине; знать народное творчество своего народа: пение, танцы, сказки, игрушки 26.01    
  Народная сказка.   называть народные промыслы; узнавать предметы декоративного искусства разных народов России; пересказывать сказку; выразительно читать фольклорные произведения. 28.01    
  Февраль – месяц метелей и вьюг.   приметы февраля зимующие птицы   02.02    
  Звери – млекопитающие.   иметь представление о способах передвижения и питания млекопитающих животных; 04.02    
  Наш уголок природы.   различать представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обита-ния, способу движения); 09.02    
  Мы – граждане России.   составлять описательный рассказ по картине;знать основные права и обязанности 11.02    
  Урок-игра   Повторить и закрепить пройденные темы 23.02    
  О правилах поведения.   различать основные нравственно-этические понятия. 25.02    
  23 февраля – День защитника Отечества.   иметь представление об одном из государственных праздников 01.03    
  8 – е марта – праздник всех женщин   иметь представление об одном из государственных праздников 03.03    
  Март – капельник   называть приметы весны изменения в природе 08.03    
  Птичьи разговоры   называть приметы весны изменения в природе 10.03    
  Если хочешь быть здоров, закаляйся! Здоровая пища.   знать правила закаливания уметь правильно закаливать организм 15.03   17.03    
  Какое бывает настроение.   Викторина «Здоровье»       Повторить и закрепить пройденные темы 22.03   24.03    
  Апрель – водолей.   знать смысл понятия «животное – живое существо»;заполнять схемы 05.04    
  Весенние картинки   знать смысл понятия «животное – живое существо»;заполнять схемы 07.04    
  Весенние работы.   составлять описательный рассказ по иллюстрации; иметь представление об основных видах весенних работ 12.04    
  Кто работает на транспорте.   Знать основные виды транспортных средств; Иметь представления о мире профессий 14.04   19.04    
  Повторение.Викторина.   Повторить и закрепить пройденные темы 21.04    
    День космонавтики.   Женщины-космонавты   составлять описательный рассказ по иллюстрации. Знать, кто первым полетел в космос; имена известных советских космонавтов. 24.04   26.04    
  Май весну завершает, лето начинает. Лесные картинки   различать времена года. приметы весны приметы лета, летние мес 28.04   03.05    
  Жизнь земноводных весной.   знать, кто такие земноводные;иметь представление о фазах развития земноводного 05.05    
    Животное – живое существо.   различать животных; знать признаки живых существ 10.05    
  Может ли человек жить без жив.природы?     12.05    
  Береги природу   Сочинение рассказа по картинкам. 17.05    
  Ты – пешеход.   знать дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный переход», «железнодорожный переезд», «разметка дороги», «зебра», «островок безопасности». 19.05    
  Итоговый тест   Проверка ЗУН 24.05    

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса

 

1. Учебник «Окружающий мир» 1 класс (в 2-х частях), автор Н. Ф. Виноградова, М., «Вентана -Граф» 2011 г

2. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс, автор Н.Ф. Виноградова, М., «Вентана -Граф» 2011 г.

3. Таблицы («Времена года.», «Дикие животные», «Домашние животные»).

4. Папка «Окружающий мир» - дидактические материалы

5. Настольная игра «Правила дорожного движения».

 

Список литературы

 

1. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2011.

2. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2011.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...